Внешний аудит банков
финансоваЯ
академиЯ при правительстве
Российской
федерации
Институт переподготовки и повышения
квалификации кадров
КурсоваЯ работа
Курс
“Анализ финансового состояния коммерческого банка”
Тема
“Внешний аудит банков”
Слушатель: Иванов А.И.
группа: Банковское дело 1 гр., третий семестр
Научный
руководитель _______________________
Москва
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение__________________________________________________________ 3
2.
Сущность банковского аудита______________________________________ 4
2.1. Цель
и задачи банковского аудита. Внешний и внутренний аудит_____ 4
2.2.
Аудиторские риски_____________________________________________ 8
2.3.
Методы и приемы банковского аудита___________________________ 10
3.
Экспресс-аудит___________________________________________________ 12
3.1.
Основные цели экспресс-аудита_________________________________ 12
3.2.
Банковский баланс____________________________________________ 13
3.3.
Экспресс-анализ банковского баланса____________________________ 18
4.
Аудиторская проверка_____________________________________________ 25
4.1.
Основные этапы аудиторской проверки__________________________ 25
4.2.
Аудиторское заключение_______________________________________ 31
5.
Заключение______________________________________________________ 34
6.
Литература______________________________________________________ 35
1. Введение
Вхождение экономики России в рынок - сложный и противоречивый
процесс. В современных условиях, когда налаживанию экономических связей между предприятиями
часто препятствует отсутствие доверия партнеров друг к другу, особо остро проявляется
потребность в достоверной экономической информации, в которой заинтересованы все
без исключения участники хозяйственного оборота независимо от форм собственности.
Таким образом, появилась острая необходимость проведения
независимого контроля всех коммерческих структур и особенно банков.
В результате налаживания рыночных отношений, появлением
крупных компаний и холдингов, расширением сфер их деятельности, интернационализацией
бизнеса в целом происходит все большее и большее отделение непосредственных владельцев
(акционеров компаний от собственно управленческих структур компаний
(директора, управляющие и другое наемное руководство). При выполнении своих обязанностей
руководство компаний, банков должно периодически составлять финансовые отчеты о
проведенной работе, достоверность которых
проверяется с помощью внешних независимых экспертов.
Контроль является одним из важных элементов рыночной
экономики, причем действуют системы как государственного, управленческого, так и
независимого контроля, позволяющие обеспечить необходимой информацией все уровни
управления.
В последнее время стало развиваться независимое аудиторство
– ведущая форма внешнего финансового контроля. Аудит – это независимая проверка
финансовых отчетов или относящейся к ним финансовой информации объекта.
Если говорить о банковском деле, то оно находится в
процессе перемен. Стремясь повысить экономическую эффективность и улучшить механизм
распределения ресурсов, правительство предпринимает шаги в направлении создания
в экономике атмосферы открытости, конкуренции и рыночной дисциплины. Банки, до этого
жестко регулировавшиеся, получили большую самостоятельность. Для того, чтобы выжить
и добиться процветания, банкиры должны превратиться в предпринимателей, реагирующих
и приспосабливающихся к рыночной экономике. Это становится невозможным без усиления
контроля за качеством банковских активов, доходов, процедур учета и управленческого
контроля.
Исходя из этого, цель данной работы: дать характеристику
систем внешнего независимого контроля. Показать возрастающее значение аудита в деятельности
банков, а также сравнить задачи решаемые внешним и внутренним аудитом.
2. Сущность банковского аудита
2.1. Цель и задачи банковского аудита. Внешний и
внутренний аудит
Аудит, означает независимую экспертизу и анализ
финансовой отчетности предприятий, банков, организаций, учреждений и других субъектов рыночных отношений.
Цель аудита - установление реальности, полноты и достоверности предоставляемой
отчетности, соответствие ее действующему законодательству, а также требованиям,
предъявляемым к бухгалтерскому учету и финансовой отчетности.
Лица, проверяющие состояние финансово-хозяйственной
деятельности компаний, фирм, учреждений и других коммерческих структур, называются
аудиторами. Аудитор может работать самостоятельно либо как представитель аудиторской
фирмы.
Аудиторские проверки банков чаще всего осуществляют
специальные аудиторские фирмы. В течение аудиторской проверки, кроме своей основной
задачи - составление аудиторского заключения, аудиторы осуществляют также консультационную
деятельность (по вопросам коммерческой деятельности, ведению бухгалтерского учета,
организации внутреннего контроля, налогообложению и другим вопросам), которая приносит
им значительную часть дохода. Нередки случаи, когда банк или кредитная организация,
сотрудничает сразу с несколькими аудиторами или аудиторскими фирмами. Фирма, которая
является наиболее известной и авторитетной “заверяет” всю официальную отчетность
банка и составляет аудиторское заключение. Другие же фирмы оказывают консультационную
помощь и приглашаются для решения конкретных специализированных задач (чаще всего
- это оптимизация налогообложения, анализ издержек и доходности банка, проверка
отдельных внутренних подразделений банка).
В России процесс формирования сети аудиторских фирм
начался в 1987 г. В 1992 г. на съезде аудиторов (который проводился совместно с
Конгрессом деловых кругов) присутствовали представители 180 российских аудиторских
фирм. Конечно, рынок аудиторских услуг находится лишь в стадии зарождения. Однако
существовали обстоятельства, которые значительно сдерживали его развитие: аудиторство не было закреплено законодательно; аудиторские экспертизы
были обязательны лишь для совместных предприятий и коммерческих банков. В силу этого
спрос на аудиторские услуги был незначителен.
В 1993 г. Был
сделан первый шаг в направлении создания законодательной базы и организации аудиторской
деятельности, Указом Президента Российской Федерации “Об аудиторской деятельности
в Российской Федерации” (от 22 декабря 1993 г. № 2263) утверждены Временные правила
аудиторской деятельности в Российской Федерации, которые определили правовые основы
аудита как независимого вневедомственного финансового контроля. В настоящее время
проходить ежегодную аудиторскую проверку обязана большая часть экономических субъектов
(в частности получать аудиторское заключение, установленной формы, и ежегодно публиковать
отчетность, заверенную аудиторской фирмой обязаны все коммерческие банки).
Из-за специфики деятельности банков и других кредитных
учреждений Приказом Центрального Банк России от 18 марта 1996 г. N 02-71 были утверждено
“Временное положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской
Федерации”, которое разъясняет особенности проведения и устанавливает стандарты
для проведения банковского аудита.
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.
При этом обязательная проверка проводится в случаях, прямо установленных актами
законодательства Российской Федерации, а инициативная - по решению экономического
субъекта.
Важнейшим условием развития цивилизованного рынка аудиторских
услуг является соответствующий уровень подготовки аудитора. Аудитор должен обладать
безупречной репутацией и высокой квалификацией. В соответствии с вышеназванным Указом
все физические лица, занимающиеся аудиторской деятельностью, обязаны пройти аттестацию
на право осуществления указанной деятельности.
В связи с высокой ответственностью, которую берет на
себя аудитор при составлении аудиторского заключения к аттестации аудиторов предъявляются
высокие требования. Аттестация проводится на базе учебно-методических центров по
обучению и переподготовке аудиторов, определяемых по согласованию с Комиссией по
аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, по представлению Центрального
банка Российской Федерации. Сведения об указанных учебно-методических центрах публикуются
в центральных печатных органах и местных печатных органах тех регионов, на территориях
которых они осуществляют свою деятельность. Аттестацию проходят все физические лица,
желающие заниматься аудиторской деятельностью в области банковского аудита самостоятельно
или в составе аудиторской фирмы.
К аттестации допускаются лица, имеющие экономическое
или юридическое (высшее либо среднее специальное) образование, а также стаж работы
на постоянной основе не менее трех лет из последних пяти в банковской системе в
качестве аудитора, специалиста аудиторской фирмы, бухгалтера, экономиста, ревизора,
руководителя предприятия, научного работника или преподавателя по экономическому
профилю.
Лицензию для банковского аудита выдает Центральный банк
РФ. Проведение аудиторской деятельности без аттестации (начиная с 1 октября
1994 г.) и получения лицензии (начиная с 1 января 1995 г.) запрещается.
Деятельность банков специфична. Они работают прежде
всего с привлеченными средствами, включая средства населения. Это обстоятельство
вызывает необходимость особого контроля за деятельностью банков со стороны государства
в лице Банка России за законностью совершаемых ими операций и их финансовым положением.
Правовые нормы, регламентирующие деятельность Банка
России (Закон о Центральном банке России) и коммерческих банков (Закон о банках
и банковской деятельности), определили органы надзора и в том числе обязательный
независимый контроль деятельности банков - аудит.
Аудиторские проверки характеризуются комплексностью,
независимостью, а также разработкой позитивных рекомендаций в интересах учредителей
банка.
Банковский аудит, как и аудит вообще, подразделяется
на внешний и внутренний.
Внешний аудит осуществляется, как было уже отмечено, независимыми
аудиторскими фирмами; его основной целью является.
подтверждение достоверности финансовой отчетности.
Внутренний аудит можно рассматривать как систему внутреннего контроля
и систему мер безопасности банка с целью обеспечения защиты интересов вкладчиков,
сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка.
Он включает совокупность планов банка, методов и процедур,
применяемых внутри него для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения четкого
выполнения указаний руководства банка.
Внутренний аудит организационно представлен как структурное
подразделение банка и подчиняется руководителю банка. Задачи внутреннего аудита
могут быть разнообразными: проверка правильности ведения бухгалтерского учета; проверка
правильности ведения счетов по расходам и доходам банка (правомерность отнесения
расходов на те или иные статьи, законность сформированной прибыли, своевременность
списания расходов по счетам и т. д.); проверка законности выполнения
отдельных операций и др. Для организации и проведения внутреннего аудита рекомендуется
разрабатывать методические указания или инструкции, которые должны определять процесс
проведения контроля на данном участке работы. Внутренний аудит проводится в соответствии
с утвержденными годовыми планами. Руководитель аудита несет полную ответственность
за всю организацию и проведение проверки.
Внутренний аудит может рассматриваться как неотъемлемая
часть общей системы управленческого контроля. Исторически характер внутреннего контроля
менялся. Первоначально роль аудита исходила из задач финансового управления и обеспечения
безопасности активов и носила тотальный контроль на детальном уровне. С возрастающим
усложнением контроля акцент был смещен на подтверждение выполнения циклов определенных
внутрисистемных контрольных процедур. В последующем внимание аудиторов стало акцентироваться
не только на том, как функционируют системы контроля и обработки информации, но
и насколько они эффективны в достижении целей, для которых предназначены, и какие
в них могут быть сделаны усовершенствования.
В последнее время во многих организациях роль внутреннего
аудита была расширена путем включения в нее оценки качества информации, выдаваемой
управленческой информационной системой и составляющей основу для принятия решений,
а также оценки полезности применяемой методики анализа информации. Внутренние аудиторы
предпочли бы, чтобы эта тенденция усиливалась и они воспринимались бы в качестве
специалистов в области независимой управленческой контролирующей деятельности.
Исходя из зарубежного опыта, внутренние аудиторы проводят
независимую экспертную оценку управленческих функций фирмы, компании и т. д., в
том числе и своей деятельности. Они поставляют своей головной конторе, осуществляющей
управление, результаты анализа, оценки, рекомендации, советы и информацию о деятельности
проверяемой ими организации. Внутренние аудиторы работают как в государственном,
так и частном секторе. Задача внутреннего аудита - помочь соответствующим работникам
выполнять свои обязанности настолько квалифицированно и эффективно, насколько это
возможно. Внутренний аудитор проверяет бухгалтерскую информацию и ее достоверность.
Внутренние аудиторы отчитываются перед вышестоящим руководством и обычно имеют прямые
связи с аудиторским комитетом, правлением директоров и другими управленческими подразделениями.
В настоящее время банковский внутренний аудит ввиду
отсутствия достаточной методической и нормативной базы может использовать для контроля
за рядом традиционных операций банка ранее действовавшие инструкции по ревизии банков.
Внешний банковский аудит строится в соответствии с Положением
об аудиторской деятельности в банковской системе России.
Стоимость аудиторских услуг определяется договором,
заключаемым аудиторскими фирмами с банками. Договор может заключаться как на проведение
разовой проверки, так и на аудиторское обслуживание в течение определенного периода
времени.
Аудиторское предприятие (организация) при выполнении
своей работы в соответствии с Положением об аудиторской деятельности в банковской
системе России имеет право:
· получать
от руководителей банков и других кредитных учреждений все документы, касающиеся
деятельности банков;
· присутствовать
на общих собраниях учредителей (акционеров) банков, заседаниях правлений при обсуждении
любого вопроса, который входит в компетенцию аудиторов;
· требовать
от любого сотрудника проверяемого банка такую информацию и разъяснения, которые
необходимы для выполнения аудиторами своей работы;
· проверять
в любое время все первичные бухгалтерские документы контролируемого банка.
Аудиторское предприятие (организация) обязано предоставлять
объективное аудиторское заключение:
· о
достоверности данных бухгалтерского баланса банка на дату составления отчета;
· о
соответствии бухгалтерского учета требованиям нормативных документов; о соблюдении
банком банковского законодательства Российской Федерации;
· о
соответствии результатов финансово-хозяйственной деятельности банка его отчетности;
· о
правильности объявления налогооблагаемой прибыли; о злоупотреблениях.
В случае их выявления предоставлять информацию правоохранительным и финансовым органам
и Центральному банку РФ.
Аудиторская фирма может не подтвердить отчетность банка,
если:
· в
ходе аудита установлены серьезные недостатки;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|