|
Одновременно, с созданием новых единиц территориального деления страны институт представителей Президента в регионах, был преобразован в институт полномочных представителей Президента в округах. Округа выполняют исключительную роль промежуточного звена между центральным и региональным уровнями федеральной исполнительной власти. Целью создания административных округов, является оптимизация системы государственного управления. Приоритетными направлениями деятельности Аппарата полномочного представителя Президента РФ в округе и Главного федерального инспектора в любой области по-прежнему остаются контроль за исполнением федеральных законов и программ, координация деятельности территориальных органов федеральной исполнительной власти, обеспечение проведения реформ управления. На сегодняшний день, необходимо организовать работу таким образом, чтобы власть – федеральная, исполнительная, законодательная – дополняли друг друга. Подводя итоги роли и значения федеральных округов в преобразовании системы территориального управления, необходимо, прежде всего, отметить, что создание федеральных округов стало реакцией на фактическое распадение России в конце 1990-х годов на ряд «региональных баронств», стремившихся к предельно расширительному толкованию предложенного в Конституции понятия «суверенитета» субъектов. Не случайно, что именно после создания федеральных округов Конституционным судом была дана и жесткая юридическая трактовка сепаратистских поползновений отдельных субъектов: «Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции РФ, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации»,– предельно четко сформулирована эта позиция, в частности, в определении Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000г. Выводы: - Федеральные округа выступают в территориальном строительстве России как элемент унитарности внутри федеративного государства, стягивающий систему территориального управления и предохраняющий ее от рецидивов «регионального баронства». - Создание федеративных округов позволило привести в относительное единство систему территориального управления, не только нормализовав нормативно-правовую базу, но и приведя в действие политические рычаги воздействия на регионы. - Тем не менее, проблема оптимизации территориального управления остается до конца неразрешённой, и это приводит к дальнейшим попыткам унификации политических систем субъектов федерации с общефедеральной политической системой. 8. Пермский край. Региональная политика государства - это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны, связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально экономического развития. Для России региональная политика имеет исключительно важное значение. Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий на территории России унифицированный подход к регионам невозможен. В современных условиях, в период перехода к рыночным отношениям, роль региональной политики еще более возрастает. На мой взгляд, будущий специалист государственного и муниципального управления, должен знать историю своего края, его географическое положение, климатические условия, крупные города, полезные ископаемые, основные отрасли промышленности, для того, чтоб принимать правильные стратегические, политические и экономические решения. Знать национальный состав края так же немаловажно, ведь, не смотря на разные национальности и вероисповедание – все мы граждане Российской Федерации, и мы должны чувствовать себя защищенными Конституцией РФ на своей земле, а так же во избежание межнациональной розни. 1 декабря 2005 года, официально появился новый субъект федерации – Пермский край. Он создан в результате объедения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Следует отметить, что это первый опыт укрупнения российских регионов. Общие краткие сведения: Край расположен на северо-востоке Восточно-Европейской равнины и на западных склонах среднего и северного Урала. Граничит со Свердловской и Кировской областями, Башкирской, Удмуртской и Коми республиками. Главные реки - Кама, Чусовая, Косьва, Вишера. Расстояние от Перми до Москвы – 1386 км. Краевой центр – город Пермь, общая площадь – 160 600 кв.м., численность населения – 2 819 421 чел. (по результатам переписи населения на октябрь 2202 года). Умеренный климатический пояс. Умеренно континентальный климат. Средняя температура января: -11.8°С, средняя температура июля: +20.3°С.
Крупные города края (по данным переписи 2002года) | ||||||||||||||||||||||
Город |
Население |
||||||||||||||||||||||
Пермь |
1 002 500 |
||||||||||||||||||||||
Березники |
180 800 |
||||||||||||||||||||||
Соликамск |
105 400 |
||||||||||||||||||||||
Чайковский |
89 800 |
||||||||||||||||||||||
Кунгур |
75 200 |
||||||||||||||||||||||
Лысьва |
74 900 |
||||||||||||||||||||||
Краснокасмк |
56 000 |
||||||||||||||||||||||
Чусовой |
55 000 |
||||||||||||||||||||||
Добрянка |
38 300 |
||||||||||||||||||||||
Чернушка |
37 600 |
||||||||||||||||||||||
Кудымкар |
34 500 |
||||||||||||||||||||||
Губаха |
30 900 |
||||||||||||||||||||||
Кизел |
27 800 |
||||||||||||||||||||||
Оса |
26 400 |
||||||||||||||||||||||
Верещагино |
25 000 |
||||||||||||||||||||||
Нытва |
22 800 |
Национальный состав Пермского Края (по данным переписи на 2002г.)
Русские
85,18%
Татары
4,84%
Коми-пермяки
3,67%
Башкиры
1,44%
Удмурты
0,93%
Украинцы
0,92%
Полезные ископаемые: нефть, газ, уголь, калийно-магнивые соли, поваренная соль, хромиты, торф, золото, алмазы, пески, щебень, гравий.
Наиболее крупные месторождения: Верхнекамское - калийно-магниевых солей; Всеволодо-Вильвенское - песка, гравия; Кизеловское- каменного угля.
Основные отрасли промышленности:
- машиностроение (оборудование для горно-металлургической, нефтяной, угольной, лесобумажной промышленности, электротехнические приборы, суда, турбогенераторы, телефонные аппараты);
- химическая и нефтехимическая (калийные, азотные удобрения, каустическая сода, изделия бытовой химии, анилиновые красители, этилен, пропилен, бензол);
- лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая (целлюлоза, бумага, картон, мебель, древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты, пиломатериалы);
- топливная (нефть, газ, уголь).
Внутриобластное значение имеют промышленность стройматериалов, легкая, пищевая. Получило развитие кормопроизводство для мясомолочного животноводства. Развито птицеводство, пчеловодство, вокруг промышленных центров – пригородное хозяйство. Выращивают зерновые культуры, картофель. В северных районах развит пушной промысел.
Из истории Пермского Края.
Всего за XVIII век, на пермских землях было построено 28 железоделательных и 29 медеплавильных заводов. Самыми крупными предпринимателями были Демидовы, Строгановы, Осокины и Лазоревы. Наряду с металлургической промышленностью в XVIII в. в нашем крае развиваются кожевенная, стекольная, мыловаренная, кирпичная и другие отрасли промышленности.
В Прикамье, еще в первой половине XIX в. начался промышленный переворот, который, однако, по сравнению с иными европейскими странами шел очень медленно и закончился не ранее 80-х гг. столетия.
Реформа 1861г., отразилась на всех сторонах жизни Пермской губернии. Началось снижение производства металла. Уральский металл не выдержал конкуренции с продукцией Европы, где к этому времени промышленный переворот уже закончился.
Большой резонанс в пермской промышленности вызвало введение нового таможенного тарифа, 1857г. которым фактически были отменены казенное покровительство уральской промышленности и политика протекционизма.
Положение усугублялось и тем, что в результате четырех неурожайных лет (1857 - 1860) в Прикамье и на всем Урале резко выросли цены на хлеб.
Кризисные явления были преодолены уже в 70-е гг., а два последних десятилетия XIX в. принесли быстрый и стабильный рост горнозаводской промышленности, связанный с завершающей стадией промышленного переворота в России, который базировался в основном на уральской металлургии. Однако рост черной металлургии сопровождался практически крушением медеплавильного производства. Это падение было связано с развитием нового района цветной металлургии на Восточном Урале, где в XIXв., были открыты крупные и удобные для разработки месторождения медного колчедана и быстро развилась цветная металлургия, основанная на самой передовой технологии.
Из всех трех с лишним десятков медеплавильных предприятий, работавших на Западном Урале в XVII — XIX вв., к 1900г. сохранились только Юговские медеплавильные заводы (поселок Юг на одноименной реке, притоке р. Бабки), но и те в 1902г., за истощением местной рудной базы были закрыты.
В Прикамье, в основном, расширялись и модернизировались уже действующие заводы. Одним из катализаторов заводского строительства явилась железная дорога, чье сооружение требовало увеличения производства сортового проката и других видов высококачественного металла и изделий из него. Самым крупным и современным предприятием черной металлургии Западного Урала стал завод, заложенный в 1879г. Русско-французским акционерным обществом у станции Чусовской, Уральской горнозаводской железной дороги. По сути дела, это первый завод нового типа на Урале. Он строился в соответствии с техническими стандартами Европы и, в отличие от старых предприятий, не имел заводского пруда, так как был не вододействующим, а основывался на паровых двигателях и электричестве.
Пермский Край сегодня.
На сегодняшний день, Пермскую область пересекают две широтные железнодорожные магистрали, несколько нефте - и газопроводов. Соседи способствуют развитию хозяйства и одновременно представляют хороший рынок для пермской продукции. Промышленность Уральского Прикамья, в значительной мере, ориентирована на добычу и переработку минерального сырья. На Западном Урале располагаются три алмазоносных района — Вишерский, Яйвинский и Пашийско-Чусовской. Промышленная разработка россыпных месторождений алмазов до конца 50-х годов велась в Пашийско-Чусовском районе, с 1962г., алмазы добываются только в Вишерском районе. Здесь установлены самые высокие для месторождений Урала средние содержания алмазов и наибольшая средняя масса камня, а, следовательно, и его цена. Золотоносные россыпи сосредоточены в основном в двух районах: на Северном Урале в бассейнах рек Велс и Улс и на Среднем Урале в бассейне правых притоков р. Чусовой (Койвы, Вижая, Вильвы и др.).
Сарановское месторождение хромовых руд, расположенное на территории Горнозаводского района, - единственное разрабатываемое в России. Уникальное Верхнекамское месторождение калийно-магниевых и хлористых солей оценивается в 19 млрд. т. На подстилающей каменной соли мощностью 250 – 400м. залегает толща калийных солей мощностью 75 – 80 м, состоящая из нижнего сильвинитового горизонта и верхнего сильвинит-карналлитового.
На территории Уральского Прикамья разведано большое количество месторождений строительных материалов и карбонатного сырья. Месторождения глин, песков и песчано-гравийной смеси распространены по площади региона относительно равномерно, причем месторождения песчано-гравийной смеси, как правило, приурочены к долинам крупных рек.
Выгоды экономико-географического положения состоят и в том, что Уральское Прикамье расположено относительно близко к Центральному району с высокоиндустриальной экономикой, развитыми наукой, культурой, искусством. В то же время, на востоке, Пермская область граничит с Азией, где происходит хозяйственное освоение Сибири и Дальнего Востока и высока потребность в пермских товарах.
К недостаткам географического положения следует отнести отсутствие прямого железнодорожного выхода к морю и ограниченность транспортных связей с Республикой Коми и Башкортостаном. Положение существенно изменится в результате строительства железной дороги Архангельск – Сыктывкар – Кудымкар – ст. Григорьевская (Верещагине), а в более далекой перспективе – железной дороги Пермь – Уфа. Другим положительным моментом является строительство автострады Москва – Киров – Пермь – Екатеринбург.
По внешнему очертанию, территории Уральского Прикамья, представляет собой почти правильный прямоугольник. Максимальная протяженность с севера на юг 645км., а с запада на восток – почти 420км.
Пермский край имеет колоссальный экономический потенциал, и есть перспективы для развития этого потенциала. Нужны люди, которые готовы и знают, как это сделать, люди, которые готовы не просто, выкачивать деньги из земли, но и вкладывать инвестиции в развитие инфраструктуры, в освоение новых территорий. Специалисты государственного и муниципального управления имеют все шансы стать такими людьми.
Заключение
Современная Россия состоит из двух огромных частей: Западного макрорегиона (Европейская Россия) и Восточного макрорегиона (Азиатская Россия). Они отличаются историческими особенностями освоения территории, особенностями природы, уровнем и проблемами экономического развития, соотношением ресурсов и их использованием, перспективами развития. Территория России была подразделена на 11 экономических районов (8 – в Западном макрорегионе и 3 – в Восточном). Однако сетка экономических районов, используемая до сих пор, устарела.
Во-первых, районы не имеют собственного территориального управления (оно существует лишь на ступеньку ниже – в республиках, областях и краях). Во-вторых, многие районы (сибирские, Урал, Поволжье) образованы более 50 лет назад, другие существуют три десятилетия. Но экономика мобильна. В ряде районов за эти годы создана мощная добывающая промышленность, в других она ослаблена за счет истощения ресурсов. Сформировались крупнейшие базы оборонной промышленности, не соответствующие границам этих районов. В целом, по стране, изменился географический рисунок экономики. Многие районы имеют нечеткую специализацию.
В-третьих, выделенные районы оказались крайне неравноценны как по численности жителей, так и по экологическому потенциалу. Естественно, что они отличаются по размерам территории. Поэтому Центральный район, где проживает более 1/5 населения страны и сосредоточено 1/3 промышленного, 1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с Дальним Востоком – огромным по территории (36% площади страны), но слабо заселенным (5% жителей) или с северными районами (4% жителей).
Другими словами, сетка районов не соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике страны. В то же время осложнены возможности использования существующих рамок районов и для рыночной экономики.
И самое главное, районирование должно способствовать формированию не только эффективной экономики, территориально-производственных комплексов, но и новых рыночных структур (ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов) в определенных территориальных границах.
Необходимо не одностороннее экономическое, а комплексное социально-экономическое районирование, учитывающее исторические особенности заселения, географические особенности расселения и условия жизни людей, проблемы и географию городов (от крупнейших до маленьких) и сельских поселений, миграции населения.
Районирование должно быть эколого-экономическим, т.е. способствовать улучшению экологических условий, учитывать местные природные особенности, проблемы дефицита отдельных ресурсов. Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими, т.е. решать политические задачи. В то же время, территориальное управление, отсутствующее в экономических районах, присутствует в элементах административно – территориального деления (областях, краях), а также в республиках. Само административно – территориальное деление устарело. Поэтому, необходимо:
- Проведение нового комплексного общественного районирования, способствующего решению не только экономических задач.
- Новое административно–территориальное деление – создание единообразных (одного ранга и уровня) субъектов Российской Федерации.
Современный этап организации территориального управления требует экономического районирования, учитывающего комплексный характер воздействия всех факторов.
Список используемой литературы
1. «Федеральные округа России: важный шаг в укреплении государства» - Кистанов В.В. – М.: Экономика, 2000г.
2. «Регионы России: итоги четырех лет экономических реформ» - Маркова Н. – Экономист. – 1996г. - N 3.
3. «Территориальная структура народного хозяйства СССР в период НТР» - уч. пособ. – М., 1989г.
4. «Территориально-производственный комплекс: проблемы формирования и управления» - Чалов В.И. - М., 1983г.
5. «Региональное прогнозирование и региональное развитие России» - Матрусов Н.Д. – М., 1995.
6. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000г.. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» - Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 20.
7. Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 1994г. № 1140 «О Российской Академии государственной службы» - Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 24.
8. «Комментарии к Конституции РФ» - Мирошникова В.Н. – М., 2004г.
9. «Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ» - Инфра-М., 2001г.
Страницы: 1, 2
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.