Меню
Поиск



рефераты скачать Экономическое районирование в России


Экономический принцип, рассматривающий район, как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу, специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими.  

Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.

Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.

Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный им трудовой опыт и т.д.

Экономическое районирование не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. Формирование в ряде крупных экономических районов программно-целевых ТПК может привести к разукрупнению экономических районов (напр. процесс развития программно-целевых ТПК – Тимано-Печорского, ТПК на базе КМА, Западно-Сибирского, Канско-Ачинского (КАТЭК), Саянского, Южно-Якутского) - они формируются на базе уникальных природных ресурсов.

   

6. Современное экономическое районирование и формы

территориальной организации хозяйства России.


Экономический район – это территориально-производственный комплекс, сложившийся на базе большой территории, которая отличается от других частей страны специализацией в народном хозяйстве, своеобразным экономико-географическим положением, природными и трудовыми ресурсами. Экономический район характеризуется целостностью территории, он является неразрывной частью народного хозяйства страны, отличающейся под влиянием территориального разделения труда от других территорий определенным сочетанием отраслей промышленности и сельского хозяйства.   

Каждый экономический район активно участвует в обмене своей продукции с другими районами страны. Для каждого района характерны разносторонние и интенсивные внутренние связи между отдельными его частями, что превращает район в целостную систему.

Экономический район отражает уровень развития производительных сил и соответствующих ему производственных отношений. В то же время хозяйственный комплекс экономического района представляет собой совокупность предприятий материального производства, внепроизводственной сферы, функционирующих на данной территории. Отдельно стоящее предприятие и отдельная экономическая связь между двумя предприятиями, могут рассматриваться в качестве первичных элементов хозяйственного комплекса. Под влиянием все большего вовлечения района в общественное разделение труда, эти связи постоянно усиливаются.

Формирование экономического района представляет собой скачок в экономическом развитии данной территории, когда накапливаемые количественные изменения, появление новых предприятий, совершенствование экономических  - приводят к коренному качественному изменению ее экономики возникновению единого хозяйственного комплекса.

Первичные элементы региональных комплексов сформировались уже в докапиталистический период, т.е. в середине прошлого века. Естественной основой территориального разделения труда, явились различия в природных условиях. Но переход количественных изменений в коренные качественные - происходит тогда, когда территориальное разделение труда приобретает всеобщий характер.

В систему производственных процессов, осуществляющихся в регионе, входят: воспроизводство регионального продукта, капитала, природных ресурсов, движение материальных и финансовых потоков между основными агентами экономики региона: предприятиями, домашними хозяйствами, государственными учреждениями.

Экономике региона, независимо от его типа, присуща внутренняя хозяйственная целостность. Главным признакам хозяйственной целостности региона выступает, прежде всего потенциальная способность рынка развиваться за свой счет. Для этого, в свою очередь, необходимы соответствующие ресурсы. Степень развития рынков этих ресурсов характеризуется следующим образом:

- рынок потребительских товаров: наличие в торговой сети товаров по ценам «средней потребительской корзины»;

в) рынок денежно-кредитных и финансовых ресурсов: инвестиции в хозяйство региона;

г) рынок трудовых ресурсов: средняя заработная плата по отношению к республиканской; соотношение уровня безработицы со структурными показателями безработицы по отраслям, преобладающим в регионе.

Главные принципы выделения экономических зон – это уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.

В России существуют две экономические зоны – Западная (европейская часть России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции, группы районов в экономических зонах, объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района – Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток. В составе России 11  крупных экономических районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.

     

7. Территориальное деление Российской Федерации.


Многочисленность субъектов Российской Федерации, всегда порождала у исследователей желание сгруппировать статистические данные по более крупным единицам территориального деления страны. Вплоть до недавнего времени роль таких единиц играли 11 экономических районов и выделяемая отдельно Калининградская область. Традиция объединения экономической статистики по экономическим районам унаследована еще с социалистических времен, причем районы тогда рассматривались, как сложившиеся территориально-производственные комплексы с тесными связями входящих в них регионов.

Несоответствие экономического районирования реальности сегодняшнего времени отмечалось многими экспертами. На практике тенденция к пересмотру границ появилась при создании ассоциаций экономического взаимодействия. Именно для данных ассоциаций, готовились комплексные программы социально-экономического развития.    

Указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» были созданы новые единицы территориального деления страны, а именно семь федеральных округов.

Состав федеральных округов Российской Федерации

Федеральные округа

Субъекты Федерации

Центральный

Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, г.Москва

Северо-Западный

Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ

Южный

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область

Приволжский

Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская Республика Ц Чаваш республики, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Коми-Пермяцкий автономный округ

Уральский

Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ

Сибирский

Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-ордынский Бурятский автономный округ, Эвенкийский автономный округ

Дальневосточный

Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ


Одновременно, с созданием новых единиц территориального деления страны институт представителей Президента в регионах, был преобразован в институт полномочных представителей Президента в округах. Округа выполняют исключительную роль промежуточного звена между центральным и региональным уровнями федеральной исполнительной власти. Целью создания административных округов, является оптимизация системы государственного управления. Приоритетными направлениями деятельности Аппарата полномочного представителя Президента РФ в округе и Главного федерального инспектора в любой области по-прежнему остаются контроль за исполнением федеральных законов и программ, координация деятельности территориальных органов федеральной исполнительной власти, обеспечение проведения реформ управления. На сегодняшний день, необходимо организовать работу таким образом, чтобы власть – федеральная, исполнительная, законодательная – дополняли друг друга.

Подводя итоги роли и значения федеральных округов в преобразовании системы территориального управления, необходимо, прежде всего, отметить, что создание федеральных округов стало реакцией на фактическое распадение России в конце 1990-х годов на ряд «региональных баронств», стремившихся к предельно расширительному толкованию предложенного в Конституции понятия «суверенитета» субъектов. Не случайно, что именно после создания федеральных округов Конституционным судом была дана и жесткая юридическая трактовка сепаратистских поползновений отдельных субъектов:    

 «Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции РФ, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации»,– предельно четко сформулирована эта позиция, в частности, в  определении Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000г. 

Выводы:

- Федеральные округа выступают в территориальном строительстве России как элемент унитарности внутри федеративного государства, стягивающий систему территориального  управления и предохраняющий ее от рецидивов «регионального баронства».

 - Создание федеративных округов позволило привести в относительное единство систему территориального управления, не только нормализовав нормативно-правовую базу, но и приведя в действие политические рычаги воздействия на регионы.

- Тем не менее, проблема оптимизации территориального управления остается до конца неразрешённой, и это приводит к дальнейшим попыткам унификации политических систем субъектов федерации с общефедеральной политической системой.


8. Пермский край.


Региональная политика государства - это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны, связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально экономического развития. Для России региональная политика имеет исключительно важное значение. Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий на территории России унифицированный подход к регионам невозможен. В современных условиях, в период перехода к рыночным отношениям, роль региональной политики еще более возрастает.  

На мой взгляд, будущий специалист государственного и муниципального управления, должен знать историю своего края, его географическое положение, климатические условия, крупные города, полезные ископаемые, основные отрасли промышленности, для того, чтоб принимать правильные стратегические, политические и экономические решения. Знать национальный состав края так же немаловажно, ведь, не смотря на разные национальности и вероисповедание – все мы граждане Российской Федерации, и мы должны чувствовать себя защищенными Конституцией РФ на своей земле, а так же во избежание межнациональной розни.

  1 декабря 2005 года, официально появился новый субъект федерации – Пермский край. Он создан в результате объедения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Следует отметить, что это первый опыт укрупнения российских регионов.

Общие краткие сведения:

Край расположен на северо-востоке Восточно-Европейской равнины и на западных склонах среднего и северного Урала. Граничит со Свердловской и Кировской областями, Башкирской, Удмуртской и Коми республиками. Главные реки - Кама, Чусовая, Косьва, Вишера. Расстояние от Перми до Москвы – 1386 км. Краевой центр – город Пермь, общая площадь – 160 600 кв.м., численность населения – 2 819 421 чел. (по результатам переписи населения на октябрь 2202 года). Умеренный климатический пояс. Умеренно континентальный климат. Средняя температура января: -11.8°С, средняя температура июля: +20.3°С.

 

Крупные города края (по данным переписи 2002года)    

               Город

               Население

Пермь

1 002 500

Березники

180 800

Соликамск

105 400

Чайковский

89 800

Кунгур

75 200

Лысьва

74 900

Краснокасмк

56 000

Чусовой

55 000

Добрянка

38 300

Чернушка

37 600

Кудымкар

34 500

Губаха

30 900

Кизел

27 800

Оса

26 400

Верещагино

25 000

Нытва

22 800


Национальный состав Пермского Края (по данным переписи на 2002г.)

Русские

85,18%

Татары

4,84%

Коми-пермяки

3,67%

Башкиры

1,44%

Удмурты

0,93%

Украинцы

0,92%






Полезные ископаемые: нефть, газ, уголь, калийно-магнивые соли, поваренная соль, хромиты, торф, золото, алмазы, пески, щебень, гравий.

Наиболее крупные месторождения: Верхнекамское - калийно-магниевых солей; Всеволодо-Вильвенское - песка, гравия; Кизеловское- каменного угля.

Основные отрасли промышленности:

- машиностроение (оборудование для горно-металлургической, нефтяной, угольной, лесобумажной промышленности, электротехнические приборы, суда, турбогенераторы, телефонные аппараты);

- химическая и нефтехимическая (калийные, азотные удобрения, каустическая сода, изделия бытовой химии, анилиновые красители, этилен, пропилен, бензол);

- лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая (целлюлоза, бумага, картон, мебель, древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты, пиломатериалы);

- топливная (нефть, газ, уголь).

    Внутриобластное значение имеют промышленность стройматериалов, легкая, пищевая. Получило развитие кормопроизводство для мясомолочного животноводства. Развито птицеводство, пчеловодство, вокруг промышленных центров – пригородное хозяйство. Выращивают зерновые культуры, картофель. В северных районах развит пушной промысел.

Из истории Пермского Края.

Всего за XVIII век, на пермских землях было построено 28 железоделательных и 29 медеплавильных заводов. Самыми крупными предпринимателями были Демидовы, Строгановы, Осокины и Лазоревы. Наряду с металлургической промышленностью в XVIII в. в нашем крае развиваются кожевенная, стекольная, мыловаренная, кирпичная и другие отрасли промышленности.

В Прикамье, еще в первой половине XIX в. начался промышленный переворот, который, однако, по сравнению с иными европейскими странами шел очень медленно и закончился не ранее 80-х гг. столетия.

Реформа 1861г., отразилась на всех сторонах жизни Пермской губернии. Началось снижение производства металла. Уральский металл не выдержал конкуренции с продукцией Европы, где к этому времени промышленный переворот уже закончился.

Большой резонанс в пермской промышленности вызвало введение нового таможенного тарифа, 1857г. которым фактически были отменены казенное покровительство уральской промышленности и политика протекционизма.

Положение усугублялось и тем, что в результате четырех неурожайных лет (1857 - 1860) в Прикамье и на всем Урале резко выросли цены на хлеб.

Кризисные явления были преодолены уже в 70-е гг., а два последних десятилетия XIX в. принесли быстрый и стабильный рост горнозаводской промышленности, связанный с завершающей стадией промышленного переворота в России, который базировался в основном на уральской металлургии. Однако рост черной металлургии сопровождался практически крушением медеплавильного производства. Это падение было связано с развитием нового района цветной металлургии на Восточном Урале, где в XIXв., были открыты крупные и удобные для разработки месторождения медного колчедана и быстро развилась цветная металлургия, основанная на самой передовой технологии.

Из всех трех с лишним десятков медеплавильных предприятий, работавших на Западном Урале в XVII — XIX вв., к 1900г. сохранились только Юговские медеплавильные заводы (поселок Юг на одноименной реке, притоке р. Бабки), но и те в 1902г., за истощением местной рудной базы были закрыты.

В Прикамье, в основном, расширялись и модернизировались уже действующие заводы. Одним из катализаторов заводского строительства явилась железная дорога, чье сооружение требовало увеличения производства сортового проката и других видов высококачественного металла и изделий из него. Самым крупным и современным предприятием черной металлургии Западного Урала стал завод, заложенный в 1879г. Русско-французским акционерным обществом у станции Чусовской, Уральской горнозаводской железной дороги. По сути дела, это первый завод нового типа на Урале. Он строился в соответствии с техническими стандартами Европы и, в отличие от старых предприятий, не имел заводского пруда, так как был не вододействующим, а основывался на паровых двигателях и электричестве.

Пермский Край сегодня.  

На сегодняшний день, Пермскую область пересекают две широтные железнодорожные магистрали, несколько нефте - и газопроводов. Соседи способствуют развитию хозяйства и одновременно представляют хороший рынок для пермской продукции. Промышленность Уральского Прикамья, в значительной мере, ориентирована на добычу и переработку минерального сырья. На Западном Урале располагаются три алмазоносных района — Вишерский, Яйвинский и Пашийско-Чусовской. Промышленная разработка россыпных месторождений алмазов до конца 50-х годов велась в Пашийско-Чусовском районе, с 1962г., алмазы добываются только в Вишерском районе. Здесь установлены самые высокие для месторождений Урала средние содержания алмазов и наибольшая средняя масса камня, а, следовательно, и его цена. Золотоносные россыпи сосредоточены в основном в двух районах: на Северном Урале в бассейнах рек Велс и Улс и на Среднем Урале в бассейне правых притоков р. Чусовой (Койвы, Вижая, Вильвы и др.).

Сарановское месторождение хромовых руд, расположенное на территории Горнозаводского района, - единственное разрабатываемое в России. Уникальное Верхнекамское месторождение калийно-магниевых и хлористых солей оценивается в 19 млрд. т. На подстилающей каменной соли мощностью 250 – 400м. залегает толща калийных солей мощностью 75 – 80 м, состоящая из нижнего сильвинитового горизонта и верхнего сильвинит-карналлитового.

На территории Уральского Прикамья разведано большое количество месторождений строительных материалов и карбонатного сырья. Месторождения глин, песков и песчано-гравийной смеси распространены по площади региона относительно равномерно, причем месторождения песчано-гравийной смеси, как правило, приурочены к долинам крупных рек.

Выгоды экономико-географического положения состоят и в том, что Уральское Прикамье расположено относительно близко к Центральному району с высокоиндустриальной экономикой, развитыми наукой, культурой, искусством. В то же время, на востоке, Пермская область граничит с Азией, где происходит хозяйственное освоение Сибири и Дальнего Востока и высока потребность в пермских товарах.

К недостаткам географического положения следует отнести отсутствие прямого железнодорожного выхода к морю и ограниченность транспортных связей с Республикой Коми и Башкортостаном. Положение существенно изменится в результате строительства железной дороги Архангельск – Сыктывкар – Кудымкар – ст. Григорьевская (Верещагине), а в более далекой перспективе – железной дороги Пермь –  Уфа. Другим положительным моментом является строительство автострады Москва – Киров – Пермь – Екатеринбург.

По внешнему очертанию, территории Уральского Прикамья, представляет собой почти правильный прямоугольник. Максимальная протяженность с севера на юг 645км., а с запада на восток – почти 420км. 

Пермский край имеет колоссальный экономический потенциал, и есть перспективы для развития этого потенциала. Нужны люди, которые готовы и знают, как это сделать, люди, которые готовы не просто, выкачивать деньги из земли, но и вкладывать инвестиции в развитие инфраструктуры, в освоение новых территорий. Специалисты государственного и муниципального управления имеют все шансы стать такими людьми.

Заключение


Современная Россия состоит из двух огромных частей: Западного макрорегиона (Европейская Россия) и Восточного макрорегиона (Азиатская Россия). Они отличаются историческими особенностями освоения территории, особенностями природы, уровнем и проблемами экономического развития, соотношением ресурсов и их использованием, перспективами развития. Территория России была подразделена на 11 экономических районов (8 – в Западном макрорегионе и 3 – в Восточном). Однако сетка экономических районов, используемая до сих пор, устарела.

Во-первых, районы не имеют собственного территориального управления (оно существует лишь на ступеньку ниже – в республиках, областях и краях). Во-вторых, многие районы (сибирские, Урал, Поволжье) образованы более 50 лет назад, другие существуют три десятилетия. Но экономика мобильна. В ряде районов за эти годы создана мощная добывающая промышленность, в других она ослаблена за счет истощения ресурсов. Сформировались крупнейшие базы оборонной промышленности, не соответствующие границам этих районов. В целом, по стране, изменился географический рисунок экономики. Многие районы имеют нечеткую специализацию.

В-третьих, выделенные районы оказались крайне неравноценны как по численности жителей, так и по экологическому потенциалу. Естественно, что они отличаются по размерам территории. Поэтому Центральный район, где проживает более 1/5 населения страны и сосредоточено 1/3 промышленного, 1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с Дальним Востоком – огромным по территории (36% площади страны), но слабо заселенным (5% жителей) или с северными районами (4% жителей).

Другими словами, сетка районов не соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике страны. В то же время осложнены возможности использования существующих рамок районов и для рыночной экономики.

И самое главное, районирование должно способствовать формированию не только эффективной экономики, территориально-производственных комплексов, но и новых рыночных структур (ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов) в определенных территориальных границах.

Необходимо не одностороннее экономическое, а комплексное социально-экономическое районирование, учитывающее исторические особенности заселения, географические особенности расселения и условия жизни людей, проблемы и географию городов (от крупнейших до маленьких) и сельских поселений, миграции населения.

Районирование должно быть эколого-экономическим, т.е. способствовать улучшению экологических условий, учитывать местные природные особенности, проблемы дефицита отдельных ресурсов. Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими, т.е. решать политические задачи. В то же время, территориальное управление, отсутствующее в экономических районах, присутствует в элементах административно – территориального деления (областях, краях), а также в республиках. Само административно – территориальное деление устарело. Поэтому, необходимо:

 - Проведение нового комплексного общественного районирования, способствующего решению не только экономических задач.

 - Новое административно–территориальное деление – создание единообразных (одного ранга и уровня) субъектов Российской Федерации.

Современный этап организации территориального управления требует экономического районирования, учитывающего комплексный характер воздействия всех факторов.

Список используемой литературы

1. «Федеральные округа России: важный шаг в укреплении государства» - Кистанов В.В. – М.: Экономика, 2000г.

2. «Регионы России: итоги четырех лет экономических реформ» -  Маркова Н. – Экономист. – 1996г. - N 3.

3. «Территориальная структура народного хозяйства СССР в период НТР» - уч. пособ. –  М., 1989г.

4. «Территориально-производственный комплекс: проблемы формирования и управления» -  Чалов В.И. - М., 1983г.

5. «Региональное прогнозирование и региональное развитие России» - Матрусов Н.Д.  – М., 1995.

6. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000г.. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» - Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 20.

7. Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 1994г. № 1140 «О Российской Академии государственной службы» - Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 24.

8. «Комментарии к Конституции РФ» -  Мирошникова В.Н. – М., 2004г.

9. «Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ» - Инфра-М., 2001г.



Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.