При сварке углом
назад в пределах 5 – 10о улучшается видимость зоны сварки,
повышается глубина провара и наплавленный металл получается боле плотным.
При сварке углом
вперёд труднее наблюдать за формированием шва, но лучше наблюдать за свариваемыми
кромками и направлять электрод точно по зазорам. Ширина валика при этом
возрастает, а глубина провара уменьшается. Этот способ рекомендуется применять
при сварке тонкого металла, где существует опасность сквозного прожога.
Скорость сварки
устанавливается самим сварщиком в зависимости от толщины металла и необходимой
площади поперечного сечения шва. При слишком большой скорости сварки конец
электрода может выйти из-под зоны защиты газом и окислиться на воздухе.
Основные
требования безопасности труда при полуавтоматической сварке.
1.
Перед
пуском сварочного полуавтомата необходимо проверить исправность пускового
устройства (рубильника, кнопочного выключателя).
2.
Корпуса
источника питания дуги и аппаратного ящика должны быть заземлены.
3.
При
включении полуавтомата первоначально следует включить рубильник ( магнитный
пускатель), а затем – аппаратный ящик. При выключении – наоборот.
4.
Шланги
для защитного газа и водяного охлаждения у полуавтомата в местах соединения со
штуцерами не должны пропускать газ и воду.
5.
Опираться
или садиться на источник питания дуги и аппаратный ящик запрещается.
6.
При
работе открытой дугой на расстоянии менее 10м необходимо ограждать места сварки
или пользоваться защитными очками.
7.
Намотку
сварочной проволоки с бухты на кассету нужно производить только после
специального инструктажа.
8.
По
окончании работы выключить ток, газ, воду.
9.
О
замеченных неисправностях в работе оборудования необходимо доложить мастеру
цеха и без его указания к работе не приступать.
10.Устранять неисправности
полуавтоматах самому сварщику запрещается.
Сварка трубных
конструкций.
Номенклатура и
сортамент труб и фасонных частей.
Сварные трубы,
применяемые при прокладке магистральных и производственных (так называемых технологических)
трубопроводов, изготовляются с наружным диаметром от 6 до 1400мм при толщине
стенки от 0,3 до 25мм.
В зависимости от
назначения и условий работы к трубам и их соединениям предъявляют определённые
требования, установленные ГОСТом или специальными техническими условиями.
В настоящее время
наша промышленность выпускает сварные и бесшовные (цельнокатаные) трубы. При
этом производство электросварных труб как наиболее производительное и
экономичное непрерывно возрастает. Сварные трубы изготовляют, как правило, по
ГОСТ 4015-58.
Электросварные
трубы выпускают с прямым продольным сварным швом или со спиральным швом.
Трубы с прямым
продольным швом изготовляют из листовой стали. Горячекатаные листы правят в
обычных валковых правильных машинах. Затем на специальных дробеструйных
установках зачищают свариваемые кромки от ржавчины и окалины на ширину 30-50мм.
Разделку кромок под сварку производят на кромкострогальных станках. При этом
скашивают кромки так, чтобы после формовки образовался угол разделки в пределах
от 30 до 60о в зависимости от толщины заготовки. При двухстороннем
сварном шве угол внутренней разделки несколько больше угла наружной разделки, а
притупление кромок составляет 3-5мм.
Формовку листов
под сварку производят на листозагибочных вальцах и прессах. Затем заготовку
подают к сварочному стану. Сварку можно производить либо автоматически под
флюсом, либо электроконтактной сваркой сопротивлением или оплавлением. Чаще
всего применяют стан автоматической сварки под флюсом, который имеет устройство
для сближения кромок заготовки и подачи ей под сварку, сварочную головку в
устройство для подачи флюса в разделку шва и отсоса неиспользованного флюса.
При сварке тонкостенных труб часто применяют прессовую сварку с индукционным
нагревом свариваемых кромок заготовки.
Трубы со
спирально-сварным швом изготовляют из узкого листа при диаметре труб до 1200мм.
Это имеет большое экономическое значение, так как снижает себестоимость
производства труб.
Важным
преимуществом спирально-сварных труб являются высокие механические свойства,
позволяющие изготовлять трубы из боле тонкой листовой заготовки. При этом
экономия металла по сравнения с прямошовными трубами достигает 30-35%.
Трубы,
используемые для магистралей, работающих под давлением до 25 атм (2532,5кн/м2),
изготовляют из мартеновских сталей МСт.2, МСт.3 и МСт.4.
Для магистральных
газовых и нефтяных трубопроводов применяют трубы из низколегированных сталей
марок 14ГН, 14ХГН, 14ХГС, 15ХГН, 19Г и МК. Эти стали обладают пределом
прочности до 50кг/мм2 при относительном удлинении 18-20% и ударной
вязкости при 40оС до 3Кг х м/см2.
Сортаментом
предусмотрены наружные диаметры труб (529, 630, 720, 820 и 1020мм) и толщина
стенки (6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14мм).
Цельнокатаные
трубы также изготовляют из малоуглеродистой мартеновской стали марок МСт.3 и
МСт.4 с пределом прочности 35-55кГ/мм2 и относительным удлинением
20-25%. Сортаментом предусмотрены наружные диаметры (168, 219, 273, 325, 377 и
426мм) и толщина стенки (4,5-12мм).
Магистральные
трубопроводы нефтяных заводов, работающие при высоких и низких температурах, а
также трубопроводы для транспортирования жидких и газовых агрессивных веществ
монтируют, как правило, из цельнокатаных труб. Их изготавливают из легированных
жаропрочных и нержавеющих сталей.
Наиболее часто
применяют стали 10Г2, 12МХ, 15ХМ, 12Х1МФ, Х5, Х5ВФ, 12Х5М, 30ХМ, ЭИ-578,
1Х19Н9Т, Х18Н12Н2Т, Х17, Х28.
Для магистральных
трубопроводов и трубопроводов нефтезаводов, предназначенных для сред,
вызывающих коррозию, применяют трубы из алюминия и его сплавов. Для этих труб
ГОСТ 1947-56 устанавливает сортамент, предусматривающий наружные диаметры (120,
150, 180, 200, 220, 250, 280мм) и толщину стенки (10, 15, 20, 25, 30мм).
Сборку
магистральных и особенно заводских производственных трубопроводов производят с
помощью штампованных, гнутых или сварных фасонных частей различного назначения.
Фасонные части применяют для углов поворота, участков ответвления, обвязки
различных аппаратов, насосов и других устройств.
При монтаже труб
диаметром до 529мм применяют крутоизогнутые угольники, двойники, тройники и
переходы, изготавливаемые из стали 20 путём протяжки или штамповки. Для
коррозийностойких трубопроводов фасонные части изготовляют из стали 12Х5МА и
1Х18Н9Т. крутоизогнутые угольники выпускают с наружным диаметром от 48 до 529мм
при толщине стенок от 4,5 до 12мм и средним радиусе от 80 до 500 мм. Большое
применение получают сварные фасонные части. При этом к качеству сварки
предъявляют высокие требования, особенно при монтаже трубопроводов высокого
давления.
Подготовка
труб к сварке.
При монтаже
магистральных и производственных (технологических) трубопроводов основным
способом соединения труб является сварка. При этом сварку трубопроводов,
работающих при давлении более 0,7 атм (71кн/м2), производят с
соблюдением правил Гостехнадзора. Согласно этим правилам к сварке трубопроводов
допускаются сварщики, прошедшие специальную подготовку и имеющие
соответствующие удостоверения. Сварку разрешается производить при температуре
окружающего воздуха и ниже -20оС, так как при более низких
температурах происходит интенсивное насыщение расплавленного металла шва газами
(особенно кислородом и водородом). Это вызывает значительную пористость и
снижает механическую прочность сварного шва. Трубы из легированных сталей
разрешается сваривать при температуре не ниже – 10оС. Так как эти
стали склонны закаливаться на воздухе с образованием закалочных трещин, иногда
выходящих за границы сварного шва. Рабочее место сварщика должно быть защищено
от ветра, дождя и снега.
На качество
сварного соединения существенно влияет подготовка кромок труб к сварке и
качество сборки стыков.
Основным типом
сварного соединения труб является V-образное или чашеобразное стыковое соединение.
Подготовка труб к
сварке включает правку свариваемых концов, очистку кромок от грязи, масла и
окислов и сборку под сварку.
Для правки
свариваемых концов труб применяют различные приспособления механического,
гидравлического и пневматического типа. Большое распространение получили
расширители, состоящие из гидравлического домкрата с радиальными колодками,
вставляемыми во внутрь трубы. С помощью ручного насоса повышают давление в
цилиндре домкрата, в результате чего колодки раздвигаются и, упираясь в стенки
трубы, выпрямляют их. Максимальное усилие достигает 80кГ (784н), а правка трубы
занимает 4-6 мин.
Кромки труб, как
правило, обрабатывают на заводах-изготовителях со снятием фаски под сварку.
Обычно угол скоса составляет 25-30о. при отсутствии скоса кромок
необходимо снять фаску на стенке резцом или резаком-труборезом. В полевых
условиях получили большое применение специальные трубообрезные приспособления
Киевского экспериментально-механического завода.
Очистку
свариваемых кромок производят следующим образом. Масло, праймер и органические
покрытия удаляют бензином или специальным растворителем от грязи и ржавчины
очищают с помощью стальных щёток или абразивных кругов.
Важным элементом
подготовки труб является сборка стыков под сварку. Сборка под сварку
заключается в совмещении кромок труб так, чтобы совпадали поверхности свариваемых
труб и чтобы не была нарушена ось нитки трубопровода. При этом зазор между
кромками должен быть одинаковый по всему контуру свариваемого шва.
Сборка и
центровка может быть выполнена вручную, но такой способ очень трудоёмкий и не
даёт требуемой степени точности. В настоящее время в практике применяют
специальные приспособления, называемые центраторами. Для сборки стыков
магистральных труб большого диаметра применяют внутренние центраторы, которые
базируют сборку по наружной поверхности труб и поэтому более просты по
конструкции. Однако при большой разностенности труб и их эластичности наружный
центратор не обеспечивает должного качества сборки.
После сборки
прихватывают стыки сварными швами длиной 60-80мм с расстоянием между
прихватками от 300 до 400мм при диаметре трубы более 300мм. Прихватки
выполняют аккуратно и такими же электродами, какими будет заварен стык; это
обеспечивает однородность наплавленного металла и хорошее качество шва.
При сборке
внутренним центратором можно рекомендовать вместо прихватки сплошную заварку
корня шва в виде первого слоя. Это особенно желательно при низких температурах
окружающего воздуха, вызывающих большие внутренние напряжения и образование
закалочных структур и трещин в металле шва.
Способы и
режимы сварки труб (трубопроводов).
Трубы
изготавливают сварными и цельнотянутыми. Сварные трубы изготавливают различных
диаметров и толщины стенки с помощью контактной, индукционно-прессовой и
дуговой сварки как на переменном, так и на постоянном токе.
Трубопроводы свариваемые
встык из труб, используют для подачи жидкостей и газа. Они работают при
различных давлениях и температурах нагрева. Если рабочее давление в
трубопроводах менее 0,07МПа, на них не распространяются правила
Госгортехнадзора. Стыки трубопроводов на давление свыше 0,07МПа выполняются
только аттестованными для этой работы сварщиками.
Основные типы и
конструктивные элементы швов сварных соединений установлены ГОСТ 16037-80 для
стальных трубопроводов и ГОСТ 16038-80 для медных и медно-никелевых.
|