2. Напряженные (неполные) интервалы, при
которых очередная нагрузка попадает на состояние некоторого недовосстановления.
При этом не обязательно будет происходить существенное изменение внешних
количественных показателей (в течение известного времени), но возрастает
мобилизация физических и психических резервов организма человека.
3. Минимакс интервал. Это
наименьший интервал отдыха между упражнениями, после которого наблюдается
повышенная работоспособность (суперкомпенсация), наступающая при определенных
условиях в силу закономерностей восстановительных процессов в организме.
Характер отдыха между
отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе
занимающийся не выполняет никакой работы, при активном — заполняет паузы
дополнительной деятельностью.
При выполнении упражнений со скоростью,
близкой к критической, активный отдых позволяет поддерживать дыхательные
процессы на более высоком уровне и исключает резкие переходы от работы к отдыху
и обратно. Это делает нагрузку более аэробной.
4.
Методы воспитания выносливости
Основными методами развития общей
выносливости являются: 1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой
умеренной и переменной интенсивности; 2) метод повторного интервального
упражнения; 3) метод круговой тренировки; 4) игровой метод; 5)
соревновательный метод.
Равномерный метод. Характеризуется непрерывным
продолжительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. Продолжительность
работы в зависимости от уровня подготовленности занимающихся составляет от
10-15 мин до 60-90 мин. Работа менее 4-5 мин малоэффективна, так как не
успевают развернуться дыхательные процессы и вывести кислородотранс-портную
систему (сердце, сосуды, дыхание) на максимальный уровень потребления
кислорода.
Интенсивность упражнений (скорость передвижения)
должна повышаться постепенно: от невысоких значений ЧСС (120-130 уд/мин) к
оптимальным (140-170 уд/мин). Такая постепенность необходима для адаптации
сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем
организма. Малоинтенсивная работа не способствует активизации аэробного
обмена, поэтому она малопродуктивна.
По мере увеличения функциональных возможностей
организма занимающихся продолжительность непрерывной работы и ее интенсивность
постепенно возрастают.
Переменный метод. Отличается от равномерного
последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения
(например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды
движений, величины усилий и т.п. Его часто называют «фартлек» (игра скоростей).
Он предполагает увеличение и снижение интенсивности через определенные
промежутки времени. ЧСС к концу интенсивного участка работы увеличивается до
170-175 уд/мин, а к концу малоинтенсивного участка снижается до 140-145
уд/мин.
Интервальный метод. Для него характерно
выполнение работы в виде высокоинтенсивных, но кратковременных повторений,
разделенных небольшими (строго дозированными) интервалами отдыха между
нагрузками. Продолжительность работы для повышения аэробной
производительности составляет 1-2 мин. Меньшее время не позволяет
активизировать работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а большее -
вызывает снижение интенсивности работы. Интенсивность работы должна способствовать
росту ЧСС до 160-170 уд/мин к концу упражнения. Интервалы отдыха делаются
такой продолжительности, чтобы ЧСС не опустилось к концу отдыха ниже 120-130
уд/мин. Как правило, интервалы отдыха между упражнениями составляют 1-3 мин.
Характер отдыха должен быть активным в виде малоинтенсивной двигательной
деятельности (например, медленной ходьбы), одновременно ускоряющей
восстановление организма и поддерживающей его повышенное функционирование.
Число повторений упражнения зависит от
индивидуальных возможностей занимающегося осуществлять работу в условиях
значительного потребления кислорода. Рекомендуется начинать с трех-четырех
повторений за одно занятие и постепенно повышать до десяти и более
повторений.
Тренирующее воздействие при использовании
данного метода происходит не только и не столько в момент выполнения
упражнения, сколько в период отдыха. В течение первой минуты отдыха после
нагрузки потребление кислорода увеличивается, повышается также систолический
объем крови. Если очередная нагрузка выполняется в момент, когда эти показатели
достаточно высоки, то от повторения к повторению будет постепенно
увеличиваться потребление кислорода.
Следует отметить, что интервальный метод
на начальном этапе развития общей выносливости желательно не применять, так как
он предъявляет серьезные требования к сердечно-сосудистой и дыхательной
системам.
Метод круговой тренировки. Предусматривает
последовательное выполнение специально подобранных упражнений, воздействующих
на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или
интервальной работы. В определенных местах зала или пришкольной площадки
(стадиона) по кругу располагаются несколько «станций» (чаще всего от 6 до 12).
На каждой станции занимающийся выполняет одно из упражнений и проходит круг от
одного до трех раз.
Для круговой тренировки подбираются такие упражнения,
которые можно повторять значительное число раз (не менее 20-30). ЧСС при
выполнении упражнений колеблется от 140 до 175 уд/мин, а в паузах (во время
отдыха) снижается до 110 уд/мин. Общая продолжительность времени выполнения
упражнений круговым методом составляет 25-35 мин.
Игровой метод. Суть его заключается в том, что двигательная
деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил
игры. Он предусматривает выполнение разнообразных двигательных действий в
условиях проведения спортивных и подвижных игр, требующих проявления
выносливости. Этот метод позволяет обеспечить повышенную заинтересованность
занимающихся в двигательной деятельности и меньшую психическую утомляемость по
сравнению с упражнениями монотонного характера (например, продолжительный бег
в равномерном темпе).
Нагрузку в игре можно повышать за счет:
1) уменьшения количества игроков при сохранении размеров
игрового поля
2) усложнения приемов игры и правил, при
которых игроки не покидают поле, а остаются на площадке.
Продолжительность нагрузки при игровом методе
должна составлять не менее 5-10 мин (без отдыха).
Соревновательный метод. Это способ выполнения
упражнений на выносливость в форме различных соревнований и соревновательных
заданий, предусматривающих элементы соперничества. Он стимулирует максимальную
мобилизацию физических и связанных с ними психических сил и способностей
занимающихся.
Обязательным условием соревновательного метода
является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнении, в
которых они должны соревноваться. Выбор методов в значительной степени определяется
уровнем подготовленности занимающихся. Важным требованием к применяемым
методам развития выносливости является нахождение оптимального сочетания
продолжительности и интенсивности нагрузки.
5.
Воспитание выносливости путем воздействия на анаэробные
возможности
человека.
Воспитание выносливости .путем воздействия
на анаэробные возможности основано на приспособлении организма к работе в
условиях накопления недоокисленных продуктов энергетического обеспечения и
характеризуется решением двух задач: повышением мощности гликолитического
(лактатного) механизма; повышение мощности фосфоркреатинового (алактатного)
механизма. Для этого используются основные и специально-подготовительные
упражнения соответствующей интенсивности. При этом применяются методы повторного
и переменного интервального упражнения.
а). Совершенствование гликолитического механизма
К упражнениям, применяемым в качестве
средств совершенствования лактатного механизма, предъявляются следующие
требования.
Работа должна выполняться с интенсивностью
90—95% от максимальной мощности для данного отрезка дистанции,
продолжительность работы от 20 секунд до 2 мин. (длина отрезков от 200 до 600
м в беге, от 50 до 200 м в плавании). Число повторений в серии 3—4, количество
серий для начинающих 2—3, для хорошо тренированных 4—6. Интервалы отдыха между
повторениями постепенно уменьшаются: после первого повторения — 5—6 минут;
второго — 3—4 минуты; третьего — 2—3 минуты. Между сериями должен быть отдых,
для ликвидации лактатвого долга — 15—20 минут.
б). Совершенствование фосфоркреатинового механизма
К упражнениям применяемым в качестве
средств совершенствования алактатного механизма предъявляются следующие
требования. Интенсивность работы должна быть околопредельной (95% от
максимальной); продолжительность упражнения – 3 – 8 сек. (бег 20 – 30 м.,
плавание 8 – 20 м.) интервалы отдыха между повторения – 2 -3 мин., между
сериями (серия 4 – 5 повторений) – 7 – 10 мин. Интервалы отдыха между сериями
заполняются упражнениями очень низкой интенсивности по режиму работы мышц,
совпадающих с основными.
6. Методика воспитания общей
выносливости.
Для развития общей выносливости наиболее широко применяются
циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выполняемые в
аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменной
непрерывной и интервальной нагрузки. При этом придерживаются следующих правил.
1. Доступность. Сущность правила
заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать
возможностям занимающихся. Учитываются возраст, пол и уровень общей физической
подготовленности. В процессе занятий после определенного времени в организме
человека произойдут изменения физиологического состояния, т.е. организм
адаптируется к нагрузкам. Следовательно, необходимо пересмотреть доступность
нагрузки в сторону ее усложнения. Таким образом, доступность нагрузки обозначает
такую трудность требований, которая создает оптимальные предпосылки воздействия
ее на организм занимающегося без ущерба для здоровья.
2. Систематичность. Эффективность
физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом
определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований.
Добиться положительных сдвигов в воспитании общей выносливости возможно в том
случае, если будет соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и
отдыха, а также непрерывность процесса занятий. В работе с начинающими дни занятий
физическими упражнениями по воспитанию выносливости должны сочетаться с днями
отдыха. В случае использования бега он должен сочетаться с ходьбой, т.е. ходьба
здесь выступает как отдых перед очередным бегом.
3. Постепенность. Это правило
выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований.
Значительных функциональных перестроек в сердечно-сосудистой и дыхательной
системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно
повышаться. Следовательно, необходимо найти меру повышения нагрузок и меру
длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма.
Используя метод равномерного упражнения, необходимо прежде всего определить
интенсивность и продолжительность нагрузки. Работа осуществляется на пульсе
140—150 уд./мин. Для школьников в возрасте 8—9 лет продолжительность работы
10—15мин; 11—12лет — 15—20 мин; 14—15 лет — 20—30 мин.
7. Контрольные тесты для определения
уровня развития выносливости.
При тестировании выносливости используются
показатели частоты сердечных сокращений и кровяного давления. Величина и
характер изменений этих показателей свидетельствуют о состоянии
сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а это, в свою очередь, служит
индикатором общей выносливости организма.
Для оценки уровня выносливости широко применяются следующие
тесты:
1. 12-минутный беговой тест Купера,
испытуемый должен пробежать как можно большее расстояние за 12 минут.
2.6-минутный бег: процедура тестирования
такая же, как и для 12-минутного бегового теста. Используется для оценки
выносливости детей 7-17 лет.
3. Гарвардский степ - тест. 5-минутное
восхождение на ступень высотой 50 см. Фиксируется частота сердечных сокращений
после нагрузки и её восстановление.
4. Бег или ходьба на различные дистанции -
в зависимости от возраста (600-1000 м-дети 7-10 лет, 2000-3000 м - И лет и
старше).
Одним из основных критериев выносливости
является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность
деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы
измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять
какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или
90% от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста является начало
снижения скорости выполнения данного задания. Однако на практике педагоги по
физической культуре и спорту прямым способом пользуются редко, поскольку
сначала нужно определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по
бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычислить для каждого из них заданную
скорость и только после этого приступать к тестированию.
В практике физического воспитания в
основном применяется косвенный способ, когда выносливость занимающихся
определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции.
Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет
600—800 м; средних классов — 1000—1500 м; старших классов — 2000—3000 м.
Используются также тесты с фиксированной длительностью бега — 6 или 12 мин. В
этом случае оценивается расстояние, преодоленное за данное время.
В спорте выносливость может измеряться и с
помощью других групп тестов: неспецифических (по их результатам оценивают
потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или
соревноваться в условиях нарастающего утомления) и специфических (результаты
этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей).
К неспецифическим тестам определения
выносливости относят: 1) бег на тредбане; 2) педалирование на велоэргометре; 3)
степ-тест. Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время,
объем и интенсивность выполнения заданий), так и физиологические показатели
(максимальное потребление кислорода — МПК, частота сердечных сокращений — ЧСС,
порог анаэробного обмена — ПАНО и т.п.).
Специфическими считают такие тесты, структура выполнен которых
близка к соревновательной. С помощью специфически тестов измеряют выносливость
при выполнении определение деятельности, например в плавании, лыжных гонках,
спортивных играх, единоборствах, гимнастике.
Количественно это различие можно оценить по относительным
показателям. Наиболее известными в физическом воспитании и спорте
относительными показателями выносливости являются: запас скорости, индекс
выносливости, коэффициент выносливости.
Запас скорости (Н.Г.Озолин,
1959) определяется как разность между средним временем преодоления какого-либо короткого
эталонного отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м плавании и
т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим временем на этом отрезке.
Запас скорости Зс= tn - tk ,
где tn — время преодоления
эталонного отрезка;
tk — лучшее время на этом отрезке.
Индекс выносливости (Т.Cureton, 1951) —
это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем этой
дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы преодолел ее со скоростью,
показываемой им на коротком (эталон ном) отрезке.
Индекс выносливости = t - tk * n ,
где t — время преодоления какой-либо длинной
дистанции;
tk — время преодоления короткого
(эталонного) отрезка;
n — число таких отрезков, в сумме
составляющих дистанцию.
Чем меньше индекс выносливости, тем выше
уровень развития выносливости.
Коэффициент выносливости (Г.
Лазарев, 1962) — это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени
преодоления эталонного отрезка.
Коэффициент выносливости = t : tk ,
где t — время преодоления
всей дистанции;
tk — лучшее время на эталонном
отрезке.
Точно так же поступают и при измерении
выносливости в упражнениях силового характера: полученные результаты (например,
количество повторений теста с отягощением) нужно соотносить с уровнем
максимальной силы в этом движении.
В качестве показателей выносливости
используются и биомеханические критерии, такие, например, как точность
выполнения бросков в баскетболе, время опорных фаз в беге, колебания общего
центра масс в движении и т.п. (М. А. Годик, 1988). Сравнивают их значения в
начале, середине и конце упражнений. По величине различий судят об уровне
выносливости: чем меньше изменяются биомеханические показатели в конце
упражнения, тем выше уровень выносливости.
Использование тестов на выносливость
позволяет дать количественную оценку способности сердечно-сосудистой и
дыхательной систем выдерживать определенную физическую нагрузку или нормально
функционировать в экстремальных ситуациях.
Оценка
выносливости по времени бега на 2000 и 3000 м
Класс
|
Юноши
|
Девушки
|
|
Бег
на 3000 м (мин, с)
|
Бег
на 2000 м (мин, с)
|
|
Удов.
|
Хорошо
|
Отлично
|
Удов.
|
Хорошо
|
Отлично
|
10
|
16.30
|
15.00
|
13.00
|
12.30
|
11.30
|
10.00
|
11
|
16.00
|
14.40
|
12.40
|
12.00
|
11.00
|
9.30
|
Оценка уровня
развития выносливости учащихся 16-17 лет по 6-минутному бегу (по В.И. Ляху,
1998)
Уровень
|
Пробегаемая дистанция, м
|
Юноши
|
Девушки
|
16 лет
|
17 лет
|
16лет
|
17 лет
|
Низкий
|
1 1 00 и ниже
|
1100
|
900 и ниже
|
900
|
Средний
|
1300-1400
|
1300-1400
|
1050-1200
|
1050-1200
|
Высокий
|
1500 и выше
|
1500
|
1300 и выше
|
1300
|
Оценка
выносливости по результатам 12-минутного теста в беге и плавании (по К. Куперу,
1987)
Оценка
|
Расстояние,
преодолеваемое за 12 минут
|
Бег
(км)
|
Плавание
(м)
|
Юноши
|
Девушки
|
Юноши
|
Девушки
|
Очень
плохо
|
Меньше
2,1
|
Меньше
1,6
|
Меньше
450
|
Меньше
350
|
Плохо
|
2-2,2
|
1,6-1,9
|
450-550
|
350-450
|
Удовлетворительно
|
2,2-2,5
|
1,9-2,1
|
550-650
|
450-550
|
Хорошо
|
2,5-2,75
|
2,1-2,3
|
650-725
|
550-650
|
Отлично
|
2,75-3,0
|
2,3-2,4
|
Больше
725
|
Больше
650
|
Превосходно
|
Больше
3,0
|
Больше
2,4
|
-
|
-
|
Страницы: 1, 2
|