Меню
Поиск



рефераты скачать Экуменизм

Экуменизм

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный технический университет»


Кафедра философии и религиоведения


Контрольная работа

«Экуменизм как культурное явление»



Студент:

Ерогов Денис Вячеславович

Гуманитарный факультет

Специальность: религиоведение

Группа 126-06-р

2007 год


Преподаватель:

Кандидат философских наук

Доцент Рязанова

Светлана Владимировна







г. Пермь

Оглавление


Введение

1.                 Возникновение экуменизма

2.                 Причины возникновения экуменизма

3.                 Позиция католической церкви

4.                 Позиция православной церкви

5.                 Позиция протестантских церквей

6.                 Мнение Иисуса Христа

7.                 Библия об экуменизме

8.                 Общая платформа

9.                 Экуменизм на Кислотных дачах

Заключение

Список используемой литературы

Введение


С незапамятных времен на нашей планете не прекращаются войны, которые с течением времени становятся все более разрушительными; статистика преступлений держится на высоком уровне, а в последнее время преступность к тому же и молодеет. С телеэкранов на людей льются бурные потоки негативной информации, пропаганда насилия и порнографии влияет на подрастающие поколения, формируя в будущих гражданах сознание вседозволенности и безнаказанности. Надо понимать, что общество, лишенное твердых моральных устоев и незыблемых нравственных принципов, обречено на саморазрушение. Примером тому древние великие империи, павшие под грузом собственных беззаконий. Военная мощь не спасла их от гибели, пороки и разврат, царившие в них, словно ржавчина, разъели изнутри эти государства. В настоящее время мы наблюдаем похожие процессы во многих странах, и даже государства, основанные на христианской морали, государства со стабильной экономикой и множеством социальных программ, оказываются бессильными перед усиливающимися тенденциями безнравственности и падением идеалов.

Что же может стать панацеей от разложения общества? Что же может остановить рост преступности, искоренить наркоманию и алкоголизм, повысить рождаемость в стране, дать людям уверенность в завтрашнем дне и мотивацию к труду? На этот счет существует много различных мнений и достаточное количество социальных программ. В качестве одного из многочисленных ответов на существующие проблемы, мы рассмотрим экуменизм, как объединение всех христианских конфессий, с целью обретения единства и общественно-полезной совместной деятельности на благо всего человечества. Понимая актуальность экуменизма, как культурного явления, мы проанализируем причины его возникновения и рассмотрим возможные варианты взаимодействия церквей в социальных проектах.

Возникновение экуменизма


Слово «экуменизм» происходит от греческого слова Оikoumene. Две тысячи лет назад оно обозначало понятие «вселенная» или же «весь населенный мир». Соборы в древней Церкви, которые мы по-русски именуем Вселенскими, по-гречески назывались Экуменическими соборами. Один из титулов Константинопольского Патриарха - Вселенский, по-гречески «Экуменический». В ХХ веке христиане, мечтавшие вернуться к единству древней Церкви, назвали движение по пути восстановления единства экуменическим, т.е. вселенским.

Экуменическое движение – это общее обозначение самых различных инициатив, действий, организаций и движений, целью которых является достижение видимого единства христиан. Понятие «экуменизм» не имеет строгого определения. Его нельзя понимать как вероучение, идеологию или церковно-политическое движение. Это - скорее идея, поиск, стремление обрести единство, сторонники которого понимают молитву Иисуса Христа "Да будут все едино" (Ин. 17, 21) как заповедь.

Разделения (расколы, секты и пр.) имели место с первых веков существования Церкви, и поэтому стремления к обретению единства имеют долгую историю, но институциализация этих поисков относится к ХХ в. Мы можем говорить об экуменическом движении, которое имеет обозримую историю и определенные формы. Организационное начало этому движению положила протестантская Всемирная миссионерская конференция 1910 г. в Эдинбурге. Последствием ее решений стало образование в 1921г. Международного миссионерского совета. Позже,  в 1925 г. было создано международное общество «Жизнь и деятельность», которое занималось взаимоотношением христианства с общественно-политическими и экономическими явлениями; потом в 1927 г. было образовано общество «Вера и церковное устройство», ставившее целью воссоединение разрозненных деноминаций. С 1937 г. в их обиход вошел предложенный теологами Принстонской семинарии термин «экуменизм». В 1938 г. началась работа по слиянию этих организаций, завершившаяся на Первой ассамблее в Амстердаме в 1948г. учреждением Всемирного совета церквей (далее - ВСЦ). Базисом - вероучительной основой, общим догматическим минимумом является вера в Триединого Бога и в то, что Иисус Христос - Господь и Спаситель. Ныне ВСЦ объединяет 342 церкви из 120 стран мира, что составляет около 440 миллионов христиан. В состав ВСЦ, наряду с протестантскими церквями, входит ряд православных церквей, в том числе с 1961 г. Русская Православная Церковь. Римско-католическая церковь принимает в его работе наблюдательное участие. Центр ВСЦ находится в Женеве, где регулярно проводятся всемирные конференции и согласовываются позиции по вопросам вероучения и общественного служения церквей.

Причины возникновения экуменизма


Суть экуменизма наиболее полно выражена в молитве Иисуса Христа, записанной в Евангелии от Иоанна: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин.17:21). Понимание этой молитвы, стремление к единству и преодолению межконфессиональных разногласий свидетельствует о духовной зрелости христиан. Мы полагаем, что именно духовная зрелость и правильное понимание Евангелия стали основной причиной возникновения экуменизма, как явления общемирового масштаба.

Наряду с этим существует много факторов, которые внесли свой значительный вклад. Экуменизм возник в Европе, в которой к началу ХХ века было множество протестантских церквей и миссий, ставивших на первое место исполнение Великого поручения о проповеди Евангелия до края земли. Обрядов и традиций в протестантских церквях намного меньше, нежели в католических и православных, что способствует более легкому взаимодействию друг с другом, лучшему взаимопониманию в диалогах. К тому же появилась необходимость дать ответ на все чаще задаваемый вопрос: «Достают ли до Бога перегородки между конфессиями?». Стало быть, возникла необходимость договариваться с теми, кого прежде именовали еретиками.

Многие христианские миссионерские организации не имеют принадлежности к какой-либо определенной конфессии, для работы там достаточно быть просто христианином, верующим в Бога, желающим проповедовать слово Божие, помогать нуждающимся и творить добрые дела. Такие организации являются исходной моделью экуменического движения, давая пример дружбы и взаимодействия христиан различных конфессий.

Также можно предположить, что в индустриализованной Европе, находящейся в преддверии первой мировой войны, христиане начали осознавать необходимость объединения для предотвращения нарастающей волны бездуховности и нигилизма. Вдобавок к этому такие факторы, как появление радио и телефона, значительно повысили возможности для коммуникаций, а благодаря автомобилям, паровозам и самолетам, стало проще собираться на совместные мероприятия.

Таким образом, мы видим, что появление экуменизма было обусловлено совокупностью многих причин. Для нас более интересно рассмотреть положение дел в экуменическом движении на текущий момент, а также сравнить позиции основных христианских конфессий, чему и посвящены последующие главы.

Позиция католической церкви


В 1964 году II Ватиканский Собор торжественно обнародовал Декрет об экуменизме «Unitatis redintegratio». Уже в самом вступлении документ утверждает, что «Христом Господом была основана одна и единая Церковь», что разделение противно воле Господа и что оно является «соблазном для мира и вредит самому святому делу - проповеди Евангелия». Декрет призывает всех христиан по всему миру «исповедовать свою веру в Триединого Бога, в воплощённого Сына Божия, Искупителя и Господа нашего», а также поощряет совместное сотрудничество в приложении Евангелия к социальной жизни, в развитии наук и искусств в христианском духе, в использовании различных средств к преодолению бедствий нашего времени, каковыми являются голод и стихийные бедствия, неграмотность и нищета, нехватка жилья и несправедливое распределение благ. Благодаря такому сотрудничеству все, кто верит во Христа, легко могут научиться тому, как лучше узнать и больше уважать друг друга и как проложить путь к единству христиан.

Папа Иоанн Павел II в своей речи, посвященной неделе Молитв о единстве христиан, призывал культивировать между христианами любовь, помогающую преодолеть расхождения и прилагать усилия для преодоления любого препятствия с помощью «непрестанной молитвы, настойчивого диалога и братского сотрудничества в конкретных делах на благо самых бедных и нуждающихся».

После его смерти в 2005г., его преемник, папа Римский Бенедикт XVI в день интронизации произнес проповедь, в которой процитировал слова Иисуса: «…и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин 10,16), и пообещал сделать все возможное, дабы пройти путь к обещанному Богом единству. В начале этого года Бенедикт XVI подтвердил стремление трудиться во имя единства христиан в мире. Перечислив все действия в этом направлении за 2006 г., глава Римско-католической церкви особо отметил контакты с Православной церковью. «Экуменизм - медленный путь, ведущий вверх, как всякий путь раскаяния, - сказал Бенедикт XVI. - Этот путь, при всех трудностях, дает большие возможности для радости, отдохновения, время от времени позволяет вздохнуть полной грудью чистейший воздух единения».

Представитель Святого Престола в России архиепископ Антонио Меннини отмечает важность уважительного отношения католиков к православной церковной традиции для успеха в экуменическом диалоге и называет социальную деятельность христианских Церквей «местом практического экуменизма». По его убеждению, «именно дела милосердия могут стать той областью сотрудничества в бесконфликтной сфере, о которой мы все чаще слышим в последнее время».

Таким образом, мы можем сделать вывод о принятии экуменического движения католической церковью и готовности к совместным социальным проектам.

Позиция православной церкви


Рассмотрим основные принципы отношения Русской православной церкви к иным конфессиям – «инославию», а также некоторые положения из социальной программы: «Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим… Она есть Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь».

Налицо утверждение о том, что подлинное единство возможно лишь в лоне Православной Церкви. Все иные модели единства представляются неприемлемыми, также не признается «равенство деноминаций». Имеющиеся межконфессиональные догматические расхождения должны быть преодолены, а не просто обойдены; в экуменическом движении РПЦ отдает приоритетность богословскому диалогу, обсуждению норм веры, церковного устройства и принципов духовной жизни. РПЦ считает возможным и полезным участвовать в работе различных международных организаций в сфере служения миру – социальном служении, миротворчестве. Русская Православная Церковь сотрудничает с различными христианскими деноминациями и международными христианскими организациями в деле общего свидетельства перед лицом секулярного общества.

Но следует понимать, что диалог Православной Церкви с экуменическим движением не означает признания равноценности или равнозначности с остальными участниками движения. Членство во Всемирном Совете Церквей не означает признания ВСЦ церковной реальностью более всеобъемлющего порядка, чем сама Православная Церковь, которая как показано выше, претендует на обладание истиной и одной из своих задач ставит возвращение к истинной вере «заблудших овечек» из других конфессий.

Наряду с этим, в последнее время многие лидеры православной церкви осознают приоритет совместной деятельности в социальной сфере. Патриарх Константинопольский Варфоломей I считает, что догматические и теологические расхождения между католиками и православными не должны препятствовать сближению и сотрудничеству в борьбе с проблемами современного человека. Патриарх всея Руси Алексий II на открытии саммита религиозных лидеров призвал участников объединить усилия для разрешения проблем современности: «…важен единый голос религиозных лидеров, призывающих людей к миру, правде и добру». В диалоге с председателем Комиссии по экуменизму, епископом Винченцо Палью,        было заявлено, что сотрудничество между Русской Православной Церковью и «Общиной святого Эгидия» является примером взаимодействия между православными и католиками. Также было признано совпадение позиций по таким актуальным вопросам как проповедь духовных ценностей, утверждение христианской нравственности, защита семейных ценностей, проблемы биоэтики.

Позиция протестантских церквей


Начнем с того, что экуменическое движение началось с проведения протестантской Всемирной миссионерской конференции. Да и во Всемирном совете церквей протестантские церкви составляют больший процент, нежели все остальные конфессии. Возможно, что объяснение этому мы можем найти в том, что среди протестантских церквей внешним атрибутам культа уделяется меньше внимания, ритуалы и обрядность сведена к минимуму и таким образом, остаются некоторые обязательные для всех положения, такие, как вера в триединого Бога, вера в Иисуса Христа, Сына Божьего, пришедшего во плоти и искупившего мир. Также большее внимание среди протестантских церквей уделяется активному прозелитизму, как исполнению Великого поручения и проявлению веры через дела, то есть социальной работе. Если можно так выразиться, то политика протестантских церквей – социальное Евангелие, которое выражается в привлечении всех членов церкви к служению. Еще одним значительным фактором является множественность направлений в протестантизме. И действительно, если нет единого центра, претендующего на обладание абсолютной истиной, нет единых обрядов и ритуалов при проведении служений, то, конечно же, представители различных протестантских церквей могут относиться друг к другу с большей терпимостью. Также мы можем выделить такое обстоятельство, как отсутствие у протестантских церквей своих собственных священных преданий. Единственным истинным и достоверным источником является Библия. При трактовке Библии различными деноминациями порой возникают спорные моменты, но в основах христианского учения все деноминации приходят к единому мнению. Таким образом, на основании вышеизложенных фактов, мы можем сделать вывод, что протестантские церкви в своем большинстве активно поддерживают экуменическое движение.


Мнение Иисуса Христа


Рассмотрим отношение основателя христианства, Иисуса Христа, к межконфессиональному единству. Для примера приведем некоторые высказывания и цитаты из молитв Иисуса. В 17 главе Евангелия от Иоанна, в молитве Иисуса к Отцу Небесному, мы обнаруживаем строки: «…Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы». Здесь мы видим просьбу об учениках, просьбу соблюсти, что значит, сохранить. Иисус просит Отца сохранить учеников в таком же единстве, в котором Иисус находится с Отцом. Далее, продолжая молитву, просит о всех будущих христианах: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их». О каком единстве идет речь? В продолжение молитвы Иисус просит: «…да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино». Что может быть более неразрывным, чем пребывание в постоянном контакте с Богом? Из Библии мы знаем об отношениях Иисуса с Небесным Отцом, мы знаем, что Бог всегда слышал молитвы Иисуса, воскрешал ли Он мертвых, или же превращал воду в вино, Бог всегда был с Ним.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.