Влияние инноваций на организационное поведение
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Инновации и их влияние на
организационное поведение……………4
1.1
Инновация:
понятие, содержание, классификация …………………...4
1.2
Влияние
инноваций на организационное поведение………………….9
Глава 2. Исследование влияния
инноваций на организационное поведение сотрудников компании «Samsung»……………………………………………..19
2.1 Характеристика деятельности
компании…………………………………..19
2.2Анализ влияния инноваций на
организационное поведение
сотрудников...........................................................................................................22
Глава 3. Рекомендации по внедрению
инноваций в организации……………27
Заключение………..……………………………………………………………...32
Литература…………………………………………………………………….....34
Приложение 1…………………………………………………………………….35
Приложение
2…………………………………………………………………….37
Введение
Темой данной курсовой работы является
«Инновации и их влияние на организационное поведение».
Потребности людей, растущие с каждым
днем, превратили инновации – в главное средство выживания предприятий на рынке.
Деятельность организаций, направленная на удовлетворение человеческих
потребностей невозможна сегодня без разработки инновационных идей. Предприятия
не могут удовлетворить потребности людей, используя вчерашние технологии. Инновационные процессы, их
воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического
развития. Этим аспектом и обуславливается актуальность выбранной темы.
Инновации оказывают влияние не только
на поведение потребителя, но и на организационное поведение сотрудников. Как
стало ясно из вышесказанного, инновации – являются в организации неизбежным
процессом, и чем значительнее предстоящие организации изменения, тем сильнее
заявляют о себе психологические охранительные механизмы многих ее сотрудников.
Эти механизмы запускают процесс, противоположный изменению – сопротивление.
Целью данной работы является исследование
влияния инноваций на поведение сотрудников. Данная цель обусловила постановку
следующих задач:
- изучить теоретические аспекты
инновации;
- ознакомиться с понятиями,
связанными с инновацией;
- выявить факторы, влияющие на
поведение в инновационный период;
- исследовать влияние инноваций на
поведение сотрудников в компании «Samsung»;
- предложить рекомендации по
внедрению инноваций.
Объектом работы является влияние
инноваций на поведение сотрудников в организации. Предметом исследования
является поведение персонала в компании «Samsung» в инновационный период.
Глава
1. Инновации и их влияние на организационное поведение
1.1
Инновация: понятие, содержание, классификация
В условиях рыночной экономики
инновационная политика предприятий является определяющим инструментом в
конкурентной борьбе, обеспечивающим условия для реализации запросов
потребителей. Инновации являются важнейшим фактором стабильного
функционирования предпринимательских, финансовых, кредитных, любых других
структур, обеспечивающих их экономический рост и конкурентоспособность. Причем,
наибольшего успеха добиваются те предприятия, у которых инновационная
деятельность и внедрение нового товара представляют собой непрерывный процесс
управления инновационной активностью.
Так что же такое инновация? Понятие «инновация»
происходит от английского слова innovation, что в переводе с английского
означает «введение новаций» (новшеств). Под новшеством понимается новый
порядок, новый метод, новая продукция или технология, новое явление. В мировой
экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение
потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых
продуктах и технологиях. Вообще в литературе насчитывается около сотни
определений понятия «инновация». Различные авторы, в основном зарубежные
(Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б.,
И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и
предмета своего исследования.
Так, например, Б. Твист определяет
инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое
содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических,
производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке
новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что
инновация – это такой общественный - технический - экономический процесс,
который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию
лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она
ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может
привести добавочный доход, И. Шумпетер трактует инновацию как новую
научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную
предпринимательским духом. Согласно Международным стандартам в статистике
науки, техники и инноваций, инновация – конечный результат инновационной
деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного
продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного
технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в
новом подходе к социальным услугам. [5]
Процессы обновления связаны с
рыночными отношениями. Основная масса инноваций реализуется в рыночной
экономике предпринимательскими структурами как средство решения
производственных, коммерческих задач, как важнейший фактор обеспечения
стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности.
Инновации, следовательно, ориентированы на рынок, на конкретного потребителя
или потребность. В связи с этим, инновации должны обладать новизной и
удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.
Цель инновации - повысить отдачу на
вложенные ресурсы.
Необходимо различать инновации и
какие-либо незначительные видоизменения в продуктах и технологических процессах.
Большое значение имеет такой показатель, как новизна инновации. Она оценивается
по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится
классификация инноваций:
1) в зависимости от технологических
параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные;
- продуктовые инновации включают
применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, получение принципиально
новых продуктов.
- процессные инновации означают новые
методы организации производства. Процессные инновации могут быть связаны с
созданием новых организационных структур в составе предприятия.
2) по типу новизны для рынка
инновации делятся на:
- новые для отрасли в мире;
- новые для отрасли в стране;
- новые для данного предприятия
(группы предприятий).
3) По месту в системе (на
предприятии, в фирме) можно выделить:
-
инновации
на входе предприятия;
-
инновации
системной структуры предприятия;
-
инновации
на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии).
4) В зависимости от глубины вносимых
изменений выделяют инновации:
-
радикальные
(базовые);
-
улучшающие;
-
модификационные
(частные).
Достаточно полную классификацию
инноваций предположил российский ученый А.И.Пригожин:
1) По распространенности: единичные;
диффузные.
2) По месту в цикле: сырьевые; обеспечивающие
(связывающие); продуктовые.
3) По преемственности: замещающие;
отменяющие; возвратные; открывающие; ретровведения.
4) По охвату ожидаемой доли рынка:
локальные; системные; стратегические.
5) По инновационному потенциалу и
степени новизны: радикальные; комбинаторные; совершенствующие.
Четвертое и пятое направления
классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность
инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и
качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки
их последствий и обоснования управленческих решений. [7]
В ряде источников инновация
рассматривается как процесс. Отсюда возникает понятие «инновационный процесс».
Инновационный процесс - представляет собой процесс использования новшества,
связанный с его получением, воспроизводством и реализацией в материальной сфере
общества. Распространение нововведений, как и их создание, является составной
частью инновационного процесса .
Различают три логических формы
инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой
межорганизационный (товарный) и расширенный.
Простой инновационный процесс
предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же
организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной
формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество
выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса
означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его
потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании
все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии
производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию
совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях
товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных
субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения.
Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель
могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.
По мере превращения инновационного
процесса в товарный выделяются две его органические фазы:
а) создание и распространение - в
основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских
работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого
производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а
только создаются предпосылки такой реализации.
б) диффузия нововведения – на этой
фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями
нововведения, а также между производителями и потребителями. [4]
Распространение инновации – это
информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности
коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими
субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т.
п.
Диффузия инновации – процесс,
посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между
членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи,
предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего
хозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия – это распространение уже
однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах
применения.
В инновационном процессе, как и в
любом другом можно выделить субъекты.
Субъекты инновационного процесса
делятся на следующие группы: новаторы, ранние реципиенты, раннее большинство и
отстающие.
Новаторы являются генераторами
научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели,
исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от
использования изобретений. Инновационные способности (способности к созданию
новшеств) персонала – это залог успешного воплощения проекта в жизнь. Поэтому в
личности новатора важное значение имеет гармоничное сочетание
организаторских и изобретательских способностей (см. приложение 1).
В роли ранних реципиентов выступают
предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению
дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они
получили название "пионерских" организаций.
Раннее большинство представлено
фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им
дополнительную прибыль.
Отстающие фирмы сталкиваются с
ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых
изделий, которые уже морально устарели. [8]
Инновационный процесс неразрывно
связан с инновационной деятельностью. Инновационная деятельность предполагает
целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и
коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к
инновациям. На стадии инновационной деятельности осуществляется непосредственная
трансформация идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо
иных научно-технических достижений) в технологически новые или
усовершенствованные продукты, услуги либо процессы. Научные исследования и
разработки являются не только источником новых идей, но могут осуществляться на
различных этапах инновационного процесса, будучи средством решения проблем,
возникновение которых потенциально возможно на любой его стадии. Главной
функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Австрийский ученый И. Шумпетер
выделял пять типичных изменений:
1. Использование новой техники, новых
технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля
- продажа).
2. Внедрение продукции с новыми
свойствами.
3. Использование нового сырья.
4. Изменения в организации
производства и его материально-технического обеспечения.
5. Появление новых рынков сбыта. [6]
Итак, в данной части работы, я
выяснила, что инновационный процесс представляет собой подготовку и
осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз,
образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется
реализованное, использованное изменение – инновация, позволяющая удовлетворять
растущие потребности населения и являющаяся необходимым средством для
поддержания конкурентоспособности предприятий.
1.2
Влияние инноваций на организационное поведение
Инновации
являются необходимым и неизбежным процессом в любой организации, и непременно
влекут за собой определенные изменения во внутренней среде организации.
Наиболее простую схему компонентов организации, подверженных
изменениям, связанных с какими-либо преобразованиями, нововведениями,
предложил Г.Ливитт. Их четыре: цели, люди, структура, технология. При этом
важно, что все перечисленные компоненты связаны друг с другом как
попарно, так и в целом. Поэтому даже минимальное изменение в каждом из них
неизбежно приводит к изменениям и остальных трех, и всей организации. При этом
разные темпы изменений могут приводить к дисбалансу системы в целом, к
напряжениям во взаимодействии компонентов, к конфликтам и кризисам. В то
же время воздействие на какой-либо компонент может осуществляться не только
непосредственно, но и опосредованно, т.е. через другие компоненты. Так, смена
технологии часто ведет к смене персонала, а появление новых подразделений может
привести к пересмотру целей всей организации.
Руководители
наверняка часто задаются вопросами: «Как организация отнесется к нововведению?»,
«Как сделать организацию восприимчивой к нововведению, желающей его,
стремящейся к нему и работающей на него?». Ведь зачастую, изменения,
инициируемые руководством, вызывают осознанное или неосознанное сопротивление
сотрудников. И если не проводить работу по координации инновационной
деятельности, даже самый позитивный проект преобразований может оказаться на
грани срыва.
Итак,
я уже слегка коснулась вопроса о том, как инновации могут повлиять на поведение
сотрудников организации. Далее разберемся более подробно в этом вопросе.
Страницы: 1, 2, 3
|