Возникновение и развитие прокуратуры в РФ
Тема:Возникновение и развитие
прокуратуры в РФ
Введение
Любой юрист обязан хорошо знать, как
построены и действуют органы, активно участвующие в реализации правовых
предписаний. Такие знания нужны не только для будущей профессиональной практики
после получения юридического образования. Они потребуются при изучении многих
юридических дисциплин, с которыми приходится сталкиваться в процессе обучения
всем студентам- правоведам.
Понятие “прокуратура”
происходит от латинского (procure)– что означает –
забочусь, обеспечиваю,
предотвращаю.
Прокуратура занимает особое место среди
правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к
исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым
правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.
При создании этого
органа идея состояла отнюдь не в карательном его предназначении, а в
обеспечении справедливости и законности. Предназначение прокуратуры в Греции и
в странах Востока состояло, во-первых, в надзоре за исполнением предписаний
государственной власти, а во-вторых, в осуществлении обвинения в суде.
В европейских странах
впервые прокуратура возникает во Франции в XIY веке, причем с первых ее
шагов это был сугубо обвинительный, карательный орган.
К XIY веку в европейских
странах, в особенности в Испании, уже твердо сформировался процесс
инквизиционный, пришедший на место процессу публичном, гласному,
состязательному. Это явилось побудительным мотивом для трансформации основ
организации и деятельности прокуратуры.
Прокуратура Франции
послужила прообразом прокуратуры России и до настоящего времени
эталоном прокуратуры Западных стран.
1. Становление российской прокуратуры.
Создание российской прокуратуры связано с государственными реформами, осуществленными Петром I. Выдающаяся заслуга Петра I состоит в том, что он впервые в России создал
органы, специально предназначенные для контроля и
надзора за законностью деятельности чиновничьего аппарата.
Вначале это был институт фискалов, а затем — прокуроров.
Указ Петра I о создании прокуратуры
состоялся 12 января 1722 г. Тогда же при Правительствующем
Сенате была учреждена должность генерал-прокурора, которому предписывалось
надзирать за законностью деятельности государственных
органов. Вместе с тем, по замыслу Петра I, прокуратура наделялась и существенными
функциями по защите прав граждан.
Прокуратура создавалась в России как орган императорской
власти, осуществляющий от ее имени и по ее поручению постоянный надзор и
контроль за действиями и решениями Сената, других
центральных и местных учреждений. Суть самой должности
прокурора Петр I выразил
словами: "Сей чин яко око наше". С тех пор в общественном сознании и
закрепилось представление о прокуроре как об "оке государевом".
Функции прокуратуры были
довольно широкими, хотя и видоизменялись. Тем не менее основным
назначением прокуратуры практически на всех этапах ее существования (вплоть до 1864 года) был надзор за исполнением
законов всеми государственными и общественными органами, а
также российскими подданными.[2, c. 123]
Общая обязанность прокурора
состояла в осуществлении функции наблюдать за тем, "чтобы закон не был никем нарушен и в случае замеченных нарушений принимать
меры к восстановлению оного".
В отдельные периоды
отечественной истории (особенно во времена царствования Екатерины II и Павла I) генерал-прокурор выступал
не только как блюститель законности, но и
как министр юстиции, финансов, внутренних
дел1. Начиная с 1802 года, когда было создано Министерство юстиции, генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции, а губернская
прокуратура стала превращаться в
орган юстиции на местах.
Судебная реформа 1864 года
знаменовала собой поворот прокуратуры от положения всеобщего блюстителя законности,
"ока государева", к функции обвинительной власти - "обличения обвиняемых перед судом". Отцы судебной реформы 1864 года — русские правоведы ввели прокурора в уголовное судопроизводство,
ликвидировали инквизиционный
процесс, но вместе с ним — и так
называемый общий надзор, осуществлявшийся
прокуратурой в дореформенный период.
Учреждение судебных установлений от 20
ноября 1864 г. вверяло прокурорский надзор в судах
обер-прокурорам, прокурорам и их товарищам под высшим
наблюдением министра юстиции как генерал-прокурора.
Полномочия прокуроров конкретизировались Уставами уголовного и гражданского судопроизводства.
По Уставу уголовного судопроизводства, например, прокуроры
осуществляли надзор за деятельностью судебных следователей, могли
присутствовать при производстве любых следственных действий, давать указания следователю, контролировать взятие обвиняемого под стражу, требовать дополнительного расследования (ст.ст. 278—287 Устава).
По окончании предварительного следствия
прокурор давал заключение о предании обвиняемого
суду, излагая его в форме обвинительного акта.
Обвинительный акт
направлялся прокурором в суд. Участвуя в судебном
разбирательстве, прокурор поддерживал обвинение, выступал в
суде с обвинительной речью. После вынесения приговора он имел право на принесение апелляционного или кассационного протеста.
В таком виде российская
прокуратура просуществовала до 1917 года.
После Октябрьской революции
органы прокуратуры были ликвидированы. Однако в 1921 году
со всей остротой встал вопрос о воссоздании института
прокурорского надзора. Беззаконие в стране приняло
угрожающие размеры.[1, c. 114]
2.
Развитие
советской прокуратуры.
Советская прокуратура была создана 28 мая
1922 г., когда Председателем ВЦИК было подписано
Положение о прокурорском надзоре. Этому
предшествовала ожесточенная идеологическая борьба по
вопросам формирования и подчинения органов прокуратуры. Противники проекта
Положения о прокурорском надзоре, представленного
на сессию ВЦИК Народным комиссариатом юстиции, выступали против централизации
органов прокуратуры и независимости
их от местных органов. Они выступали
за "двойное" подчинение прокуроров
— центральной прокурорской власти и губернским исполкомам.
В ход дискуссии по вопросу о статусе
прокуратуры вмешался В.И. Ленин, написавший "О "двойном" подчинении и законности". В этом письме были изложены принципы
организации и деятельности советской прокуратуры,
реализованные в Положении о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г. В Положении
нашли последовательное закрепление принципы единства и
централизации прокурорской системы и ее независимости
от местных влияний.
Если до 1864 года российская прокуратура
была учреждением надзорного типа, затем в основном осуществляла
условное преследование, то с 1922 года был создан
смешанный тип прокуратуры, она стала выполнять
функции и надзора за исполнением законов, и уголовного
преследовании.
Поначалу созданная прокуратура не была самостоятельным
органом. В течение длительного времени она находилась
в составе Наркомюста РСФСР, а затем, вплоть до 1933 года,
при Верховном Суде СССР осуществляла надзор за
законностью в стране во взаимодействии с органами юстиции.
Народный комиссар юстиции являлся одновременно и
прокурором республики.[5, c.87]
Важное событие в истории прокуратуры —
принятие 10 июня 1933 г. постановления ЦИК и СНК СССР "Об учреждении Прокуратуры Союза ССР".
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17
декабря 1933 г. было утверждено
Положение о Прокуратуре Союза ССР. В нем
были определены функции Прокуратуры СССР и порядок их осуществления, а также отрасли прокурорского надзора: общий надзор, надзор за законностью
и правильностью действий ОГПУ и милиции, надзор за предварительным расследованием, надзор (наблюдение)
за правильным и единообразным применением законов
судебными органами, надзор за законностью и правильностью деятельности исправительно-трудовых учреждений.
Известный этап в жизни прокуратуры был связан
с периодом массовых репрессий, когда деятельность правоохранительных органов была деформирована и на первый план вышли
карательные учреждения (ОГПУ, НКВД, МГБ). Неблаговидная
миссия обвинителей в довоенных и послевоенных тайных и
"гласных" процессах существенно компрометировала прокурорскую систему в целом. В это время и сами органы прокуратуры, в особенности
военной, понесли тяжелые потери.
В период так называемой "хрущевской
оттепели", знаменующей отказ от бесчеловечной
сталинской уголовной политики, очередным важным этапом в
развитии прокуратуры стало принятие 24 мая 1955 г. Положения о
прокурорском надзоре в СССР. В нем были законодательно
закреплены и получили развитие идеи о
значении законности в Советском государстве и о роли органов прокуратуры в его обеспечении. В Положении были определены задачи, полномочия прокуроров, средства прокурорского реагирования на
обнаруженные нарушения законов в
уголовном и гражданском судопроизводстве.
Были преобразованы и органы военной прокуратуры. Из Положения
о военной прокуратуре, утвержденного 14
декабря 1966 г., следовало, что военная прокуратура входит в систему органов советской прокуратуры и подотчетна Генеральному прокурору СССР.
Принятие Конституции
СССР 1977 года обусловило необходимость
подготовки Закона о прокуратуре СССР. Такой
Закон был принят 30 ноября 1979 г. Верховным Советом СССР. В нем нашли
закрепление и правовую регламентацию основополагающие принципы организации и функционирования органов советской прокуратуры, основные направления их деятельности. В
развитие этого Закона было принято и
новое Положение о военной
прокуратуре, утвержденное 4 августа 1981 г.[3, c.69]
3. Прокуратура Российской Федерации.
Распад Союза, новые политико-правовые и экономические условия нашей жизни, связанные с реальным разделением
законодательной, исполнительной и судебной властей, становлением подлинного
федерализма во взаимоотношениях между Российской Федерацией и ее субъектами,
развитием рыночных отношений, существенно
изменили место и роль прокуратуры.
Много нового в теорию и практику
прокурорского надзора внес Закон "О прокуратуре
Российской Федерации", принятый 17 января 1992 г.2.
Однако данный Закон был принят в то время, когда еще действовала Конституция
РСФСР 1978 года. К тому же этим Законом объем и полномочия прокурорского
надзора по сравнению с ранее действовавшим законодательством были в определенной степени ограничены. Принятие Конституции Российской
Федерации 12 декабря 1993 г. потребовало
подготовки новой редакции Закона о прокуратуре,
внесения в него существенных изменений и дополнений.
Конституция Российской Федерации 1993 года посвящает прокуратуре ст.
129, где устанавливает, что она составляет
единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров
вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Из содержания ст. 129 следует, что
Конституция не определяет функции (полномочия) прокуратуры
Российской Федерации, относя этот и другие вопросы организации
и деятельности прокуратуры к предмету регулирования
специального закона.
Отсутствие конституционного решения таких
вопросов стало одной из причин различных подходов к определению функций (полномочий) и места прокуратуры в
государственном механизме Российской Федерации. В
частности, имели место попытки "ликвидировать" надзорные функции
российской прокуратуры, сведя ее деятельность
лишь к поддержанию обвинения в суде в качестве
одной из сторон уголовного судопроизводства. Однако эти "реформаторские" идеи не получили общественной поддержки.
В условиях идеологической борьбы группой ученых и практиков была создана
Концепция развития прокуратуры Российской
Федерации на переходный период1. На основе этой Концепции разработан и введен в действие Федеральный
закон от 17 ноября 1995 г. "О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре
Российской Федерации". Изменения,
внесенные в ранее действовавший Закон, настолько
существенны, что можно говорить о качественно новом нормативном акте, отвечающем интересам укрепления законности и правопорядка в сложный переходный период развития России. В нем в значительной мере учтен опыт сходных
государственно-правовых структур
развитых стран мира. Одновременно сохранены
и усилены положения, учитывающие преемственность отечественного
правового опыта. Акцент сделан на развитие
огромного правозащитного потенциала
прокуратуры, в том числе в реализации ею конституционного приоритета
обеспечения реальных гарантий прав и свобод
человека и гражданина. С учетом этого
в Закон введена специальная глава о прокурорском надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как главном приоритете в ее
деятельности. В этих целях прокуроры
осуществляют надзор за исполнением
законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
органами контроля, их должностными
лицами, а также руководителями
коммерческих и некоммерческих организаций.[4, c. 57]
Место прокуратуры в системе
государственно-правовых институтов имеет ключевое значение для определения сущности
прокурорской системы, функций прокуратуры,
ее правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности.
Фундаментальные ветви власти (законодательная, исполнительная
и судебная), олицетворяющие собой единую государственную
власть и ее разделение, не исключают возможность
существования иных функционально самостоятельных
правовых институтов. Их наличие определяется реальными
потребностями государственно-правовой жизни, необходимостью
демократического контроля и "сдерживания" любой из основных ветвей власти. Актуальным в этой связи представляется развитие
сформулированной в отечественной юриспруденции концепции
контрольной власти.
В российских условиях прокуратура выполняет функции одного из
элементов системы "сдержек и противовесов".
Она устанавливает и принимает меры к устранению
любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили. Одновременно всей своей деятельностью прокуратура способствует взаимодействию
разделенных властей, их согласованному функционированию как единой государственной власти; все ветви власти
заинтересованы в сохранении и
укреплении законности, обеспечивать
которую призвана прокуратура.
^Подчинение прокуратуры исполнительной либо
судебной власти может разрушить сложившуюся в государстве систему "сдержек и противовесов", усилить опасность
нарушения законов. И исполнительные органы,
и судебная власть так или иначе применяют законы. Нарушения Конституции,
федеральных законов судьями, органами
исполнительной власти приведут к
тяжким последствиям. Если не иметь независимого от судов прокурорского надзора, то не будет механизма реагирования на нарушения законов судьями, а
если подчинить прокуратуру
исполнительной власти, получится,
что последняя осуществляет надзор за исполнением законов представительными органами и в определенной мере судебной властью.
Из содержания Конституции Российской Федерации
следует, что прокуратура не может относиться к органам
ни судебной, ни исполнительной власти. Правосудие
в Российской Федерации осуществляется только
судом (ст. 1 18 Конституции), а ст. 77 Конституции устанавливает,
что федеральные органы исполнительной власти и органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Органы же
прокуратуры, действующие на территории субъектов Российской
Федерации, являются федеральными органами — звеньями единой централизованной
системы прокуратуры (ст. 129 Конституции).
Страницы: 1, 2
|