Выдающиеся скульпторы Античной Греции
Санкт-Петербургский государственный
университет экономики и менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Культурология»
На тему «Выдающиеся скульпторы Античной Греции»
Выполнила студентка
Союзова Мария
г. Феодосия
2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.
ЗАРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ СКУЛЬПТУРЫ
ДРЕВНЕЙ
ГРЕЦИИ 4
1.1. Период с 900
по 575 гг. до н.э. 4
1.2. Период с 575
по 475 гг. до н.э. 5
ГЛАВА
2. ВЫДАЮЩИЕСЯ СКУЛЬПТОРЫ ЭПОХИ
АРХАИКИ 6
ГЛАВА
3. ВЫДАЮЩИЕСЯ СКУЛЬПТОРЫ ЭПОХИ
КЛАССИКИ 9
3.1. Мирон из
Элевтер 9
3.2. Величайшие
Фидий и Поликлет 10
3.3.
Представители поздней классики (Праксителъ,
Скопас
и Лисипп) 14
ГЛАВА 4.
СКУЛЬПТОРЫ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
ВВЕДЕНИЕ
Предмет исследования данного реферата –
выдающиеся скульпторы Античной Греции. На мой взгляд, эта тема является одной
из важнейших в изучении древнегреческой цивилизации, поскольку скульптура, как
и всё изобразительное искусство вообще, отражает всю жизнь и всю историю нации.
#"#_ftn1"
name="_ftnref1" title="">[1].
Греческая скульптура распространилась далеко
за пределы своей родины- на Малую Азию и Италию, на Сицилию и другие острова
Средиземноморья, на Северную Африку и другие места, где греки основывали свои
поселения. Греческие города находились даже на северном побережье Чёрного моря.
Нигде более скульптура не поднималась на такую
высоту – нигде более так не ценился человек, как в древнегреческой цивилизации.
Творения скульпторов Античной (Древней) Греции являются идеалом, каноном для
искусства множества более поздних цивилизаций. Не теряет оно своей актуальности
и в наши дни, когда формируются новые виды искусства, а общие взгляды на
искусство неоднократно пересматриваются и меняются.
ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ СКУЛЬПТУРЫ
ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
1.1. Период с 900 по 575 гг. до н.э.
Зачатки греческой скульптуры были очень
ничтожны. Древнейшему беотийскому стилю ваз соответствуют замечательные
глиняные женские фигурки, найденные в беотийских гробницах; их форма,
напоминающая собой колокол, обуславливается их одеждой, отстающей от тела.
Чрезмерно длинная шея, небольшая голова, отсутствие рта, резкий профиль и
орнаментный узор напоминают первобытный стиль Европы. Несколько хранящихся в
Афинском музее статуэток нагих женщин, исполненных из слоновой кости, в
пропорциях тела которых, при всей их геометрической угловатости, уже заметен
значительный шаг вперед, было найдено в аттических дипилонских гробницах.
Зачатки ваяния крупных фигур у греков, точно
так же как и зачатки их зодчества, надо искать в производстве из дерева.
Многочисленные деревянные идолы (ксоаны), считавшиеся свалившимися с неба,
напоминали позднейшим эллинам о начальном времени их пластики. Ни одной из
таких деревянных фигур не дошло до нас, но зато сохранилось много изваяний из
рыхлого известняка (poros) или из крупнозернистого островного мрамора. Более
или менее хорошо сохранившиеся произведения этого рода добыты главным образом
из остатков разрушенных персами сооружений в афинском Акрополе, а также на
Делосе и соседних с ним островах. Мужские статуи изображают молодых, безбородых,
нагих людей; женские статуи в одежде.
В противоположность всем этим каменным
изваяниям, отзывающимся деревянным стилем, сидячие статуи из Дидимэона, знаменитого
храма Аполлона в Дидимах, близ Милета, имеющие натуральную величину носят на
себе отпечаток первобытно азиатского каменного стиля. По своей величине,
положению и надписям эти портретные статуи первой четверти VIIв. Представляются
самыми древними произведениями ионической монументальной скульптуры.
Мы видели, как греческое искусство во всех его
отраслях под восточным, преимущественно западноазиатским, а также египетским
влияем вышло из своего первоначального грубого состояния и выработало национальный,
самостоятельный стиль, в котором внимательное, хотя и робкое наблюдение
природы соединялось со строжайшей закономерностью.
1.2. Период с 575 по 475 гг. до н.э.
Среди скульпторов этой эпохи мы встречаем
Ройка и Феодора Самосского. Ройку принадлежала бронзовая женская фигура,
называвшаяся, наверное, «Ночь» и стоявшая в Эфесе, близ храма Артемиды. Из
работ же Феодора известны преимущественно золотые изделия, например перстень,
изготовленный для Поликрата тирана самосского, и серебряный сосуд для
смешивания.
Современником этих художников был Смилид
которому принадлежало деревянное изображение Геры в ее Самосском храме.
Наиболее значительными из древнейших греческих
ваятелей из мрамора, по преданию, были уроженцы ионического острова Хиоса: Мелас,
Миккиад, Архерм, Бупал и Афенис.
Но первыми знаменитыми ваятелями из мрамора
считаются Дипойн и Скилид. Основатели хризэлефантинной техники.
Имя аттического художника сохранилось в одной
из дошедших до нас надписей – Аристокл. Он выставил свою подпись на прекрасной
надгробной стеле Аристиона.
Фронтонные группы Эгинского храма Афины – как
полагают, произведения Оната. На фронтонах были представлены битвы под Троей.
Обращаемся теперь к круглым пластическим
фигурам. Постепенные успехи разработки форм всего заметнее в женских статуях,
а именно в более свободном расположении складок на одеждах и в более
натуральном виде волос.
Мужские статуи последних времен архаизма уже
отмечены признаками того же прогресса. Можно выделить фигуры Апполона из
Пьомбино, Аполона, найденая в помпее.
Итак, мы видим, что греческое искусство ко
времени персидских войн достигло повсюдy почти одной и той же ступени развития
Время внешних влияний уже миновало искусство и художники различных частей
Греции стремились к взаимному обмену между собой личными благоприобретениями и
к дружественному равенству.
ГЛАВА 2. ВЫДАЮЩИЕСЯ СКУЛЬПТОРЫ ЭПОХИ АРХАИКИ
Период архаики – это период становления
древнегреческой скульптуры. Уже понятно стремление скульптора передать красоту
идеального человеческого тела, которое в полной мере проявилось в произведениях
более поздней эпохи, но слишком трудно еще было отойти художнику от формы
каменного блока, и фигуры этого периода всегда статичны.
Первые памятники древнегреческой скульптуры
эпохи архаики определяются геометрическим стилем (VIII в.). Это схематичные
фигурки, найденные в Афинах, Олимпии, в Беотии. Архаическая эпоха
древнегреческой скульптуры приходится на VII — VI вв. (ранняя архаика - около
650 — 580 гг. до н. э.; высокая — 580 — 530 гг.; поздняя - 530 - 500/480 гг.).
Начало монументальной скульптуры в Греции относится к середине VII в. до н. э.
и характеризуется ориентализирующими стилями, из которых наибольшее значение
имел дедаловский, связанный с именем полумифического скульптора Дедала. К кругу
«дедаловской» скульптуры относится статуя Артемиды Делосской, творение рук
ученика Дедала Ендия. И женская статуя критской работы, хранящаяся в Лувре
(«Дама из Оксера»). Серединой VII в. до н. э. датируются и первые куросы. К
этому же времени относится первая скульптурная храмовая декорация — рельефы и
статуи из Принии на острове Крит. В дальнейшем скульптурная декорация заполняет
поля, выделенные в храме самой его конструкцией — фронтоны и метопы в
дорическом храме, непрерывный фриз (зофор) — в ионическом. Наиболее ранние
фронтонные композиции в древнегреческой скульптуре происходят с афинского
Акрополя и из храма Артемиды на острове Керкира (Корфу). Надгробная,
посвятительная и культовая статуи представлены в архаике типом куроса и коры.
Архаические рельефы украшают базы статуй, фронтоны и метопы храмов (в
дальнейшем на место рельефов во фронтонах приходит круглая скульптура),
надгробные стелы. Среди знаменитых памятников архаической круглой скульптуры
— голова Геры, найденная возле ее храма в Олимпии, статуи Клеобиса и Битона из
Дельф, Мосхофор («Тельценосец») с афинского Акрополя, Гера Самосская, статуи из
Дидимы, Никка Архерма и др. Последняя статуя демонстрирует архаическую схему
так называемого «коленопреклоненного бега», использовавшегося для изображения
летящей или бегущей фигуры. В архаической скульптуре принят еще целый ряд условностей
— например, так называемая «архаическая улыбка» на лицах архаических скульптур.
В скульптуре архаической эпохи преобладают
статуи стройных обнаженных юношей и задрапированных молодых девушек — куросы и
коры. Ни детство, ни старость тогда не привлекали внимания художников, ведь
только в зрелой молодости жизненные силы находятся в расцвете и равновесии.
Раннее греческие скульпторы создавали образы Мужчины и Женщины в их идеальном
варианте.
В ту эпоху духовные горизонты необычайно
раздвинулись, человек как бы почувствовал себя стоящим лицом к лицу с
мирозданием и захотел постичь его гармонию, тайну его целостности.
Подробности ускользали, представления о конкретном «механизме» вселенной были
самые фантастические, но пафос целого, сознание всеобщей взаимосвязи — вот
что составляло силу философии и искусства архаической Греции[2].
Подобно тому как философия, тогда еще близкая
к поэзии, проницательно угадывала общие принципы развития, а поэзия — сущность
человеческих страстей, изобразительное искусство создало обобщенный человеческий
облик. Посмотрим на куросов, или, как их иногда называют, «архаических
Аполлонов». Не так важно, имел ли намерение художник изобразить действительно
Аполлона, или героя, или атлета. qh изображал Человека. Человек молод, обнажен,
и его целомудренная нагота не нуждается в стыдливых прикрытиях. Он всегда
стоит прямо, его тело пронизано готовностью к движению. Конструкция тела
показана и подчеркнута с предельной ясностью; сразу видно, что длинные
мускулистые ноги могут сгибаться в коленях и бегать, мышцы живота —
напрягаться, грудная клетка — раздуваться в глубоком дыхании. Лицо не
выражает никакого определенного переживания или индивидуальных черт
характера, но и в нем затаены возможности разнообразных переживаний. И
условная «улыбка» — чуть приподнятые углы рта — только возможность улыбки,
намек на радость бытия, заложенную в этом, словно только что созданном
человеке.
Статуи куросов создавались преимущественно в
местностях, где господствовал дорийский стиль, то есть на территории
материковой Греции; женские статуи — коры — главным образом в малоазийских и
островных городах, очагах ионийского стиля. Прекрасные женские фигуры были
найдены при раскопках архаического афинского Акрополя, возведенного в VI веке
до н. э., когда там правил Писистрат, и разрушенного во время войны с персами.
Двадцать пять столетий были погребены в «персидском мусоре» мраморные коры;
наконец их извлекли оттуда, полуразбитыми, но не утратившими своего необыкновенного
очарования. Возможно, некоторые из них исполнялись ионийскими мастерами,
приглашенными Писи-стратом в Афины; их искусство повлияло на аттическую
пластику, которая отныне соединяет в себе черты дорийской строгости с ионийской
грацией. В корах афинского Акрополя идеал женственности выражен в его
первозданной чистоте. Улыбка светла, взор доверчив и как бы радостно изумлен
зрелищем мира, фигура целомудренно задрапирована пеплосом — покрывалом, или
легким одеянием — хитоном (в эпоху архаики женские фигуры, в отличие от мужских,
еще не изображались нагими), волосы струятся по плечам вьющимися прядями. Эти
коры стояли на постаментах перед храмом Афины, держа в руке яблоко или цветок.
Архаические скульптуры (как, впрочем, и
классические) не были такими однообразно белыми, как мы представляем их
сейчас. На многих сохранились следы раскраски. Волосы мраморных девушек были
золотистыми, щеки розовыми, глаза голубыми. На фоне безоблачного неба Эллады
все это должно было выглядеть очень празднично, но вместе с тем и строго,
благодаря ясности, собранности и конструктивности форм, и силуэтов. Чрезмерной
цветистости и пестроты не было.
Поиски рациональных основ красоты, гармония,
основанная на мере и числе,— очень важный момент в эстетике греков.
Философы-пифагорейцы стремились уловить закономерные числовые отношения в
музыкальных созвучиях и в расположении небесных светил, считая, что гармония
музыкальная соответствует природе вещей, космическому порядку, «гармонии
сфер». Художники искали математически выверенные пропорции человеческого тела
и «тела» архитектуры В этом уже раннее греческое искусство принципиально
отличается от крито-микенского, чуждого всякой математике.
Таким образом, в эпоху архаики были заложены
основы древнегреческой скульптуры, направления и варианты ее развития. Уже
тогда были понятны основные цели скульптуры, эстетические идеалы и стремления
древних греков. В более поздние периоды происходит развитие и совершенствование
этих идеалов и мастерства древних скульпторов.
ГЛАВА 3.
ВЫДАЮЩИЕСЯ СКУЛЬПТОРЫ ЭПОХИ КЛАССИКИ
Классический период древнегреческой скульптуры
приходится на V — IV вв.до н.э. (ранняя классика или «строгий стиль» - 500/490
- 460/450 гг. до н.э.; высокая — 450 — 430/420 гг до н. э.; «богатый стиль» —
420 — 400/390 гг. до н. э.; поздняя классика — 400/390 - ок. 320 гг. до н. э.).
На рубеже двух эпох — архаической и классической — стоит скульптурный декор
храма Афины Афайи на о-ве Эгина. Скульптуры западного фронтона относятся ко
времени основания храма (510 — 500 гг. до н. э.), скульптуры второго
восточного, заменившие прежние, — к раннеклассическому времени (490 — 480 гг.
до н. э.). Центральный памятник древнегреческой скульптуры ранней классики —
фронтоны и метопы храма Зевса в Олимпии (около 468 — 456 гг. до н. э.). Другое
значительное произведение ранней классики — так называемый «Трон Людовизи», украшенный
рельефами. От этого времени дошел также ряд бронзовых оригиналов —
«Дельфийский возничий», статуя Посейдона с мыса Артемисий, Бронзы из Риаче.
Крупнейшие скульпторы ранней классики — Пифагор Регийский, Каламид и Мирон. О
творчестве прославленных греческих скульпторов мы судим, главным образом, по
литературным свидетельствам и поздним копиям их произведений. Высокая классика
представлена именами Фидия и Поликлета. Ее кратковременный расцвет связан с
работами на афинском Акрополе, то есть со скульптурной декорацией Парфенона
(дошли фронтоны, метопы и зофор, 447 — 432 гг. до н. э.). Вершиной
древнегреческой скульптуры были, no-видимому, хрисоэлефантинные статуи Афины
Парфенос и Зевса Олимпийского работы Фидия (обе не сохранились). Крупнейшие
скульпторы поздней классики — Праксителъ, Скопас и Лисипп, во многом
предвосхитившие последующую эпоху эллинизма.
3.1. Мирон из Элевтер
МИРОН, греческий скульптор 5 в. до н.э.,
представитель переходного периода в скульптуре от ранней классики к искусству
перикловского времени[3].
Родился в Беотии. Его деятельность определяется приблизительно серединой 5 в. -
временем побед трех атлетов, чьи статуи он изваял в 456, 448 и 444 до н.э.
Мирон был старшим современником Фидия и Поликлета и считался одним из
величайших скульпторов своего времени. Работал в бронзе, однако ни одно из его
произведений не сохранилось; они известны главным образом по копиям. Самое
известное произведение Мирона - Дискобол (Метатель диска). Дискобол изображен в
сложной позе в момент наивысшего напряжения перед броском. Скульптора
интересовали форма и соразмерность находящихся в движении фигур. Мирон был
мастером передачи движения в кульминационный, переходный момент. В хвалебной
эпиграмме, посвященной его бронзовой статуе атлета Ладаса, подчеркивается, что
тяжело дышащий бегун передан необычайно живо. Стоявшая на Афинском акрополе
скульптурная группа Мирона Афина и Марсий отмечена таким же мастерством в
передаче движения.
Страницы: 1, 2, 3
|