Средства
Федерального дорожного фонда направляются на финансирование содержания,
ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования,
относящихся к Федеральной собственности, а также затрат на управление дорожным
хозяйством.
Средства
территориальных дорожных фондов направляются на финансирование содержания,
ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования,
относящихся к собственности субъектов Федерации, а также затрат на управление
дорожным хозяйством.
Целевые
внебюджетные дорожные фонды образуются за счет: налога на реализацию
горюче-смазочных материалов, налога на пользователей автомобильных дорог,
налога с владельцев транспортных средств, налога на приобретение автомобильных
средств (кроме приобретаемых в личное пользование гражданами легковых
автомобилей), акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование
граждан, средств бюджета.
В соответствие со ст.8 Федерального
закона РФ «О федеральном бюджете на 1997 г.» средства Федерального дорожного
фонда РФ в 1997 г. консолидированы с Федеральным бюджетом.
В соответствии с действующим законодательством Пенсионный фонд
обеспечивает выплату пенсий и некоторых видов пособий населению, не
участвующему в трудовом процессе. Кроме того, Пенсионный фонд участвует на
долговременной основе в финансировании федеральных, республиканских и
региональных программ по социальной поддержке населения и осуществляет
расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов: самофинансирования
и коммерческой деятельности.
Статистика
характеризует количественные закономерности, складывающиеся в процессе
формирования и использования средств Пенсионного фонда, с помощью системы
статистических показателей, к которым относятся:
• общий объем поступлений в
Пенсионный фонд, в том числе по источникам:
-страховые
взносы;
-средства
Федерального бюджета РФ;
-средства
Государственного фонда занятости населения;
-прочие доходы;
• общий объем расходов, в том
числе по направлениям:
5.
ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Фонды
обязательного медицинского страхования являются самостоятельными
государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и
предназначены для аккумулирования средств на обязательное медицинское
страхование. Средства фондов находятся в государственной собственности, не
входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.
Территориальные
Фонды обязательного медицинского страхования создаются местными органами власти
и действуют на основании Положения о территориальном фонде обязательного
медицинского страхования. Федеральный и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования не наделены правом издания каких-либо нормативных
документов, обязательных для плательщиков страховых взносов на обязательное
медицинское страхование. Деятельность Федерального Фонда регулируется уставом
федерального фонда обязательного медицинского страхования [24].
Инструкцией о порядке взимания и
учета страховых взносов на обязательное медицинское страхование предусмотрено,
что вновь созданные или реорганизованные хозяйствующие субъекты обязаны в
30-дневный срок со дня их учреждения зарегистрироваться в территориальных
фондах обязательного медицинского страхования в качестве плательщиков страховых
взносов.
Обязательное
медицинское страхование в соответствии с действующим законодательством
позволяет исправить недостатки бюджетного финансирования, а именно:
-
ликвидировать
остаточность финансирования отрасли (так как взносы на ОМС включаются в
стоимость продукции и услуг на стадии их производства);
-
ввести
адекватное финансирование услуг, включенных в программу ОМС;
-
изменить
принципы финансирования здравоохранения и применить новые способы оплаты труда,
стимулирующие у медицинских работников экономическую заинтересованность в
оказании медицинской помощи высокого качества и бережное отношение к ресурсам
здравоохранения;
-
ликвидировать
кризис в управлении здравоохранением путем поэтапного изменения функций управления
здравоохранением и введения экономических методов в процессе формирования
договорных отношений;
-
создать
отвечающую современным требованиям систему учреждений здравоохранения,
обеспечивающих высокую медицинскую и социально-экономическую эффективность их
деятельности [27].
.
СУБЪЕКТЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Страхователи -
это
юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками
договоры страхования или являющиеся страхователями в силу закона.
Страховщики -
это
юридические лица организационно- правовой формы, предусмотренной
законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой
деятельности обязательного медицинского страхования.
Застрахованный
- лицо, в
пользу которого заключен договор страхования.
. Средства ОМС
находятся в государственной собственности РФ. Социальное страхование - это
особая организационно- правовая форма социальной защиты граждан. Используется
как автономный и самостоятельный механизм для аккумуляции денежных средств
(например, для пенсионного обеспечения), а также для выполнения других функций
социальной защиты. Это:
-
создание
социально-оздоровительной и реабилитационной инфраструктуры (страхование от
несчастных случаев на производстве);
-
организация
оздоровления трудящихся (медицинское страхование);
-
создание
новых рабочих мест (страхование по безработице);
-
проведение
мероприятий по предупреждению страховых случаев.
Страховые взносы
в социальные фонды (Пенсионный фонд, фонд занятости, фонд социального страхования,
фонд ОМС) - это платежи, которые не являются налогами, не подлежат
обезличиванию в государственном и региональных бюджетах. Они используются
исключительно на цели защиты граждан от определенных социальных рисков и
фактически являются не чем иным, как "превращенной формой" заработной
платы при наступлении таких рисков (безработица, болезнь, старость,
беременность и роды, несчастный случай и др.) [28].
Средствами обязательного медицинского
страхования управляют Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС, которые
созданы на основании "Положения о Федеральном фонде обязательного
медицинского страхования" и "Положения о территориальном фонде
обязательного медицинского страхования", утвержденных Постановлением
Верховного Совета Российской Федерации № 4543-1 от 24.02.93 г.
В основе
положений о фондах обязательного медицинского страхования лежит правовая
конструкция, учитывающая мировой опыт наиболее эффективной защиты общественных
средств от нецелевого их использования. Создание фондов ОМС позволяет
обеспечить финансовые условия для сохранения бесплатной для граждан медицинской
помощи.
. При этом
территориальные фонды ОМС обеспечивают сбор страховых взносов и их
использование на оплату медицинской помощи населению конкретной территории, а
Федеральный фонд ОМС обеспечивает единство системы обязательного медицинского
страхования в России и дотирует территориальные фонды при недостатке у них
средств, вызванном объективными причинами (тяжелое состояние экономики, большое
количество больных и пожилых людей и др.). Федеральный фонд ОМС осуществляет
также сбор и анализ информации о финансовых ресурсах системы ОМС, проводит
методическую работу по совершенствованию ее деятельности. Следует подчеркнуть,
что фонды ОМС - это некоммерческие финансово-кредитные учреждения. [29].
На обязательное
медицинское страхование работодатели ежемесячно направляют средства в размере
3,1% от фонда оплаты труда. В соответствии с федеральным законом "О
тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения
Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1996
год" (см. приложение 1) средства распределяются следующим образом.
Средства в размере 3,4% от фонда оплаты труда остаются на территории для оплаты
медицинской помощи ее населению; 0,2% от фонда оплаты труда перечисляются в
Федеральный фонд ОМС, который использует их для обеспечения равных условий
получения медицинской помощи всеми гражданами России.
Статья 17 закона
РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"
предполагает компенсировать недостающие средства страховыми взносами за
неработающее население, которые должны перечисляться в фонды местными
администрациями, органами государственного управления республик, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Правовыми
основами обязательного медицинского страхования являются:
-
Конституция
Российской Федерации;
-
Закон РФ
"О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и
законодательные документы, регулирующие деятельность Федерального и
территориальных фондов ОМС;
-
Базовая
программа обязательного медицинского страхования, утвержденная постановлением
Правительства РФ № 41 от 23.01.92 г.;
-
Типовые
правила обязательного медицинского страхования, утвержденные 01.12.93 г. ФФОМС
и согласованные с Росстрахнадзором,
-
иные
нормативно-правовые документы федерального и территориального уровней
управления ОМС.
Страхователями
при обязательном медицинском страховании неработающего населения является
государство в лице органов исполнительной власти, при обязательном медицинском
страховании работающего населения - предприятия, учреждения, организации
независимо от формы собственности и хозяйственно-правового статуса, лица, занимающиеся
индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий. Под лицами
свободных профессий подразумеваются лица творческих профессий, не объединенные
в творческие союзы.
Страхователь при
желании может опосредованно влиять на систему медицинской помощи населению. Это
влияние осуществляется через:
-участие
представителей страхователей в работе правлений фондов ОМС;
- договор
обязательного медицинского страхования.
По
организационной структуре фонды ОМС являются юридическими лицами, то есть их
средства отделены от средств государственного бюджета (управление средствами
государственного бюджета осуществляют органы исполнительной власти, а
управление средствами фондов - органы фондов. Фонды обязательного медицинского
страхования построены по принципу публично-правового учреждения, то есть
руководство деятельностью фонда осуществляется правлением и его постоянно
действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.
Договор
медицинского страхования заключается между страхователем и страховой
медицинской организацией (страховщиком).
Договор
составляется на основе типового договора обязательного медицинского страхования
и утверждается органом государственного управления территории.
Договор
заключается в интересах граждан и предусматривает обязательства страховой
медицинской организации (страховщика) по организации и финансированию
медицинской помощи. Виды и объем медицинской помощи, за организацию и
финансирование которой несет ответственность страховщик, определяются
территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Договор ОМС дает
возможность страхователю эффективно влиять на страховую медицинскую организацию
и медицинское учреждение в случае невыполнения или плохого выполнения ими
обязательств по организации и оказанию медицинской помощи.
Страхователь
обязан заключить договор обязательного медицинского страхования в пользу
конкретного работающего гражданина сразу после подписания с ним трудового
соглашения.
С момента
расторжения трудового договора обязанности работодателя (как страхователя) по
обязательному медицинскому страхованию перед работником прекращаются и
переходят к другому страхователю, в зависимости от нового статуса
застрахованного (безработный, работник другого предприятия, пенсионер и т.д.)
Органы
государственного управления, выступающие страхователем неработающего населения,
обязаны заключить договор обязательного медицинского страхования при наличии
двух условий:
-
гражданин
не должен работать;
-
гражданин
должен постоянно проживать на территории, подведомственной органу
государственного управления, а также это касается вынужденных переселенцев и
лиц, попавших в экстремальные ситуации.
Обязанность
органа государственного управления как страхователя прекращается:
- при
поступлении гражданина на работу;
- при перемене
гражданином постоянного места жительства;
- в случае
смерти гражданина.
Согласно ст.9
закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"
страхователь обязан заключить договор обязательного медицинского страхования со
страховой медицинской организацией, вносить страховые взносы (платежи) в
порядке, установленном законом и договором медицинского страхования. За отказ
предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйственных субъектов независимо
от форм собственности от регистрации в качестве плательщиков страховых взносов,
за сокрытие или занижение сумм, с которых должны начисляться страховые взносы,
за нарушение установленных сроков их уплаты к плательщикам страховых взносов
применяются финансовые санкции.
Ответственность
страхователя за уклонение от заключения договоров обязательного медицинского
страхования определяется ст.27 закона "О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации". Требовать от страхователя исполнения возложенной на
него обязанности по заключению договора ОМС могут:
- гражданин, в
пользу которого должен быть заключен договор обязательного медицинского
страхования;
- органы
государства (прокуратура, органы здравоохранения, фонды ОМС и др.), в функции
которых входят общий надзор за соблюдением законности или обязанности по защите
интересов населения в области охраны здоровья и по обеспечению реализации
закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
Ст. 9 закона
"О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"
предусматривает право выбора страхователем страховой медицинской организации.
Страхователю следует прежде всего проверить, имеет ли страховая медицинская
организация государственную лицензию на право осуществления страховой
деятельности по обязательному медицинскому страхованию на данной территории, а
также показатели ее финансового состояния и платежеспособность.
Если
страхователь удовлетворен степенью надежности выбранной им страховой
медицинской организации, то он вправе принимать самостоятельное решение по
заключению договоров обязательного медицинского страхования. Ст.7 и 8 закона
Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках" от 23.03.91 г. запрещает органам власти и
управления принимать акты, создающие благоприятные условия для деятельности
отдельных хозяйственных субъектов, или заключать соглашения о разделе рынка по
территориальному принципу. Органы власти и управления не имеют права навязывать
страхователю условия по заключению договора со страховой медицинской
организацией, не устраивающей страхователя.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|