Возникновение письменности: пиктография
Реферат
по теме «Возникновение письменности: пиктография»
Фёдоровой
Алёны
Человечество на
заре своего развития училось говорить. Сначала жестами, отдельными звуками,
криками. Такой язык доступен и животным. Особенно тем, что живут
организованными сообществами.
У многих народов
мира есть мифы о первоначалах, повествующие о том, как хаос превратился в мир с
небом, землёй и всем, что есть на Земле.
Древнегреческий
историк Геродот рассказывал, что когда могущественный и непобедимый персидский
царь Дарий I вёл против кочевников
скифов войну, которая «затягивалась и конца ей не было видно». Скифские цари
отправили к Дарию вестника с дарами. Это были птица, мышь, лягушка и пять
стрел. Персы спросили посланца, что означают эти подношения, но тот ответил,
что ему приказано только вручить дары и к4ак можно скорее возвращаться. Персам
предстояло самим понять значение этих даров…
Персы собрали
совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и потому принесли ему
в знак покорности землю и воду, ибо мышь живёт в земле, лягушка обитает в воде.
Птица, быстрая, как конь – знак богатства, а стрелы означают, что скифы
отказываются от сопротивления. Один из мудрых мужей, сопровождавших царя, с ним
не согласился. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы,
как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как
лягушки, не поскачете в болото, то не вернётесь назад, поражённые этими стрелами».
Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: самоуверенный
царь Дарий потерпел поражение от скифов.
Рассказ Геродота
доносит до нас сведения не только об одном из исторических событий, но и о
древнейшем предке письменности. Дары скифов были своеобразным способом передачи
информации, который учёные называют предметным письмом. Когда-то, по
крайней мере, 10 тыс. лет назад, с него и началась история письменности.
Конечно,
письменность родилась из преднамеренного творчества, напряжённой работы мысли.
С другой стороны, она дала возможность воспользоваться сокровищами, которые
накопили и сберегли бесчисленные поколения. Позволила познать прошлое и
приобщиться к вершинам мысли. Письменность заставила человека размышлять о
самом себе, открыла сознание «философской одновременности» всех поколений. Вот
как далеко может завести простая человеческая потребность.
Кстати, о
письменности. В прямом смысле этого слова, принято говорить в тех случаях, если
имеются два её признака: рисование и сообщение. С рисованием всё понятно, но
рассматривается оно широко: тут и начертание знаков, выскабливание, вырубание,
нанесение зарубок и т. п. Что касается сообщения, то оно могло быть адресовано
как другим лицам, так и самому пишущему – для сохранения в памяти.
Но было ещё
предметное письмо, узелковое письмо… И учёные спорят, письменность ли это,
потому что рисунка действительно нет.
Первобытный
человек в своей жизни пользовался изображением предметов. Иногда это была серия
рисунков, отражающих важнейшие события в жизни племени: переселение с одного
места на другое, война, победа, голод… Жизнь далёких предков была не менее
полной, чем наша.
Письмо рисунками
называется пиктографией (от латинского pictus – живописный и греч. Grapho – пишу).
Для историка
письменности важна информация, заключенная в рисунке: если нарисованное
изображение служит средством передачи мысли, то это, несомненно, письменность.
Возможность выразить свои мысли, не прибегая к личному контакту с другими
людьми, обозначить предметы и явления, поведать о них отвлечённо от конкретной
ситуации – в этом есть что-то магическое. Сейчас подобные открытия доступны
только маленьким детям, но и они очень быстро забывают о них. Пиктографическое
письмо напоминает ребусы: каждый знак или рисунок передаёт не звук языка, не
слоги, а обозначает определённое понятие, которое в устном языке соответствует
слово. Кроме того, рисуночная запись сообщения может передать мысль целиком, не
выделяя отдельных понятий. В любом случае в пиктограмме выделить составные
части, как в предложении, нельзя. Но она имеете такую же смысловую
законченность, как и современное предложение. Более того, смысловую законченность
имеет любой фрагмент пиктограммы.
Рисунок только
обозначает понятия, даже не сохраняя их порядок в сообщениях, т.к. при любой
расстановке сохраняется смысл записи. Поэтому пиктографическое письмо не
отражает устной речи.
Вот, например,
рисунок, предупреждающий случайного гостя, что в доме нет еды. Человек поднёс
руку ко рту – еда. Человек развёл руки – знак отрицания «нет». Или лодка с
людьми показывает, что хозяева уехали на рыбную ловлю. Такое сообщение легко
поймёт каждый, кто сможет угадать значение и смысл подобных рисунков, какой бы
национальности он ни принадлежал.
Но легко
расшифровываются только конкретные изображения. Как только дело доходит до
абстрактных, отвлечённых понятий, ситуация изменяется. Трактовок и толкований
смысла может быть множество. Считается, что для толкования пиктограмм наиболее удобна
стихотворная форма. Отдельный рисунок – строка «Стихотворения». Большинство
дошедших до нас рисуночных текстов – охотничьи сообщения, хозяйственные
документы, инвентарные описи, записи поступлений и расходов зерна, скота,
фуража и различных предметов, изготовленных ремесленниками: кузнецами, ткачами,
гончарами; донесение о боевых походах, набегах, победах; политические договоры,
петиции, ультиматумы, любовные послания и магические заклинательные формулы.
Среди пиктографических текстов были и календари.
Пиктографическая
письменность была общедоступна, благодаря своей наглядности. Но чем сложнее
становилось послание, тем больше страдала точность передачи сведений, и
пиктография превратилась в видеографию – письмо понятиями.
Список
литературы.
1)
Энциклопедия
для детей. Языкознание: русский язык – 2-е издание, исправленное/ гл. редактор
М.Аксёнова. – М., Аванта+, 1999 – 704 с: ил.
2)
Энциклопедический
словарь юного филолога(языкознание) М., 1984 – 352 с., ил.
3)
Филякова
Е., Меньшов В., Русская письменность, М.2004 г., 47 стр., ил.
|