Сложное дело обстоит с этими же
приоритетами на микроэкономическом уровне. Если медицинское учреждение или
частнопрактикующий врач на первое место ставит экономическую эффективность, то их функционирование как
хозяйствующих субъектов происходит
по обычной модели любого коммерческого предприятия. Если же приоритетными становятся медицинская и социальная
эффективность, то экономический агент неизбежно возвращается в третью группу проблем: кто за все это будет платить? Пятая
группа проблем связана с определением полученного (фактического) результата
вашей услугопроизводящей деятельности. Известно, что от желаемого до
действительного расстояние иногда бывает очень большим. Это тем более
характерно для здравоохранения, медицины, где достижение поставленной цели
может натолкнуться на значительное число самых неожиданных препятствий. Однако, несмотря на всю неопределенность и
непредсказуемость здравоохранения, подсчитать фактические результаты все же
представляется возможным. Для этого экономика здравоохранения занимается
разработкой экономической нормативной базы отрасли. Создана
и постоянно совершенствуется определенная система натуральных
стоимостных и относительных показателей, количественно характеризующих
результаты как медицинской профессиональной работы, так и хозяйственной
деятельности в здравоохранении.
Эта
нормативная база используется в следующих целях: во-первых, для определения стартовых
условий функционирования данного экономического агента;
во-вторых, для анализа текущего финансово-экономического положения конкретного
медицинского учреждения или частнопрактикующего врача;
в-третьих, система показателей применяется не только для фиксации экономического положения в каждый данный
момент, но и для контроля за
динамикой изменения тех или иных параметров деятельности
медицинского учреждения;
в-четвертых, такой же анализ может быть осуществлен применительно
к отрасли в целом, подотрасли или региону;
наконец, в-пятых, зная содержание анализируемых показателей, имея представление о методике расчетов,
можно в целом определить изменение в состоянии здоровья населения или
группы пациентов и осуществить социально-экономические
коррективы. Шестая
группа проблем состоит в том, как управлять экономическими процессами, протекающими в медицинских
учреждениях. Очевидно, что в настоящее время уже не имеет смысла подробно
останавливаться на том факте, что стихийное, неуправляемое развитие рыночной
экономики — это примитивная логика псевдореформаторов отечественной экономической
системы. Труд, производство, т. е. экономическая деятельность как
таковая, будучи сознательным целенаправленным процессом, совершаемым человеком разумным, должна быть
управляемой, исходя уже из
самого определения. И все дело заключается лишь в степени и условиях
управляемости, методах осуществления управленческой деятельности. Что же
касается здравоохранения, то это отрасль,
изначально подверженная управлению на различных уровнях и в разнообразных
формах. Изучение вопросов медицинского менеджмента,
экономического и административно-правового регулирования хозяйственного
механизма отрасли составляет важный раздел экономики здравоохранения.
Седьмая и последняя из рассматриваемых здесь групп проблем
может быть сформулирована следующим образом: «Как достичь экономического успеха?» В рамках этого комплекса проблем
экономика здравоохранения исследует такие вопросы, как спрос, предложение и
ценообразование в области медицинских услуг, медицинский маркетинг, реклама,
экономическая эмблематика (товарные знаки, фирменные наименования, символы и
т.п.), психология потребителя и целый ряд других чрезвычайно важных вопросов.
В любом случае современная экономика здравоохранения
рассматривает медицинскую организацию как:
во-первых, специфический хозяйствующий субъект,
наделенный всеми основными экономическими правами и обязан-
ностями;
во-вторых, как самостоятельного участника рыночных
отношений, взятых во всей их сложности и противоречивости и одновременно
с учетом всей специфики здравоохранения.
2. МЕСТО ЭКОНОМИКИ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СТРУКТУРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
Естественно, что экономика здравоохранения не может существовать
в отрыве от родственных ей экономических наук и медицины. Медицинская
деятельность, осуществляемая в определенных организационно-хозяйственных
формах, дает экономике здравоохранения объект исследования,
воплощаемый в то, ради чего, собственно говоря, эта наука и существует — в
экономическую практику здравоохранения. У экономической теории
(общей экономики) экономика здравоохранения заимствует терминологию.
Прикладные экономические науки привлекаются в основном для экономических
исследований здравоохранения на микро-, а специальные — для исследований на
макроуровне. Наконец, у гуманитарных наук, прежде всего у философии,
экономика здравоохранения неизбежно воспринимает определенную идеологию,
мировоззрение.
Выделение экономики здравоохранения в область самостоятельных
научных знаний состоялось лишь во второй половине XX века. Это произошло под влиянием
ряда причин. Укажем важнейшие из них.
1. Двадцатый век — это столетие небывалого ранее увеличения
объема и социально-экономической значимости сферы услуг. И хотя медицина «стара как мир», но никогда
ранее она не формировалась в столь крупную отрасль народного
хозяйства, притягивающую к себе миллионы людей. А раз объект
исследования столь быстро и значительно вырос, то возрос, соответственно, и
научный к нему интерес.
2. Здравоохранение одновременно заявило о себе как о необычайно
ресурсоемкой отрасли, способной использовать различные материальные,
финансовые, трудовые и прочие ресурсы.
3. В XX в. здравоохранение
стало рассматриваться как выгодная,
экономически целесообразная область приложения инвестиционных средств.
Таким образом, была сформирована новая научная и учебная
дисциплина — экономика здравоохранения.
3.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ
(Очевидно, нет необходимости лишний раз доказывать, что производство
жизненных благ, организованное в рамках любой (социально-экономической модели,
объективно носит общественный характер. Пожалуй, лучше всего об этом сказал
Адам Смит, когда, анализируя цели отдельного предпринимателя, указал на то, что
предприниматель имеет при этом в виду свою собственную выгоду, а отнюдь не
выгоды общества. Но когда он принимает во внимание свою собственную выгоду,
это естественно или, точнее, неизбежно приводит его к предпочтению того занятия,
которое наиболее выгодно обществу.
3.1. ЭКОНОМИКА И
УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ
КАК ОТРАСЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО
ЗДОРОВЬЯ
И
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В процессе перехода России к рыночной
экономике сформировалась
новая отраслевая экономика здравоохранения. Возникновение новой научной дисциплины — экономики здравоохранения
обусловлено:
— формированием здравоохранения как крупнейшей отрасли
народного хозяйства, что связано с ростом спроса на медицинские услуги;
— необходимостью рационального планирования и эффективного
использования материальных, трудовых и финансовых
средств здравоохранения, как ресурсоемкой отрасли народного хозяйства;
— особым местом здравоохранения в системе
общественного производства как ресурсосберегающей отрасли;
— повышением
экономической значимости системы здравоохранения в сохранении и
укреплении здоровья населения, что приносит огромный экономический эффект.
Цель экономики здравоохранения — изучение экономических
отношений, хозяйственных (производственных) контактов, складывающихся
между людьми в процессе обеспечения медицинской деятельности.
Объектом исследований экономики здравоохранения являются
экономические отношения в сфере здравоохранения.
Основные задачи экономики здравоохранения:
—определение роли и места здравоохранения в системе общественного
производства;
—расчет объема экономических ресурсов здравоохранения и их эффективное
использование;
— изучение тенденций в изменении
структуры здравоохранения;
—расчет и оценка экономической эффективности лечебно
диагностической и профилактической работы учреждений здравоохранения;
—оценка экономической эффективности новых организационных
форм обеспечения медицинской помощи населению (стационарозамещающие технологии,
диагностические центры и др.);
—экономическое обоснование новых организационных форм
медицинской
деятельности;
—разработка и оценка эффективных форм оплаты труда
медицинских
работников;
—расчет нормативов деятельности специалистов, включая определение оптимального соотношения медицинских
работников (врач и средний медицинский работник, врачи и работники
немедицинских специальностей);
—подготовка врачей в области экономики и формирования системы подготовки
экономистов в сфере здравоохранения.
3.2.
МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Экономика здравоохранения, являясь отраслью общественного
здоровья и здравоохранения, использует все методы этой дисциплины. Среди них
важнейшими являются:
—математически-статистический метод, позволяющий оценить
количественную и качественную связь между медико-диагностическими и профилактическими
процессами;
—балансовый метод, обеспечивающий оптимальное соотношение между
лечебными, диагностическими и реабилитационными процессами;
—экспериментальный метод, позволяющий отработать наиболее
эффективные меры по улучшению качества здоровья населения и хозяйствования
органов и учреждений здравоохранения.
Экономика здравоохранения тесно связана с экономикой страны в целом. Существует тесная взаимосвязь
здравоохранения со всеми отраслями народного хозяйства. Это
взаимодействие, прежде всего, касается:
—влияния здоровья населения и здравоохранения на развитие народного
хозяйства в целом и отдельных его отраслей;
—влияния экономики отдельных отраслей на здоровье населения.
Это значит, что экономика здравоохранения — отраслевая
экономическая наука, которая изучает взаимодействие здравоохранения с
экономикой народного хозяйства, формирование, распределение и использование в
здравоохранении материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Здравоохранение влияет на развитие экономики народного
хозяйства через сохранение здоровья населения (снижение смертности, особенно в
трудоспособном возрасте, младенческой и повозрастной смертности детей,
заболеваемости и инвалидности, увеличение средней продолжительности жизни).
Важнейшие направления развития экономики здравоохранения:
—определение видов, объемов медицинских услуг с организационно-правовым
обеспечением;
—экономическая оценка эффективности использования
ресурсов
здравоохранения;
— финансовое обеспечение
деятельности ЛПУ с экономическим его обоснованием;
— экономическая оценка профессиональной деятельности
работников здравоохранения;
— отработка экономических методов хозяйствования с
учетом особенностей здравоохранения;
—разработка системы менеджмента и маркетинга, включая
отработки действенных форм пропаганды новых
методов лечебно-профилактической деятельности.
4. УСЛУГА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
Структура производства определяется в конечном итоге составом совокупных потребностей, выдвигаемых
данным обществом. Состав
потребностей общественного организма (жизненных благ,
необходимых для существования и развития каждого
о индивидуума, тех или иных социальных групп, а также общества в целом) включает
в себя создание материальных благ и услуг. Производство
материальных благ и производство материальных
услуг представляют собой крупные сферы общественного производства.
Здравоохранение — это одна из ведущих отраслей сферы производства услуг.
Содержательно сфера услуг в целом и
здравоохранение в их числе относятся к разряду потребительского производства: там происходит
потребление материальных благ, созданных в отраслях соответствующей сферы.
Одновременно в здравоохранении происходит создание физической и
психологической основы деятельности, трудового потенциала, производство личного
фактора жизни общества.
С точки зрения функционирования
предприятий (фирм) и лиц, действующих за пределами сферы производства материальных
благ, сфера услуг не имеет принципиальных отличий. Родовые особенности
производства в данной сфере определяются лишь характером самих создаваемых
услуг.
Услуга, наряду с материальным благом, рассматривается,
таким образом, как одна из разновидностей проявления результата
конкретной профессиональной деятельности. При этом необходимо отметить, что сфера производства услуг
чрезвычайно разнообразна по своему отраслевому составу. Сфера услуг —
это совокупность отраслей, подотраслей и видов деятельности, функциональное
назначение которых в системе общественного производства выражается в создании и
реализации той части комплекса жизненных благ, предназначенных для совокупного
потребителя, которая выходит за рамки продукции, изготовляемой сферой
материального производства. К сфере услуг относятся жилищно-коммунальное
хозяйство, бытовое обслуживание населения, народное образование,
здравоохранение, социальное обеспечение,
спорт и туризм, культура и искусство, транспорт, связь, торговля и
общественное питание, государственное управление.
В зависимости от роли услуг в процессе
непрерывного и логически обусловленного производственного процесса (т.е. воспроизводства),
а также от характера удовлетворяемых теми или иными
услугами потребностей отрасли сферы услуг можно объединить в две
информационно-статистические группы. Одна из этих групп представляет отрасли,
деятельность которых направлена на удовлетворение социально-культурных,
духовных, интеллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной
жизнедеятельности. К ней относятся образование, здравоохранение спорт и туризм,
социальное обеспечение, культура,
искусство и др. Другая группа охватывает отрасли бытового
обслуживания, транспорта, связи, торговли и т.п. Эти отрасли призваны
способствовать сокращению затрат совокупного труда, расширению возможностей для достижения большей профессиональной
специализации.
Несколько иной квалификационный подход позволяет разделить
все услуги на услуги производственного и личного назначения, исходя из различий в потребителях, пользователях.
Далее, как среди производственных, так и среди личных
ус-Чуг правомерно выделить материальные (материализованные) и чистые услуги.
В чем смысл этого последнего способа классификации? Дело заключается в том,
что любая услуга связана с получением, производством определенного, скажем,
полезного результата, выступающего в форме (или получающего «экономическую
маску») полезного эффекта. Однако материальные услуги используются
потребителем через какой-либо вещественный объект — например произведение
искусства, а чистые услуги воплощают свой результат непосредственно в самом
человеке.
Основная масса услуг, предлагаемых здравоохранением, относится к категории личных услуг. Вместе с тем
услуги здравоохранения относятся по большей части к чистым услугам, не имеющим самостоятельно существующего материального
объекта-носителя.
Необходимо отметить, что здравоохранение как отрасль народного
хозяйства очень неоднородна и разнообразна. В составе современного здравоохранения,
относимого статистиками к категории так называемых больших отраслей,
выделяется масса довольно-таки самостоятельных и одновременно чрезвычайно тесно взаимодействующих между собой
структурных элементов, которые определяются как подотрасли специализации и производства.
В качестве иллюстрации достаточно указать лишь некоторые из них: терапия,
хирургия, педиатрия и санитария; рентгенология,
радиология, иммунология, диетология и др.; клиническая,
медико-профилактическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая специализации; стационарная,
диспансерная, санаторно-курортная, амбулаторно-поликлиническая, хосписная и
другие виды медицинской помощи; дерматология, гистология, микробиология,
нейрофизиология, психиатрия, стоматология, онкология, кардиология,
диабетология, отоларингология, гастрология, эндокринология,
цитология и многие другие виды специализированной помощи имеют свою специфику.
Таким образом, услуги здравоохранения столь же разнообразны по своему проявлению, сколь многопланова
и сложна сама отрасль здравоохранения.
5. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ УСЛУГ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Экономические особенности медицинских
услуг могут быть сведены
в три большие взаимообусловленные классификационные
группы.
Первую группу составляют особенности услуг здравоохранения, связанные
со спецификой проявления самого результата профессиональной деятельности яиц, занятых в
рассматриваемой нами области человеческой деятельности. Что это за
особенности?
1. Результат профессиональной деятельности в здравоохранении,
как правило, воплощен в самом человеке. Материальные
услуги — скорее исключение для здравоохранения (например, это рентгеновские
снимки, электрокардиограммы, рецепты, на которых зафиксировано
клинико-диагностическое мышление врача и которые, будучи выписаны, начинают, подобно
книгам, жизнь, независимую от воли и сознания автора, и т.д.). При этом стоит
обратить внимание на то, что между материальными и чистыми услугами вовсе не
лежит непреодолимая грань. Напротив, они во многих случаях взаимопроникают и
дополняют друг друга, образуют переходные, пограничные, смешанные формы и
модификации.
2. Услуга, как отраслевой результат
здравоохранения, всегда носит индивидуальный характер. Хотя само оно имеет дело с миллионами людей, в здравоохранении нет не
только массового, но и мелкосерийного производства. Нельзя также
произвести (оказать) услуги здравоохранения заранее, так сказать, впрок, а затем дождаться возникновения спроса и
реализации этого своеобразного товара. На рынок услуг здравоохранения (и
это характерно для многих видов чистых услуг) «выносятся» отнюдь не сами
услуги, а лишь информация о тех услугах, которые могут быть оказаны пациентам.
Потребление значительного числа услуг здравоохранения во
времени совпадает с их производством. Индивидуальность оказания услуг
здравоохранения и творческий характер многих форм медицинской деятельности приводит к тому, что необходимый результат
(эффект) зачастую может быть достигнут лишь действиями достаточно ограниченного круга специалистов или даже действиями
одного человека. Поэтому данная особенность Проявления результата в
здравоохранении приводит к тому, что местный (локальный) рынок услуг
здравоохранения гораздо чаще и значительно легче смыкается со своей
противоположностью — мировым рынком. Для
высоко стандартизированной промышленной продукции сферы материального
производства таков соединение представляется менее вероятным.
3. Рассматриваемый нами результат, несмотря
на всю свою индивидуальность, может
быть разнообразным по своему физическому объему.
В связи с этим в здравоохранении реально осуществление различных вариантов.
Мы можем представить себе врача, который имеет дело только с одним пациентом, —
личный врач какой-нибудь знаменитости. В этом случае результат его труда будет
индивидуален в буквальном смысле. Впрочем, для поддержания собственной
квалификации и этому врачу, очевидно, необходимо будет иметь более обширную
практику.
Семейная медицинская сестра, исходя из многопланового
характера своих функций, должна добиваться получения адекватных потребностям
результатов уже в более широком физическом объеме, имея дело с рядом
индивидуумов разного возраста (как правило, начиная с детей школьных лет) и
социального положения. Оказывая помощь каждому члену семьи с учетом конкретных
условий, семейная медсестра может добиться желаемого эффекта, только решая
широкий круг профессиональных задач. Она должна быть также компетентна в
вопросах планирования семьи, воспитания детей, психологии и физиологии развития ребенка, проблем преодоления стрессов и
эмоциональных барьеров, сексуального поведения, знаний гериатрии и т.п.
4. Результат здравоохранения имеет сложную структуру и
может распадаться на много подрезультатов (или квазирезультатов). Отсюда
следует важность осознания того, что для достижения общего истинного результата
— здоровья — необходимы усилия как врачей — узких специалистов, так и врачей
общей практики, а также и других категорий работников здравоохранения.
При этом целесообразно остановиться на
самом понятии здоровья как результата медицинской деятельности.
Укрепление здоровья населения
является не только необходимым, но и, быть может, единственно возможным универсальным
показателем получения определенного положительного результата труда работников
здравоохранения в форме полезного эффекта. Здоровье определяется рядом демографических
и других факторов. Оно характеризуется несколькими основными группами
показателей. К первой группе относятся такие демографические показатели, как
численность населения, его состав, рождаемость, смертность, естественный
прирост и др. Вторую группу составляют показатели заболеваемости населения. И
в третью группу входят показатели физического развития отдельных групп
жителей. Многие конкретные методы оценки результата врачебной деятельности и
соответственно здоровья населения основаны на определении ряда показателей
лечебно-профилактического характера, которые непосредственно и более тесно
связаны с трудом медицинских работников.
5. Результативность в
здравоохранении напрямую не связана с величиной затрат.
6. Результат разнообразен по сроку проявления и необходимости
повторного воздействия. Диапазон этого разнообразия
может быть весьма значителен: от мгновенного достижения результата, как это
бывает, например, при снятии болевых ощущений, и до долговременных, зачастую
мучительных, повторяющихся с определенной периодичностью врачебных воздействий,
которые только в своей совокупности могут привести к достижению поставленной
цели.
7. Характер расчетов за достигнутый результат
(оказанную услугу) также может быть различным. Это и прямая оплата, и оплата через
бюджетные средства, и оплата из фондов, формирующихся в страховых организациях.
Вторая группа определения особенностей услуг здравоохранения
связана с выражением количественных характеристик ее стоимости. Здесь важно
выделить несколько моментов:
1.
Услуга
может предоставляться как в товарной (и именно
в этом случае она начинает обладать стоимостными параметрами), так и внетоварной форме. Товарный
характер услуг здравоохранения, а, следовательно, и первоначальный рынок медицинских услуг возник уже в эпоху
древних цивилизаций (6—8 тыс. лет назад). С появлением эквивалента стоимости
товарные отношения в здравоохранении трансформировались в товарно-нежные,
которые являются господствующими в отрасли и сегодня, хотя еще отец
медицины Гиппократ советовал врачу чтобы тот «не слишком негуманно вел себя, но
чтобы обращал внимание не на обилие средств у больного и на их умеренность, а
иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы».
2.
Исходя из уже приведенных положений, можно отметить, что определение величины
стоимости услуг здравоохранения может иметь несколько вариантов, при
выборе которых врач неизбежно сталкивается с необходимостью решения комплексной
клинико-экономической задачи. Далее отметим, что стоимость услуги
здравоохранения не есть некая постоянная,
данная раз и навсегда величина. Наоборот, она имеет тенденцию к изменению, причем чаще в сторону
увеличения (особенно при длительном лечении).
3.
Возможно, несмотря на всю неопределенность и
непредсказуемость лечебно-профилактического
процесса, создание экономических нормативов,
включающих ряд взаимозависимых натуральных, стоимостных и относительных
показателей и позволяющих, хотя бы ориентировочно, определить, во что обойдется
предполагаемый процесс лечения или охраны здоровья.
Наконец, третья группа особенностей связана с процессом
оказания (производства) услуг здравоохранения.
К этим особенностям целесообразно
отнести следующие черты:
1.
Наличие
большого количества инвесторов (пациент, семья, предприятие, работодатель, общественные
организации, включая конфессии, страховые компании, государство и международные
структуры), оплачивающих процесс оказания услуг. Только совместное
использование различных инвестиционных ресурсов позволяет сделать процесс
оказания услуг здравоохранения непрерывным, качественным и эффективным.
Многообразие хозяйственных связей, которые проявляются в ходе оказания медицинских услуг и без
наличия которых не мыслится деятельность современного, подвергшегося значительной
индустриализации здравоохранения.
2.
Зависимость
хода оказания услуги здравоохранения от местных природно-климатических условий, которые могут препятствовать или,
наоборот, быть благоприятными для осуществления процесса лечения или
профилактики различных заболеваний.
4. Наличие активной взаимосвязи по линии «врач—пациент».
В процессе
оказания услуг здравоохранения используются все известные методы воздействия на предмет труда: механические,
физические, химические, биологические, социально-психологические. Пациент
же, как объект медицинского воздействия, обладает наибольшей активностью,
которая также может быть направлена как во вред ему, так и на благо.
При этом в необходимых случаях
сознательная активность пациента отключается (наркоз, гипноз).
5.
Возможность
территориальных перемещений в процессе оказания услуг здравоохранения также отличает
отрасль от многих видов деятельности в сфере
материального производства, где процесс создания благ, как правило,
территориально происходит в одном определенном месте.
6.
В
процессе оказания услуг здравоохранения существует возможность
ограничения усилий достижением промежуточного результата с
последующим возобновлением оказания услуги при соответствующем изменении
условий осуществления этого процесса.
7. Длительность процесса оказания услуги здравоохранения может быть разной.В целом же она
охватывает всю жизнь,
а в определенных случаях даже
выходит за рамки пределов жиз
ни конкретного человека.
Рассмотрев некоторые проблемы, связанные с общей характеристикой
хозяйственной стороны деятельности в здравоохранении, представляется логически возможным перейти к анализу предпосылок
формирования структуры и механизма действия рынка услуг здравоохранения,
специфические особенности которого
определяются своеобразием самого объекта данной группы рыночных
отношений — т. е. услуги.
Экономика здравоохранения проводит
экономический анализ:
—влияния показателей
здоровья населения на общественное
производство;
—экономического эффекта ликвидации определенных заболеваний;
—стоимости лечебно-профилактической деятельности;
—экономической эффективности профилактических мероприятий;
—использования материально-технической базы здравоохранения и выявления
ее внутренних ресурсов.
Различают следующие виды эффективности здравоохранения:
1. Медицинская эффективность — это степень достижения
поставленных задач в области-профилактики, диагностики, лечения и
реабилитации.
2. Социальная эффективность —
оценка улучшения здоровья
населения.
3.
Экономическая эффективность — прямые и косвенные показатели влияния здравоохранения на экономику страны за
счет улучшения показателей здоровья населения и проведения
профилактических мероприятий.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Экономика и управление здравоохранением: Учебник/
Л. Ю. Трушкина и др. – Изд. 4 –е. Ростов – на – Дону:Феникс, 2005. – 384с.
2.
Лаврова И. Г. Социальная гигиена и организация
здравоохранения.М., 1981. 256с.
3.
Кохно П.А. / Микрюков В.А./ Коморов С.Е.
Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1993.
4.
М.Ф. Гуськова, П.Ф. Стерликов, Ф.Ф. Стерликов
«Экономика 100 вопросов» «Владос» М : 1999г.
5.
Виноградов В.В. Экономика
России. – М.: Юристъ, 2001. - 398с
6.
Минаев В. А., Вишняков Н.
И., Юрьев В. К. Лучкевич В. С. Социальная медицина и организация здравоохранения.
Т2, С-ПБ.,1997. 443с.
Страницы: 1, 2
|