Влияние спорта на студенческую жизнь
Содержание.
Введение. 3
1. Современное состояние спорта и физической культуры в
регионах РФ. 4
2. Спорт и современная молодежь. 6
2.1. Характеристика образа жизни студенческой молодежи. 6
2.1.1. Вредные привычки современной молодежи. 10
2.1.2.Физиологические особенности. 13
3. Оздоровительные функции студенческого спорта при
подготовке к жизни и профессии. 14
Заключение. 18
Список литературы. 22
Возможности
различных видов спорта в укреплении здоровья, коррекции телосложения и осанки,
повышении общей работоспособности, психической устойчивости, наконец, в
самоутверждении очень велики. При этом здоровье выступает как ведущий фактор,
который определяет не только гармоническое развитие молодого человека, но и
успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности.
Физическое
развитие, которое тесно связано со здоровьем, — это процесс изменения и
становления естественных морфологических и функциональных свойств организма
человека в течение его жизни (рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная
емкость легких и др.)
Общее физическое
состояние человека зависит от многих факторов как естественных, гак и
социальных, но главное — оно управляемо. С помощью соответствующим образом
подобранных и организованных мероприятий с использованием физических упражнений,
различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха и др.
можно в широком диапазоне изменять в необходимом направлении показатели
физического развития и функциональной подготовленности организма.
Именно поэтому
физическая культура и спорт широко используются для укрепления здоровья,
физического развития и подготовленности человека в современном обществе.
Фактически физическая культура и спорт необходимы для социального становления
молодого человека, являясь важным средством его всестороннего и гармонического
развития. Значит физическая культура и ее составная часть — студенческий спорт
— в структуре образовательной и профессиональной подготовки будущих бакалавров
и специалистов выступают не только в роли учебной гуманитарной дисциплины, но
и как средство направленного развития целостной личности.
1. Современное состояние спорта и
физической культуры в регионах РФ.
Последнее время
детско-юношеский спорт в России находится в центре внимания общественности и
государства. Это связано с приоритетным значением спорта и массового
физкультурного движения для оздоровления и консолидации общества.
На фоне
серьезного кризиса, продолжающегося в спорте с начала экономических реформ 90-х
годов прошлого столетия на общефедеральном уровне и затронувшего практически
все составляющие спорта (спорт высших достижений и массовый спорт, спортивную
науку, физическую культуру и здоровье подрастающих поколений, внедрение в спорт
криминала, распространение запрещенных допингов и т.п.) детско-юношеский спорт
в России сохраняется на стабильном уровне.
Ярким примером
развития детско-юношеского спорта является организация и проведение в Москве
Всемирных юношеских игр 1998 года и Международных спортивных юношеских игр
стран СНГ, Балтии и регионов России в июне 2002 года.
Понятно, что без
привлечения к массовому спорту детей, подростков и молодежи становится
невозможной эффективная модернизация государства и общества. Спорт тесно связан
с продолжением человеческого рода, здоровьем подрастающих поколений,
формированием патриотических настроений, духовностью народа, успехами в
экономическом развитии.
Сегодня
необходимо совершенствование структуры, содержания, нормативно-правовой базы
детско-юношеского спорта, наращивание хозяйственно-экономического потенциала,
информационного обеспечения, социальной поддержки работников данной сферы,
популяризация спорта среди подрастающих поколений, пропаганда занятий спортом и
здорового образа жизни в СМИ, моральное и материальное стимулирование активно
занимающихся спортом.
Важную роль в
диагностике, налаживании "обратной связи" с юными спортсменами,
сопровождении и решении спортивных проблем играет мониторинговое сопровождение
детско-юношеского спорта. Социологические опросы жителей Различных регионов
России и юных спортсменов, их тренеров, родителей, педагогической
общественности позволяют выявлять динамику настроений, мнений, оценок по
отношению к спортивным проблемам, корректировать механизм реализации намеченных
планов спортивной работы с детьми, подростками и молодежью.
Международные
спортивные юношеские игры стран СНГ, Балтии и регионов России станут важной
вехой в развитии детско-юношеского спорта в стране и ее столице. В 1998 году
столица принимала у себя Всемирные юношеские игры. Если в 1998 г. мероприятие
носило соревновательный характер, сейчас цель другая - сближение народов
бывшего СССР. Нынешние соревнования пройдут по семнадцати видам спорта. Помимо
этого организаторы решили провести турниры по пятиборью и боулингу.
В ходе Игр
задействованы лучшие спортивные объекты столицы. К ним относятся
"Лужники", "Динамо", ЦСКА, "Олимпийский" и многие
другие. В общей сложности - более тридцати. Организаторы Игр собираются сделать
необходимые выводы из опыта проведения Всемирных юношеских игр 1998 г., когда,
например, возникали проблемы с входом на стадион, так как в кассах билетов
просто не было. Теперь помимо так называемой программы
"Зритель", когда билеты раздаются по школам, интернатам и т. д.,
десять процентов поступит в кассы. При этом все они будут бесплатные.
Большой интерес
представляет идея сегментации сборной России на команды федеральных округов.
Благодаря этому появляется прекрасная возможность получить информацию о
состоянии спорта в каждом регионе из первых рук.
Становление
системы поддержки здорового образа жизни молодежи - реальный путь защиты ее
здоровья. Кроме того, развитие физической культуры и спорта является составной
частью развития молодежного движения.
Необходимость
сохранения и укрепления лучших традиций физкультурно-оздоровительной и
спортивной работы в Москве очевидна, и сегодня необходимо усиливать работу по
месту жительства детей и молодежи, укреплять материальную базу - хоккейные
корты, дворовые спортивные площадки. Не ограничиваться сдачей спортивного
объекта местного значения в действие, а регулярно проводить рейды готовности
дворовых спортсооружений к зимнему и летнему сезону, контролировать их
использование по назначению. Например, детские спортивные площадки часто
используются для выгула собак.
Студент - это не
социальный статус, не категория учащегося, это образ жизни. Студентом
становится не каждый, но практически каждый хотел бы им быть. Однако, когда
разговор заходит о студенческой жизни, практически все пожимают плечами. Где же
рассказы о походах, песнях у костра, печеной картошке или о различных
студенческих вечеринках, коллективных походах в театр? Конечно, среди
студенческой братии есть и постоянные участники студенческих тусовок, но в
основном ребята пропускают эти мероприятия.
Сейчас, когда на
жизнь российского общества влияет огромное количество внешних и внутренних
факторов, как на это реагирует молодежь, как они проводят свое свободное время,
какими ценностями наполнена их духовная жизнь, каков их стиль жизни? Молодежь,
как самая динамичная, более восприимчивая к изменяющимся условиям,
социально-демографическая группа легче адаптируется к качественно новым
обстоятельствам, а поэтому является лидером этого процесса. Отмечаемая в
общественном мнении разнонаправленность, диверсификация образцов поведения в
молодежной группе, пассивность, индифферентность, апатия, за которыми остаются
непонятными базовые ценности, ориентации и стратегии поведения молодых,
безусловно, требуют научного осмысления.
Молодежь в
возрасте 18-25 лет – является в большинстве своем студентами, самой
интеллектуальной ее частью.
Как говорит Л.С.
Щенникова, для студентов характерно стремление к культурной новации, иногда в
ущерб традиции. Культурные ценности и эстетические пристрастия старших, которые
те пытаются передать молодым людям встречают у студентов, как правило,
критическое отношение. Вместе с тем, в силу особенностей возраста, для которого
характерны максимализм и внушаемость, студенты, как и другие молодые люди,
часто путаются в критериях своих оценок и порой не могут объяснить, чего им
собственно, хочется.
Резкий слом
общественно-политической системы привел к существенным изменениям в
социокультурной преемственности поколений. Такие важнейшие составляющие
механизма преемственности, как образование и воспитание за последнее время
заметно потеснены в системе социализации молодежи институтами и ценностями
культуры массового общества. В системе жизненных ценностей, отмечает К. Мяло,
"образовался феномен гипертрофированного стремления иметь материальные
блага, не обеспеченные равнозначным стремлением эти блага создавать". Этот
феномен определяющим образом повлиял на основной вектор ценностных изменений у
поколений, выросших в условиях рыночных реформ. Об этом за последние годы
убедительно свидетельствуют многочисленные социологические опросы различных
категорий молодежи. Многие из них выявили общий ценностный и нормативный
кризис, выразившийся у определенной части молодежи в дегуманизации и аморализме
жизненных установок.
У современной
молодежи не сформировано общее ценностное поле: нет сфер жизни, однозначно
значимых или незначимых для большинства. Не проявилось и ярких различий в
ориентации в зависимости от пола, возраста, образования. Структуру предпочтений
молодежи можно разделить на три подгруппы: сферы жизни, значимые в высокой
степени - работа, досуг, общение со сверстниками, отношения с родителями;
значимые ни среднем уровне - учеба; здоровье, семья, брак, любовь, секс;
значимые в низкой степени - религия, общество, страна, город, среда обитания.
Обнаружились существенные различия у молодежи и взрослого населения в отношении
значимости различных сфер жизни.
Большинство
молодых людей удовлетворяет жизнь в целом и отдельные ее стороны.
Относительно
ценностных ориентации молодежи важно подчеркнуть: несформированность
ценностного поля, полярность суждений, расплывчатость нравственных позиций,
большую ориентацию на материальные блага, нежели на духовные ценности; слабый
интерес к проблемам общества и страны.
Основная масса
современной молодежи предпочитает развлечения, чаще пассивные, реже активные.
Лишь незначительная часть посвящает свободное время образованию, познанию и
саморазвитию.
Жизнь студента
очень насыщена. 7-8 часов в день он проводит за учебой. Остальное же время в
полном его распоряжении. Как правило большую часть своего свободного времени
студент тратит на различного рода развлечения. Как говорят сами студенты – «Мы
отдыхаем!».
Как же проводят
свободное время студенты? Досуг студента можно разделить на две категории:
пассивное и активное время препровождение. К пассивному время провождению можно
отнести такие занятия как чтение книг, журналов, просмотр телепередач,
видеофильмов, прослушивание, радиопередач, музыки. Так же к пассивному «отдыху»
можно отнести не традиционные на настоящий момент занятия молодежи: вязание,
шитье, плетение, вышивание, столярные работы, рисование, лепка и другие виды
народных промыслов. Некоторые студенты занимаются сочинением стихов, прозы и
другим творчеством. Но в основном на свободное время препровождение студента
наложил свой отпечаток научно-технический прогресс. Большую часть
«прогрессивной молодежи» занимает компьютер. Как правило, он используется как
сфера развлечения – компьютерные игры.
Около половины
всей студенческой молодежи все же предпочитают использовать свое свободное
время активно. Это занятие спортом, посещение различного рода массовых мероприятий,
как то народные гуляния, дискотеки, концерты. Так же не последнее место
занимает общение в семье.
Ведь студент на
то и студент, чтобы выкручиваться, выдумывать и в итоге оставаться самым
беззаботным человеком на свете. Чем же еще занято свободное время обыкновенного
студента? Как это ни парадоксально, но все названные во время опроса хобби
оказались весьма практичными и необходимыми в повседневной жизни. На первом
месте по популярности идет изучение иностранных языков. Затем - второе
образование, обычно техникум. В основном студенты осваивают профессии
парикмахера и повара, реже встречаются "технари" и музыканты. Но и
это легко объяснимо - ведь первые две профессии, уж если не принесут денег, то
хотя бы послужат на благо семьи. Изучение возможностей компьютерной сети
занимает в жизни старшекурсников огромное место, причем неумение работать в
Интернете считается плохим тоном. Затем с небольшим отрывом следуют изучения
литературы, истории, искусствоведения и спорт.
Время студента,
безусловно, не поглощается полностью непосредственным трудом, часть его
свободна для удовольствий, для досуга, в результате чего открывается простор
для творческой деятельности и развития. Проблема, как использовать свободное
время, особенно остро стоит в молодежной среде, потому что именно эта часть
общества, обладая значительным свободным временем (по подсчетам статистиков
молодой человек имеет в среднем 5 часов свободного времени ежедневно), страдает
от неумения рационально распорядиться им, и как следствие этого - отличается
неудовлетворенностью - социологические исследования подтверждают, что лишь
48,7% молодежи вполне удовлетворены своими запросами в области духовной
культуры.
2.1.1. Вредные привычки современной молодежи.
Несмотря на
прослеживающуюся в мире (не является исключением и Россия) на протяжении
последних 30-40 лет акселерацию, в настоящее время у нас в стране количество
школьников, соответствующих своему биологическому возрасту, снизилось до
40-50%, а число детей с нормальным физическим развитием снизилось до 13%. В
конечном итоге только 10% выпускников полной общеобразовательной школы могут
считаться здоровыми, 50% имеют морфофункциональную патологию, а 40% -
хронические заболевания.
В общих
тенденциях роста заболеваемости особое место принадлежит подростковому
возрасту. В биологическом отношении он является одним из критических,
характеризующихся мощными эндокринными перестройками, делающими организм
подростка особенно чувствительным к воздействию вредоносных факторов, в
частности, - к вредным для здоровья привычкам. Вместе с тем, исследования
показывают, что уровень алкоголизации среди мальчиков в 11 регионах России
колеблется от 72 до 92%, а среди девочек - от 80 до 94%.
К 11 классу курят
около половины юношей и четвертая часть девушек. До 37% подростков в возрасте
12-18 лет употребляют анаболики. В 2001 году зарегистрировано около 20 тысяч
подростков, больных сифилисом (в 45 раз больше в сравнении с 1991 г.), причем,
рост заболеваемости им гораздо выше, чем у взрослых. Отсутствие знаний по
культуре здоровья и/или пренебрежение здоровьем ведут к тому, что 40%
школьников не знают, что такое здоровый образ жизни, 85% не занимаются
физической культурой и спортом, около 50% (преимущественно подростков и
старшеклассников) уже пробовали наркотики, 70% познали "животный"
секс, на 45% возросла заболеваемость гонореей у юношей и девушек 14-16 лет. В
конечном итоге оказывается, что темпы возрастания смертности в подростковом
возрасте сравнимы с этим показателем для возрастной группы 65-70 лет.
Спорт является
прекрасным средством в борьбе с уходом молодых людей в виртуальную реальность.
И эта реальность не только наркомания, алкоголизм и другие формы девиации. Еще
более опасно для общества "оболванивание" молодежи средствами СМИ.
В
"Учительской газете" N 18 от 30 апреля 2002 года приводится статья
Любови Сусловой из Краснодара "Диагноз – телемолодежь", содержащей
социологические выкладки по данной проблематике.
Около 60%
молодежи смотрит телевизор ежедневно более часа, а почти половина не
представляет свой день без телевизора.
В момент
неустойчивого состояния личности, переживания психологических проблем к помощи
телевидения прибегает не менее 90% ребят и девушек. Действительно, в подобных
случаях просмотр отвлеченных программ, незатейливого видеофильма позволяет
отключиться от своих проблем. И в большинстве случаев это один из видов
позитивной психотерапии, когда информация с экрана не только
"отключает", но и помогает в выборе пути решения собственных конфликтов.
Однако, как показали исследования, каждый десятый оказывается зависимым именно
от этого вида сброса психологического напряжения.
Страницы: 1, 2
|