Таким образом, сущность экономической
безопасности можно определить как состояние
экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются
гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Иными словами, экономическая безопасность — это не только защищенность национальных интересов, по и готовность, и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов
развития отечественной экономики, поддержания социально-политической
стабильности общества.
2. Проблемы переходной
экономики.
Во второй главе я
хочу рассмотреть проблемы переходной экономики в России и других странах, чем
были вызваны данные проблемы и по каким показателям были ухудшения.
Проблемы
переходной экономики в постсоциалистических странах.
Практически все пост социалистические
страны, с преимущественно индустриальным типом экономики, столкнулись с
проблемами переходной экономики. В ходе экономических реформ произошел резкий
спад сельскохозяйственного производства. Главной причиной этого спада стало
сокращение, с отменой государственных дотаций, покупательского спроса на
продуктовые товары, а для многих стран Восточной Европы – также и сокращение
агропродовольственного экспорта в республики бывшего СССР.
Драматично в 80-90-е гг. шли изменения в группе стран с
переходной экономикой. Катастрофическое сокращение ВВП в странах-членах СНГ
отбросило эту подгруппу настолько назад, что даже оптимистический прогноз
(высокие темпы роста в самом ближайшем будущем) предрекает им нескорое
восстановление прежних позиций.
Необходимой предпосылкой постепенного преодоления кризисных
явлений в странах СНГ стали проводимые там экономические реформы, направленные
на формирование рыночной среды. При этом в зависимости от конкретных условий и
социально-экономического положения, глубина и темпы системных преобразований в
отдельных государствах на начальном этапе существенно различались. Например,
если в России и Киргизии доминировали (хотя и не всегда последовательно)
элементы «шоковой терапии», то в других странах азиатского региона, а также в
Белоруссии создание рыночных механизмов происходило более плавно.
Несмотря на сохраняющиеся между отдельными странами
различия в механизмах функционирования экономики, в целом можно констатировать,
что к настоящему времени в государствах Содружества заложены основы рыночного
хозяйства. При этом основным инструментом институциональных преобразований
являлась приватизация собственности, находящейся в руках государства. Наиболее
интенсивно этот процесс протекал в России, Киргизии, Казахстане и Молдавии.
В подгруппе стран Центральной и Восточной
Европы, включая Балтию, экономический рост начался уже в середине 90-х гг., и
постепенно эти страны, вероятно, восстановят свои позиции в мировом хозяйстве.
Наибольшее изменение, особенно в последние двадцать лет, претерпела
экономическая мощь главной страны с переходной экономикой Китай. За это время
его доля в мировом ВВП возросла примерно в 3 раза, превысив 10% (по данным
МВФ- 12%). Китай превратился во вторую по экономической мощи державу мира,
обогнав в самом конце 80-х гг. СССР, а в середине 90-х гг. и Японию. Успех
китайских экономических реформ во многом связан с особенностями избранной
тактики - постепенным осуществлением реформ, асинхронностью экономических и
политических преобразований, умелым идеологическим их обеспечением. Незавершенный
характер индустриализации сделал возможным в КНР формирование негосударственных
укладов экономики не на базе государственного сектора, а наряду с ним. Во
многом благодаря этому были достигнуты высокие темпы экономического роста. Тем
не менее, он весьма не равномерен. Характерной чертой преобразований в Китае
является тесная взаимосвязь внутренних экономических реформ и мер по
активизации внешних экономических связей. Процесс либерализации внешнеторгового
и инвестиционного режимов носит постепенный характер. Привлечение иностранного
капитала в китайскую экономику многовариантно: используются различные
организационные формы совместных предприятий, разнообразные типы свободных
экономических зон, дифференционные методы налогового стимулирования инвестиций.
Основы экономической теории: учебное пособие, М: Академический проект,
2002 г., 236 с
Мировая экономика, Булатов А. С.,
Москва юрист, 2003 г., 691 с.
Проблемы переходной экономики в России.
Переходным периодом в России является пост коммунистический
переход. В этот период шел резкий спад во всех направлениях экономики
государства. Наблюдалось падение аграрного производства. Прежде всего это
связано с тем, что и в дореформенное время аграрная экономика страны была в
крайне депрессивном состоянии, реформы перевели кризис в явную фазу.
Производство сельскохозяйственной продукции пережило
основной кризис, вызванный сокращением спроса и шоком адаптации к новому
экономическому окружению. Сельскохозяйственные производители начали приспосабливаться
к рынку.
Тем не менее, спад в аграрном производстве России все
пореформенные годы был ниже, чем в промышленности. Это подтверждает в целом
спросовую причину кризиса в отросли – низкая ценовая эластичность
продовольственных товаров, по сравнению с промышленными потребительскими
товарами, определила меньший спад в аграрном секторе.
Среди структурных особенностей российской экономики,
обусловивших промышленный спад, прежде всего, следует выделить наличие в
промышленности обширного неэффективного сектора, включавшего, среди прочих
тысячи предприятий такой крупномасштабной отрасли, как машиностроение, а также
гипертрофированное развитие военных производств, вовлекавших через сеть
межотраслевых связей в сферу своего влияния значительную долю тех отраслей
экономики, которые было принято считать «невоенными». Функционирование
неэффективного сектора промышленности в плановой экономике обеспечивалось
директивным установлением цен, централизованным межотраслевым
перераспределением ресурсов и жестким ограничением конкуренции со стороны
импорта. Практически единовременная либерализация большинства цен,
ознаменовавшая переход к рыночной системе хозяйствования, многократное
сокращение военных заказов в 1992 году и разрыв многочисленных производственных
связей в результате распада СССР – все это, как указывалось выше, радикально
изменило условия промышленного развития в России.
Вместе
с тем распад единого экономического пространства СССР, ошибки в экономической
политике существенно снизили ресурсный потенциал России. За
1991—1997 гг. объемы производства сократились в топливно-энергетическом
комплексе на 35%, в черной и цветной металлургии — на 50, в
лесной и деревообрабатывающей промышленности — на 60%. При общем
достатке и даже перенасыщенности рынков нефти, газа, никеля, руд и
концентратов свинца и цинка, фосфатных, апатитовых руд и калийных
солей сложился острый дефицит марганца, хрома, глинозема,
концентратов титана, молибдена, олова, редких металлов и ртути. Ранее они
поставлялись из Казахстана и Украины. С точки зрения воспроизводства
ресурсного потенциала, наиболее лимитирующим фактором является резкое
сокращение геолого - разведочных работ, что сказывается на уменьшении прироста
ресурсов.
Системные реформы пост
социалистического периода в России прошли длительный путь. Радикальные реформы
1992-1993 гг., под влиянием нарастания социально - экономической напряженности,
сменились эволюционным развитием рыночных институтов в последующие годы. Среди
преобразований переходного периода главное место занимают изменение роли
государства, макроэкономическая стабилизация (преимущественно в сфере
финансов), приватизация, формирование рыночной инфраструктуры, интеграция в
мировое хозяйство. Необходимо отметить резкое сокращение перераспределения
ресурсов через государственный бюджет: доля доходов консолидированного бюджета
в ВВП сократилась с 43% в 1989году до 24,5% в 1997 году, а расходов – с 52 до
32,2% (с учетом внебюджетных фондов, т.е. бюджета расширенного правительства, -
соответственно до 34 и 41,5%).правда, сокращения государственных расходов
нередко происходило бессистемно, без провидения реформ, затрагивающих
финансовые обязательства государства (военной, социального обеспечения и др.).
журнал Мировая экономика, 2005 г., 11 с.
Произошла ликвидация плановой системы управления.
Разрушена жесткая вертикальная структура управления предприятиями со стороны
государства. Она уступила место горизонтальным связям между российскими
предприятиями, а также последних – с иностранными фирмами. В результате
либерализации цен в России в середине 1998 года 90% их установились свободно, 5
% - государством и 5% - попадали под государственные ограничения по норме
рентабельности (т.е. прибыль от продажи данного товара должна составлять не
более определенного процента от себестоимости).
Либерализация внешне - экономической деятельности разрушила
монополию государства в этой сфере, позволила ликвидировать разрыв между
внутренними и внешнеторговыми ценами, привела за счет импорта потребительских
товаров к устранению дефицита на внутреннем рынке.
В 90-х гг. в России были предприняты три попытки финансовой
стабилизации (1992г., 1993-1994гг. и 1996-1997гг.) жесткая финансовая политика,
хотя и проводилась очень непоследовательно, привела к постепенному снижению
инфляции. Индекс потребительских цен снизился с 2505% в 1992 году до 11% в 1997
году. Вместе с тем снижение инфляции сопровождалось «отсроченной инфляцией»
(давлением на экономику невыплаченных государством зар.плат и пенсий, не
оплаченных поставок продукции по государственным заказам, нарастанием
внутреннего и внешнего государственного долга и т.д.). в результате острого
кризиса государственных финансов и девальвации рубля в августе 1998 года
произошел новый всплеск инфляции (до 84% в целом за 1998год). Главная причина
неоднократного срыва стабилизации заключается в том, что антиинфляционное
регулирование не может проводиться в отрыве от реального сектора и ценой
снижения производства, т.к. спад его ведет к повышению расходов на единицу
продукции, уменьшению сбора налогов и в итоге к бюджетному дефициту.
Структурная перестройка промышленности в 90-х гг.
происходила под воздействием происходившей интеграции России в мировое
хозяйство и сильного ограничения внутреннего спроса вследствие жесткой
финансовой политики. В более выгодном положении оказались отрасли,
ориентированные на экспорт своей продукции: добыча нефти и газа, металлургия,
химическая и легкая, деревообрабатывающая и целюллозно- бумажная
промышленность. В тоже время снизилась доля отраслей обрабатывающей
промышленности.
Предприятия отраслей, ориентированных на ограниченный
внутренний спрос (машиностроение, пищевая и легкая промышленность), были
вынуждены значительно уменьшить объём продукции. Почти полностью исчезло
большое число наукоёмких производств, оказавшиеся неконкурентоспособными в
условиях открытости экономики. Наихудшее положение сложилось в отраслях,
ориентированных на государственный спрос (в частности, в военно-промышленном
комплексе, на долю которого ещё в начале 90-х приходилось около 60% продукции
машиностроения) или на значительную государственную поддержку (угольная
промышленность, сельское хозяйство).
Сокращение доли обрабатывающих отраслей, и повышение доли
добывающей промышленности называется «утяжелением экономической структуры».
Сложившаяся в 90-е годы отраслевая структура российской
экономики оказывается фактором, способным затормозить или даже блокировать
возобновление экономического роста. Главными ограничителями здесь выступают
трудности топливно-энергетического комплекса (в связи с исчерпанием
легкодоступных ресурсов) и долговременная мировая тенденция сокращения
относительно спроса на сырьё и топливо, т.е. главных товаров российского
экспорта.
Вместе с тем в указанные годы сократилась доля реального
сектора (промышленности, сельского хозяйства, строительства и транспорта) в ВВП
и увеличилась доля услуг. Если в 1990 году на реальный сектор приходилось
60,5%, а на услуги 32,6% ВВП, то в 1997 году соответственно 39,5 и 52,4%. Это
отражает позитивные сдвиги в экономической структуре. Для России важное
значение имеет рост объёма финансовых услуг, которые ранее отсутствовали или
были развиты очень слабо.
В результате отмеченных сдвигов в отраслевой структуре
промышленности, нарастания технического отставания от развитых стран, износа
производственного аппарата в 90-х гг., снизилась производительность труда в
российской промышленности, и выросли различия по этому показателю между Россией
и развитыми странами.
Таким образом, практически все пост социалистические
страны, с преимущественно индустриальным типом экономики столкнулись с
проблемами переходной экономики. Для России этот период ознаменован распадом
СССР, движением из коммунизма. Системные реформы в России и других странах
прошли длительный путь. Среди преобразований переходного периода главное место
занимает изменение роли государства, макроэкономическая стабилизация,
приватизация, формирование рыночной инфраструктуры, интеграция в мировое
хозяйство.
Экономика
переходного периода, Институт экономических проблем перехода, 1999 г., 345 с.
3.
Стратегия экономической безопасности в
переходный период и на перспективу.
В последней главе своей курсовой работы я
хочу рассмотреть, какой же должна быть стратегия экономической безопасности в
переходный период и на перспективу, каковы её аспекты и главная цель.
Иногда утверждают, что в переходный период главное — обеспечить выживание экономики и всей страны, затем — ее стабилизацию и только в перспективе — развитие. В действительности критерий выживания, очень размыт. Никто не может определить, когда сокращение производства достигнет своего предела и
наступит стабилизация. Уже в течение многих лет продолжается спад, и вслед за ним
меняется наше представление о выживаемости экономики и начале ее стабилизации.
Культивируется представление о «могучей руке»
рынка, о ее невидимой простому глазу силе, которая сама найдет точку отсчета
для будущего развития. Действительно, в рыночной системе хозяйствования заложены
огромные потенциальные силы жизнестойкости, но ее возможности не могут реализовываться без экономической
стратегии, вырабатываемой на более
широкой, чем рыночная, информационной базе.
Рынок и предпринимательство — это только, по выражению американского
экономиста В. Леонтьева, «паруса» экономики, и без рулевого управления, методом проб и ошибок рынок будет очень долго искать направление и траекторию развития.
Основой государственной стратегии экономической и в целом национальной безопасности должна быть идеология
развития (система научных
взглядов, включающая не только экономику, но и философию, социологию, информатику, право, политологию и
геополитику и т.д.), которая
учитывает стратегические приоритеты, национальные интересы, вследствие чего угрозы безопасности сводятся к
минимуму. Если рыночные силы в
течение семи лет не могут сами вывести страну на путь развития, то нужно
на базе глубокого анализа рыночной ситуации заложить основы подъема производства. Без идеологии развития, без культивирования промышленного и научно-технического
подъема нельзя решить такие задачи
экономической безопасности, как увеличение доходов бюджета, обеспечение
приемлемого уровня занятости населения, повышение качества жизни и социальной
защищенности населения.
Поэтому главная цель экономической стратегии
состоит в восстановлении в России экономического роста.
Разумеется, восстановление должно происходить на новой основе
и с помощью новых институтов рыночной экономики. Это
означает формирование принципиально иной структуры экономики и образование
промышленно-финансовых и банковских структур, способных создавать условия для
перелива капитала в новое русло развития экономики, отличительная особенность
такого подхода к структурной политике заключается в сочетании межотраслевого и товарно-продуктового подходов. Конечно, рынок может
определить, какие виды продукции и в каком объеме выгодно производить.
До приобретения товара потребитель лишь
ориентировочно может знать, каковы
его рентабельность и доходность. Но ориентиры, своего рода «коридор роста», вырабатываются в рамках
структурной политики как составной части макроэкономического регулирования.
Поэтому выбор того или иного
товарно-продуктового набора в разрезе новой структурной политики должен осуществляться на основе
глубокого изучения реальных товарных
рынков и отвечать принципам окупаемости, возвратности и соблюдения
нормы прибыли.
Страницы: 1, 2, 3
|