О степени развитости пейзажной живописи в рассматриваемый
период (4-6 века) свидетельствуют: 1. эстетические трактаты того времени,
посвящённые теории пейзажной живописи. 2. Жизнеописания конкретных исторических
лиц. Так, в жизнеописании крупнейшего теоретика живописи того времени Цзун
Бина, рассказывается, что когда он по причине преклонного возраста был вынужден
отказаться от совершения прогулок в горы, то расписал ограду своего жилища
изображениями гор и вод.
Кроме возникновения традиций пейзажной живописи и пейзажного
сада, формирование принципов и модели досугового времяпровождения привело к
окончательному формированию художественно-эстетического канона национальной
поэзии. Постепенно за поэзией закрепилась ещё одна общественно значимая функция
– эстетико-эмоциональная. Отныне стихотворный текст стал предназначаться для
демонстрации богатства внутреннего мира индивида, выражения его индивидуального
мировосприятия и психо-эмоционального состояния, включая любовные переживания,
и кроме того приобрёл самостоятельное эстетическое значение.
Вопрос 3. Эстетическая мысль
Средневековой Японии.
Японская цивилизация сформировалась в результате сложных и
разновременных этнических контактов. Это определило ведущую особенность
мировосприятия японцев – способность к творческому усвоению знаний и навыков
других народов. Особенно эта черта становится заметной в эпоху возникновения
ранней государственности на островах. Жизнь в постоянном ожидании стихийных
разрушений, драгоценность малого количества пригодной для обработки земли
сыграли свою роль в формировании менталитета и эстетических взглядов японцев.
Суровые природные условия приучали людей довольствоваться удобными для
переноски предметами, способствовали изобретению рациональных, рассчитанных на
частые перестройки конструкций.
Японская культура в отличие от индийской и китайской на
рубеже средних веков только рождалась, поэтому ей был присущ повышенный
динамизм и особенная чуткость к восприятию чужеземных влияний. Однако, присущие
народному сознанию чувство меры и склонность к поэтизации вещей и явлений
повседневности определили неповторимое своеобразие японской культуры. Она
переплавила в своих недрах всё иноземное, сделав его неотъемлемой частью
самобытного народного духа.
В целях преодоления идейно-политической раздробленности
японские правители обратились к буддизму, с помощью которого была оформлена
общегосударственная идеология.
Приход буддизма вызвал качественный скачёк в развитии
архитектуры и изобразительного искусства в Японии. Первые буддийские храмы,
создававшиеся на японской земле, хотя и носили следы влияния своих корейских и
китайских прототипов, отличались отсутствием в них помещений для молений. Они
традиционно ориентировались с юга на север, в направлении зоны повышенной
сакральности ( по представлениям японцев). Непременным атрибутом буддийских
храмовых комплексов являются размещенные в северной части главный алтарный зал
со скульптурными изображениями Будды.
Музыкальная жизнь
В эпоху Хэйан под влиянием конфуцианства придворная
музыкальная жизнь была организована по примеру Китая: т.е. было учреждено
музыкальное управление, формировались кланы профессиональных музыкантов. При
дворе начали складываться образы собственно японской музыки (вагаку),
соправаждавшей танцы по сюжетам легенд. В японской культуре музыка и
танцевальная драма были тесно переплетены.
Наиболее ранними и самыми экзотическими из всех традиционных
театральных жанров были: 1. ритуальная танцевальная драма, проникшая в страну
из Индии. 2. культовое музыкально- хореографическое представление, воспринятое
из Китая.
Для драмы характерны огромные в полметра высотой деревянные
маски. Они утрировали черты лица воспроизводимых персонажей индийских мифов и
рассчитывались на восприятие издалека.
Музыкальные представления характерезуются значительным
элементом пантомимы. Танцы исполнялись парами. Давались представления под
открытым небом и чаще всего выступали как составная часть придворных церемоний.
Скульптура. Живопись. Популярными становятся образы
многоруких и многоликих богов, символизировавших природные стихии. Излюбленными
материалами скульпторов стали дерево и лак. В эпоху Хэйан рождается
национальный живописный стиль Ямато-э, противопоставлявшийся китайской
живописи. Живопись очень быстро вошла в быт знати. Художники расписывали ширмы,
веера, украшали почтовую бумагу, иллюстрировали художественные произведения.
Эпоха Сёгуната (12 -13 века).
Вступление Японии в эпоху зрелого феодализма было
ознаменовано приходом к власти военно-феодального сословия самураев и созданием
сёгуната т.е. государства, возглавляемого военным правителем.
Литература: Литературные произведения создавались главным
образом для самураев, отражали их мировоззрение и неписанный кодекс поведения –
бусидо, включавший заимствованные из буддизма методы самоконтроля и медитации
как средства выработки у самураев мужества, идеи патриотизма и преданности
своему государю.
Ведущим жанром самурайской литературы стали историко -
героические повести. Они рождались в устном виде среди воинов, не приобщённых к
письменной культуре. Затем они разносились по стране бродячими
монахами-слепцами, складывались в циклы и в таком виде приходили в монастыри,
где и записывались.
Садовое искусство: Искусство сада было призвано создавать у
человека иллюзию большого пространства и погрузить его в идеальный мир, далёкий
от житейской суеты. Иллюзия пространства достигалась разными средствами, что
повлияло на развитие двух основных типов сада: 1. плоский, из песка и камней
покрытым мхом (хиранива). 2. и сочетающий плоскую поверхность с возвышенностью
(цукияма). Сады при храмах предназначались для созерцания из интерьера.
Литература и театр: Усиление демократических начал в
литературе вызвало появление простонародной повести (отогидзоси) и комической
поэзии (хайкай). Городская проза рождалась как упрощённая версия придворных
моногатари (воинских эпопей), буддийских книг или как литературная обработка
эпических жанров фольклора. Этим обусловлена краткость текста, динамичность
сюжетов, а финал с моралью. Первоначально такие повести создавались
аристократами, монахами, самураями, а с 17 века широкими демократическими
слоями города.
Народным творчеством был введён в жизнь и новый драматический
жанр – театр кабуки (кабуки – от японского «мастерство музыки и танца»). С
момента своего основания театр находился в оппозиции к феодальному
правительству Японии, продолжавшейся все 250 лет правления Токугава, и оказавшей
влияние на формирование ряда особенностей искусства кабуки. Первым танцовщиком
кабуки в Киото в 1603 г. Был Идзумо О-Куни, группа его состояла в основном из
женщин. С 1629 г. Играть разрешалось только мужчинам из соображений приоритета.
Так закрепилась традиция привлекать в театр мужчин, исполнявших женские роли в
женских одеждах.
Миротворческая роль искусства в этот период особенно
возросла. Официальной философией становится конфуцианство, а одна из его
заповедей гласила: « Тот, кто развлекает, несёт земле мир, тот, кто правит –
порядок».
Живопись: В 18 веке завершилось оформление ведущих
национальных школ живописи и гравюры. Впервые героями искусства стали актеры
театра кабуки, гейши (т.е. профессиональные танцовщицы, певицы, развлекающие
посетителей чайных домиков или гостей на приемах), торговцы. Наиболее
соответствовало вкусам народных масс направление Укиё-э, родившееся в 17 веке,
означающее (буквально) – «картины повседневной жизни». На них изображались
бытовые сцены, пейзажи, жизнь и творчество актеров кабуки, любовные сцены и
портреты красавиц.
Соединение литературы, каллиграфии и живописи во имя создания
целостного художественно-поэтического образа присуще живописцам и граверам
южной школы и направлению «живопись преосвященных». Для них характерна
экспрессивная манера рисунка и подписей философско-политического содержания.
Визитной карточкой школы стало изображение бамбука, растения, символизирующего
образ мудрого и стойкого к невзгодам учёного.
Декоративно-прикладное искусство: С усилением внимания к
предметному миру в 17-18 вв. наблюдается расцвет декоративно-прикладного
искусства. Художники часто создавали произведения разных жанров живописи,
гравюры, керамику, расписывали ширмы, веера, кимоно.
В 17-18 вв. возникает новый тип керамики, яркой, украшенной
многоцветными росписями с добавлением золота по белому или чёрному фону. Это
резко контрастировало с изделиями предыдущих эпох, когда в керамике,
изготавливавшейся без гончарного круга, ценились первозданность материала и
кажущаяся случайность неяркой окраски. С керамикой и лаком соперничал своей
нарядностью фарфор, изготавливавшийся с 17 века.
Поскольку власти запрещали горожанам использовать в одежде
дорогие ткани, развивается искусство оформления простых тканей замысловатыми
рисунками. Национальная одежда кимоно по рисунку должна соответствовать времени
года, а по цвету – возрасту, характеру и даже настроению владельца. С развитием
национального костюма связано появление специфического вида декоративного
искусства – нэцке. Японский костюм не имеет карманов, поэтому чтобы к поясу на
шнуровке прикрепить необходимые предметы (кисет, трубку, коробочку с печатью),
стали использовать нэцке – брелок – пуговицу. Такие подвески создавали из
дерева, слоновой кости, янтаря, металла, форфора.
Заключение
Эволюция культуры Средневековой Японии обнаружило заметное
сходство с общемировыми процессами культурного развития, которым подчиняется
большинство стран цивилизованного региона. Родившись на национальной почве, она
впитала в себя многие черты культуры индо-китайского региона,и не потеряла при
этом своеобразия. Переход от религиозного мировоззрения к светскому наблюдается
во многих странах мира, начиная с 16 века. В Японии процесс секуляризации
культуры, хотя и имел место, однако был сильно заторможен изоляцией страны при
сёгунах Тогукава, стремившихся к консервации феодальных порядков. На протяжении
всех этапов своего развития Японская культура отличалась особенной чуткостью к
красоте, способностью привносить её в мир повседневности, трепетным отношением
к природе и одухотворением её стихий, сознанием неразрывности мира
человеческого и божественного.
Вопрос 4. Культура Арабского Востока.
Под средневековой культурой Арабского Востока (5- 16 вв.)
подразумевают культуру Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации и в
которых сложилась арабская народность – Иран, Сирия, Палестина, Египет и др.
страны. Процесс арабизации по историческим меркам был стремительным, однако он
имел свою довольно длительную предысторию. Ведущую роль в нём сыграли племена,
населявшие Аравийский полуостров.
Основная часть территории Аравии – степи, пустыни и
полупустыни; лишь незначительная часть земель была пригодна для занятия
земледелием. Большинство населения полуострова составляли кочевники – бедуины,
которые называли себя арабами – слово «араб» означало «лихой наездник». В среде
кочевых племён и зародился ислам – будущая мировая религия, оказавшая
исключительно сильное влияние на страны Востока и быстро распространившаяся и
принятая всеми жителями Аравийского полуострова.
Ислам возник вначале 7 в. Н.э. Основателем ислама был
религиозный человек – пророк Мухаммед. Мухаммед рано осиротел и его воспитывали
дедушка, а затем дядя, богатый торговец. Мухаммед не интересовался торговлей, а
всё больше интересовался вопросами веры. В 610 г. Пророк впервые выступил с
проповедью в Мекке.
Литература. В первые века ислама искусство рифмовать
становится в больших городах придворным ремеслом. Отношение арабов к поэтам при
всём их восхищении поэзией, не было однозначным. Они верили, что вдохновение,
помогающее писать стихи, даётся им от бесов, шайтанов: те подслушивают
разговоры ангелов, а затем рассказывают о них жрецам и поэтам. Кроме того
арабов почти не интересовала конкретная личность поэта. Они считали, что о
поэте следует знать немногое: велико ли его дарование и сильна ли его
способность к ясновидению.
В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно
переплетены: стихи самым естественным образом включались и в любовные
повествования, и в медицинские трактаты, и в героические истории, и в
философские и исторические произведения, и даже в официальные послания
средневековых правителей. И вся арабская литература была объединена
мусульманской верой и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно.
В 10-15 вв. постепенно сложился знаменитый сейчас на весь мир
сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь». В основе их лежали
переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний, действие
которых было перенесено в арабскую придворную и городскую среду, а также
собственно арабские сказки. Это сказки про Али-бабу, Алладина, Синбада-морехода
и т.д.
Непреходящую мировую славу принесли Омару Хайяму (1048-1122),
персидскому поэту, учёному, его стихи – философские, гедонистические и
вольнодумные рубаи.
Архитектура. Искусство. Следует сказать, что средневековая
арабская архитектура развивалась на основе переработки арабами, прежде всего,
греческих, римских и иранских художественных традиций. Наиболее известные
памятники архитектуры того времени мечеть Амра в Фустате и соборная мечеть в
Куфе, созданные в 7 в. тогда же был построен знаменитый храм «купол скалы» в
Дамаске, отделанный мозаикой и разноцветным мрамором. С 7-8 вв. мечети имели
прямоугольный двор, окружённый галереями, многоколонный молитвенный зал. С 10 века
здания начинают украшать изящными растительными и геометрическими орнаментами,
в которые были включены стилизованные надписи – арабская вязь. Такой орнамент,
европейцы его называли арабеска, был построен по принципу бесконечного развития
и ритмического повторения узора.
С 12 в. начало развиваться искусство миниатюр, в том числе
книжной. А изобразительное искусство ушло в ковровость, его характерными
чертами стали цветистость и узорчатость. Сочетание ярких красок, однако было
всегда строго геометрично и подчинено мусульманской символике.
Арабы считали лучшим для глаз цветом красный- это был цвет
женщин, детей и радости. Насколько был любим красный, настолько презираем
серый. Белый, черный и фиолетовый цвета трактовались как цвета траура, отказа
от радостей жизни. Особенно выделялся в исламе зелёный цвет, имевший
исключительный престиж.
Заключение.
Таким образом. Вся средневековая арабская культура,
повседневный быт и образ жизни людей, нормы морали в обществе развивались под
воздействием Исламской религии. Наибольший расцвет арабской культуры пришёлся
на 8-11вв. влияние ислама обусловило неразвитость в арабской культуре живописи
и скульптуры, предопределив уход изобразительного искусства в ковровость.
Литература:
Основная
1.
*Борев
Ю.Б. Эстетика: учебник. – М.:Высш. Шк., 2002.
2. *Кривцун О.А. Эстетика:
учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000.
3. *Профессиональная этика и
эстетическая культура сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие
/ авт. кол.: В.А Балашов, Н.М. Дудин, Н.И. Зайцев, Н.М. Морозова, В.С.
Остапенко, В.Н. Пристенский. – Воронеж: ВВШ МВД России, 1998.
4. *Яковлев Е.Г. Эстетика:
учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003.
Дополнительная:
1.
*Кондрашов
В.А. Этика. Эстетика: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 1998.
2.
*Николаев
Ю.П. Основные эстетические категории и их значение в деятельности органов
внутренних дел: лекция. – М.: МВШМ МВД России, 1993.
Страницы: 1, 2
|