Меню
Поиск



рефераты скачать Экономические проблемы глобального развития

Экономические проблемы глобального развития

Содержание


1.    Введение

2.    Экономические проблемы регионального развития

3.    Литература

Введение


Проблема обеспечения эффективного регулирования экономики была и является едва ли не самой острой из совокупности проблем, определяющих состояние и перспективы развития любой страны.

Ее актуальность для России обуславливается не только естественной ограниченностью ресурсных возможностей, но и социально-экономической остротой переходного периода, связанного со становлением развитого рыночного хозяйства.

Начало перехода к рынку в России связывают с либерализацией цен 2 января 1992 г. Однако фактически реформирование экономики началось еще в 1987 г. в рамках централизованного управления ею в связи с принятием союзных законов о предприятиях, о собственности, о кооперации.

Кроме мощного государственного сектора появились кооперативные, арендные предприятия, индивидуальная трудовая деятельность. Однако эти два сектора оказались в неравноценном положении. Государственные предприятия обладали колоссальными финансовыми и материальными ресурсами через систему госзаказов, лимитов, фондов и т.д., но имели множество ограничений по использованию денежных средств, в том числе по оплате труда. Негосударственные предприятия, наоборот, обладая большой свободой действий в маневрировании ресурсами, были первоначально отрезаны от них. Поэтому начался процесс растаскивания госпредприятий его руководителями, процесс перекачки материальных и финансовых ресурсов в различные виды создаваемых кооперативов, совместных предприятий и т.д.

В 1991 г. добыча нефти и угля сократилась на 11 % , производство проката черных металлов - на 14 %, химических волокон - на 22 %, продовольственных товаров - на 12-15 %. Прирост же объема наличной денежной массы за 1991 г. составил 27,5 %. Правительством предпринимались колоссальные усилия по контролю за ценами на товары, но это приводило к еще большему обострению постоянно существовавшего в советской экономике дисбаланса между денежными доходами и расходами населения, который за 1991 год вырос вдвое и составил 24%. Резко вырос внешний долг страны, что в конечном итоге привело к банкротству Внешэкономбанка.

Реальность паралича экономики была абсолютно однозначной. Поэтому государство перешло к реформированию экономики, где важным звеном являются проблемы регионального развития.

Экономические проблемы регионального развития


Переход к рыночной экономике в России повлек за собою полное разрушение существовавшей в СССР системы планового централизованного управления развитием регионов. Возникновение иных, чем государственная, форм собственности привело к потере контроля краевыми, областными, городскими и районными администрациями за экономической деятельностью субъектов хозяйствования, функционирующих на соответствующих территориях и формирующих своей деятельностью социально-экономический облик этих территорий. “Спускать” на предприятия “сверху”, - как это было раньше, контрольные задания по достижению запланированных объемов выпуска продукции, росту производительности труда, помощи селу, размещению производственных сил и т.п., а затем отслеживать их выполнение для администраций районов стало невозможным. В то же время рыночные отношения хозяйствования не ликвидировали, а, наоборот, усугубили такие старые проблемы регионального управления, как содержание предприятий социальной сферы и развитие инфраструктуры регионов. К ним добавились новые: обеспечение занятости населения, создание привлекательных налоговых, консалтинговых, инвестиционных условий для развития малого предпринимательства, поддержка агропромышленного комплекса, выравнивание уровня жизни населения в различных районах регионов и т. д. Таким образом, необходимость в региональном управлении социально-экономическими процессами стала более насущной, а сами процессы более стохастическими, чем ранее.

Сложность регионального управления усугубляется отсутствием собственных средств региона для реализации социальной политики. В 1998г. областной бюджет Тульской области, например, сформирован с дефицитом в 25%. Практически не обеспечен финансовыми ресурсами каждый четвертый рубль бюджетных затрат. Это значит, что администрация области поставлена в такие условия, когда уже не в силах выполнить объявленные обществу социальные показатели. И потому пенсии выдаются с задержками, бюджетные выплаты идут за счет невыплаты зарплаты в производственной сфере и т.д. Где искать источники сокращения бюджетного дефицита?

Несмотря на колоссальные природные ресурсы, Россия не может жить за счет продажи нефти и газа, как, например, Арабские Эмираты. Во-первых, потому, что для содержания такой многопрофильной страны, как наша, этих ресурсов не хватит: если в тех же Эмиратах на одного человека приходится 10т. нефти, то в России только 0.5. Во-вторых, в таких странах задача жизнеобеспечения значительно проще: нужна вода и еда. Мы живем в других природных условиях. В России зимняя температура на 10 градусов ниже европейской, на 20 - ниже, чем в США. Большая часть российского населения проживает в зоне вечной мерзлоты. Поэтому даже при одинаковой производительности труда россияне уже природой обречены жить с более высокими затратами, чем большинство иных стран.

Выход один - не продавать сырье за рубеж и ввозить импортные товары, а производить российские товары. Но экономическая и налоговая ситуации таковы, что предприятия живут по затратному механизму: отдают уже до 98 копеек с рубля. А это означает: все, что производится - не приносит прибыли. Многие отрасли работают себе в убыток: черная металлургия на рубль реализованной продукции имеет 101 коп. затрат, нефтехимическая - 105.4 , лесная и деревообрабатывающая - 100.2, медицинская - 102.5. Это показатель того, что государство, пустив предприятия в самостоятельное плавание в рыночной экономике, начало терять в них собственный интерес.

Кроме того, доверив предпринимателю самому заниматься собственной бухгалтерией, государство предоставило ему возможность укрывать прибыль, повышать затраты, варьировать с заработной платой.

Поэтому необходимо:

1.    Дать возможность органам государственной и муниципальной власти на местах контролировать финансовую деятельность всех хозяйствующих субъектов региона;

2.    Перейти от пассивных мер поддержки регионов к стратегии активного самообеспечения.

Рассмотрим содержание этих направлений государственной политики.

Органы государственной и муниципальной власти - заинтересованные налогополучатели. Именно они обеспечивают социальные гарантии граждан. И потому им важно знать, насколько правильно предприятие сформировало и показало налогооблагаемую базу. Нет ни одной страны в мире, которая как Россия, отпустила государственные интересы на бесконтрольность.

Контроль дает возможность вывести финансовые потоки предприятия в законное состояние, т.е. увидеть: что идет на заработную плату, что - на платежи поставщикам и в бюджет, что - на развитие производства, сколько средств уходит на оплату труда, командировки, связь менеджеров и руководителей предприятий и т.д. Отсутствие же такого контроля дает возможность создавать при предприятии дочерние структуры, которые служат для перегонки средств, заработанных предприятием, в эти структуры. По оценке специалистов Главного экономического управления Тульской администрации 30-40% средств в настоящее время скрывается от налогообложения. Контроль выявит налогооблагаемую базу предприятия. Зная, например, что данные объемы сырья и технологии позволяют произвести большой объем товаров, чем отчиталось предприятие, можно найти скрытый от налогообложения доход. Но для этого необходимо на верхнем уровне государственного управления - Президент - Федеральное собрание - Правительство - пересмотреть законодательную базу по вопросам производственной деятельности предприятий, а на нижнем уровне - уровне предприятий - перейти к финансовому планированию их деятельности.

Под финансовым планированием предприятия следует понимать построение его компьютерной финансовой модели, позволяющей прогнозировать различные сценарии развития предприятия с учетом международных стандартов в области инвестиционного финансового анализа, а также российских особенностей в налогообложении, ценообразовании, бухгалтерском учете и т.д.

Финансовое планирование дает возможность предприятию:

-                     подготавливать финансовые планы;

-                     производить разработку бизнес-планов предпринимательских проектов;

-                     осуществлять экспертизу этих проектов;

-                     оценивать стоимость акций;

-                     рассчитывать перспективные налоговые выплаты;

-                     разрабатывать проекты оздоровления и реабилитации и т.д.

Кроме того, финансовое планирование на предприятиях региона дает возможность органам государственной и муниципальной власти:

1.                 На основе прогнозов будущих налоговых выплат более точно осуществлять прогнозирование бюджетных поступлений в регионе. В настоящее время, как отмечалось ранее, этот процесс осуществляется на основе экстраполяции ретроспективных данных, не учитывающих действительного состояния предприятий и перспектив их развития, как налогоплательщиков;

2.                 Создать благоприятные условия для привлечения инвестиций. Многие инвесторы, приезжающие в регион, уезжают разочарованными обратно, т.к. не могут найти грамотно оформленных проектов предприятий. Последние должны быть оформлены в соответствии с международными стандартами, на русском и английском языках, и базироваться на реалистичном финансовом плане соответствующего предприятия. Такие документы, находясь в распоряжении администрации, в любой момент могут быть представлены потенциальным инвесторам;

3.                  Осуществлять управление государственным имуществом на предприятиях, решая вопросы: какое предприятие иметь в собственности государства, какие пакеты акций выгодно реализовать сегодня, а какие выкупить завтра;

4.                 Разрабатывать региональную промышленную политику, заключающуюся в определении приоритетных направлений развития региона, формировании так называемых “замкнутых технологических цепочек”. Речь идет об увязке промышленных предприятий региона в единую технологическую цепочку, когда соседнее предприятие может получить заказ от другого предприятия, и, следовательно, обеспечить себя работой;

5.                 Осуществлять рациональное использование природных и человеческих ресурсов региона. Для оценки уровня безработицы, создания новых и сохранения старых рабочих мест, развития системы подготовки и переподготовки кадров, планирования затрат на обучение и выплат пособий по безработице, оценки уровня потребления электроэнергии, газа, воды и т.д. в регионе административным органам также необходимы перспективные планы развития предприятия;

6.                 Оценивать возможности эффективного размещения региональных займов, т.к. оно в значительной мере зависит от рейтинга кредитоспособности региона. Кредитоспособность же региона определяется эффективностью формирования бюджета, т.е. эффективностью развития ключевых субъектов экономической деятельности.

Наличие финансовых планов развития предприятий дает возможность администрации региона проверять их выполнение. Тем самым у государства появляется возможность контролировать развитие событий на предприятиях, иначе неминуемый социальный взрыв будет направлен на Правительство и Парламент, между тем, как главным виновником зачастую является администрация предприятий, не способная и не желающая работать в сегодняшних условиях.

Другим, не менее важным направлением реформирования государственного регионального управления является переход к разработке стратегии активного самообеспечения регионов.

В последней четверти XX-го столетия вопросы регионального развития являются дискуссионной областью обсуждения не только российских, но и зарубежных ученых-регионологов. И это связано с тем, что в мировой экономике наблюдается “ …тройной взаимосвязанный переход от фордизма к постфордизму, от модернизма к постмодернизму, от Кейнсианского государства всеобщего благоденствия к Шампетерианскому государству работающих. ”

Поэтому, если ранее региональные проблемы рассматривались с позиций материального подхода, когда во главу угла развития регионов ставились вопросы создания различных элементов их инфраструктуры: дорого, жилья, предприятий и т. д., то в конце XX-го века многие исследователи предлагают переходить от пассивных мер поддержки к стратегиям активного самообеспечения регионов на основе инноваций. Это позволит регионам, благодаря их высокой конкурентоспособности, привлечь значительную долю отечественного и зарубежного рынка и тем самым создать основы для успешного развития.

В классической теории регионализма основным аналогом региона было квазигосударство. В наметившемся же сейчас подходе к региональному управлению через стратегию активного самообеспечения регион рассматривается не только как квазигосударство, но и как квазикомпания. Это означает, по мнению С. Буасье “ …что управление региональным развитием (в противоположность прежней принятой стратегии планирования) должно определять стратегию, содержащую следующий набор пар переменных для каждого региона:

1.            продукты и рынки;

2.            проекты и финансирование;

3.            человеческие ресурсы и занятость;

4.            создание образа корпоративности и содействие его развитию.”

5.            Таким образом, во главу угла регионального развития ставятся продукты региона и занятые этими продуктами рынки местного, национального, мирового уровня и, соответственно, компании, производящие эти продукты (рис…) в регионе. Поэтому важным для привлечения транснационального капитала становится создание государственным (включая региональную администрацию) и частным сектором региона его корпоративного образа и использование его в качестве основы для развития региона. Этим объясняются отчаянные сражения на Западе за «торговую марку» или за монополию на источник происхождения, как это было с французским коньяком, сыром манчего ( из Кастильи “Ла-Манчи”) или чилийской настойкой писко.

Реализация этой задачи, направленной на повышение конкурентоспособности региона, поможет построение региональной системы управления социально-экономическими процессами. Наши позиции по данной проблеме сводятся к следующему.

Мы рассматриваем регион с позиций менеджмента как организацию, представляющую собой объединение проживающих в нем человеческих сообществ для реализации общих целей. Такими целями могут быть: сохранение независимости (практически вся история нашего Отечества), сохранение сложившихся традиций и культуры, обеспечение высокого уровня доходов работающих, строительство жилья, борьба за чистоту экологии и т.д. Но это локальные цели, которые являются ветвями в одной главной цели - обеспечение достойного качества жизни людей в регионе. Ибо, в конечном итоге, и защита от врагов, и производственная деятельность и все другие виды совместной деятельности людей в регионе, направлены на то, чтобы жить и жить достойно или, по мнению Рона Хаббарда, выживать.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.