─
готовит и публикует статистику валютных операций
Российской Федерации по принятым международным стандартам,
─
выполняет другие функции, предусмотренные законом.
Действующее законодательство требует обязательного перевода средств на
счета в уполномоченных банках на территории РФ. Перевод иностранной валюты в РФ
должен быть осуществлен в течение 30 дней с даты осуществления платежа в любой
форме в пользу резидента. Резидент не вправе продлить срок оплаты требований
нерезидента или обязательств последнего, а также каким-либо способом уменьшать
сумму этих требований и обязательств.
Вместе с тем законодательство предусматривает возможность использования
валютной выручки, поступившей в собственность или распоряжение резидента, за
границей только для оплаты банковских и иных комиссий и расходов,
непосредственно связанных с данной внешнеэкономической операцией, по которой
получена эта выручка.
Предприятие, осуществляющее перевод валютной выручки, предоставляет
уполномоченному банку информацию об операции, по которой поступили валютные
средства. В сведениях указываются номер и дата контракта, плательщик, банк
плательщика. Эти данные обязательны, т.к. необходимы для осуществления
валютного контроля.
Открытие российскими организациями текущих и иных счетов за границей
может быть сделано только с разрешения Центрального банка РФ. При этом ЦБ РФ
учитывает специфику проведения конкретных валютных операций, для осуществления
которых предполагается открыть соответствующий счет за границей. Причем
учитывается также и возможность открытия такого счета в уполномоченных банках
РФ.
В случае получения разрешения и открытия соответствующего счета за
границей его владелец обязан предоставлять отчетность по остаткам средств на
счете, а также информацию о процентах, полученных и переведенных в РФ во время
отчетного периода. Сумма средств на счетах за границей не должна превышать
рабочие остатки, необходимые для осуществления операций, с целью проведения
которых был открыт счет. Излишние суммы должны быть переведены в РФ.
Вместе с тем законодательством предусмотрен ряд случаев, когда валютная
выручка, поступившая на счета за границей, не подлежит обязательному переводу в
РФ. К таким случаям относятся:
─
валютные поступления резидентов, связанные с
сооружением ими объектов на территории иностранных государств и представлявшие
собой оплату заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов (на период
строительства),
─
валютные поступления резидентов от их участия в
фондовых операциях за границей, которые используются для дальнейшего проведения
этих операций и покрытия операционных расходов (на период проведения этих операций),
─
валютные поступления резидентов от проведения
выставок, спортивных, культурных и иных мероприятий за границей, используемые
для покрытия расходов по их проведению (на период проведения этих мероприятий).
После завершения строительства, проведения фондовых операций, выставок,
спортивных и культурных мероприятий, остаток средств в иностранной валюте в
течение 30 дней от даты завершения соответствующих операций и урегулирования
всех претензий к резиденту по сделкам должен быть реализован на валютном рынке.
На территории РФ расчеты между резидентами осуществляются в
национальной валюте, которая принимается без ограничений в оплату любых
требований и обязательств. Использование иностранной валюты, а также любых
платежных документов в иностранной валюте допускается только с разрешения ЦБ
РФ, который определяет порядок и сферу их обращения.
Использование в отношениях между резидентами иностранной валюты и
платежных документов в иностранной валюте на территории РФ допускается в
следующих случаях:
─
в расчетах между экспортерами и транспортными,
страховыми и экспедиторскими организациями в случаях, когда услуги этих
организаций по доставке, страхованию и экспедированию грузов входят в цену
товара и оплачиваются иностранными покупателями,
─
при расчетах импортеров с транспортными, страховыми
и экспедиторскими организациями за их услуги,
─
при расчетах за транзитные перевозки грузов через
территорию РФ,
─
за услуги предприятий связи по аренде международных
каналов связи для российских предприятий,
─
при оплате комиссионного вознаграждения
организациям, осуществляющим посреднические операции с иностранными партнерами
по заказам поставщиков экспортной и покупателей импортной продукции,
─
при расчетах между поставщиками и субпоставщиками
продукции на экспорт из валютной выручки, остающейся в распоряжении
экспортеров,
─
при оплате расходов банковских учреждений и
посреднических внешнеэкономических организаций
─
при проведении расчетов, связанных с получением
коммерческого и банковского кредита в иностранной валюте и его погашением, а
также при проведении операций по покупке и продаже иностранной валюты на
внутреннем валютном рынке.
С 1 января 1994 года реализация гражданам на территории Российской
Федерации товаров (работ, услуг) за наличную иностранную валюту запрещена. При
этом расчеты между предприятиями и гражданами за покупаемые последними на
территории Российской Федерации товары (работы, услуги) могут осуществляться в
рублях и иностранной валюте во всех формах, принятых в международной практике
(включая оплату кредитными картами), за исключением расчетов наличной
иностранной валютой.
Действующее валютное законодательство запрещает всем участникам
внешнеэкономических связей, а также физическим лицам-резидентам вывозить и
пересылать за границу, ввозить и пересылать из-за границы облигации
государственных займов, акций российских предприятий и организаций в рублях,
вывозить аннулированные ценные бумаги, вывозить, ввозить и пересылать за
границу и из-за границы российскую валюту, кроме случаев, предусмотренных
действующим валютным законодательством. Нормы ввоза из-за границы и вывоза за
границу физическими лицами наличной национальной валюты устанавливаются
Центральным банком РФ.
Ввоз и пересылка иностранной валюты, валютных и иных ценностей из-за
границы разрешаются без ограничений, но при условии соблюдения юридическими и
физическими лицами почтовых правил и правил таможенного контроля.
Законодательство разрешает гражданам-резидентам и нерезидентам иметь в
собственности валютные ценности, ввезенные, перевезенные или пересланные в РФ
из-за границы или приобретенные на территории РФ в соответствии с действующим
законодательством, хранить их на счетах во вкладах в уполномоченных банках и
использовать на цели, не запрещенные законодательством РФ.
Сделки с валютными ценностями между резидентами, а также резидентами и
нерезидентами на территории РФ запрещены, за исключением следующих случаев:
─
передачи в дар государству, фондам, организациям на
общественные и благотворительные цели,
─
дарения валютных ценностей супругу и близким
родственникам,
─
завещания валютных ценностей или получения их по
праву наследования,
─
приобретения, продажи и обмена в целях
коллекционирования единичных иностранных денежных знаков и монет, в том числе
из драгоценных металлов.
Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном
контроле" установил не только основные понятия валютного законодательства,
обозначил объекты и субъекты валютного контроля, но и определил полномочия
различных государственных органов в области валютного регулирования и валютного
контроля.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами
валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля по Закону
являются:
─
Центральный банк Российской Федерации
─
Правительство Российской Федерации
Агенты валютного контроля — это организации, которые в соответствии с
законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции
валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим
органам валютного контроля. Так, например, уполномоченные банки являются
агентами валютного контроля и подотчетны Центральному Банку, а региональные
таможни, также являясь агентами, подотчетны Государственному таможенному
комитету.
В октябре 1992 г. Законом РФ "О валютном регулировании и валютном
контроле" на Центральный банк России была возложена функция основного
органа валютного регулирования в стране.
Подробнее деятельность органов и агентов валютного контроля и задачи,
поставленные перед ними, рассмотрены ниже.
Правовые нормы, определяющие порядок совершения валютных операций,
выполняют две основные функции — регулирующую и контрольную.
Регулирующая функция валютного
законодательства сводится, в первую очередь, к определению объема прав и
обязанностей лиц, участвующих в совершении валютных операций.
Основной целью валютного контроля, согласно Закону РФ "О валютном
регулировании и валютном контроле", является обеспечение соблюдения
валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Законом
определены основы организации и осуществления валютного регулирования. Более
детальное регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями,
осуществляется другими законодательными и иными нормативными актами.
Политика валютного регулирования реализуется через механизм валютных
ограничений и валютного контроля.
Валютные ограничения предусматривают определенные меры по регулированию
валютных операций резидентов и нерезидентов страны, осуществлению ими платежей,
инвестиций, порядка перевода национальной и иностранной валюты за границу,
порядка репатриации прибыли.
В настоящее время по установившейся традиции и законодательству каждой
страны ввоз иностранной валюты на свою территорию не ограничивается, что
является одной из форм привлечения иностранной валюты в свою страну. Но
необходимо обязательное оформление документа на вывозимую валюту, каковым в
данном случае выступает таможенная декларация. Вывоз иностранной валюты из
Российской Федерации осуществляется по разрешению, выдаваемому уполномоченным
банком или его филиалом, подразделением, обменным пунктом. Норма вывоза
иностранной валюты на одного российского гражданина без предъявления таможенной
декларации или без разрешения уполномоченного банка устанавливается Центральным
банком Российской Федерации.
Рассмотрим теперь контрольную функцию валютного
законодательства. Эффективный контроль над соблюдением валютного
законодательства является важнейшим элементом валютного регулирования. Развитие
валютного рынка невозможно без действенной системы контроля, целью которого
является обеспечение соблюдения норм валютного законодательства Российской
Федерации всеми резидентами и нерезидентами на территории страны при операциях
с валютными ценностями.
Отличием Закона "О валютном регулировании и валютном
контроле" от его союзного аналога стала детальная разработка процедуры
валютного контроля. Законом предусмотрена система органов валютного контроля,
включающая Центральный банк и Правительство и подотчетных им агентов валютного
контроля. Для каждого звена данной системы установлен свой объем полномочий,
дается определение прав и обязанностей должностных лиц, осуществляющих валютный
контроль. Одновременно оговариваются права и обязанности резидентов и нерезидентов
как объектов валютного контроля.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ "О валютном регулировании и
валютном контроле", валютный контроль ведется по следующим основным
направлениям:
─
определение соответствия проводимых валютных
операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий,
─
проверка выполнения резидентами обязательств в
иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты
на внутреннем валютном рынке Российской Федерации,
─
проверка обоснованности платежей в валюте,
─
проверка полноты и объективности учета и отчетности
по валютным операциям.
Валютный контроль в России осуществляется органами валютного
контроля и их агентами. В соответствии с Законом "О валютном
регулировании и валютном контроле", органами валютного контроля являются
Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
Агентами валютного контроля выступают уполномоченные банки, подотчетные
Центральному банку Российской Федерации, и организации, на которые органами
валютного контроля могут быть возложены такие функции.
Основные полномочия органов и агентов валютного контроля, в
соответствии со ст. 12 Закона, следующие:
─
осуществлять контроль за проводимыми в Российской
Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием
этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за
соблюдением ими актов органов валютного контроля;
─
проводить проверки валютных операций резидентов и
нерезидентов в Российской Федерации.
В пределах своей компетенции органы валютного контроля издают
нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в
Российской Федерации. Они определяют порядок и формы учета, отчетности и
документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
Агенты валютного контроля в пределах своей компетенции осуществляют
контроль за соответствием проводимых валютных операций законодательству,
условиям лицензий и разрешений, проводят соответствующие проверки. По
представлению агентов валютного контроля органы валютного контроля имеют право
налагать установленные законодательством взыскания.
Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции вправе
проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного
контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения, изымать
документы, содержание которых противоречит действующему валютному
законодательству. В их функции входит также приостанавливать операции по счетам
в уполномоченных банках, лишать лицензий и разрешений на право ведения валютных
операций при непредставлении необходимых документов и информации.
В конце 1995 г. функции валютного контроля, помимо ЦБ РФ,
осуществлялись Государственным таможенным комитетом, Министерством финансов,
Госналогслужбой, Госкомимуществом, Департаментом налоговой полиции, МИД (в
части координации с заграницей по пресечению отмывания преступных денег),
судебными, правоохранительными органами и Министерством по сотрудничеству со
странами-участниками СНГ. Координирующим органом деятельности указанных
ведомств и министерств в данной сфере внешнеэкономической деятельности является
Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России).
ВЭК России была создана в соответствии с Указом Президента Российской
Федерации "О системе центральных органов федеральной исполнительной
власти" от 30 сентября 1992 года № 1148, Постановлением Правительства
Российской Федерации "Об усилении валютного и экспортного контроля и о
развитии валютного рынка" от 6 марта 1993 года № 205. Основные цели,
задачи, компетенция, структура и другие вопросы, связанные с развитием ВЭК как
службы центрального органа федеральной исполнительной власти, были определены в
Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июня 1993 года № 560.
Главной задачей ВЭК является проведение единой общегосударственной
политики в области организации и надзора за соблюдением российского
законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и других
внешнеэкономических операций.
Основными функциями
ВЭК являются:
─
контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами
российского законодательства и ведомственных нормативных актов, регулирующих
осуществление валютных операций, и за выполнением резидентами обязательств
перед государством в иностранной валюте,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|