Вазопись Древней Греции
Реферат по дисциплине “История искусств”
по теме:
Вазопись Древней Греции
выполнила:
проверил:
Москва 2006
Содержание
Введение
1.
Гомеровский период
2.
Архаика
3.
Классика
3.1.Ранняя классика
3.2.Высокая классика
3.3.Поздняя классика
4.
Эллинизм
Список используемой
литературы
Введение
Древнегреческое искусство заняло в истории
культуры человечества особо важное место. Это в значительной мере объясняется
своеобразием исторического развития Древней Греции, где, несмотря на
существование рабства, долгое время большую роль играл свободный труд
ремесленников и землевладельцев. Лишь к концу 5 в. до н. э. рабовладение стало
оказывать разрушительное действие на труд свободного производителя. В рамках
рабовладельческого общества в Древней Греции сложились первые в истории
принципы демократии, которые дали возможность сформироваться передовым идеям,
утверждавшим красоту и величие человека. Произведения греческого искусства
поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством,
утверждением высокого нравственного начала, красоты, силы, достоинства
человека. Не случайно Софокл, великий творец трагедий, мог сказать в своей
“Антигоне”: “Много в природе дивных сил, но сильней человека нет”.
Весь уклад жизни и в период архаики и,
особенно в годы расцвета города-государства носил по преимуществу общественный
характер; большую часть своего досуга свободнорожденный проводил не в своем
узком семейном кругу, а на площади народных собраний, в храме, в палестрах, в
театре. На людях, в коллективе проходила самая интересная и содержательная
часть личной деятельности и личного досуга свободного гражданина. В этих
условиях искусство не могло не иметь общественно-воспитательного характера.
В частном пользовании отдельного гражданина
находились только художественно исполненные вазы, небольшие статуэтки и другие
произведения, главным образом прикладного искусства, которые служили для
украшения интерьера дома. Такие виды искусства, как скульптура и живопись, не
говоря уже об архитектуре, вплоть до 4 в. до н. э. принадлежали непосредственно
общине.
История Древней Греции и соответственно
история греческого искусства прошла следующие ступени своего развития.
1. Так называемая гомеровская Греция (12 - 8
вв. до н.э.) - время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих
отношений. На этот период приходится развитие эпоса и появление первых,
примитивных памятников изобразительных искусств.
2. Архаика, или период образования рабовладельческих
городов-государств (7 - 6 вв. до н. э.). Это - время борьбы складывающейся
собственно античной демократической художественной культуры с остатками и
пережитками старых общественных отношений и с условными, еще далекими от
реализма художественными тенденциями. Время это отмечено сложением и развитием
греческой архитектуры, скульптуры, художественных ремесел, расцветом лирической
поэзии.
3. Классика, или период расцвета греческих
городов-государств (5 и большая часть 4 в. до н.э.). Период первого расцвета
античного рабовладельческого общества на ранней стадии его развития. Классика -
это время высокого расцвета философии, важных естественнонаучных открытий,
блестящего развития поэзии и в особенности драмы, высочайшего подъема в
архитектуре и полной победы реализма в изобразительных искусствах. В конце
этого периода (4 в. до н.э.) наступает первый кризис рабовладельческого
общества, развитие полиса приходит к упадку, что во второй половине 4 в.
вызывает кризис искусства классики.
4. Эллинистический период (конец 4 - 1 в. до
н.э.) - период кратковременного выхода из кризиса рабовладельческого общества
путем образования больших империй. Очень скоро, однако, наступило неизбежное
обострение всех неразрешимых противоречий рабовладения, разорение и бесправие основной
массы свободного населения, чудовищное богатство крупных рабовладельцев и утеря
гражданских свобод. Искусство постепенно теряет тот дух гражданственности и
народности и ту высокую реалистическую типизацию, которые ему раньше были
свойственны. В дальнейшем эллинистические государства были завоеваны Римом и
включены в состав его державы, а их искусство частично растворилось в римском
искусстве.
Наиболее своеобразным и характерным периодом в
развитии древнегреческого искусства является период классики, период наивысшего
расцвета античного искусства и культуры, когда раскрылись во всей полноте
наиболее прогрессивные черты рабовладельческой демократии.
1.
Гомеровская Греция
Древнейший период развития греческого
искусства носит название гомеровского по имени легендарного автора эпических
поэм “Иллиада” и “Одиссея”, описавшего это время.Изобразительные искусства и
архитектура гомеровской Греции при всем их непосредственно народном
происхождении не достигли ни широты охвата общественной жизни, ни художественного
совершенства эпической поэзии.
Начальный этап собственно греческого искусства
- геометрика (IX - VIIIв. до н.э.) - возвращение к
древнему знаково-символическому языку. Самое яркое своё выражение геометрика
нашла в керамике. Вазы, так называемого “геометрического стиля” отличаются
благородством, четким решением композиции, строгостью силуэта, подчёркнутого
росписью. Роспись наносилась коричневой краской по бледножелтоватому фону
глиняного сосуда. Орнамент покрывал вазу обычно в верхней ее части рядом
кольцевых поясов, иногда заполнявших всю ее поверхность. Повсюду возникали
школы керамики. Геометрические вазы предназначались для погребальных ритуалов:
в них хоронили прах умерших, клали в качестве дара в могилы, а в Аттике ставили
в качестве надгробия.
Наиболее полное представление о
“геометрическом стиле” дают так называемые дипилонские вазы, относящиеся к 9 -
8 вв. до н.э. и найденные археологами на древнем кладбище близ Дипилонских
ворот в Афинах (илл. 1). Эти очень большие сосуды, высотой иногда почти в рост
человека, имели погребальное и культовое назначение, по форме повторяя глиняные
сосуды, служившие для хранения больших количеств зерна или растительного
масла. На дипилонских амфорах орнамент особенно обилен: узор состоит чаще
всего из чисто геометрических мотивов, в частности плетенки-меандра (меандровый
орнамент сохранялся в качестве орнаментального мотива и на всем протяжении
развития греческого искусства). Кроме геометрического орнамента широко
применялся схематизированный растительный и животный орнамент. Фигуры животных
(птиц, зверей, например лани и др.) многократно повторяются на протяжении
отдельных полос орнамента, придавая изображению ясный, хотя и однообразный
ритмический строй.
Важной
особенностью более поздних дипилонских ваз (8 в. до н.э.) является введение в
узор примитивных сюжетных изображений со схематизированными, сведенными почти к
геометрическому знаку фигурами людей. Эти сюжетные мотивы очень разнообразны
(обряд оплакивания умершего, состязание колесниц, плывущие суда и т. п.). При
всей своей схематичности и примитивности фигуры людей и особенно животных
обладают известной выразительностью в передаче общего характера движения и
наглядностью рассказа. По отношению к искусству доклассового общества эти вазы
безусловно знаменуют шаг вперед.
2.
Архаика
Период архаики был периодом расцвета
художественных ремесел. Потребность в изделиях прикладного искусства вызывалась
ростом благосостояния значительной части свободного населения и развитием
заморской торговли. Особенно высокого расцвета достигла греческая керамика
(слово “керамика” произошло от греческого “керамус” – гончар; одно из
предместий Афин – Керамик особенно славилось в 6 и 5 вв. до н. э. своими
гончарами).
Греческие вазы служили для самых
разнообразных целей и потребностей. Они были очень разнообразны по форме и
размерам. Обычно вазы покрывались художественной росписью. Лучшие произведения
мастеров архаической вазописи были подлинными художественными созданиями, и,
видимо, сами мастера относились к ним со всей серьезностью и ответственностью.
Не случайно, поэтому, многие вазы носят подпись создавшего их мастера, а иногда
и двух — горшечника и художника. Это, кстати, указывает на выросшее чувство
ценности личности и ее дарований. Конечно, художественно выполненные и богато
расписанные вазы не были предназначены для повседневных бытовых нужд. И все же
расцвет вазописи тесно связан с творческим отношением ремесленника к своему
труду и с его глубоким пониманием единства практической и эстетической ценности
вещи, которое так свойственно народному искусству.
В 7 и особенно в 6 в. до н. э. сложилась
довольно стройная, хотя и допускающая отдельные вариации система постоянных
форм ваз, имевших разное назначение. Так, амфора предназначалась для хранения
вина и масла; кратер — для смешивания (во время пира) воды с вином; из килика
пили вино; в стройном лекифе хранились благовония для возлияний на могилах
умерших. По сравнению с керамикой гомеровского периода формы и пропорции ваз
стали строже и красивее. Своим ясным, тонко почувствованным ритмом,
соразмерностью всех частей греческие вазы превзошли сосуды и Древнего Египта и
Эгейского мира. Размещение рисунков на вазах и их композиционный строй были
тесно связаны с формой вазы.
Эволюция вазовых росписей шла от схематичных и
отвлеченно-декоративных изображений к композициям развернуто сюжетного
характера, наглядно повествующим о действиях и поступках изображенных героев.
Смелые реалистические искания художников-вазописцев часто опережали развитие
скульптуры.
Во
времена ранней архаики (кон 8 -7 в. до н. э.) геометрический стиль стал
сменяться ориентализирующим (то есть подражающий Востоку). Отличительная черта
- появление обмазки - тонко приготовленной и очищенной глины, которая скрывала
грубоватый материал, из которого изготавливалась ваза и позволяла наносить
росписи не только чёрным лаком, но и разжиженным до получения различных
оттенков коричневого, сероватого, красного, оранжевого, золотистого. С этого
времени две накладные краски, пурпурная и белая, часто применялись для обогащения
живописных композиций.
Центрами этого направления были торговые
города островной и малоазийской Греции, а также Коринф. Вазы с островов Мелоса,
Родоса и из Коринфа (илл. 2) отличались нарядностью росписи, носившей в
основном декоративный характер. Целый ряд мотивов орнамента благодаря торговым
и культурным связям был заимствован с Востока. Художники этих ваз соединяли в
одной композиции схематичные изображения человека, животных или фантастических
существ с чисто орнаментальными мотивами, стремясь заполнить все поле
композиции, не оставляя пустых мест, и этим создать впечатление декоративного
целого. Принципиальной разницы между изображением людей и орнаментом мастер не
видел. Часто центр росписи – символическое древо жизни (финик, пальметта,
четырёхлистник, волюта и т.д.)
В 6 в. до н.э. на смену ориентализирующему
стилю пришла так называемая чернофигурная вазопись, зародившаяся еще в 7 в.
Узорный орнамент был вытеснен четким силуэтным рисунком, характеризующим общий
облик фигуры и более или менее выразительно передающим жест и движение. Рисунки
людей и животных заливались черным лаком и отчетливо выделялись на красноватом
фоне обожженной глины; иногда добавлялись белый цвет и процарапывание узора
одежды, волос и т. п. по поверхности лака. Последовательно проходившая перед
зрителем вереница фигур развертывала ясную и понятную ленту повествования.
Так, на одном коринфском кратере середины 6 в.
до н.э. изображен бег колесниц, медные треножники, предназначенные в награду
победителю, и зрители, приветствующие победителей.
Наибольшего расцвета чернофигурная вазопись
достигла в Аттике. Кратер Клития, выполненный в мастерской Эрготима около 560
г. до н.э. (так называемая “Ваза Франсуа”; илл. 3), может дать представление
обо всем изобразительном богатстве чернофигурной вазописи. Рисунок на огромном
кратере разбит на ряд поясов. Большинство из них носит конкретный сюжетный
характер и посвящено рассказам о целом ряде событий (охота на каледонского
вепря, состязание колесниц и т. п.). Центральную часть занимает изображение
бракосочетания родителей Ахилла — Пелея и Фетиды. Ниже изображен Ахилл,
преследующий Троила; самый нижний ряд заполнен изображениями животных и
чудовищ. Человеческие фигуры лишены какой-либо индивидуальной характеристики:
они плоскостны, и их движения резки и угловаты; животные (особенно лошади)
точнее по рисунку, изящнее и живее. Каждая полоса в отдельности дает затейливый
ритмический узор и вместе с тем наглядный рассказ, изобилующий подробностями;
оформление вазы в целом представляет собой явный пример перехода от “коврового”
заполнения всей поверхности вазы к более строгой композиционной архитектонике.
Крупнейшим аттическим вазописцем середины 6 в.
до н.э. (550 - 530), с наибольшей силой раскрывшим все живые и прогрессивные
стороны чернофигурной вазописи, был Эксекий. В его руках мифологические
сказания и эпизоды из гомеровского эпоса превратились в выразительные сцены,
хотя он сохранил еще ограниченные стороны силуэтного рисунка. Таков, например,
рисунок на амфоре, изображающий Аякса и Ахилла, играющих в кости (илл. 4); их
восклицания написаны тут же, рядом с фигурами.
Представление о высоком мастерстве Эксекия
дает изображение Диониса в ладье (роспись дна килика), отличающееся тонким
чувством ритма и мастерством композиции (илл. 5). Изображен миф о Дионисе - о
его чудесном спасении от морских разбойников, которых он превратил в дельфинов.
Удлиненные и изогнутые силуэты корабля и дельфинов великолепно вписаны в круг.
Разбросанные по полю композиции дельфины с выгнутыми спинами создают полную беспокойного
движения игру линий, напоминающую о плеске волн. Большая по сравнению с ними
ладья со стремительно выгнутой линией борта, с наполненным ветром парусом как
бы плавно скользит по поверхности моря. Прихотливый узор виноградной лозы,
выросшей на мачте, венчает композицию.
Если килик Эксекия поражет утонченной поэзией
и глубоким пониманием гармонии композиции, то росписи Андокида (третья четверть
6 в. до н.э.) замечательны смелым введением в силуэтную чернофигурную вазопись
обильных реалистических мотивов, вступающих норой в противоречие с приемами
плоскостной архаической вазописи. Хорошее представление о творчестве Андокида
может дать амфора, выполненная в его мастерской, с изображением Геракла и
Цербера (Музей изобразительных искусств имени Пушкина). Следует отметить живое
движение Геракла, ставшего на одно колено и приманивающего Цербера.
Росписи поздних чернофигурных ваз дали впервые
в греческом искусстве образцы многофигурной композиции, в которой все
действующие лица находились в реальной взаимосвязи, диктуемой характером
события.
По мере дальнейшего нарастания реализма в
греческом искусстве в вазописи наметилась тенденция к преодолению плоскостности
и условности, заложенной во всей художественной системе чернофигурной вазописи.
Это привело около 530 г. до н.э. к целому перевороту в технике вазовой росписи
— к переходу к так называемой краснофигурной вазописи со светлыми фигурами на
черном фоне. Законченные образцы новой техники были созданы в мастерской
Андокида, но в полную меру все художественные возможности краснофигурной
вазописи были раскрыты уже в период классического искусства.
Таким образом, в вазописи, как и в
архитектуре, к концу архаического периода получили исключительно важное
значение реалистические тенденции, во многом подготовившие победу реализма в
искусстве Греции эпохи классики.
3.
Классика
С первых десятилетий 5 в. до н.э. начался
классический период развития греческой культуры и греческого искусства. Для
Древней Греции это был период наивысшего расцвета драмы, политического красноречия,
архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и вазописи. Высоко
совершенное, последовательно реалистическое и полное глубокого чувства красоты,
искусство греческой классики определило собой новый и наиболее важный этап в
развитии всего мирового искусства.
Центром развития классической эллинской
культуры стали в основном Аттика, северный Пелопоннес, острова Эгейского моря и
отчасти греческие колонии в Сицилии и Южной Италии — так называемая Великая
Греция. Малоазийские города (Милет и др.), хотя и оправились от разгрома,
учиненного персами, но уже не могли играть былой ведущей роли в экономической и
культурной жизни Греции.
Время наивысшего расцвета древнегреческого
искусства — в “эпоху Перикла” — продолжалось примерно также четыре десятилетия
— с 450 по 410 г. до н.э. Художественные создания периода высокой классики
отличались героической величавостью, монументальностью и гармоничностью
человеческих образов и одновременно жизненной непринужденностью,
естественностью и простотой.
Страницы: 1, 2
|