Экономическое значение приватизации государственного фонда свободных земель в США. Акт о гомстедах 1...
Башкирский
государственный университет
Стерлитамакский
филиал
Экономический
факультет
Специальность
"Бухгалтерский учет, анализ и аудит"
РЕФЕРАТ
по дисциплине "История мировой экономики"
на тему " Экономическое значение приватизации
государственного фонда свободных земель в США. Акт о гомстедах 1862 г."
Выполнил:
студент I курса
дневного отделения
Зыкова О.В.
Проверил:
к. эк. наук, доцент
Кохановская И.И.
Стерлитамак,2006.
Содержание
Введение…………………………………………………………….3
1. Американская
экономика XIX века и аграрный
вопрос…….…….....5
1.1 Развитие
американской экономики………………………………...5
1.2 «Хлопковая
лихорадка»…………………………………………….6
1. 3 Фонд «общественных земель» и
спекуляция ……………………....7
2. Акт о
гомстедах…………………………………………………….….13
2.1 Битва
за гомстеды ……………………………………………….…..13
2.2 Гомстед-билль……………………………………………………….…17
Заключение……………………………………………………………..22
Список использованной
литературы……………….………………...23
Введение
Американский континент заселялся эмигрантами из Старого Света. Люди,
которые прежде мечтали об участке земли в 10-20 акров (1 Акр = 0,42га), через
несколько недель или месяцев после переезда в США стремились получить надел в
160 или 320 акров. Непрерывный поток переселенцев двигался на Запад. Это были
первопроходцы, пионеры. Континент был полупустым, и они стремились использовать
эту ситуацию. Обычаи там тоже существовали свои.
По закону от 1841 г. переселенцы могли оформить захваченные земли, если
докажут, что на их участке поставлен дом с окном. Бывало, что поселенцы
использовали одну и ту же хижину, перетаскивая ее при помощи упряжки быков с
участка на участок. Также согласно закону, женщина могла получить надел,
являясь вдовой или "главой семейства". Ходили слухи о том, что
молодые незамужние дамы одалживали детей (бра-ли "напрокат" за
известную плату), усыновляли, становясь таким образом "главой семьи",
и получали свои 160 акров. Затем усыновление аннулировалось и ребенок
возвращался к родителям.
Позднее к "земельной лихорадке" добавилась "золотая
лихорадка": в 1848 г. в Калифорнии было найдено золото. Да и кроме него на
Дальнем Западе было много богатств: серебро, неистощенные земли, огромные леса,
полные пушнины, реки, где водилось много рыбы. Образовались новые штаты
Небраска и Дакота. В 1867 г. американцы купили у России Аляску. Все земли нужно
было освоить, и они осваивались.
В результате на протяжении многих десятилетий вплоть до
гражданской войны 1861-1865 гг. и принятия гомстед-акта велась упорная борьба
за облегчение доступа к западным землям, за демократизацию аграрного
законодательства (земельные законы 1800, 1804, 1820, 1841 гг. и др.). Большое
значение имел, в частности, закон о заимке от 4 сентября 1841 г.,
предоставлявший скваттерам право на покупку обрабатываемых ими участков по
минимальной цене.
С конца XVIII в. на огромной территории Соединенных Штатов шла
последовательная распродажа фонда государственных земель, что привело к полному
торжеству буржуазной поземельной собственности. И в этом заключалась суть всего
процесса, тогда как часто обращалось внимание лишь на существование в
Соединенных Штатах в XIX в. миллионов независимых, по преимуществу
патриархальных и полупатриархальных фермерских хозяйств.
1 Американская экономика XIX века и аграрный вопрос
1.1 Развитие американской экономики
Американская экономика XIX века во многом зависела от сельскохозяйственного
сектора. Если сравнить, например, данные о соотношении между числом лиц,
занятых в промышленности и сельском хозяйстве, то они окажутся следующими: в
Новой Англии — 1:8, в центральных штатах — 1:15, на Юге — 1:82.
После завоевания независимости в США началось быстрое освоение
«свободных» территорий (к 1853 году в состав США входило уже 32 штата).
Большая часть земель в новых штатах сразу же была объявлена государственной
собственностью и включена в «общественный фонд». В начале XIX века заметно упростились
условия покупки земельных угодий из этого фонда: государство разрешило
продавать участки площадью 80 акров (причем цена за 1 акр снизилась с 2 долл.
до 1,25 долл.), а в 1832 году — 40 акров. Но даже при таких условиях земля
оставалась малодоступной для широких слоев населения, поэтому колонисты
продолжали самовольно занимать новые участки.
Правительству пришлось пойти на уступки и официально разрешить
самозахват земель и даже поощрять такие действия со стороны скваттеров. По
закону о заимке от 4 сентября 1841 года захват участка и его обработка давали
преимущественное право на его покупку. В 1854 году правительство
санкционировало продажу за символическую плату по 12,5 цента за акр
малопригодных пустующих земель из «общественного фонда», если они оставались
непроданными в течение 30 лет. Такие шаги стимулировали развитие фермерских
хозяйств. К началу 1860-х годов в США было уже около 3,65 млн мелких и очень
мелких фермерских хозяйств, использовавших личный труд членов семьи фермера или
привлекавших наемных работников. Это свидетельствовало о том, что развитие
сельского хозяйства шло новым путем, который был совсем не похож на
европейский.
К середине XIX века стала достаточно явно прослеживаться широкая
сельскохозяйственная специализация регионов Севера и Юга, в основном
сложившаяся еще во времена колониальной экономики. На Старом Северо-Западе
практиковалось главным образом выращивание кукурузы в сочетании с экстенсивным
животноводством. В 1820-х годах большое распространение здесь получили посевы
пшеницы, которая даже вывозилась в Европу, в середине XIX века штаты Индиана,
Иллинойс и Висконсин превратились в подлинную житницу страны. На Атлантическом
побережье развивалось преимущественно молочное животноводство, овощеводство и
садоводство, поскольку эта продукция пользовалась большим спросом в
промышленных центрах Северо-Востока.
1.2 «Хлопковая лихорадка»
В южных штатах США сохранялось плантационное хозяйство с
повсеместным использованием рабского труда. Начиная с 1790-х годов вплоть до
середины XIX века
плантационная система переживала невиданный расцвет, связанный с бурным
развитием производства хлопка. Он был обусловлен прежде всего внешним фактором.
Исходя из того что к этому времени в Европе резко вырос спрос на хлопок,
плантаторы стали расширять посевы хлопчатника, ориентируясь в основном на
экспорт, и прежде всего на английский рынок. Именно этот продукт составлял
главную статью американского экспорта: в 1860 году доходы от экспорта более чем
на 57% обеспечивались за счет хлопка. Доля США в его мировом производстве
выросла с 0,4% в 1791 году до 66% в 1860 году. На валютные доходы от вывоза
хлопка страна могла закупать необходимую промышленную продукцию за рубежом.
Этот период в американской истории называли «хлопковой лихорадкой»:
за 1800—1860 годы производство хлопка выросло в 45 раз, в то время как посевы
других сельскохозяйственных культур сокращались. Такая специализация привела к
тому, что южные штаты не могли обеспечить себя хлебом и продукцией
животноводства и даже сено приходилось привозить с Севера. С другой стороны, Юг
обеспечивал сырьем хлопчатобумажные предприятия северных штатов, а значит,
способствовал созданию там сотен тысяч рабочих мест.
«Хлопковая лихорадка» влекла за собой все более беспощадную
эксплуатацию чернокожих рабов. Несмотря на формальное запрещение работорговли
(1808), рабов продолжали привозить из Африки контрабандой. Наряду с этим
появились питомники «живого товара», так как спрос на рабов не снижался и цена
на них оставалась высокой (примерно 1000-1500 долл. за человека в 1850-х
годах). Количество рабов в стране к 1860 году увеличилось почти до 4 млн (в
1790 году — 698 тыс.). Весьма распространенными были плантации площадью 700—
800 акров, на которых работало до 20 рабов. Но в Луизиане существовали
плантации площадью до 20 тыс. акров, где содержалось более 500 рабов.
Для дальнейшего увеличения производства хлопка требовались новые
территории, но они оставались лишь на Западе, куда настойчиво стремились и
плантаторы, и фермеры из центральных штатов. При этом приходилось сгонять
индейцев с их земель и захватывать «свободные» участки. Остро стоял вопрос о
том, каким путем проводить освоение новых территорий — фермерским или
плантационным. Между фермерами и плантаторами дело доходило до вооруженной
борьбы.
1.3
Фонд «общественных земель» и спекуляция
В 1800 г. приход
к власти демократов во главе с Джефферсоном снова поставил в порядок дня вопрос
о фонде «общественных земель». Инициатива принадлежала представителю запада
Вильяму Г. Гаррисону из Индианы; 24 декабря он внес в палату представителей резолюцию
«о назначении комиссии для выяснения вопроса о том, какие изменения необходимы
в законе о продаже земель США к северо-востоку от Огайо». Тогда же Галлатин
представил палате петицию от поселенцев Северо-Запада, просивших издать закон
для обуздания спекулянтов и дать колонистам возможность приобретать землю
непосредственно от государства. Предложение было принято, Гаррисон был назначен
председателем комиссии, и через три месяца комиссия Гаррисона выработала
соответствующий билль. На северо-западной территории предлагалось учредить
четыре округа с земельной конторой и регистратором в каждом округе. Это давало
возможность пионерам приобретать земли на месте, не выезжая в столицу. По
второму, важному для колонистов вопросу – о размере продаваемого участка –
комитет высказался за минимальный размер участка в полсекции. Это предложение
вызвало сильную оппозицию плантаторов и крупной буржуазии. Межевать такие
мелкие участки обойдется слишком дорого, заявляли оппоненты. Галлатин, бывший
министром финансов при Джефферсоне, Гаррисон и другие члены конгресса энергично
защищали билль: «Он поставит преграды для спекулянтов, которые имеют
преимущество при продаже земли крупными участками», - заявляли они. Браун из
демократического Род-Айленда пошел дальше комиссии и предложил вместо минимума
в полсекции минимум в четверть секции. Поправка Брауна была отвергнута, но
предложение комиссии о продаже земли участками в полсекции прошло. Однако уже
через четыре года, в 1804 г., минимальный размер продаваемых участков был снижен
до ¼ секции, т.е. до 160 акров.
1. Была разрешена
продажа участков размером в 1/8 секции, т.е. 80 акров, во всех новых районах (с
1817 г.).
2. Цена была
снижена до 1,25 доллара.
3. Кредит был
отменен и была введена оплата наличными.
Условия продажи «общественной
земли», установленные после окончания войны за независимость, были
обременительны для фермерской бедноты, в то же время они способствовали
спекуляции. В спекуляцию втянута была часть самого фермерства.
«Главным
стремлением колониста-пионера было занять приглянувшийся ему участок,
возделывать его с минимальным вложением труда и средств производства до тех
пор, пока земля не возрастет в цене в достаточной мере, чтобы она могла быть
продана с прибылью». «Почти каждый фермер в Соединенных Штатах в известный
период своей жизни занимался наряду с другими делами земельной спекуляция в
гораздо большем масштабе в особые компании (точно так же и плантаторы).
С начала XIX в. спекуляция усиливается. В 1806 г.
комиссия по «общественным землям» констатировала, что «спекуляция, как общее
правило, господствует во всех частях страны». Настоящая мания земельной
спекуляции, в которой приняли участие также западные банки, охватила страну
после войны 1812 г., когда государство согласилось принимать в уплату за западные
земли банкноты западных банков. В 1820 г. одна газета писала, что спекулянты
«размножаются подобно грибам», что они пользуются земельным кредитом и
спекулируют, причиняя ущерб обществу.
Земельная
спекуляция, разумеется, тяжелым бременем ложится на так называемых
«действительных поселенцев», которые оказывались в долгу у спекулянтов.
Основным узлом противоречий при решении аграрного вопроса было
рабство: в некоторых старых штатах оно было запрещено, а в новых штатах вопрос
о рабстве оставался открытым. И хотя по закону 1787 года на территориях,
расположенных к северо-западу от Огайо, устанавливался республиканский строй,
на Юге рабовладельческая система оставалась незыблемой.
В 1820 году был принят так называемый Миссурийский компромисс, по
которому распространение рабства ограничивалось линией, проходившей по 36°30'
северной широты. Таким образом, в стране определялись два основных пути
колонизации новых земель: северный (фермерский) и южный (плантационный). Но в
1850 году плантаторы-южане добились принятия закона, предусматривавшего обязательную
поимку беглых рабов во всех штатах страны, и тем самым Миссурийский компромисс
утратил свою силу.
Но это было не единственным противоречием между промышленным
Севером и аграрным Югом. С одной стороны, крупному капиталу Севера требовалось
все больше хлопка для развивающейся текстильной промышленности, поэтому нужно
было расширять посевы хлопчатника. С другой стороны, предприниматели Севера
были заинтересованы в расширении внутреннего рынка, а этому препятствовал
низкий покупательский спрос, существовавший в условиях рабовладельческой
системы. Реальная угроза остаться сырьевым придатком европейских стран
(особенно Англии) подводила буржуазию Севера к мысли о необходимости отмены
рабства.
Наиболее сложной для федерального правительства оставалась проблема
переустройства южных штатов. Следовало определить пути и условия возвращения
штатов, входивших в состав Конфедерации, в единое государство. Надо было заново
устанавливать там систему федерального управления, создавать новые органы
власти. Не менее трудной была проблема обеспечения землей освобожденных
чернокожих рабов и безземельного белого населения Юга. Все эти задачи решались
в период, получивший название Реконструкции Юга (1865-1877).
Первоначально программа Реконструкции встретила ожесточенное
сопротивление со стороны приверженцев старых порядков. Плантаторы открыто
саботировали мероприятия федеральной власти по переустройству Юга, лишали
негров права свободно передвигаться по территории и получать земельные
участки, преследовали прогрессивно настроенных представителей белого населения.
В 1865 году в южных штатах была создана тайная террористическая организация
«Ку-клукс-клан», с помощью которой плантаторы пытались установить жестокие
антинегритянские порядки.
Данное положение во многом объяснялось реакционной позицией,
которую занял президент Эндрю Джонсон по отношению к планам
Реконструкции Юга. Он открыто выражал несогласие с курсом, принятым прежним
президентом А. Линкольном. Однако в марте 1867 года Конгресс США принял первый
закон о Реконструкции, на основе которого в 1867-1868 годах в южных штатах
прошли выборы властей всех уровней. И лишь после этого началась настоящая
Реконструкция Юга. До марта 1870 года все южные штаты вновь были приняты в
состав единого государства и получили представительство в Конгрессе США. Тем
самым было восстановлено единство страны.
Страницы: 1, 2
|