Меню
Поиск



рефераты скачать Эффект замены и эффект дохода по Хиксу и по Слуцкому. Уравнение Слуцкого

Эффект дохода, который должен быть элиминирован при компенсированном повышении цен, может быть определен не только методом Хикса как в Главе 1, но и методом Слуцкого. Следовательно, очищенная от влияния эффекта дохода компенсированная кривая спроса может быть двух типов - кривая спроса по Хиксу, которую мы только что рассмотрели, и кривая спроса по Слуцкому.

Для её построения можно использовать  рис. 7. Отметим прежде всего, что две бюджетные линии KL и K'L' можно рассматривать как полученные вращением одной из них вокруг точки E1. Подобных прямых, проходящих через E1, может быть сколь угодно много. И каждая из них будет удовлетворять требованию РxX + РyY = 1. При фиксированном значении I вращение бюджетной прямой вокруг E1 можно интерпретировать как сохранение неизменной покупательной способности денег. Точки касания всех таких, проходящих через E1, бюджетных прямых со всеми возможными кривыми безразличия позволят построить кривую цена-потребление, элиминирующую эффект дохода по Слуцкому, а на ее основе и соответствующую скомпенсированную кривую спроса на товар X с постоянным (по Слуцкому) реальным доходом.

Взаимное расположение кривых безразличия трех типов (обыкновенной, скомпенсированной по Хиксу и скомпенсированной по Слуцкому) для нормальных и некачественных товаров показано на рис. 8.

2.2 Различия в подходах Слуцкого и Хикса.

Рассмотрим различия в подходах Хикса и Слуцкого, совместив их на одном рисунке (рис. 9).

Здесь KL - бюджетная прямая при номинальном доходе I и ценах Рx и Рy, ее уравнение  XРx+ YРy=I;

KL1 - бюджетная прямая при том же номинальном доходе I и ценах Рx + dРx и Рy (причем dРx < 0), ее уравнение  X(Рx + dРx) + YРy = I;

E0 и E1 - комбинации товаров X и Y до и соответственно после снижения цены X;

K'L' и K''L'' - вспомогательные соответственно по Хиксу и по Слуцкому. Их уравнения

Ih = X(Рx + dРx) + YРy|U = const

Is = X(Рx + dРx) + YРy|X, Y = const

h и s- комбинации товаров X и Y, отвечающие требованию неизменного реального дохода соответственно по Хиксу и по Слуцкому.

Теперь мы можем представить методы разложения общего результата изменения цены Рx по Хиксу и по Слуцкому в виде двух равенств:

(Х4 - Х1) = (Х4 - Х2) + (Х2 - Х1) (по Хиксу),      (1)

(Х4 - Х1) = (Х4 - Х2) + (Х2 - Х1) (по Слуцкому).      (2)

"Левые части уравнений (1) и (2) характеризуют общий результат изменения цены Рx в мере изменения объема спроса на товар X, и в обоих случаях они одинаковы. Правые части представляют суммы эффектов дохода и замены."[8] Разница в распределении общего результата на эффект дохода и эффект замены составляет Х3-Х2. В (1) эта величина входит в эффект дохода, в (2) - в эффект замены. Можно показать, что величина Х3-Х2→0 при dРx→0, так что при малых изменениях цены на товар Х подходы Хикса и Слуцкого дают практически одинаковый результат.

2.3 Уравнение Слуцкого.

Запишем равенства (1) и (2) в дифференциальной форме:

 


(по Хиксу)


 

(по Слуцкому)

Левые части (3) и (4) одинаковы и представляют общий результат изменения Рx при неизменных номинальном доходе I и цене РY. Здесь dX/dРX можно интерпретировать как наклон линии спроса на товар X, если Рx принять как аргумент, а объем спроса  как функцию.

"Правые части представляют, как и в (1) и (2), суммы эффектов дохода и замены. При этом в (4) Х1 = dI/dРx, поскольку при изменении Рx на dРx для приобретения прежнего товарного набора E0 (Х1, Y1) потребовалось бы компенсирующее изменение номинального дохода потребителя на Х1dРx, или в расчете на единицу изменения цены Х1dРx/dРx, т.е. Х1."[9]

Эффект замены dХ/dРX всегда отрицателен, так как цена и количество изменяются в противоположных направлениях.

Знак перед первым слагаемым правой части (эффект дохода) зависит от знака сомножителя dХ/dI. Данная величина будет зависеть от того, какой товар мы рассматриваем (качественный или нет, товар Гиффена). [10]

Очевидно, что изменение цены одного товара влияет на объем спроса не только данного, но и других товаров. Основываясь на ранее высказанных соображениях, мы можем разложить на эффект замены и эффект дохода и изменение объема спроса на товар Y в результате изменения цены товара X. Для этого модифицируем уравнение Слуцкого (4):


 

Левая часть (5) характеризует влияние изменения цены Рx на объем спроса на товар Y. Правая представляет сумму эффектов дохода и замены. В случае двух товаров (X, Y) эффект замены, как следует из рис. 9, положителен. При неизменной полезности снижение цены Рx приводит и к сокращению покупок товара Y (YS, YH < Y1), что является следствием убывающей предельной нормы замены MRS.

Таким образом, общий результат dY/dРx будет положительным или отрицательным в зависимости от сравнительной "силы" двух эффектов. На рис. 9 общий результат dY/dРx отрицателен, спрос на товар Y увеличивается с Y1 до Y2 в результате снижения Рx на dРx, поскольку отрицательный эффект дохода перекрывает положительный эффект замены.

2.4 Уравнение Слуцкого в коэффициентах эластичности.

Обратимся к уравнению Слуцкого (4). Данное уравнение позволяет не только исследовать влияние цены товара Х на объём спроса на этот товар. Также мы можем представить это уравнение в коэффициентах эластичности.

Умножив все члены уравнения (4) на Pх/X, получим

 

Левая часть (6) представляет не что иное, как коэффициент эластичности спроса на товар X - ex.

Первое слагаемое правой части можно представить как kxeI, где kx = XPx/I - доля расходов на товар X в общих расходах покупателя I, а eI - коэффициент эластичности спроса на товар X по доходу.

Второе слагаемое правой части характеризует эластичность спроса на товар X при неизменном реальном доходе, обозначим ее коэффициент - 

Таким образом, мы можем записать уравнение Слуцкого (4) в коэффициентах эластичности:

ex=kxeI + Ex                         (7)

Уравнение (7) показывает, что коэффициент эластичности спроса может быть разложен на два компонента, характеризующие эффекты дохода и замены, и относительная величина первого из них зависит от доли расходов на товар X в общих расходах потребителя (kx)- Из (7) также видно, что для невзаимозаменяемых товаров (Ex=0) эластичность спроса по цене пропорциональна эластичности спроса по доходу (фактор пропорциональности -kx).

Глава 3. Действие эффекта замены и эффекта дохода (на примере влияния налога на бензин в США)

Во времена нефтяного кризиса 1973—1974 гг. правительство США рассматривало вопрос об увеличении налога на бензин. "В 1993 г. в составе комплекса реформ по увели­чению бюджета было принято небольшое увеличение налога на бензин — на 7,5 цента. Это существенно меньше того, которое было необходимо (с 1 до 2 долл.) для поддер­жания цен на одном уровне с Европой."[11] Поскольку целью увеличения налога было в первую очередь снижение потребления бензина, а не увеличение государственного бюджета, то правительство также рассмотрело способы перераспределения совокуп­ных поступлений от налога в пользу потребителей. "Одним из популярных предложе­ний стала программа налогов с возвратом, при которой предлагалось возвратить нало­говые поступления в семейный бюджет в равных частях на душу населения. Была ли эта идея хороша?"[12]

Попробуем подсчитать воздействие такой программы за пять лет. Соответствующая эластичность спроса по цене составляет около -0,5. Предположим, что потребитель с низким доходом использует около 1200 галлонов в год, цена бензина— 1 долл. за гал­лон, а годовой доход потребителя составляет 9000 долл,

Рисунок 10 показывает воздействие налога на потребление бензина (график построен не в масштабе, чтобы эффекты, обсуждаемые нами могли быть видны достаточно отчетливо). Первоначальная бюджетная линия представлена отрезком АВ. и потребитель максимизирует полезность в точке С (на кривой безразличия U2), покупая 1200 галло­нов бензина к расходуя 7800 долл. на остальные товары. Если налог равен 50 центам за галлон, цена возрастает на 50% и новая бюджетная линия смещается в положение АD2. (Вспомним, что, когда цена меняется, а доход остается фиксированным, бюджетная ли­ния вращается вокруг точки начала координат.) При коэффициенте эластичности -0,5 потребление снизится на 25% — с 1200 до 900 галлонов, а выбор потребителя перемес­тится в максимизирующую полезность точку Е на кривом безразличия U1 (потому что при каждом 1% рост цены бензина спрос снижается на 0,5%).

"Предлагаемая программа, однако, частично нейтрализует этот эффект. Предположим, что налоговые поступления на человека равны примерно 450 долл. (900 галлонов х 50 цен­тов за галлон) и потребитель получает свои 450 долл. обратно. Как рост дохода повлияет на потребление бензина?"[13] Воздействие может быть показано на графике смещением бюджетной линии вверх на 450 долл. в позицию линии FJ, параллельной AD. Сколько бензина купит теперь наш потребитель? Эластичность спроса по доходу равна приблизительно 0,3. Так как 450 долл. представляют 5%-й рост дохо­да (450 долл. / 9000 долл. = 0,05). ожидаемый эффект от реализации предлагаемой  













РИС. 10. Воздействие налога с возвратом. Налоги на бензин были введены, когда потре­битель, первоначально покупая 1200 галлонов бензина, выбирал точку C. После введения налога бюджетная линия переместилась из положения АВ в положение АО и максимизирующим полезность набором стал Е с потреблением бензина 900 галлонов. После введения программы возврата налогов потребление возросло примерно до 913.5 галлона и перешло и точку Н. Несмотря на введение этой программы, потребление бензина упало и соответственно снизился уровень удовлетворения потребностей.

программы приведет к росту потребления на 1,5% (0,3 х 5%) от 900 галлонов, или на 13,5 галлона. Новый максимизирующий полезность выбор соответствует точке H. Не­смотря на программу, предусматривающую возврат налоговых поступлений, введение налога снизит потребление бензина на 286.5 галлона — с 1200 до 913,3 галлона. Так как эластичность спроса на бензин по доходу относительно низка, в результате возврата на­логовых поступлений эффект замещения будет превосходить эффект дохода и програм­ма приведет к сокращению потребления в целом.

Рисунок 10 показывает также, что программа установления налога на бензин с последующим возвратом налоговых поступлений несколько ухудшает положение сред­него потребителя с невысоким уровнем благосостояния, так как H лежит ниже кривой безразличия U2 . Зачем же вводить такую программу? Те, кто выступал за налоги на бензин считали, что таким образом США станут менее зависимыми от ОПЕК.

Заключение.

В заключении я подведу некоторые итоги проделанной мною работы по изучению одной из важнейших тем в разделе потребительского выбора.

Во-первых, при изменение цены на товар, на объём спроса будет влиять эффект дохода и эффект замены. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя. Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен. Благодаря эффекту замены возрастает объём потребления относительно подешевевшего товара Эффект дохода может и увеличивать, и сокращать потребление товара или быть нейтральным.

Во-вторых, существуют два различных подхода к этой проблеме, отличающиеся трактовкой реального дохода: подход Евгения Слуцкого и подход Дж. Хикса.

В-третьих, на основе теорий Хикса и Слуцкого могут быть построены скомпенсированные кривые спроса, которые отразят влияние эффекта замены на объём спроса на товар. Причём кривые спроса на товар будут иметь различный вид в зависимости от того с каким товаром мы имеем дело(качественный, некачественный, товар Гиффена).

В-четвёртых, Евгением Слуцким было выведено уравнение, которое разлагает общий эффект от изменения цены на эффект замены и эффект дохода. Это уравнение можно также записать в иной форме, в коэффициентах эластичности.

И наконец  теория эффекта замены и эффекта дохода достаточно широко применяется на практике, принимая различные формы.

Список использованной литературы:

1.       В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. Микроэкономика: Учебник СПб.: "Экономическая школа". 1997. Том 1. 503с

2.       Пиндайк Роберт С., Рубенфельд Дэниэл Л. Микроэкономика: Пер с англ.-М.: Дело,2000-808с

3.       Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник. 2-е издание- М.:МГУ им. М.В. Ломоносова. Издательство "Дело и сервис",1999.

4.       Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. д.э.н. проф. А.В. Сидоровича, 2-е издание- М.:МГУ им. М.В. Ломоносова. Издательство "Дело и сервис",2001.-832с

5.       Экономика: учебник, 3-е издание / Под ред. д.э.н. проф. А.С. Булатова.- М.: Юристъ,2002.-896с

6.       Микроэкономика / Под ред. Яковлевой Е.Б.- М.-СПб: "Поиск",1998-358с 

7.       Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: учебник для ВУЗов/ Пер с англ, под ред. Н.А.Фроловой. М.: Юнити, 1997. 767с.

8.       Алешина И.В. Поведение потребителей: учебное пособие для ВУЗов.- М.: Фаир-Пресс,2000.-384с.

9.       Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. Т. 1.–М, 1996.

10.   Курс экономической теории: Учеб. Под ред. М.Н. Чепурина.–Киров, 1997.

11.   Основы экономической теории и практики рыночных реформ в России: Учеб. пособие. Под ред. М.М. Загорулько.–М.: 1997.

12.   #"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] То есть потребитель,  максимизирующий полезность.

[2] В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. Микроэкономика: Учебник СПб.: "Экономическая школа". 1997. Том 1. С128

[3] Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. д.э.н. проф. А.В. Сидоровича, 2-е издание- М.:МГУ им. М.В. Ломоносова. Издательство "Дело и сервис",2001.-113с


[4] В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. Микроэкономика: Учебник СПб.: "Экономическая школа".1997. Том 1. С 130


[5] Пиндайк Роберт С., Рубенфельд Дэниэл Л. Микроэкономика: Пер с англ.-М.: Дело,2000-163с

[6]Пиндайк Роберт С., Рубенфельд Дэниэл Л. Микроэкономика: Пер с англ.-М.: Дело,2000- 164с.

[7] В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. Микроэкономика: Учебник СПб.: "Экономическая школа". 1997. Том 1. с132


[8] В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. Микроэкономика: Учебник СПб.: "Экономическая школа". 1997. Том 1. С 134


[9] В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. Микроэкономика: Учебник СПб.: "Экономическая кола". 1997. Том 1. С 133

[10] Более подробно это рассмотрено на стр. 6

[11] Пиндайк Роберт С., Рубенфельд Дэниэл Л. Микроэкономика: Пер с англ.-М.: Дело,2000-171с

[12] Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: учебник для ВУЗов/ Пер с англ, под ред. Н.А.Фроловой. М.: Юнити, 1997. 167с.

[13] Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: учебник для ВУЗов/ Пер с англ, под ред. Н.А.Фроловой. М.: Юнити, 1997. 170-179с.



Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.