Отвлечемся теперь
на некоторое время от истории и начнем осмотр памятников не в хронологическом
порядке, а так, как они расположены, переходя от одного к другому. Первое, что
поражает нас в комплексе, - его мощные стены. Их внушительный вид вводит в
заблуждение многих посетителей: они ошибочно принимают ограду Архиерейского
двора за кремлевскую (несохранившуюся) стену. И действительно, суровые
неприступные стены напоминают крепостные сооружения, хотя оборонительной роли они
не играли. Стены возведены в 1671-1675 гг.
В плане ограда
Архиерейского двора образуют неправильный четырехугольник с четырехгранными
башнями. По стенам с внутренней стороны была устроена покрытая односкатной
крышей на деревянных столбиках галерея, по которой можно обойти весь двор.
Особенно неприступной выглядит снаружи южная стена с тремя крупными
укрепляющими ее контрфорсами. Весьма правдоподобны и прочие элементы
фортификационного зодчества, например узкие бойницы, характерные для всех
русских крепостей, которые на самом деле являются всего лишь окнами
хозяйственных пристроек с внутренней стороны. Современный вход на территорию
Архиерейского двора находится между колокольней и Воскресенским собором. Многие
постройки внутри двора составляют одно целое со стенами и расположены в линию
ограды.
Подходя к
Архиерейскому двору, мы сразу же обращаем внимание на Воскресенский собор.
Он построен в стиле барокко в 1772-1776 гг.
Войдем теперь на
территорию Архиерейского двора. Сразу же справа перед нами находится Казенный
приказ. Построено в 1679г.
К северной стене
Казенного приказа в начале XVIII в.
было пристроено двухэтажное здание. Оно называется Безымянным корпусом, в
нем находилась казенная келья и казначейская.
Рядом с Казенным
приказом расположена Воздвиженская церковь над Святыми воротами –
прежним главным входом в Архиерейский двор.
Небольшой переход
с двумя арочными проемами связывает надвратную Воздвиженскую церковь с Архиерейскими
палатами и церковью Рождества Христова, построенными в 1667-1670гг.
К северной стене
Архиерейских палат примыкает небольшая двухэтажная постройка середины XVIII в. – Консистория, отчего
северо-восточная часть всего комплекса и сам этот корпус стали называться
Консисторскими. Облик здания сильно упрощен в связи с утратой нарядных
наличников во второй половине XIX в.
С запада к
Архиерейским палатам, «продолжая» их в продольном направлении, в первой трети XVIII в. был пристроен так называемый Иринеевский
корпус (хотя епископ Ириней правил в конце XVIII в.).
В одну линию с
Иринеевским корпусом и западной стеной Архиерейских палат стоит Гавриловских
корпус (по имени архиепископа Гавриила), относящийся к концу XVII – началу XVIII в.
Заключают осмотр
архитектурного комплекса Архиерейского двора палаты Иосифа Золотого.
2.4.
Вологда в памятниках архитектуры XVII в. Церковь Константина и Елены, Спасо-Всеградский собор.
Легенда
о моровой язве.
Церковь Константина
и Елены, построенная в 1690 г., - один из лучших памятников Вологды.
Архитектура храма выполнена в характерном для второй половины XVII в. стиле узорочья, особенно ярко
сказавшемся в зодчестве Москвы и Ярославля. Необычайно живописная объемная
композиция церкви находится в полной гармонии с богатым и выразительным
декоративным убранством. К высокому четверику с востока и запада примыкают
пониженные алтарь и паперть. Однако от этого композиция не становится
симметричной и застывшей. На паперть ведет высокое крыльцо с далеко вынесенной
лестницей-всходом, а к северо-западному углу пристроена шатровая столпообразная
колокольня, что создает живую игру больших и малых объемов.
Четверик
завершают два яруса полукруглых кокошников и пять глав с луковичными куполами.
Стены церкви и столпа колокольни ритмично расчленены группами из трех тоненьких
полуколонок-дудочек, усиливающих стройность пропорций здания. Очень красивы
перспективные порталы и разнообразные наличники окон. Среди них особенно
нарядны наличники с трехкилевидными завершениями энергичного ясного рисунка.
Общую картину довершает крыльцо с традиционными кубышками и висячими гирьками,
а также пластичные арки яруса звона на колокольне и тесно расположенные
обрамления слухов шатра.
2.5.Памятники архитектуры XVII в. Церковь Варлаама Хутынского.
Церковь Варлаама
Хутынского построена 1780 г. Несомненно, это один из самых красивых и
оригинальных храмов Вологды того времени, выполненный в стиле раннего
классицизма. Скорее всего при возведении храма был использован проект
столичного зодчего. В композиции ярко выделяется колокольня с четко
прорисованным силуэтом. Ее объемы динамично устремлены ввысь, завершаясь тонким
шпилем-главкой на фигурном постаменте. Ноту особой поэтичности вносит в облик
памятника очаровательная изящная полуротонда с ионическими колоннами,
украшающая западный вход в храм. Выше, на рустованном четверике, поставлен ярус
звона, стены которого, прорезанные арками, имеют вогнутые очертания, а на месте
срезанных углов поставлены двойные колонны и пилястры. Криволинейность
завершения еще больше подчеркивается изогнутой формой многорядного карниза.
Сам же храм имеет
гораздо более провинциальный облик и несколько непропорционален по отношению к
колокольне. Два вазона, увитые гирляндами, расположенные по сторонам барабана
главы, выглядит очень необычно для культовой постройки, придавая ей сходство со
светскими зданиями.
2.6.Вологда
– административный и торговый центр вологодской губернии.
Советский
герб Вологды утверждён 31 мая 1967 года Вологодским горисполкомом. Автор
проекта - Владимир Иванович Михайлов.
"Герб представляет собой четырехугольник с заострением
нижней грани. Четырехугольник разделен кружевной лентой по горизонтали на 2
части, верхняя часть имеет голубой цвет, нижняя - зеленый. В центре герба
изображен лось, в правом (от зрителя) верхнем углу на голубом фоне плывущая
ладья, под ней цифры "1147" - год основания города. В левом (от
зрителя) нижнем углу изображена ель. Зеленый цвет, фигура лося и ель
символизируют характерные для Вологды приметы - северный лес и богатый животный
мир, окружающий город, голубой цвет и ладья - водные связи города, кружевная
лента - издавна прославленное народное мастерство".
11
апреля 1991 года Президиум Вологодского горсовета народных депутатов решением
№223 восстановил старый герб Вологды 1780 года.
7
июля 1994 года Совет самоуправления Вологды (городская Дума) решением №38 внес
некоторые поправки в описание герба и рисунок. Но в общем герб 1780 сохранился.
Автор обновленного рисунка - О.Свириденко.
5 июня 1997 года
принято Положение о большом и среднем гербах Вологды (проекты разработал
О.Свириденко):
"В червленом
(красном) поле выходящая из серебряных облаков десница в золотом одеянии,
держащая золотую державу и серебряный меч с золотым эфесом, положенный в правую
перевязь. Щит увенчан золотой башенной короной с пятью зубцами и обрамлен
справа ветвью ели, слева - ветвью сосны, обе натурального цвета, перевитые
бело-сине-красной лентой (средний герб).
"В червленом (красном) поле выходящая из серебряных
облаков десница в золотом одеянии, держащая золотую державу и серебряный меч с
золотым эфесом, положенный в правую перевязь. Щит увенчан золотой башенной
короной с пятью зубцами. Клейнод: возникающий золотой двуглавый российский
орел. Под щитом в обрамлении цепь главы города Вологды. Щитодержатели: на
изумрудном холме справа - юноша с серебряным мечом с золотым эфесом в деснице,
слева - юноша с серебряным мечом с золотым эфесом в шуйце, оба в белом одеянии.
Девизная лента бело-сине-красная с надписью золотыми литерами
"Вологда". (большой герб)
"Десница
с мечом - символ справедливости, правого суда, а также защиты Отечества,
указывает на "Сказание о белоризцах". Держава - символ власти,
государственности прав административного центра субъекта Российской Федерации,
указывает на предание о желании Ивана IV (Грозного) сделать Вологду столицей.
Червлень (красный цвет) гербового поля символизирует храбрость и мужество,
золото служит обозначением богатства и могущества, серебро - благородства,
света и чистоты. Золотая башенная корона с пятью зубцами указывает, что город
Вологда является административным центром Вологодской области. Двое юношей в
белом одеянии символизируют легендарных "белоризцев", спасших Вологду
от врагов ценою собственных жизней. Цель главы города Вологды символизирует
атрибут власти, означает достоинство, единство, призыв к службе, власти.
Бело-сине-красная лента и двуглавый орел указывают на принадлежность города к
России. Ветви ели и сосны указывают на принадлежность города к северному краю и
природные особенности региона".
Герб Вологодского
района утверждён 12 сентября 1995 года. Его автор - также О.Свириденко.
Описание герба: "В червлёном поле из серебряных облаков слева выходящая
десница в золотом одеянии, держащая золотую державу и серебряный меч с золотым
эфесом, положенный в правую перевязь; в главе щита - серебряная древняя царская
корона, как она изображалась в уездных гербах".
В 1824 году
губернскую Вологду посетил император Александр I. Специально к его приезду были
разобраны остатки крепостных сооружений времен Ивана Грозного, а на их месте
разбиты Дворянский и Пятницкий бульвары (по современным улицам Октябрьской и
Ленинградской). Александр Благословенный дал высокую оценку приему, оказанному
ему со стороны вологжан. Остался доволен посещением города в 1858 году и его
племянник — император Александр II Освободитель.
В
середине XIX века Вологда обретает первые черты цивилизованного города.
Строятся мосты: Красный и Соборный через реку Вологду, Рыбнорядский,
Винтеровский, Мяснорядский через Золотуху. На вологодскую январскую ярмарку
привозят товар не только со всех концов Российской империи, но и из-за границы.
В городе появляются первые заводики. Начинается мощение улиц. Так, в 1844 году
булыжной мостовой были покрыты четыре площади и 11 улиц. В Вологде открылся
театр, медицинские учреждения, гимназии и училища, кипела культурная и
общественная жизнь.
Заметно
оживилась вологодская экономика с появлением в 1865 году на реке Вологде первых
пароходов и с окончанием строительства железнодорожной ветки Ярославль–Вологда.
В 1898 году железная дорога была проложена до Архангельска. В 1905 году
стальная магистраль связала наш город с Санкт-Петербургом и Вяткой. Таким
образом, город, лежавший на берегах судоходной реки, оказался, кроме того, в центре
пересечения важных транспортных путей. Как и ранее, он стал занимать видное
место во внутренней торговле Российской империи. Ее ярмарочный характер
постепенно уступал место стационарной работе специализированных магазинов и
торговых домов.
В
конце XIX–начале XX веков Вологда быстро становится промышленным центром Северо-запада
России. В губернском городе открываются кирпичные, кожевенный, сахарные,
маслодельные заводы, колбасные и обувные фабрики. Появились и крупные
государственные предприятия — Казенный винный склад (ликероводочный завод),
Главные транспортные мастерские железной дороги (ныне ВРЗ), паровозное депо.
Вместе с тем, как таковой рабочий класс в Вологде до революции еще не сложился.
Население росло за счет переезда в город крестьян. Бывшие селяне долго
сохраняли крестьянский уклад жизни, содержали огороды и домашний скот. Немногие
из них перешли в мещанство, обзавелись торговлей. По данным Первой
всероссийской переписи 1897 года в Вологде проживало 27872 человека.
Теперь нам
предстоит пройти в Нижний посад. Это легко сделать, перейдя речку по Каменному
мосту, который и будет нашим первым экскурсионным объектом на этом
маршруте. Строительство моста, которое осуществлялось в 1789-1791 гг.
губернским архитектором П.Т.Бортниковым, было вызвано необходимостью соединить
старый административный центр с новым на Нижнем посаде. Однако в законченном
виде это сооружение включило в себя не только сам мост, но и многочисленные
торговые заведения.
2.7.
«Такой город в России один» - деревянное зодчество Вологды (дом Засецкого –
памятник арх. XVIII в.)
Следующий объект
нашего осмотра – деревянный одноэтажный дом Засецких с мезонином конца XVIII в. Внешний облик здания и
расположенный перед ним палисадник напоминают сельские усадебные постройки.
Такие дома в значительной степени определяли застройку города в XVIII-XIX вв. Главным украшением фасада является четырехколонный портик,
поддерживающий балкон. Остальные детали декора были переделаны в конце XIX в. В интерьере сохранились
прекрасные белые кафельные печи в стиле классицизма и тяжелые двери из красного
дерева с резьбой крупного рисунка.
2.8.
Современный город – Вологда; день сегодняшний; знаменитые земляки и перспектива
развития.
С Вологдой напрямую связана жизнь многих выдающихся россиян:
первого доктора медицины Матвея Мудрова; поэтов и писателей Константина
Батюшкова, Владимира Гиляровского, Николая Рубцова, Сергея Орлова, Варлама
Шаламова, Василия Белова; мецената Христофора Леденцова; святителя Игнатия
Брянчанинова; защитников Отечества Александра Панкратова, Степана Ловенецкого,
Евгения Преображенского; спортсменов Александра Бородюка, Николая Гуляева;
авиаконструкторов Александра Можайского и Сергея Ильюшина; киноактеров Лидии
Сухаревской, Риммы Марковой и других.
По
мнению экспертов, у нашего города, благодаря его выгодному географическому
положению, большое будущее. Вологда играет все более заметную роль в
экономических связях регионов России.
Территория
города составляет 11,6 тысяч гектаров. В Вологде по данным переписи 2002 года
проживало 303000 жителей.
3.
Заключение. Итоги экскурсии.
Итак, путешествие
в древнюю и современную Вологду подошло к своему завершению.
На
территории города находится 224 памятника истории, архитектуры, культуры, из
них 128 взяты под охрану государства.
Вологда
входит в число 116 российских городов, обладающих особо ценным историческим
наследием.
В
масштабах России Вологодская область – это лишь одна из нескольких десятков
областей, но по существу – целая страна с большим количеством населения,
имеющая многовековую историю, с территорией, превышающей в несколько раз
территории многих европейских государств.
Список
литературы:
1. «В край белых ночей»/ В.П.Выголов,
Н.В.Удралова/ М.:ПРОФИЗДАТ/ 1986 г.
2. «В Вологде проездом»/ В.И.Аринин,
Н.В.Катканова/ Череповец: Туризм+Сервис/ 1991 г.
3. «Вологда» Выпуск 1/ М.А.Безнин и
др./ Вологда/ 1994 г.
4. «Вологда» Выпуск 2/ М.А.Безнин и
др./ Вологда: Русь/ 1997 г.
5. «Край наш Вологодский»/
П.А.Колесников, И.М.Королев/Архангельск: Северо-Западное книжное издательство/
1982г.
Страницы: 1, 2
|