При оценке проектов наиболее существенными представляются следующие
виды неопределенности и инвестиционных рисков.
1. Риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и
текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли
2. Внешнеэкономический риск (возможность введения ограничений на
торговлю и поставки, закрытия границ и тому подобное)
3. Неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных
социально-политических изменений в стране или регионе
4. Неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических
показателей, параметрах новой техники и технологии
5. Колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и тому подобное,
6. Неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных
бедствий
7. Производственно-технологический риск (аварии и отказы оборудования,
производственный брак и тому подобное)
8. Неопределенность целей, интересов и поведения участников
9. Неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой
ситуации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов
договорных обязательств).
Наиболее
точным является метод формализованного описания неопределенности. Применительно
к видам неопределенности, наиболее часто встречающимся при оценке
инвестиционных проектов, этот метод включает следующие этапы:
1)
описание
всего множества возможных условий реализации проекта (либо в форме
соответствующих сценариев, либо в виде системы ограничений на значения
основных технических, экономических и тому подобное параметров проекта) и
отвечающих этим условиям затрат (включая возможные санкции и затраты,
связанные со страхованием и резервированием), результатов и показателей
эффективности;
2)
преобразование
исходной информации о факторах неопределенности в информацию о вероятностях
отдельных условий реализации и соответствующих показателях эффективности или
об интервалах их изменения;
3)
определение
показателей эффективности проекта в целом с учетом неопределенности условий его
реализации - показателей ожидаемой эффективности.
5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
5.1. Общая экономическая
эффективность инноваций
Методическими
рекомендациями по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования
(утвержденными Госстроем, Министерством экономики, Министерством финансов и
Госкомпромом РФ №7-12/47 от 31 марта 1994 г.) установлены следующие основные
показатели эффективности инновационного проекта (рис. 5.1.):
1. Коммерческая (финансовая)
эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его
непосредственных участников.
2. Бюджетная эффективность,
отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального,
регионального и местного бюджетов.
3. Народнохозяйственная
экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с
реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов
участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.
Показатели
эффективности инновационного процесса
Рисунок 5.1.
Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта определяется
соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму
доходности. Коммерческая эффективность может рассчитываться как для проекта в
целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов по правилам. При этом
в качестве эффекта на t-шаге (Эt) выступает поток реальных денег.
В рамках каждого вида деятельности происходит приток Пi (t) и отток Оi
(t) денежных средств. Обозначим разность между ними через Фi(t):
Фi(t)
= Пi(t) - Оi(t),
где
i = 1, 2, 3.
Приток
реальных денег Ф(t) называется разность между притоком и оттоком денежных
средств от инвестиционной и операционной деятельностью в каждом периоде
осуществления проекта (на каждом шаге расчета)
Ф(t)
= [П1(t) - О1(t)] + [П2(t) - О2(t)] = Ф1(t) – Ф’(t)
Показатели
бюджетной эффективности отражают влияние результатов Осуществления проекта на
доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного)
бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для
обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной и региональной поддержки,
является бюджетный эффект.
Бюджетный эффект (Bt) для t-шага осуществления проекта определяется как
превышение дохода соответствующего бюджета (Dt) над расходами (Pt) в связи с
осуществлением данного проекта
Bt
= Dt - Pt
Интегральный бюджетный эффект В рассчитывается по формуле как сумма
дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных
доходов бюджета (Dинт) над интегральными бюджетными расходами(Pинт).
Показатели народнохозяйственной экономической эффективности отражают
эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом,
также для участвующих в осуществлении проекта регионов (субъектов федерации),
отраслей, организаций.
При расчетах показателей экономической эффективности на уровне народного
хозяйства в состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении):
— Конечные производственные
результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынке всей
производственной продукции, кроме продукции, потребляемой российскими
организациями-участниками). Сюда же относится и выручка от продажи имущества и
интеллектуальной собственности (лицензий на право использовать изобретения,
ноу-хау, программ для ЭВМ и тому подобное), создаваемые участниками в ходе
осуществления проекта
— Социальные и экономические
результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников
проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах
— Прямые финансовые результаты
— Кредиты и займы иностранных
государств, банков и фирм, поступления от импортных пошлин и тому подобное
Необходимо
учитывать также косвенные финансовые результаты: обусловленные осуществлением
проекта изменения доходов сторонних организаций и граждан, рыночной стоимости
земельных участков, зданий и иного имущества, а также затраты на консервацию и
ликвидацию производственных мощностей, потери природных ресурсов и имущества от
возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Социальные,
экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной
оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной
эффективности и учитываются при принятии решения о реализации и/или о
государственной поддержке проектов.
В
состав затрат проекта включаются предусмотренные в проекте и необходимые для
его реализации текущие и единовременные затраты всех участников осуществления
проекта, исчисленные без повторного счета одинаковых затрат одних участников в
составе результатов других участников.
Поэтому
не включаются в расчет:
— затраты организаций -
потребителей некоторой продукции на приобретение ее у изготовителей - других
участников проекта;
— амортизационные отчисления по
основным средствам, созданным (построенным, изготовленным) одними участниками
проекта и используемыми другими участниками;
— все виды платежей российских
организаций-участников в доход государственного бюджета, в том числе налоговые
платежи. Штрафы и санкции за невыполнение экологических нормативов и санитарных
норм учитываются в составе народнохозяйственных затрат только в том случае,
если экологические последствия нарушений норм не выделены особо в составе
экологических результатов проекта и не включены в состав результатов проекта в
стоимостном выражении;
— проценты по кредитам
Центрального банка РФ, его агентов и коммерческих банков, включенных в число
участников реализации инвестиционного проекта;
— затраты иностранных
участников;
— основные средства, временно
используемые участником в процессе осуществления инвестиционного проекта,
учитываются в расчете одним из следующих способов;
— остаточная стоимость основных
средств на момент начала их привлечения включается в единовременные затраты; на
момент прекращения единовременные затраты уменьшаются на величину (новой)
остаточной стоимости этих средств;
— арендная плата за указанные
основные средства за время их использования включается в состав текущих затрат.
При
расчетах показателей экономической эффективности на уровне региона (отрасли) в
состав результатов проекта включаются:
— региональные (отраслевые)
производственные результаты; выручка от реализации продукции, произведенной
участниками проекта, организациями региона (отрасли), за вычетом потребленной
этим же или другими участниками проекта организациями региона (отрасли);
— социальные и экологические
результаты, достигаемые в регионе (в организациях отрасли)
— косвенные финансовые
результаты, получаемые предприятиями и населением региона (организациями
отрасли).
В состав затрат при этом включаются только затраты организаций -
участников проекта, относящихся к соответствующему региону (отрасли) также без
повторного счета одинаковых затрат и без учета затрат одних участников в
составе результатов других участников.
При расчетах показателей экономической эффективности на уровне
организации в состав результатов проекта включаются:
— производственные результаты;
— выручка от реализации
произведенной продукции, за вычетом израсходованной на собственные нужды
социальные результаты в части, относящейся к работникам организации и членам
их семей.
В состав затрат при этом включаются только единовременные и текущие
затраты организации без повторного счета (в частности, не допускается
одновременный учет единовременных затрат на создание основных средств и текущих
затрат на их амортизацию).
Принятие решений по инвестированию осложняется различными факторами: вид
инвестиций, стоимость инвестиционного проекта, множественность доступных
проектов, ограниченность финансовых ресурсов, риск и тому подобное Очевидно,
что решения должны приниматься в условиях, когда имеется ряд альтернативных или
взаимно независимых проектов. В этом случае необходимо сделать выбор одного или
нескольких проектов, основываясь на каких-то критериях.
Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид
управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных
и неформализованных методов. Какого-то универсального метода, пригодного для
всех случаев жизни, не существует.
В результате инновационной
деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые
или усовершенствованные технологические процессы, появляются новые формы
организации и управления различными сферами экономики и ее структурами.
Результаты инновационной деятельности выражаются в виде инновационной
продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму или быть в
неовеществленной форме (например «ноу-хау»).
Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними права.
Возникает такое юридическое понятие, как интеллектуальная собственность. Данное
понятие предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию
интеллектуальной собственности в 1967 г. Задача Всемирной организации
интеллектуальной собственности состоит в содействии ее охране. В России
законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована
Конституцией Российской Федерации (ст. 44).
Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В Гражданском
кодексе Российской Федерации (ст. 138) установлено такое средство индивидуализации
продукции — товарный знак. В Законе Российской Федерации «О товарных знаках,
знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» дается
следующее определение:
«Товарный знак и знак обслуживания (далее — товарный знак ТЗ) — это
обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних
юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее товаров)
других юридических или физических лиц». Товарным знаком может быть
оригинальное графическое изображение, сочетание цифр, букв и т.п.
Право на использование товарных знаков получают посредством их
регистрации. Во всем мире товарные знаки применяются и защищаются. Товарные
знаки играют важную роль как для производителей и продавцов, так и для
покупателей новшеств. Они указывают, кто несет ответственность за определенный
товар.
Однородная продукция может выпускаться разными производителями,
распространяться разными продавцами. Причем и производители, и продавцы могут
иметь свои товарные знаки. Именно товарный знак служит ориентиром, основанием
при выборе товара. Если покупатель будет удовлетворен приобретенным товаром,
в дальнейшем он будет руководствоваться товарным знаком.
Товарный знак выполняет следующие функции:
-
служит
ориентиром при выборе товара;
-
указывает
на наличие соответствующего качества товара;
-
выделяет
товар из однородных товаров других производителей;
-
показывает
источник происхождения товара, так как информация о владельцах товарных знаков
внесена в реестр товарных знаков, зарегистрированных в Патентном ведомстве;
-
рекламирует
товар, так как обеспечивает производителю известность, что стимулирует и
сохраняет спрос на товары;
-
позволяет
производителю или продавцу занять определенное положение на рынке благодаря
признанию товарного знака.
Товарный знак входит в состав
нематериальных активов, является предметом лицензионных соглашений и объектом
охраны промышленной собственности (составной частью интеллектуальной
собственности).
Результатом инновационной деятельности являются и ноу-хау («знаю, как»),
которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания,
опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического,
административного, финансового и иного характера. Использование «ноу-хау»
обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их
получившему.
«Ноу-хау» могут быть незапатентованные технологические знания и
процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по проектированию,
расчетам, строительству и производству изделий; проведению научных исследований
и разработок; состав и рецепты материалов, веществ и др., а также опыт в
области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов.
Следствием инновационной деятельности являются новые
художественно-конструкторские (дизайнерские) решения внешнего вида изделия —
промышленные образцы. Промышленные образцы отражают единство технических,
функциональных и эстетических свойств изделия, входят в состав нематериальных
активов, являются предметом лицензионных соглашений и объектом охраны
промышленной собственности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|