Программа импактного мониторинга может быть
направлена, например, на изучение сбросов или выбросов конкретного предприятия.
Предметом регионального мониторинга, как следует из самого его названия,
является состояние окружающей среды в пределах того или иного региона. Наконец,
фоновый мониторинг, осуществляемый в рамках международной программы
"Человек и биосфера", имеет целью зафиксировать фоновое состояние
окружающей среды, что необходимо для дальнейших оценок уровней антропогенного
воздействия.
Программы наблюдений формируются по принципу выбора
приоритетных (подлежащих первоочередному определению) загрязняющих веществ и
интегральных (отражающих группу явлений, процессов или веществ) характеристик.
Классы приоритетности загрязняющих веществ, установленные экспертным путем и принятые в системе
ГСМОС, приведены в таблице 1.
Определение приоритетов при организации систем
мониторинга зависит от цели и задач конкретных программ: так, в территориальном
масштабе приоритет государственных систем мониторинга отдан городам, источникам
питьевой воды и местам нерестилищ рыб; в отношении сред наблюдений
первоочередного внимания заслуживают атмосферный воздух и вода пресных
водоемов. Приоритетность ингредиентов определяется с учетом критериев,
отражающих токсические свойства загрязняющих веществ, объемы их поступления в
окружающую среду, особенности их трансформации, частоту и величину воздействия
на человека и биоту, возможность организации измерений и другие факторы. В
Приложении 1 приведены сведения об источниках и характерных факторах возможных
воздействий.
Отметим, что приоритеты, выбранные общественными
организациями при разработке программ мониторинга, могут быть
сформулированы иным образом, не повторяющим ранжирование, принятое в ГСМОС. Это
решение вполне оправданно, так как региональные и локальные приоритеты тесно
связаны с экономикой региона, с местными источниками воздействия. Наконец,
программа общественного мониторинга может быть связана с совершенно конкретной
проблемой, которая и будет определять приоритеты в данном случае.
5. Государственный экологический мониторинг
Структура государственного экологического
мониторинга, распределение ответственности
ГСМОС основывается на системах национального
мониторинга, которые функционируют в различных государствах согласно как
международным требованиям, так и специфическим подходам, сложившимся
исторически или обусловленным характером наиболее остро стоящих экологических проблем.
Международные требования, которым должны удовлетворять национальные
системы-участники ГСМОС, включают единые принципы разработки программ (с учетом
приоритетных факторов воздействия), обязательность наблюдений за объектами,
имеющими глобальную значимость, передачу информации в Центр ГСМОС.
На территории СССР в 70-е годы на базе станций
гидрометеослужбы была организована Общегосударственная служба наблюдений и
контроля состояния окружающей среды (ОГСНК), построенная по иерархическому
принципу.
Рис.3. Поток информации в иерархической системе ОГСНК.
В обработанном и систематизированном виде полученная
информация представлена в кадастровых изданиях, таких как "Ежегодные
данные о составе и качестве поверхностных вод суши" (по гидрохимическим и
гидробиологическим показателям), "Ежегодник состояния атмосферы в городах
и промышленных центрах" и др. До конца 80-х годов все кадастровые издания
имели гриф "Для служебного пользования", затем в течение 3-5 лет были
открытыми и доступными в центральных библиотеках. К настоящему времени
массивные сборники типа "Ежегодных данных..." в библиотеки
практически не поступают. Некоторые материалы можно получить (приобрести) в
региональных подразделениях Росгидромета.
Помимо ОГСНК, входящей в систему Росгидромета
(Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды), экологический мониторинг осуществляется целым рядом служб, министерств
и ведомств (Табл. 2).
Таблица 2. Наличие сведений о состоянии
окружающей среды и источниках воздействия в федеральных министерствах и
ведомствах.
|
КЭ
|
ГМ
|
СЭ
|
ПР
|
Зем
|
Лес
|
Сель
|
Стр.
|
Стат
|
|
Состояние /загрязнение
|
|
Воздух
|
w
|
w
|
W
|
|
|
|
|
|
|
|
Вода
|
w
|
w
|
W
|
W
|
|
|
W
|
w
|
|
|
Почвы
|
w
|
w
|
W
|
V
|
w
|
|
W
|
|
|
|
Растительность
|
w
|
w
|
|
|
|
W
|
W
|
|
|
|
Животный мир
|
w
|
w
|
|
|
|
|
W
|
|
|
|
Использование
|
|
Вода
|
w
|
|
|
W
|
|
|
|
w
|
w
|
|
Земли
|
|
|
|
V
|
w
|
|
W
|
w
|
w
|
|
Минералы
|
|
|
|
W
|
|
|
|
|
w
|
|
Растительность
|
v
|
|
|
|
|
W
|
W
|
w
|
w
|
|
Животный мир
|
v
|
|
|
|
|
|
W
|
|
w
|
|
Выбросы/отходы
|
|
Возд. выбросы
|
w
|
W
|
W
|
|
|
|
|
w
|
w
|
|
Сбросы сточ. вод
|
w
|
W
|
W
|
|
|
|
|
w
|
w
|
|
Твердые отходы
|
w
|
|
W
|
|
|
|
|
w
|
w
|
|
Опасные отходы
|
w
|
|
W
|
V
|
|
|
|
|
w
|
|
Радиоакт. отходы
|
w
|
W
|
W
|
V
|
|
|
|
|
w
|
|
Защита и восстановление
|
|
Воздух
|
w
|
|
W
|
|
|
|
|
|
w
|
|
Вода
|
w
|
|
W
|
W
|
|
|
|
|
w
|
|
v
Почвы
|
w
|
|
W
|
|
w
|
|
|
w
|
w
|
|
Минералы
|
|
|
|
W
|
|
|
|
|
|
|
Растительность
|
w
|
|
|
|
|
W
|
|
w
|
w
|
W - существенный объём информации, v - ограниченная
информация, отдельные вопросы
Сокращения: КЭ — Государственный комитет РФ по экологии; ГМ — Росгидромет, СЭ —
Госсанэпиднадзор, ПР — Министерство природных ресурсов РФ, Зем — Роскомзем, Лес
— Рослесхоз, Сель — Минсельхозпрод, Стр — Госстрой, Стат — Госкомстат.
Распределение функций мониторинга по различным
ведомствам, не связанным между собой, приводит к дублированию усилий, снижает
эффективность всей системы мониторинга и затрудняет доступ к необходимой
информации как для граждан, так и для государственных организаций. Поэтому в
1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы
экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая должна объединить возможности и
усилия многочисленных служб для решения задач комплексного наблюдения, оценки и
прогноза состояния среды в Российской Федерации. В настоящее время работы по
созданию EГСЭМ находятся на стадии пилотных проектов регионального масштаба.
Предполагается, что ЕГСЭМ как центр единой
научно-технической политики в области экологического мониторинга будет
обеспечивать:
·
координацию разработки и
выполнения программ наблюдений за состоянием окружающей среды;
·
регламентацию и контроль
сбора и обработки достоверных и сопоставимых данных;
·
хранение информации,
ведение специальных банков данных и их гармонизацию (согласование,
телекоммуникационную связь) с международными эколого-информационными системами;
·
деятельность по оценке и
прогнозу состояния объектов окружающей природной среды, природных ресурсов,
откликов экосистем и здоровья населения на антропогенное воздействие;
·
доступность
интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей.
ЕГСЭМ должна сохранить иерархическую структуру системы
ОГСНК, принятую в Росгидромете.
6. Регламентация государственных наблюдений в сети
Росгидромета
Система государственного экологического мониторинга
строится на наблюдениях, регламентированных самым строгим образом. Список параметров
состояния окружающей среды, определяемых государственными службами, четко
установлен, так же как требования к используемым средствам и методам измерений,
частоте отбора проб и др.
|
В городе с миллионным населением, где
расположено производство, использующее большие количества ртути, программа
поста Росгидромета не включала наблюдений за этим вредным веществом. По всей
вероятности, программа была сформирована с учетом декларированного еще в 60-е
годы рассеяния ртути исключительно в пределах промплощадки предприятия, и
сегодня использующего ртуть в технологическом процессе. В то же время
соединения ртути являлись и являются типичными для городской среды и особо
опасными загрязняющими веществами.
|
В системе Росгидромета за качеством атмосферного воздуха
населенных пунктов ведутся наблюдения со стационарных, маршрутных и передвижных
(подфакельных) постов. На стационарных постах устанавливаются павильоны типа
"Пост-1", "Пост-2", "Воздух", оснащенные
аппаратурой для отбора проб и приборами для определения метеорологических
параметров. Для постов наблюдений ГОСТ 17.2.3.07-86 Правила контроля
воздуха населенных пунктов устанавливает четыре программы наблюдений:
полную (ежедневные наблюдения в 1, 7, 13 и 19 часов с получением информации о
среднесуточных и разовых концентрациях вредных веществ), неполную (ежедневные
наблюдения в 7, 13 и 19 часов с получением информации о разовых концентрациях
вредных веществ), сокращенную (наблюдения в 7 и 13 часов при температуре
воздуха ниже — 45°С в местах, где содержание примесей низкое) и суточную
(непрерывный отбор проб для определения среднесуточных концентраций вредных
веществ). Методы пробоотбора и анализа детально описаны и регламентированы
соответствующим руководством. Выбор исследуемых примесей осуществляется в зависимости
от количества выбросов этих веществ, их класса опасности, характерного размера
города, рассеивающей способности атмосферы конкретного района. Считается, что
при незначительных объемах выбросов, когда приземные концентрации близки к
фоновым, наблюдения нецелесообразны.
Порядок организации и проведения наблюдений за
состоянием поверхностных вод определен ГОСТом 17.1.3.07-82 Охрана
природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды, водоемов и
водотоков и соответствующими методическими указаниями. Разработанная
система предусматривает согласованную программу работ по гидрологии, гидрохимии
и гидробиологии. Пункты наблюдений устанавливают в зависимости от
хозяйственного значения водных объектов, их размеров и экологического
состояния. Периодичность наблюдений определяется категорией пункта.
Пункты наблюдений первой и второй категорий
устанавливают в крупных городах, в районах повторяющихся аварийных сбросов и
высокой загрязненности — от 10 до 100 ПДКв или ПДКвр и
более (в соответствии с типом водного объекта; определение указанных параметров
см. в разделе "Нормирование качества воды"). Пункты третьей категории
устанавливаются в районах расположения городов с населением менее 0,5 млн.
человек (большая часть населения России проживает в малых городах), в
замыкающих створах больших и средних рек и водоемов, в районах организованного
сброса сточных вод, где систематическая загрязненность воды по одному или
нескольким загрязняющим веществам достигает 10 ПДКв или ПДКвр
(в соответствии с типом водного объекта).
Наблюдения за уровнем загрязнения почв носят, как
правило, экспедиционный характер и выполняются в соответствии с требованиями
ГОСТа 17.4.4.02-84 Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для
химического, бактериологического, гельминтологического анализа на
определенных площадях по регулярной сети опробования, на ключевых участках,
характеризующих типичные сочетания природных условий и антропогенного
воздействия, на отдельных почвенно-геохимических профилях.
Унифицированная и строго регламентированная система
определяет сопоставимость всех получаемых в сети мониторинга сведений. Однако в
ряде случаев это приводит к тому, что автоматически выполняются анализы, не
имеющие особой практической ценности, в то время как реальные проблемы могут остаться
вне поля зрения службы мониторинга. Невозможность использования других методик,
кроме стандартизованных, также порождает ряд проблем.
|
Исследование загрязненности территории
области А. Хлорорганическими суперэкотоксикантами было осуществлено общественной
организацией в сотрудничестве с областной СЭС. К моменту проведения работ СЭС
получила уникальный хроматограф для экспресс-анализа хлорсодержащих
соединений. Однако воспользоваться этим прибором она не могла, поскольку на
тот момент отсутствовали аттестованные методики отбора проб для анализов на
хлорорганические экотоксиканты как в системе Госстандарта (государственная
аттестация), так и в системе Госсанэпиднадзора (ведомственная аттестация).
Проведение работ без аттестованных методик противоречило должностным
инструкциям сотрудников СЭС.
В этом смысле положение общественной организации оказалось более выигрышным:
для проведения исследований она смогла привлечь научную лабораторию,
использовавшую признанные на международном уровне методики. На основе полученных
результатов были приняты административные решения.
|
7. "Белые пятна" на карте
государственного экологического мониторинга
Как уже было отмечено, осуществление экологического
мониторинга в Российской Федерации входит в обязанности различных
государственных служб. Это приводит к некоторой неопределенности (по крайней
мере, для общественности) в отношении распределения обязанностей госслужб и
доступности сведений об источниках воздействия, о состоянии окружающей среды и
природных ресурсов. Ситуацию усугубляют периодические перестройки министерств и
ведомств, их слияния и разделения.
На региональном уровне экологический мониторинг или
контроль обычно вменяется в обязанность:
·
Комитету по экологии
(наблюдения и контроль за выбросами и сбросами действующих предприятий).
·
Комитету по
гидрометеорологии и мониторингу (импактный, региональный и отчасти фоновый
мониторинг).
·
Санитарно-эпидемиологической
службе Минздрава (состояние рабочих, селитебных и рекреационных зон, качество
питьевой воды и продуктов питания).
·
Министерству природных
ресурсов (прежде всего, геологические и гидрогеологические наблюдения).
·
Предприятиям,
осуществляющим выбросы и сбросы в окружающую среду (наблюдение и контроль за
собственными выбросами и сбросами).
·
Различным ведомственным
структурам (подразделениям Минсельхозпрода, МинЧС, Минтопэнерго, предприятиям
водно-канализационного хозяйства и проч.)
Для того, чтобы эффективно использовать сведения, уже
полученные государственными службами, важно точно знать функции каждого из них
в области экологического мониторинга (табл. 2).
В системе официального экологического мониторинга
задействованы мощные профессиональные силы. Нужен ли еще общественный
экологический мониторинг? Есть ли для него место в общей системе мониторинга,
существующей в Российской Федерации?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим
уровни экологического мониторинга, принятые в России (рис. 4).
Рис.4. Уровни экологического мониторинга и
распределение
ответственности между государственными органами в РФ.
В идеальном случае система импактного
мониторинга должна накапливать и анализировать детальную информацию о
конкретных источниках загрязнения и их воздействии на окружающую среду. Но в
сложившейся в РФ системе сведения о деятельности предприятий и о состоянии
среды в зоне их воздействия по большей части усреднены или основаны на
заявлениях самих предприятий. Большая часть доступных материалов отражает
характер рассеяния загрязняющих веществ в воздухе и в воде, установленный с
помощью модельных расчетов, и результаты замеров (ежеквартальных — по воде,
ежегодных или более редких — по воздуху). Состояние окружающей среды достаточно
полно описывается лишь в крупных городах и промышленных зонах.
В области регионального мониторинга
наблюдения ведутся в основном Росгидрометом, имеющим разветвленную сеть, а
также некоторыми ведомствами (агрохимслужба Минсельхозпрода,
водно-канализационная служба и др.) И, наконец, существует сеть фонового мониторинга,
осуществляемого в рамках программы MAB (Man and Biosphere).
Практически не охваченными сетью наблюдений остаются
малые города и многочисленные населенные пункты, подавляющее большинство
диффузных источников загрязнения. Мониторинг состояния водной
среды, организованный, прежде всего, Росгидрометом и, до некоторой степени,
санитарно-эпидемиологическими (СЭС) и коммунальными (Водоканал) службами, не
охватывает подавляющее большинство малых рек. В то же время известно, что
загрязнение больших рек в значительной части обусловлено вкладом разветвленной
сети их притоков и хозяйственной деятельностью в водосборе. В условиях
сокращения общего числа постов наблюдений, очевидно, что государство в
настоящее время не располагает ресурсами для организации сколько-нибудь
эффективной системы мониторинга состояния малых рек.
Таким образом, на экологической карте ясно обозначены
"белые пятна", где систематические наблюдения не проводятся. Более
того, в рамках сети государственного экологического мониторинга отсутствуют
предпосылки к их организации в этих местах. Именно эти "белые пятна"
могут (а часто и должны) стать объектами общественного экологического
мониторинга. Практическая ориентация мониторинга, концентрация усилий на
местных проблемах в сочетании с продуманной схемой и корректной интерпретацией
полученных данных позволяют эффективно использовать имеющиеся у общественности
ресурсы. Кроме того, эти особенности общественного мониторинга создают
серьезные предпосылки для организации конструктивного диалога, направленного на
консолидацию усилий всех участников.
8. Примечания:
Чрезвычайно важный естественный компонент стратосферы
— озон — выступает как загрязняющее вещество (сильный окислитель, участвующий в
образовании фотохимического смога) в тропосфере (приземном слое воздуха).
Государственные службы, входящие в национальные
системы мониторинга, должны ориентироваться на систему приоритетов ГСМОС. В то
же время, они могут вводить и иные, дополнительные приоритеты, определяемые
региональной или местной спецификой.
Человек и биосфера (англ.).
Источник воздействия на окружающую среду
рассредоточенный, площадный (диффузный) — неорганизованный источник
воздействия, линейные размеры которого влияют на оценку изменения качества
окружающей среды в рассматриваемых расчетных точках, например места
неорганизованного размещения и захоронения отходов, производственные корпуса и
площадки в целом, промышленные районы. Источник воздействия на
окружающую среду точечный — источник воздействия, линейные размеры
которого не оказывают влияния на оценку качества окружающей среды в
рассматриваемых расчетных точках, например выбросные трубы с круглым или
прямоугольным устьем, организованные выпуски сточных вод.
9. Заключение
В результате выполнения этой контрольной работы я
узнала, что в систему экологического мониторинга входят наблюдения за
состоянием элементов биосферы и наблюдения за источниками и факторами
антропогенного воздействия, какие направления включает в себя мониторинг. В
нашей стране система государственного экологического мониторинга строиться на
наблюдениях, а порядок организации и осуществления государственного мониторинга
устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядки предоставления
информации о состоянии окружающей среды регулируется законодательством.
10. Использованная литература
1.
Адрес в интернете http://www.5ballov.ru
2.
Федеральный Закон РФ.
Страницы: 1, 2
|