ΔV(Вч) = V1 – V4 = 1670760 – 1707992,146 = -37232,1459 тыс. рублей
7. Общее влияние
факторов равно 437480 тыс.руб.
Таким образом, в
отчетном году на предприятии ОАО «Агат» по сравнению с предыдущим годом
произошел рост объема продаж на 437480 тыс. рублей, на что оказали влияние
следующие факторы: увеличение средней первоначальной стоимости основных
производственных фондов в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 72200
тыс. рублей позволило увеличить объем продаж на 208141,225 тыс. рублей;
увеличение количества рабочих дней в отчетном году привело к увеличению
объема продаж на 18401,122 тыс. рублей. По сравнению с прошлым годом увеличить
объем продаж в отчетном году на 291964,469 тыс. рублей позволило увеличение
коэффициента сменности.
Изменение средней
продолжительности рабочей смены привело к снижению объема продаж на 43794,6704
тыс. рублей, а изменение объема продаж за счет изменения выпуска продукции в 1
час на одну тысячу рублей ОС – 37232,1459 тыс. рублей, что оказало
отрицательное влияние на объем продаж в отчетном периоде.
Сумма
отрицательно повлиявших факторов – есть неиспользованный резерв роста объема
продаж. Он составляет 81027 тыс. рублей.
Влияние на объем
продажи продукции использования трудовых ресурсов, предметов труда и средств
труда, рассмотрено в заданиях 1-3. Сведем полученные ранее расчеты в таблицу
4.
Таблица
4
Определение
комплексного резерва увеличения объема продаж продукции за счет внутренних
факторов использования ресурсов
№ п/п
|
Показатель
|
Резерв увеличения объема реализации продукции, выявленный в
процессе анализа, тыс. рублей
|
Резерв увеличения объема продаж при комплексном
использовании имеющихся резервов улучшения их использования, тыс. рублей
|
1
|
Возможность увеличения
стоимости продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов
|
133840
|
|
2
|
Возможность
увеличения стоимости продаж за счет лучшего использования материальных
ресурсов
|
71129
|
|
3
|
Возможность увеличения
стоимости продаж за счет лучшего использования основных производственных
средств
|
81027
|
|
4
|
Итого
комплектный ресурс
|
–
|
71129
|
Комплектный
резерв это минимальная из сопоставляемых сумм, т.к. именно в этом размере рост
производства обеспечивается всеми видами ресурсов. В рассматриваемом анализе
комплектный резерв составил 71129 тыс. руб.
На объем продаж
оказывает влияние использование производственных ресурсов, которые можно
объединить в три группы:
- факторы,
связанные с использованием трудовых ресурсов;
- факторы,
связанные с использованием материальных ресурсов;
- факторы,
связанные с использованием основных средств.
Все три группы
производственных факторов находятся во взаимной связи, так как отсутствие или
недостаточность одного из них нарушают процесс производства продукции.
Рассмотрим структуру
резерва увеличения объема продаж каждой из групп факторов, влияющих на него:
а) факторы,
связанные с использованием трудовых ресурсов:
Увеличение числа
рабочих по сравнению с предыдущим периодом является экстенсивным фактором, так
же, как и сокращение средней продолжительности рабочего дня. Это позволяет
говорить об экстенсивном характере дополнительных резервах увеличения выручки
за счет факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов.
б) факторы,
связанные с использованием материальных ресурсов:
В этой группе
фактором, дающим резерв роста продаж, является стоимость материалов в
себестоимости продаж экстенсивным фактором.
в) факторы,
связанные с использованием основных средств:
В этой группе
фактором, дающим резерв роста продаж, является изменение выпуска продукции в 1
час на 1 тыс. рублей основных средств – данный фактор является фактором
интенсификации, а так же изменение средней продолжительности рабочей смены –
экстенсивный фактор.
Анализ
показывает, что за исключением изменение выпуска продукции в 1 час на 1 тыс.
рублей основных средств, остальные факторы являются экстенсивными для роста
объема продаж, следовательно, предприятие очень хорошо использует имеющиеся
резервы интенсивных факторов, поскольку при уменьшении экстенсивных факторов
обеспечивается рост объема производства. Тем не менее, если бы величина этих
факторов оставалась неизменной в отчетном году, предприятие могло бы получить
дополнительный рост объема продаж на 214867 тысяч рублей.
Задание № 5
Для определения
влияния на прирост объема продаж изменения количества проданной продукции в
натуральном выражении, ее структуры и цен на нее, рассмотрим таблицу 5.
Таблица
5
Информация
и дополнительные аналитические расчеты, необходимые для определения влияния
изменения количества, структуры и цен на реализованную продукцию
№ п/п
|
Наимено-вание проданной
продукции
|
Количество проданной
продукции, шт
|
Цены на реализованную
продукцию, тыс. руб
|
Выручка за прош-лый
год, тыс. руб
|
Расчетный показатель
выручки за отчетный год, тыс. руб
|
Выручка за отчетный год, в
ценах отчетного года, тыс. руб
|
За прош-лый год
|
За отчет-ный год
|
За прош-лый год
|
За отчет-ный год
|
По структуре прошлого и в
ценах прошлого года
|
По структуре отчетного и в
ценах прошлого года
|
А
|
Б
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1
|
Изделие А
|
3200
|
3960
|
157,8
|
174
|
504960
|
556800
|
624888
|
689040
|
2
|
Изделие В
|
4650
|
4400
|
96,8
|
95,8
|
450120
|
445470
|
425920
|
421520
|
3
|
Изделие С
|
2000
|
4000
|
139,1
|
140,05
|
278200
|
280100
|
556400
|
560200
|
4
|
Итого
|
9852
|
12360
|
|
|
1233280
|
1282376
|
1607215
|
1670760
|
1. Рассчитаем
выручку от продаж по структуре прошлого года и в ценах отчетного года.
Vi
= ki прошл.г. * цi отч.г.
изделие А: VА = 3200 * 174 = 556800 тыс.рублей
изделие В: VВ = 46500 * 95,8 = 445470 тыс.рублей
изделие С: VС = 2000 * 140,05 = 280100 тыс.рублей
итого: Vрасчетное 1 = 556800 + 445470 + 280100
= 1282376 тыс.рублей
2. Определим
выручку от продаж по структуре отчетного года в ценах прошлого года
Vi
= ki отч.г. * цi прошл.г.
изделие А: VА = 3960 * 157,8 = 624888 тыс.рублей
изделие В: VВ = 4400 * 96,8 = 425920 тыс.рублей
изделие С: VС = 4000 * 139,1 = 556400 тыс.рублей
итого: Vрасчетное 2 = 624888 + 425920 + 556400
= 1607215 тыс.рублей
4. Определим
влияние факторов на изменение выручки от продаж
а) влияние
изменения количества проданной продукции
ΔVколичество = Vрасчетное 1 – Vпрол.г. = 1282376 – 1233280 = 49096
тыс. рублей
б) влияние
изменения структуры проданной продукции
ΔVструктуры = Vрасчетное 2 – Vрасчетное 1 = 1607215 – 1282376 = 324839
тыс. руб.
в) влияние
изменения цены проданной продукции
ΔVцены = Vотч.г. – Vрасчетное 2 = 1670760 – 1607215 = 63545
тыс. рублей
5. Общее влияние
рассмотренных факторов на изменение выручки
ΔV = ΔVколичество + ΔVструктуры + ΔVцены = 49096 + 324839 + 63545 = 437480
тыс. рублей
Можно заключить,
что рост выручки произошел как за счет изменения количества проданной
продукции, так и за счет изменения цены и структуры.
Используя
информацию отчета по форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и результаты
маркетингового исследования спроса на изделия A, B, C, D и E (Приложение 4), разработаем
часть бизнес-плана по реализации продукции организации на следующий год.
Расчеты обобщим в таблице 6.
Таблица
6
№ п/п
|
Наимено-вание изделий
|
Спрос на изделие, шт.
|
Средняя цена, тыс. руб.
|
Плановые показатели
|
Уровень рентабельности
|
Себестои-мость единицы изделия на будущий период, тыс. руб
|
Себестоимость
объема продаж обеспеченного спросом, тыс. руб
|
Объем продаж исходя из спроса на продукцию, тыс. руб
|
Целесообразный
объем продаж на будущий период, тыс. руб.
|
1
|
Изделие
А
|
4150
|
175,5
|
160
|
664000
|
728325
|
728325
|
1,096875
|
2
|
Изделие
В
|
4500
|
96,2
|
91,4
|
411300
|
432900
|
432900
|
1,052516
|
3
|
Изделие
С
|
4300
|
142
|
125
|
537500
|
610600
|
610600
|
1,136
|
4
|
Изделие
D
|
3800
|
82
|
80,1
|
304380
|
311600
|
24600
|
1,02372
|
5
|
Изделие
Е
|
3000
|
116
|
-
|
-
|
348000
|
-
|
-
|
|
Итого
|
19750
|
|
|
|
2431425
|
1796425
|
|
*
- Сопоставление спроса с возможностью организации выпуска указанных изделий в
будущем отчетном периоде позволило сделать вывод, что изделие D может быть выпущено в количестве 300
шт., а для выпуска изделия Е в ОАО нет соответствующих условий.
Анализируя
результаты, отраженные в таблице 6, приходим к выводу, что среди изделий,
планируемых к продаже в следующем году, нет убыточных. Наиболее рентабельным
является производство изделия «С», где на 1 рубль затрат приходится 1,136 рубля
дохода. Немного менее рентабельным является выпуск изделия «А», где
рентабельность составляет 1,097 руб. на 1 руб. затрат. На третьем месте по
уровню рентабельности изделие «В», доход на 1 руб. затрат составляет 1,053
рубля. Изделие - «D» наименее рентабельно –
1,024 руб. на 1 руб. затрат, при этом следует учитывать, что предприятие не
сможет удовлетворить спрос на данную продукцию, что сократит возможную выручку
на 287000 тыс. руб.
Поскольку
предприятие не имеет соответствующих условий для выпуска изделия «Е», то
рассчитать его рентабельность не возможно. Поскольку спрос на данное изделие имеется,
то можно сказать, что ОАО недополучит 348000 тыс. руб.
По данным формы №
2 «Отчет о прибылях и убытках» и справки № 2 «Переменные и постоянные расходы в
составе затрат на проданную продукцию» можно определить точку безубыточности и
запас финансовой прочности предприятия.
Таблица 7
Критический объем продаж за отчетный год и на планируемый
объем продаж, обеспеченный спросом
№
п/п
|
Показатель
|
За
отчетный год
|
На
планируемый период, обеспеченный спросом
|
1
|
Выручка от продаж
|
1670760
|
1796425
|
2
|
Переменные затраты
|
1085994
|
|
3
|
Постоянные затраты
|
530530
|
|
4
|
Прибыль от продаж
|
54236
|
|
5
|
Маржинальный доход в
составе выручки от продаж
|
584766
|
|
6
|
Уровень (доля)
маржинального дохода в выручке от продаж, коэффициент
|
0,35
|
|
7
|
"Критическая
точка" объема продаж
|
1515800
|
|
8
|
Запас финансовой прочности
|
154960
|
|
9
|
Уровень запаса финансовой
прочности в объеме продаж, %
|
9,2748
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|