Развитые страны. В 1999 г.
доля 23 промышленно развитых стран с населением 14,1% от населения мира
составила 53,4% в мировом валовом продукте и 67,6% - в мировом экспорте товаров
и услуг.
В группе развитых стран можно выделить «большую
семерку» (G7) стран, занимающих ведущие позиции в мировой экономике, совместные
решения которых в значительной мере влияют на ее развитие. Доля «большой
семерки» ведущих стран мира в составе США, Японии, Германии, Франции, Италии,
Великобритании и Канады в мировом валовом продукте и мировом экспорте товаров и
услуг соответственно составила в 1999 г. 45,8 и 48,9%. США обладают наибольшим
удельным весом в мировом ВВП - 21,9% и в мировом экспорте товаров и услуг -
14,0%.
Сопоставление долей стран в мировом валовом продукте и
мировом экспорте позволяет определить уровень их участия в международном
разделении труда и роль внешнего рынка в национальной экономике. Если страна
имеет долю в мировом ВВП выше, чем в мировом экспорте, то это указывает на
преобладание внутреннего рынка в ее экономическом развитии, как, например, в
США и Японии. Что касается других стран «Большой семерки», то они более втянуты
в международное разделение труда и более зависимы от внешнего рынка.
Развивающиеся страны.
Группа развивающихся стран объединяет 133 государства, в которых проживает 79%
населения мира. В 1999 г. доля развивающихся стран составила 40,1% в мировом
ВВП и 27,5,0% - в мировом экспорте товаров и услуг. Развивающиеся страны весьма
различаются по регионам, источникам экспортных доходов, источникам внешнего
финансирования, уровню развития, что оказывает существенное воздействие на их
положение в мировом хозяйстве и международных экономических отношениях.
Наибольшим удельным весом в развивающемся мире
обладает Азиатский регион в составе 32 государств, его доля в мировом ВВП и
экспорте составляет соответственно 24,4 и 17,8,%, в том числе Китая - 11,2 и
3,1%, четырех новых индустриальных стран Азии с 1,3% от мирового населения -
3,3 и 9,5% соответственно. Африканский регион, в который входит 51 государство,
имеет наименьший удельный вес в мировом ВВП и экспорте - 3,2 и 1,8%
соответственно.
Развивающиеся страны Западного полушария, к которым
относятся 33 государства Латинской Америки и Карибского бассейна, имели в том
же году 8,4% в мировом ВВП и 4,5% в мировом экспорте товаров и услуг. По группе
развивающихся стран в целом и по всем регионам наблюдается превышение их доли в
мировом ВВП над их долей в мировом экспорте товаров и услуг, что
свидетельствует о недостаточном использовании международного разделения труда в
целях развития.
По источникам основных (более 50%) доходов от экспорта
развивающиеся страны подразделяются:
— на экспортеров топлива, - в 1999 г. насчитывалось 18 государств с долей
в мировом экспорте 3,3%;
— экспортеров другого первичного сырья - 42 государства с долей в мировом
экспорте 1,2%;
— 24 государства имели доходы от диверсифицированного экспорта, их доля в
мировом экспорте равнялась 3,6%;
— 35 государств развивающегося мира с долей 0,7% мирового экспорта имели
валютные доходы в основном от услуг и частных переводов (трансфертов);
— и, наконец, в экспорте только 15 государств преобладает готовая
промышленная продукция, среди которых 11 азиатских, в том числе новые
индустриальные страны Юго-Восточной Азии (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная
Корея), а также Бангладеш, Китай, Индия, Малайзия, Пакистан, Таиланд,
Филиппины; Бразилия, Мексика и Турция, их совокупная доля в мировом экспорте
составила 19% в 1999 г.
В настоящее время происходят серьёзные структурные
изменения в общей системе международного разделения труда и мировой торговли. В
последние десятилетия растёт доля развивающихся стран в мировой экономике, с
одной стороны, благодаря росту экспорта их сырья, а с другой - импорта машин и
продовольствия. Правда, условия торговли для этих стран складываются
неблагополучно, так как цены на машины и оборудование растут быстрее цен на
сырьё. И многие из этих стран остаются лишь поставщиками сырья для экономики
промышленно развитых государств.
Но развивающиеся страны полны решимости перестроить
свою внешнюю торговлю и изменить сложившийся характер отношений с развитыми
странами. Всё чаще слышны требования по созданию нового мирового экономического
порядка, установления контроля над деятельностью транснациональных корпораций
на территории развивающихся стран, введения справедливых цен на сырьё и готовые
изделия, оказания помощи без каких-либо политических условий.
Россия имеет мощный и разнообразный природно-ресурсный
потенциал, способный обеспечить необходимые объемы собственного потребления и
экспорта. На нынешнем этапе Россия нуждается в долговременной
внутриэкономической стратегии, от которой в свою очередь зависит роль страны в
мировой экономике.
Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее
утверждение как равноправного участника в системе международных экономических
отношений в международном разделении труда находится в самом начале. Несмотря
на формальное расширение в начале 90-х годов участия в МЭО доля России в
мировой экономике и степень ее вовлечения в международное разделение труда пока
не только не возрастает, а сокращается. Так, например, удельный вес российской
внешней торговли в международной торговле, резко снизившийся в начале 90-х
годов, в конце 90-х годов составлял чуть более 1%. Структура ее экспорта носит
преимущественно сырьевой характер. На начальной стадии находятся процессы
легального вывоза капитала, организации совместных предприятий, свободных
экономических зон, международные интеграционные процессы. Только около одной
четверти российской экономики «завязано» на внешние рынки. Проблема интеграции
России в мировое экономическое сообщество достаточно сложна и многообразна.
Предпосылками к ее решению могут стать:
— прохождение Россией основных ступеней развития экономики рыночного
типа, которые в свое время миновали экономически более развитые страны;
— восстановление нарушенных связей, экономическая интеграция в рамках СНГ
(поначалу в рамках какой-либо его части) и, соответственно, совместное
вступление единым блоком в мировое хозяйство.
Поиск своей ниши в системе международных экономических
отношений Россией происходит достаточно сложно, противоречиво и во многом
стихийно. Либерализация внешнеэкономической деятельности способствует процессу
открытия российской экономики мировому рынку. Россия все больше включается в
систему международного разделения труда. При этом ход этого включения имеет как
позитивные, так и негативные аспекты.
Позитивным моментом является то, что Россия может
приобретать необходимые ей товары на мировом рынке по ценам ниже затрат их
собственного производства. В свою очередь, при экспорте собственной продукции
страна получает выгоду, если внешние цены выше внутренних.
Вместе с тем к концу 90-х годов в структуре
российского экспорта и импорта закрепилось крайне неблагополучное сочетание
факторов производства, преобладают такие факторы, как сырье и
неквалифицированный труд. Ухудшается экологический фон внешней торговли. В
российском экспорте стабильно растет доля неблагополучных в экологическом
отношении отраслей, а в импорте увеличивается объем поступления товаров не
безвредных для здоровья человека.
Начиная с 1992 г. Россия больше продает за границу,
чем покупает. Эта разница достигает 25-30 млрд. долларов в год. Доходов от
внешней торговли хватило бы, чтобы рассчитаться со значительной частью внешних
долгов страны. Однако, к сожалению, немалая часть валютной выручки «оседает» за
рубежом. Незаконный вывоз капитала за постсоветское время оценивается
астрономической величиной – от 100 до 300 млрд. долларов.
Внешняя торговля России в конце ХХ — начала XXI вв.
приобрела так называемый колониальный характер – вывозится сырье и топливо, а
ввозятся легковые автомобили, продовольствие, товары массового спроса.
Экспортируются в основном нефть и газ. В 2001 г. от их продажи наша страна
получила почти 40% валюты. Экспорт сырой нефти вырос с 56,5 млн. тонн в 1991 г.
до 150 млн. тонн в 2000 г., нефтепродуктов – с 27 до 57 млн. тонн. Вывоз
природного газа увеличился за тот же период с 36,2 до 198, 5 млрд. куб. метров.
В Российском экспорте около трети составляют сырье и металлы. За рубеж
вывозится до 90% производимых в стране алюминия, меди, олова, цинка, а также
почти 80% минеральных удобрений и около 90% отечественной целлюлозы. А вот
экспорт машин и оборудования за последние годы сильно сократился. Хотя в СССР
этот вид экспорта был и так невелик для индустриально развитой страны (21%, в
то время как в США – 53%), в России его доля еще ниже – чуть более 9%.
Наша страна теряет свои позиции на рынке вооружений и
военной техники. Экспорт оружия сократился до 2,5 млрд. долларов. Это почти в 9
раз меньше, чем в СССР, хотя в России осталось 82% оборонных предприятий
бывшего СССР.
Таблица 2. Структура экспорта и
импорта промышленной продукции РФ (в %)
|
Экспорт
|
Импорт
|
1990
|
1995
|
2000
|
1990
|
1995
|
2000
|
Добывающая промышленность
|
41,5
|
41,7
|
40
|
3,6
|
5,8
|
3
|
топливно-энергетические
ресурсы
|
40,5
|
40,6
|
38
|
2,6
|
3,6
|
1
|
Обрабатывающая промышленность
|
58,5
|
58,3
|
60
|
96,4
|
94,2
|
97
|
металлургия химическая
|
11,3
|
25,3
|
23
|
5,1
|
8,2
|
8
|
промышленность
деревообрабатывающая
|
4,6
|
9,5
|
11
|
4,1
|
10,5
|
8
|
промышленность
машины, оборудование и транспортные средства
|
3,7
|
5,4
|
4
|
1
|
2,1
|
1
|
товары длительного пользования
|
18,3
|
9,9
|
14
|
44,8
|
32,8
|
43
|
Значительно вырос ввоз в Россию продуктов питания. В
1999 г. в нашу страну ввезено 540 тыс. тонн мяса и 748 тыс. тонн птицы, что
соответственно в 1,9 и 16,2 раза больше, чем в 1992 г. Западные фирмы расширяют
экспорт в Россию экологически опасных продуктов. Так, в 1995 г. из проверенных
импортных товаров забраковано 58% колбасных изделий, 57% консервов, 36% масла.
В последние несколько лет постоянно то гаснет, то разгорается с новой силой
скандал о некачественных куриных окороках, поставляемых из США в Россию. Около
половины потребляемого в России продовольствия поставляется из-за рубежа. Это
серьезно подрывает экономическую безопасность страны.
В 2000 г. в общем объеме экспорта России доля Германии
составила 9,9%, США – 7,1%, Китая – 6,6%. Импортировались товары в основном из
Германии – 16,4%, США – 9,2%, Италии – 7,4%, Германия не только крупнейшей
торговый партнер России, но и главный ее кредитор: 50% общей задолженности
России это немецкие займы.
Важным для экономики России является участие в
Содружестве Независимых Государств. Эта организация была создана в конце 1991
г. после распада советского Союза. Постепенно в нее вошли почти все государства
– бывшие советские республики (кроме стран Балтии). Россия играет в содружестве
ведущую роль, так как в политическом и экономическом отношении она является
самым мощным государством среди членов этой организации.
Так как к концу ХХ в. почти все государства содружества
находились либо в экономическом, либо в политическом кризисе, то сотрудничество
развивалось крайне медленно и неравномерно.
В середине апреля 2004 года в Нью-Йорке было
опубликовано исследование, проведенное совместно группой экспертов ООН и университета
Торонто. Исследователи сделали вывод, что Россия «продолжает быть локомотивом
роста» на пространстве СНГ – главным образом через активные внешнеторговые
связи. По их мнению, эту роль России усилило также создание Единого
экономического пространства с Белоруссией, Украиной и Казахстаном.
Эксперты отмечают, что пока «поддерживающая» роль России для ближайших соседей
заключается в поставках дешевых энергоносителей и предоставлении рабочих мест
для трудовых мигрантов. Рассчитывать на существенный обратный приток инвестиций
и товаров России пока не приходится: инвестиционный потенциал сопредельных
стран, кроме, пожалуй, Казахстана, еще слишком слаб. Кроме того, на российском
рынке продукции стран СНГ становится все труднее конкурировать с азиатским
импортом, которые становится дешевле и качественнее. Спасти положение соседей
на российском рынке может только более тесная интеграция, которая позволит
установить для них более выгодный таможенный режим. А связанные с интеграцией
рыночные реформы в странах СНГ могут придать дополнительный импульс их
экономическому росту.
Еще один фактор, благодаря которому соседство с
Россией выгодно для стран СНГ, – это возможность экспорта товаров народного
потребления, поскольку для многих соседей Россия – основной потребитель их
продукции.
Роль России в связях всех республик больше их роли в
российской торговле. Так, из всего товарооборота Украины на РФ в 1997 г.
пришлось 37%, из белорусского — 59%, а в российском — на каждую из них лишь по
7%. По данным 1999 г. произошло увеличение доли товарооборота Украины,
Беларуси, а также других стран СНГ с Российской Федерацией: Азербайджана – 59%,
Армении – 74%, Белоруссии – 88%, Грузии – 48%, Казахстана – 81%, Киргизии –
40%, Молдовы – 65%, Украины – 77%. Даже страны Прибалтики, явно ориентируясь на
Запад, во многом замкнуты на Россию. Куда еще сбыть свою пищевую продукцию и
где брать нефть и газ?! Это касается и других партнеров России, хотя многое
здесь зависит от цен на экспортные и импортные товары.
Превращение России в независимое государство и ее
экономическая самостоятельность создали возможность для установления
равноценного товарообмена с другими республиками и прямых экономических связей
с зарубежными странами.
1. Конец XX — начало XXI века является периодом
формирования новой системы мирового хозяйства со свойственной ей иерархией тех
или иных национальных экономик в международном разделении труда, на
международном рынке капиталов, ресурсов.
Исследование закономерностей формирования всех
международно-экономических связей и перспектив их развития показывает, что
генеральной тенденцией развития мирового хозяйства является движение к созданию
единого планетарного рынка капиталов, товаров и услуг, экономическому сближению
и объединению отдельных стран в единый мировой хозяйственный комплекс. Это
позволяет говорить о необходимости изучения проблем глобальной экономики как
системы, комплекса международных экономических отношений. Это иной, более
высокий уровень международных экономических отношений.
2. Позиции государств в международных обменах
различаются в зависимости от объёма производства и национального дохода, а
также от объёма их национального капитала, в зависимости от которого находится
их положение в качестве международных кредиторов или должников.
Развитые индустриальные страны занимают первое место в
мировом импорте и экспорте. В то время как развитые страны импортируют гласным
образом сырьевые материалы и продукты питания, а экспортируют в основном
готовую продукцию, слаборазвитые страны являются импортёрами главным образом
готовой продукции и экспортёрами продовольственных товаров и сырья.
Одновременно развитые страны являются донорами
капиталов и таким образом получают большие доходы от своих инвестиций.
3. Внешнеполитическое позицонированние России все еще
базируется на имперском сознании, существовавшем в СССР. Из-за распыления
усилий России между множеством целей те, которые являются действительно
жизненно важными, не достигаются. На мой взгляд, на первом этапе следовало бы
сосредоточиться на налаживании отношений с бывшими республиками СССР (например,
не допускать постоянных обострений отношений с Грузией). Что касается стран
дальнего зарубежья, то, как мне кажется, существует три первоочередных цели:
1) обеспечение
интересов российских производителей на мировых рынках (особенно в США и
Западной Европе);
2) развитие
политических и экономических отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского
(особенно Китаем, как ближайшим соседом России и наиболее динамично развивающейся
страной мира и, следовательно, открывающей наиболее широкие перспективы для
сотрудничества);
3) налаживание
продуктивного сотрудничества с НАТО (параллельно с приведением в соответствие
со стандартами этой организации вооруженных сил РФ), как базы для дальнейшего
сплочения цивилизованного мира в борьбе с терроризмом и другими вызовами XXI
века.
Во внешнеэкономической деятельности для России
особенно важны, по моему мнению, пять аспектов:
1) привлечение
иностранных инвестиций через проведения грамотной внутренней политики (особенно
в части борьбы с коррупцией и обеспечения защиты иностранного капитала от
криминала и произвола чиновников);
2) смена
состава вывозимых из страны товаров (увеличение доли экспорта
высокотехнологичной продукции за счет сырья);
3) налаживание
продуктивного сотрудничества с международными финансовыми организациями, как
залога успеха российских реформ;
4) постановка
как основной перспективной задачи вступление в Европейский союз;
5) поиск
новых рынков сбыта (замена развитых стран Запада, как основных импортеров
российских природных ресурсов, развивающимися странами, как нуждающимися в
более технологичной российской продукции, нежели государства Западной Европы и
США).
1.
Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные
экономические отношения: Учеб. пособие. – М., Финансы и статистика, 1996.
2.
Голубчик М.М. География мирового хозяйства: Уч.
пособие в 2 ч. — Саранск изд-во Мордовского университета, 1995.
3.
Голубчик М.М. Пространственная структура мирового
хозяйства: характерные черты и проблемы развития // География в школе, 1995.
4.
Желтиков В.П. Экономическая география. — Ростов
н/Д, Феникс, 2003.
5.
Киреев А.П. Международная экономика: В 2 ч. – М.,
Международные отношения, 1997, 1999.
6.
Минаков И.А. Экономическая география и
регионалистика. — М., Колос, 2002.
7.
Мировая экономика и международные экономические
отношения: Учебное пособие. — М., 2000.
8.
Основы внешнеэкономических знаний: Словарь-справочник.
– 2-е изд., перераб. и доп. - М., Высшая школа, 1993.
9.
Пебро М. Международные экономические, валютные и
финансовые отношения / Пер. с франц. – М., Прогресс; Универс, 1994.
10. Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учеб. пособие. – М., ИНФРА-М, 1997.
11. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. – М., ИНСАН, 1994.
12. Щербанин Ю.А. и др. Международные экономические отношения: Интеграция:
Учеб. пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
13. Экономическая и социальная география. Учебник для студентов ВУЗов. —
М., Владос, 2003.
Страницы: 1, 2
|