Экономические информационные системы
Доклад на тему: «Экономические информационные
системы».
Введение
Экономическая информационная система (ЭИС)
представляет собой совокупность организационных, технических, программных и
информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения,
обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения
функций управления.
Эффективность применения экономических информационных
систем (ЭИС) в практике управления экономическими объектами зависит от широты
охвата и интегрированности на их основе функций управления, от способности
оперативно подготавливать управленческие решения и адаптироваться к изменениям
внешней среды и информационных потребностей.
Экономические информационные системы с момента
появления первых электронно-вычислительных машин претерпели существенное
изменение в своем развитии.
В 50-е годы на ЭВМ в основном решались отдельные экономические
задачи, связанные с необходимостью переработки больших информационных массивов,
например, такие, как начисление заработной платы, составление статистических
отчетов и т.д., или задачи, выполняющие оптимизационные расчеты, например,
решение транспортной задачи.
В 60-е годы возникает идея комплексной автоматизации управления
предприятиями и интеграции информационного обеспечения на основе баз данных.
Реальностью автоматизированные системы управления стали в 70-е годы на базе ЭВМ
3-го поколения, которые позволили создавать вычислительные системы с
распределенной терминальной сетью. Однако недостаточное быстродействие и
надежность вычислительных машин, отсутствие гибких средств реализации
информационных потребностей пользователей не смогли превратить ЭИС в инструмент
коренного повышения эффективности управления предприятиями.
80-годы отмечены внедрением персональных ЭВМ в практику
работы управленческих работников, созданием широкого набора автоматизированных
рабочих мест (АРМов) на базе языков 4-го поколения (4GL),
позволяющих с помощью генераторов запросов, отчетов, экранных форм, диалога
быстро разрабатывать удобные для пользователей приложения. Однако
рассредоточение ЭИС в виде АРМов, локальная («островная») автоматизация не
способствовали интеграции управленческих функций и, как следствие,
существенному повышению эффективности управления предприятием.
Для 90-х годов характерно развитие телекоммуникационных средств,
которое привело к созданию гибких локальных и глобальных вычислительных сетей,
предопределивших возможность разработки и внедрения корпоративных ЭИС (КЭИС).
КЭИС объединяют возможности систем комплексной автоматизации управления 70-х
годов и локальной автоматизации 80 - годов. Наличие гибких средств связывания
управленческих работников в процессе хозяйственной деятельности, возможность
коллективной работы, как непосредственных исполнителей хозяйственных
операций, так и менеджеров, принимающих управленческие решения, позволяют
во многом пересмотреть принципы управления предприятиями или проводить
кардинальный реинжиниринг бизнес-процессов.
Усложнение архитектуры современных
информационных систем предопределяют разработку и использование эффективных
технологий проектирования, обеспечивающих ускорение создания, внедрения и
развития проектов ЭИС, повышение их функциональной и адаптивной надежности.
Понятие и классификация ЭИС.
Методологическую основу проектирования ЭИС составляет
системный подход, в соответствии с которым любая система представляет собой
совокупность взаимосвязанных объектов (элементов), функционирующих
совместно для достижения общей цели.
Для системы характерно изменение состояний объектов,
которые с течением времени происходят в результате взаимодействия объектов в
различных процессах и с внешней средой.
В результате такого поведения системы важно
соблюдение следующих принципов:
• эмерджентности, то есть целостности системы на основе общей
структуры, когда поведение отдельных объектов рассматривается с позиции
функционирования всей системы;
• гомеостазиса, то есть обеспечения устойчивого функционирования
системы и достижения общей цели;
• адаптивности к изменениям внешней среды и управляемости
посредством воздействия на элементы системы;
• обучаемости путем изменения структуры системы в соответствии с
изменением целей системы.
С позиций кибернетики процесс управления системой, как
направленное воздействие на элементы системы для достижения цели, можно
представить в виде информационного процесса, связывающего внешнюю среду, объект
и систему управления. При этом внешняя среда и объект управления информируют
систему управления о своем состоянии, система управления анализирует эту
информацию, вырабатывает управляющее воздействие на объект управления, отвечает
на возмущения внешней среды и при необходимости модифицирует цель и структуру
всей системы.
Структура экономической системы (промышленного
предприятия, торговой организации, коммерческого банка, государственного
учреждения и т.д.) с позиции кибернетики выглядит как основные информационные
потоки между внешней средой, объектом и системой управления и связаны с
поддерживающей их экономической информационной системой
(ЭИС).
В экономической системе объект управления представляет
собой подсистему материальных элементов экономической деятельности (на
промышленном предприятии: сырье и материалы, оборудование, готовая продукция,
работники и др.) и хозяйственных процессов (на промышленном предприятии:
основное и вспомогательное производство, снабжение, сбыт и др.).
Система управления представляет собой совокупность взаимодействующих структурных
подразделений экономической системы (например, на промышленном предприятии:
дирекция, финансовый, производственный, снабженческий, сбытовой и др. отделы),
осуществляющих следующие функции управления:
• планирование - функция, определяющая цель функционирования
экономической системы на различные периоды времени (стратегическое,
тактическое, оперативное планирование);
• учет - функция, отображающая состояние объекта управления в
результате выполнения хозяйственных процессов;
• контроль - функция, с помощью которой определяется отклонение
учетных данных от плановых целей и нормативов;
• оперативное управление - функция, осуществляющая
регулирование всех хозяйственных процессов с целью исключения возникающих
отклонений в плановых и учетных данных;
• анализ - функция, определяющая тенденции в работе
экономической системы и резервы, которые учитываются при планировании на следующий
временной период.
ЭИС связывает объект и систему управления между собой
и с внешней средой через информационные
потоки:
ИП 1
- информационный поток из внешней среды в систему управления, который, с одной
стороны, представляет поток нормативной информации, создаваемый
государственными учреждениями в части законодательства, а, с другой стороны, -
поток информации о конъюнктуре рынка, создаваемый конкурентами, потребителями,
поставщиками;
ИП 2
- информационный поток из системы управления во внешнюю среду, а именно:
отчетная информация, прежде всего финансовая информация в государственные
органы, инвесторам, кредиторам, потребителям; маркетинговая информация
потенциальным потребителям;
ИП З
- информационный поток из системы управления на объект управления
(прямая кибернетическая связь), представляющий совокупность
плановой, нормативной и распорядительной информации для осуществления
хозяйственных процессов;
ИП 4
- информационный поток от объекта управления в систему управления (обратная
кибернетическая связь), который отражает учетную информацию о состоянии объекта
управления экономической системы (сырья, материалов, денежных, энергетических,
трудовых ресурсов, готовой продукции и выполненных услуг) в результате
выполнения хозяйственных процессов.
ЭИС накапливает и перерабатывает поступающую учетную информацию и
имеющиеся нормативы и планы в аналитическую информацию, служащую основой для
прогнозирования развития экономической системы, корректировки ее целей и
создания планов для нового цикла воспроизводства.
К обработке информации в ЭИС предъявляются следующие
требования:
• полнота и достаточность информации для реализации функций управления;
• своевременность предоставления информации;
• обеспечение необходимой степени достоверности информации в
зависимости от уровня управления;
• экономичность обработки информации: затраты на обработку данных не
должны превышать получаемый эффект;
• адаптивность к изменяющимся информационным потребностям
пользователей.
В соответствии с характером обработки информации в ЭИС
на различных уровнях управления экономической системой (оперативном,
тактическом и стратегическом) выделяются следующие типы информационных систем:
• системы обработки данных (ЕDP – electronic data processing);
• информационной системы управления (МIS – management information system);
• системы поддержки принятия решений (DSS – decision support system).
Системы обработки данных (СОД) предназначены для учета и оперативного
регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для
внешней среды (счетов, накладных, платежных поручений). Горизонт
оперативного управления хозяйственными процессами составляет от одного до
несколько дней, и реализует регистрацию и обработку событий, например,
оформление и мониторинг выполнения заказов, приход и расход материальных
ценностей на складе, ведение табеля учета рабочего времени и т.д. Эти задачи
имеют итеративный, регулярный характер, выполняются непосредственными
исполнителями хозяйственных процессов (рабочими, кладовщиками,
администраторами и т.д.) и связаны с оформлением и пересылкой документов в
соответствии с четко определенными алгоритмами. Результаты выполнения
хозяйственных операций через экранные формы вводятся в базу данных.
Информационные системы управления (ИСУ) ориентированы на тактический уровень
управления: среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение
нескольких недель (месяцев), например, анализ и планирование поставок, сбыта,
составление производственных программ. Для данного класса задач характерны
регламентированность (периодическая повторяемость) формирования результатных
документов и четко определенный алгоритм решения задач, например, свод заказов
для формирования производственной программы и определение потребности в
комплектующих деталях и материалах на основе спецификации изделий. Решение
подобных задач предназначено для руководителей различных служб предприятий
(отделов материально-технического снабжения и сбыта, цехов и т.д.). Задачи
решаются на основе накопленной базы оперативных данных.
Системы поддержки принятия решений (СППР) используются в основном на верхнем уровне
управления (руководства фирм, предприятий, организаций), имеющих стратегическое
долгосрочное значение в течение года или нескольких лет. К таким задачам
относятся формирование стратегических целей, планирование привлечения ресурсов,
источников финансирования, выбор места размещения предприятий и т.д. Реже
задачи класса СППР решаются на тактическом уровне, например при выборе
поставщиков или заключении контрактов с клиентами. Задачи СППР имеют, как
правило, нерегулярный характер.
Идеальной считается ЭИС, которая включает все три типа перечисленных
информационных систем. В зависимости от охвата функций и уровней
управления различают корпоративные (интегрированные) и локальные ЭИС.
Корпоративная (интегрированная) ЭИС автоматизирует все функции управления на всех
уровнях управления. Такая ЭИС является многопользовательской,
функционирует в распределенной вычислительной сети.
Локальная ЭИС автоматизирует отдельные функции управления на
отдельных уровнях управления. Такая ЭИС может быть однопользовательской,
функционирующей в отдельных подразделениях системы управления.
Одним из основных свойств ЭИС является
делимость на подсистемы, которая имеет ряд достоинств с точки зрения разработки
и эксплуатации ЭИС, к которым относятся:
·
Упрощение разработки и
модернизации ЭИС в результате специализации групп проектировщиков по
подсистемам;
·
Упрощение внедрения и
поставки готовых подсистем в соответствии с очередностью выполнения работ;
·
Упрощение эксплуатации ЭИС
вследствие специализации работников предметной области.
Обычно выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы.
Функциональные подсистемы ЭИС информационно обслуживают определенные виды
деятельности экономической системы (предприятия), характерные для структурных
подразделений экономической системы и (или) функций управления. Интеграция функциональных
подсистем в единую систему достигается за счет создания и функционирования
обеспечивающих подсистем, таких, как информационная, программная,
математическая, техническая, технологическая, организационная и правовая
подсистемы.
Вывод:
Развитие методов интеллектуального анализа данных на основе
применения концепций информационных хранилищ, экспертных систем, систем
моделирования бизнес-процессов, реализованных в контуре общей информационной
системы, способствуют усилению обоснованности принимаемых управленческих
решений.
Таким образом, современные информационные системы
обеспечивают оперативность коммуникации и интеграцию участников
бизнес-процессов, повышают качество принимаемых решений на всех уровнях
управления.
|