Взаимодействие военного прокурора и правоохранительных органов
Воронежский
Государственный Университет
Юридический факультет
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОЕННОГО ПРОКУРОРА И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ.
|
Дипломная работа
студентки 5 курса
дневного отделения
И.П.Олейник
|
|
Научный руководитель
доцент А.Б. Чаус
|
Воронеж 1999
О Г Л А В Л Е Н И Е
Введение
1 глава
Понятие, значение, правовая регламентация и формы
взаимодействия военного прокурора с командованием и
правоохранительными органами.
Параграф : 1)
Понятие взаимодействия и его сущность
2)
Правовая регламентация взаимодействия
2 глава
Взаимодействие военного прокурора с командованием
подразделений, частей и соединений по обеспечению задач,
возложенных на военную прокуратуру.
Параграф : 1)
Командование - как субъект взаимодействия
2)
Правоохранительные органы
3)
Военный прокурор
3 глава
Взаимодействие военного прокурора с правоохранительными
органами по обеспечению задач,возложенных на военную прок-ру.
Параграф : 1)
Организация взаимодействия военного прокурора с
командованием и правоохранительными органами
2)
Формы взаимодействия
Заключение
Список использованной
литературы
В
В Е Д Е Н И Е
Проводимые
в России демократические реформы коренным образом изменили не только
политический и экономический режим государства, но и сложившиеся общественные
отношения, психологию общества в целом. Параллельно с продвижением государства
и общества по пути реформ развивается и новое Российское законодательство.
Однако, порой, обстановка в стране меняется столь стремительно, что
законодательство не успевает оформить юридически возникшие общественные
отношения, разработать детально и внедрить в практику механизм их
регулирования. Поэтому в нынешнем российском законодательстве можно найти
довольно большое количество пробелов - общественных отношений, нуждающихся в
правовой регламентации, вопросов, которые уже стоят на законодательной
платформе, но требуют дополнительной разработки законодателем. В качестве
примера можно привести российский уголовный закон, отдельные положения
которого, например, противоречат Конституции России, недостаточная
регламентация уголовно - процессуальным законом производства по уголовным
делам в суде присяжных.
Такая
обстановка неминуемо ведет к усилению криминогенной обстановки в стране,
повышению уровня преступности, укоренению в сознании мысли о возможности
избежать ответственности за совершенное правонарушение. И.Кант в своей
работе “Учение о государстве и праве” писал, что в правовом государстве (к
построению которого и стремится Россия) “верховенство закона обеспечивается
изобилием мудрых законов”[1]
Многообразие
противоправных проявлений, сложность процесса их выявления и пресечения
предполагает не только повсеместное и непрерывное совершенствование
законодательной базы, но и использование в борьбе с ними возможностей
различных государственных органов, специальным предназначением которых является
осуществление правоохранительной деятельности. Совокупность таких органов
образует правоохранительную систему, каждый из элементов которой, в пределах
предоставленной ему законом полномочий, организует свою деятельность,
направленную на укрепление законности и правопорядка, борьбу с преступностью,
защиту прав и свобод личности, прав и законных интересов предприятий,
организаций, учреждений и выполнение других задач, определяемых
законодательством. Однако, в сравнении с огромным количеством форм и способов
нарушения закона, формы и методы борьбы с его нарушениями не столь
многочисленны и, как уже отмечалось выше, строго регламентированы
законодательством. Поэтому функционирование одного органа правоохранительной
системы в строго ограниченных для него законом пределах, порой не позволяет
единолично выполнять возложенные на органы задачи, а требует на ряду с
использованием их собственных резервов, выполнением каждым из них своих
функций, также и осуществления ими совместной, согласованной деятельности для
успешного решения единых для правоохранительных органов задач. В этой связи
необходимо особо отметить роль прокуратуры Российской Федерации, которая,
согласно ст. 1 Закона Российской Федерации “О прокуратуре Российской
Федерации” является единой централизованной системой органов России,
осуществляющих надзор за исполнением законов на всей ее территории, уголовное
преследование, в соответствии с предоставленными прокуратуре полномочиями, а
также КООРДИНАЦИЮ деятельности правоохранительных органов по борьбе с
преступностью.[2]
Сказанное
в полной мере относится и к военной прокуратуре - специализированному органу,
действующему в Российских Вооруженных Силах. Являясь неотъемлемой частью
системы органов прокуратуры Российской Федерации военная прокуратура, выполняя
задачи, возложенные на нее законом “О прокуратуре Российской Федерации”,
направляет свою деятельность на укрепление законности и правопорядка в
Вооруженных Силах, охрану от всяческих посягательств безопасности России,
боеспособности и боеготовности ее Вооруженных Сил, прав, свобод и законных
интересов военнослужащих, войсковых частей, учреждений, организаций Вооруженных
Сил, а также воинской дисциплины и установленного порядка несения военной
службы.[3]
Необходимо также отметить, что термин “специализированный орган” приемлем в
определении военной прокуратуры лишь по причине специфичности сферы ее
деятельности и ни в коей мере не умоляет ее значения, а, наоборот, лишь
подчеркивает значимость выполняемых военной прокуратурой функций.
В
настоящей работе автор ставит задачу разрешить проблему взаимодействия органов
военной прокуратуры с другими правоохранительными органами и командованием
воинских частей, для чего, на наш взгляд, необходимо, на основании изученных
материалов, раскрыть понятие термина “взаимодействие”, его значение в работе
военной прокуратуры, степень правовой регламентации, а также основные принципы
и формы осуществления с учетом особенностей функционирования Вооруженных Сил.
Кроме того, для наиболее полного освещения данной темы представляется
необходимым также рассмотреть и дать краткую характеристику субъектов
взаимодействия: военного прокурора, командования воинских частей и
правоохранительных органов. Так как взаимодействие являет собой сложный,
непрерывный процесс, необходимымо рассмотреть его как отдельно взятое явление
для более точного отражения сущности последнего, а затем, говоря о конкретных
формах взаимодействия, показать динамику этого процесса.
Г Л А В А 1
“Понятие, значение, правовая регламентация
и формы взаимодействия”
Понятие взаимодействия и его сущность.
Термин
“взаимодействие” отсутствует в законе, однако он широко используется и в теории
и на практике, поскольку удачно отражает характер коллективных усилий различных
правоохранительных органов при решении стоящих перед ними задач. Поэтому,
раскрывая данное понятие необходимо учитывать его смысловое значение. В широком
смысле “взаимодействие ” выступает как
философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга,
их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.[4] При этом взаимодействие
выступает как объективная и универсальная форма движения, развития,
определяющая существование и структурную организацию любой материальной системы.
Такое определение взаимодействия является всеобъемлющим и применимо для
отражения любых процессов и форм проявления сознания. Поэтому для более ясного
понимания термина “взаимодействие” применительно к данной теме, обратимся к
более узкому и наиболее часто употребляемому, в смысловом отношении, значению,
которое по своей сущности созвучнее с понятием ”координация” (от латинского
“со- “ совместно, “ordinatio”- упорядочение - взаимосвязь, согласование)[5] , т.е. взаимосвязанная,
согласованная деятельность, различных его субъектов, в данном случае - военного
прокурора с командованием или правоохранительными органами. Такая взаимосвязь
или взаимные действия возможны при наличии некоторых условий. Во - первых, во
взаимодействии должны участвовать как минимум два субъекта. Это означает, что
каждый из участников должен ясно осознавать, что он является субъектом
взаимодействия и выполняет возложенные функции совместно с другим субъектом. Из
этого положения вытекает следующее условие - общность целей и задач для всех
участников взаимодействия. Разобщенность в целях и задачах ведет потере смысла
взаимодействия, ибо в этом случае каждый из участников выполняет иные по
отношению к другому, задачи или достигает иных целей, делает это самостоятельно
и следовательно ни о каком взаимодействии в данном случае не может быть и речи.
Говоря о единстве задач и целей, необходимо отметить, что укрепление законности
и правопорядка, борьба с преступностью - являются едиными задачами для всех
правоохранительных органов. Выполнение этих задач складывается из ряда
последовательно решаемых этапов, более конкретизированных по своему содержанию.
То
же самое можно сказать и о целях, достигаемых в процессе взаимодействия,
которые ставят перед собой военные прокуроры. Под целями понимается состояние
или результат, которых в настоящее время еще нет, но которые намечено
достигнуть, в том числе и в процессе взаимодействия с другими
правоохранительными органами или командованием воинских частей. Степень
достижения поставленных целей при осуществлении взаимодействия называют его
эффективностью. Чем больше степень достигаемых целей, тем больше эффективность.
Однако цели могут быть неодинаковы и неравноценны. В юридической литературе
они подразделяются по степени их важности на цели высокого и более низкого
уровня.[6]
Высший
уровень целей - это собственно задачи военной прокуратуры, закрепленные в ст.2
Положения о военной прокуратуре. Их достижение означает, что полностью
соблюдаются права и свободы военнослужащих, военных строителей, призванных на
сборы военнообязанных, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил
и других граждан, права и законные интересы воинских частей, учреждений, ВУЗов,
предприятий и организаций Вооруженных Сил, что обеспечивается охрана от
всяческих посягательств безопасности Российской Федерации, боеготовности и
боеспособности ее Вооруженных Сил, воинской дисциплины и уставного порядка
несения военной службы. Таким образом, цель взаимодействия высшего уровня
можно определить как укрепление законности и правопорядка. Конечной целью всей
деятельности военных прокуроров является укрепление законности и правопорядка
в Вооруженных Силах Российской Федерации. Следовательно, высшая цель
взаимодействия - это цель всей многогранной деятельности военной прокуратуры.
Достижения этой цели также добиваются и другие правоохранительные органы и
органы военного управления.
Высший
уровень целей - это достижение высшего уровня эффективности взаимодействия,
означающего полное выполнение его цели - точного исполнения закона всеми
лицами. Это означает и создание социальных и моральных условий, исключающих
совершение противоправных деяний и антиобщественных проявлений. Имеется ввиду
одновременное достижение и высокого уровня сознания субъектов, для которых
точное исполнение законов становится жизненной необходимостью. Однако, высшая
цель деятельности военной прокуратуры, в том числе и организуемого
взаимодействия в настоящее время рассматривается как идеальная, желаемая. Она
выступает этапом к которому стремится военная прокуратура, осуществляя
взаимодействие. Поэтому на практике военные прокуратуры, исходя из имеющихся
возможностей, ставят более реальные цели: добиться снижения правонарушений,
добиться прекращения роста правонарушений или даже приостановить их рост, имея
ввиду в перспективе через несколько лет или даже более поздний период
времени, достигнуть высшей цели - точного исполнения законов всеми
субъектами. Но такие цели, то есть цели ближайшего периода (обычно цели года)
для военной прокуратуры выступают в качестве высших. Тоже можно сказать и
относительно задач. Военные прокуроры как бы постепенно, поэтапно добиваются
достижения высших целей. Поэтому на каждом этапе взаимодействия высшая цель
определяется с учетом конкретной обстановки. Точное же исполнение законов всеми
субъектами в таком случае может рассматриваться как высшая перспективная
цель. Она может быть достигнута в перспективе путем достижения целей каждого
конкретного периода. Назовем их текущими целями.
Целями
взаимодействия более низкого уровня могут выступать:
-
сбор сведений о нарушениях закона. Имеется ввиду сбор сведений не о всех
нарушениях, а только о тех, для устранения которых требуется вмешательство
военного прокурора;
-
выявление нарушений законов, установление обстоятельств им способствующих и
лиц, нарушивших законы;
-
принятие мер по фактическому устранению нарушений законов, причин нарушений и
условий, им способствующих и привлечению к ответственности виновных лиц.
Предполагается своевременное и полное выявление и устранение нарушений законов
и способствующих им условий;
-
охрана прав и свобод военнослужащих, военных строителей и других субъектов,
прав и законных интересов воинских частей, организаций и учреждений;
-
предупреждение нарушений законов и повышение правовых знаний должностных лиц,
военнослужащих, военных строителей и других граждан. Достижению цели
предупреждения нарушений законов и повышения правовых знаний должностных лиц в
процессе осуществления взаимодействия, способствует вся многогранная
деятельность военных прокуроров.
Третьим
важным условием осуществления взаимодействия является согласованность действий
всех его субъектов во времени. К примеру, если информация о правонарушениях
поступает от командования воинских частей тогда, когда эти нарушения уже
выявлены другими способами (прокурорской проверкой, поступил сигнал от других
лиц и т.д.), то такое “взаимодействие” навряд ли будет эффективным. Поэтому,
каждый из субъектов должен четко понимать отведенную ему во взаимодействии роль
и своевременно включаться в деятельность другого субъекта. Из сказанного выше может
сложиться впечатление, что взаимодействие - явление периодическое и прибегают к
нему по мере необходимости. Однако это не так. Взаимодействие - это очень
сложный, динамичный и непрерывный процесс. В месте с тем, чтобы лучше изучить
какое - либо явление или предмет, всесторонне понять его сущность, удобнее
рассмотреть его в статике. Для лучшего понимания процесса взаимодействия, на
наш взгляд, целесообразнее рассмотреть его сначала как явление и, раскрыв
основные его положения, рассмотреть динамику этого процесса. Поэтому,
возвращаясь к временным параметрам данного процесса, необходимо отметить, что
согласованность действий во времени подразумевает активность всех его
субъектов, а не только его организатора. Каждый из субъектов, осознавая свою
роль в этом процессе и, проявляя разумную инициативу, своевременно совершает
необходимые действия.
Процесс
взаимодействия, как уже отмечалось выше, процесс сложный, многогранный и
непрерывный. Он охватывает собой почти все сферы деятельности военного
прокурора, однако не всегда взаимодействию уделяется должное внимание. Любой
военный прокурор так или иначе взаимодействует и с правоохранительными
органами и с органами военного управления ,но как и любой другой работник
военной прокуратуры, он может поддерживать личные отношения с представителями
вышеупомянутых органов. Такая взаимосвязь не является предметом рассмотрения
данной темы, однако, необходимо отметить ,что налаживание более тесных связей
между указанными субъектами может оказать значительную помощь в процессе их
взаимодействия. Это отнюдь не означает ,что при осуществлении взаимодействия
возможно внесение в служебные отношения духа панибратства, принципа “ ты - мне,
я - тебе “.Однако правильное понимание духа товарищества, осознание выполнения
общего дела, взаимовыручка ( в правильном понимании этого слова ) могут
значительно повысить эффективность работы всех вышеуказанных органов,
сэкономить драгоценное время, которое можно с пользой использовать на других
направлениях деятельности военного прокурора.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|