Американские
демографы Карл Хауб и Машико Янагшита в своем недавно опубликованном
исследовании вообще высказывают мнение, что народам ряда стран грозит опасность
физического исчезновения. Что же касается Индии и Китая, то при сегодняшних
тенденциях роста населения, полагают Хауб и Янагшита, они не смогут прокормить
себя уже к 2025 году.
ГЛАВА
III. Глобальные демографические
проблемы
3.1
Проблема старения населения
В Китае, как и во
многих других странах, все резче обозначаются проблемы, вызванные особенностями
современных социально-демографических процессов. Одна из них - старение
населения, иными словами - стабильное увеличение доли пожилых людей в составе
населения. В КНР доля граждан старше 65 лет, согласно Всекитайской переписи
населения 2000 года составляла 6,96% от общей численности населения (88,11
миллиона человек). Ежегодно численность пожилых людей увеличивается более чем
на 3%.
Процесс старения
населения КНР идет гораздо более стремительными темпами, нежели в какой-либо
другой стране, что объясняется успехами в реализации жесткой политики
ограничения рождаемости и улучшением социально-бытовых условий жизни китайского
народа в последние десятилетия. Регулирование рождаемости в целях ускорения
экономического развития страны породило проблему "наоборот" - в
стране стремительно растет группа населения старше 60 лет. Согласно прогнозам
демографов, к 2030 году каждый пятый житель Поднебесной перешагнет эту
возрастную границу.
Нация, имеющая
более 10% населения старше 60 лет, считается в соответствие с документами ООН
"стареющей". Китай во второй половине XXI века станет самой старой
(по составу населения) страной мира. Такого рода демографическая ситуация в
свою очередь порождает непростые экономические, социокультурные и
социопсихологичесие проблемы, которые необходимо решать, причем экстренно, уже
сейчас, не дожидаясь 2030 года. Впервые в истории человечества сложится столь
неблагоприятная для общественного развития возрастная структура населения. В
интересах сохранения социальной стабильности и поступательного развития
руководство Китая в короткие исторические сроки должно выработать такую систему
попечения престарелых, которая могла бы обеспечить достойную жизнь пожилым
гражданам.
Политики, ученые
и китайская общественность в последние годы все активнее обсуждают проблемы
старения общества, ищут пути их решения. Наиболее актуальны, по мнению
китайских специалистов, следующие проблемы: 1) снижается уровень жизни пожилых
людей в связи с изменением структуры доходов; 2) отсутствует гарантированная
медицинская помощь пожилым людям в связи с недостаточными отчислениями
предприятий на медицинское обслуживание пенсионеров; 3) старики эксплуатируются
собственными детьми, которые подчас жестоко обращаются с ними и даже оставляют
на произвол судьбы; 4) многие старики старше 80 лет нуждаются в помощи по
ведению хозяйства и самообслуживанию; 5) многим пожилым людям недостает
духовной и культурной активности.
Политика контроля
над ростом населения, в частности политика «планирования семьи», вызвала еще
одно явление в демографии КНР: происходят изменения в возрастной структуре.
Увеличивается доля взрослого и трудоспособного населения. Резкое «постарение»
населения ожидается в предстоящие 40 лет. В конце 1996 года в Китае было около
130 млн. человек в возрасте 60 лет и старше – примерно 10% от общей численности
населения. Согласно оценке ООН, если количество людей в возрасте 60 лет и
старше составляет свыше 10% от общей численности населения, то данная страна
является «страной с пожилым населением». Таким образом, Китай входит в число
подобных стран. В течение следующих 40 лет количество пожилых китайцев будет
увеличиваться ежегодно более чем на 3%,. К 2025году оно составит свыше 300 млн.
человек, или более 20% от общей численности населения. В 2035 году доля пожилых
людей поднимется до 27%, т.е. каждый четвертый человек в стране будет пожилым.
Вместе с
увеличением доли пожилых людей в общей численности населения увеличивается и
коэффициент их иждивенческой нагрузки, что означает и увеличение экономической
нагрузки. В 1988 году количество пенсионеров составляло 18 млн. Человек (14% от
численности работающих), а расходы на пенсии – 18 млрд. юаней. В 2000 году
пенсионеров стало 40 млн., или 17% от численности работающих. Таким образом, расходы
на них возросли до 50 млрд. юаней. В промышленно развитых городах старение
население уже сегодня является серьезной проблемой. Например, в Шанхае в конце
1986 года количество пенсионеров превышало 1,38 млн., что составляло около
28,3% от работающих горожан. Сумма пенсий составляла 20% от общего фонда
заработной платы.
Государство много
делает, чтобы обеспечить спокойную и безбедную старость граждан КНР. Почти во
всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения создана
сеть домов престарелых. Китайские власти, особенно на местах, стремятся,
заботясь о пенсионерах, не изолировать их от общества. Прежде всего они
вовлекают их в различные формы общественно-полезной деятельности. Для них
создан ряд предприятий «с облегченным способом производства», также они
принимают участие в поддержании общественного порядка, воспитании подрастающего
поколения, помогают советом и консультациями на местах своей прежней работы.
//
Старение населения повлияет на распределение и перераспределение
национального дохода, на экономическую систему и ее развитие в целом. В 1984
году китайские пенсионеры в среднем получали пенсию в сумме 769 юаней
ежемесячно. Эти расходы в 5 раз больше, чем расходы на детей в городах Китая.
Также изменяются пропорции между расходованием и накоплением капитала.
В Китае в
основном традиционная структура семьи. На сегодняшний день только 4% лиц в
возрасте 60 лет и старше живут отдельно. Но со старением населения семейная
структура измениться: увеличится количество отдельных семей пожилых людей и
семей типа 4:2:1, где 4 – люди пожилых возрастов, 2 – трудоспособное население,
1 – несовершеннолетние. Так политика «одна семья – один ребенок; породила
своего рода демографический капкан. Создалась ситуация, когда максимальное
социальное бремя должно лечь на поколение, минимально для этого подготовленное.
На «маленьких императоров», как окрестили китайцы эгоистичное племя своих
единственных сыновей и единственных дочерей, которые выросли без братьев и
сестер, не привыкли ни с кем делиться и еще меньше – чем-либо жертвовать.
По мнению
китайский специалистов, быстрый бесконтрольный рост населения сводит и будет
сводить практически на нет достижения в экономической области. Страна, по их
мнению, должна «взяться за два вида производства» – экономику (в направлении ее
неуклонного развития) и демографию (в направлении резкого сокращения темпов
роста населения).
Перед
государством и обществом встают проблемы не только материального, но
морально-этического порядка по отношению к престарелым. Гуманное отношение к
старости - это не только пенсионное обеспечение, достойные человека социальные
услуги и гарантированное медицинское обслуживание, это и повседневная
практическая работа по разрешению медико-социальных, семейно-бытовых,
эмоционально-психологических и многих других проблем граждан старших возрастов,
которая должна осуществляться на местах различными структурами системы
социальной защиты населения совместно с общественными и благотворительными
объединениями.
В Система ухода
за стариками в обществе детерминируется уровнем экономического развития,
социальной структурой, семейной организацией и культурными традициями. В Китае
эта система, ставшая культурной традицией, эффективно функционировала на
протяжении более двух тысячелетий. Социальные и экономические изменения второй
половины XX века оказали значительное влияние на систему ухода за престарелыми
в китайском обществе, подорвали саму основу ее существования, сложившуюся на
основе конфуцианской концепции сяо модель взаимоотношений между родителями и
детьми, представителями разных поколений - старшими и младшими. Первый удар
системе был нанесен "Законом КНР о браке", закрепившим основные
принципы матримониальной системы и отношений между членами семьи в
социалистическом Китае: единобрачие, равенство мужчины и женщины, свободный
выбор брачного партнера. Трансформировались и взаимоотношения между
представителями различных поколений, что было связано с изменениями порядка
наследования, счета родства, происшедшими в связи с внедрением в китайское
общество идей демократии, равенства представителей различных возрастных групп,
социалистических представлений о собственности.
Жесткая
демографическая политика, резко ограничившая количество детей в китайских
семьях, также нанесла некоторый ущерб системе семейного ухода за родителями,
взвалив на плечи единственного ребенка объективно непосильную заботу о
собственных родителях и двух парах прародителей (дедушках и бабушках).
В современном
обществе доминирующим структурным типом является нуклеарная семья (состоящая из
супругов и не состоящих в браке детей), а основными отношениями - отношения
между супругами. Вместе с изменением структуры китайской семьи в пользу
нуклеарных семей растет и пропасть между родителями и детьми в представлениях о
жизненных ценностях и образе жизни. Именно поэтому современные молодые
супружеские пары стремятся жить отдельно от родителей. Так, количество
новобрачных, живущих отдельно от родителей, с 1992 по 1998 год возросло вдвое,
достигнув 68%. В Пекине количество семей, состоящих из людей старше 60 лет,
составляют 34%, а в Шанхае 36,8% от общего числа семей.
Социологический
опрос студентов и пожилых людей в Пекине, выявил, что представители различных
поколений по-разному понимают концепцию сыновней почтительности и обязательства
взрослых детей по отношению к родителям. Для старших возрастных групп
характерны высокие ожидания относительно почтительности и уважения со стороны
младших по возрасту. Молодежь также положительно оценивает уважительное
отношение к старшим, особенно к родителям, однако такие показатели как
"повиновение" и "послушание" получили самые низкие
коэффициенты, тогда как "уважение" - самый высокий. Забота о
престарелых родителях (имеется в виду уход и помощь по дому) и финансовая
помощь - так видят свои обязанности молодые люди. Девушки на первое место
поставили сохранение связей со старшими. "Уважение старших, но без
обязательного повиновения им" - такова новая культурная установка,
характеризующая отношение к старшим в современном китайском обществе.
Во второй
половине XXI века молодые поколения даже при всем желании (наличие которого
находится под вопросом) объективно не смогут обеспечить адекватную требуемой и
необходимой экономическую и иную помощь старшим поколениям. Проблема состоит в
том, что на одного молодого человека падает забота о шести ближайших
родственниках (родителях и двух парах прародителей). Это практически невозможно
при необходимости делать карьеру, добиваться повышения уровня жизни, создавать
свою семью, воспитывать, обеспечивать и давать образование своим детям. Все это
требует затрат, несоизмеримых с затратами на детей в традиционном обществе.
Время и возможности ухаживать за родителями, бабушками и дедушками и общаться с
ними сильно ограничено из-за значительно ускорившегося ритма жизни. Ситуация
усугубляется и устойчивой тенденцией к раздельному проживанию родителей и
состоящих в браке детей, отсутствием братьев и сестер, с которыми можно было бы
разделить заботы по уходу за
В 2002 году в КНР
насчитывалось более 10 миллионов нуждающихся в уходе граждан в возрасте старше
70 лет. В государственных домах для престарелых живут 170 тысяч человек, в
домах для престарелых, содержащихся за счет коллективов - 660 тысяч человек, в
приютах, созданных на благотворительные средства - 30 тысяч человек.
Потребность в такого рода заведениях гораздо выше. Как правило, прежде в дома
престарелых попадали люди, не имеющие детей и родственников. Сейчас ситуация
принципиально изменилась: одиночество перестало быть основным критерием.
3.2
Миграции населения
В последнее время
в демографической области возникла еще одна сложная проблема, которая вызывает
серьезное беспокойство. Это огромная масса мигрирующего населения. Как считают
в Китае, ее возникновение связано с осуществлением в деревне аграрной реформы.
Переход на систему семейной подрядной ответственности высвободил значительное
количество крестьян. Большинство бывших земледельцев устроилось на местные
волостные не поселковые предприятия, сеть которых быстро развивается в сельских
районах, часть же двинулась в города в поисках работы на стройплощадках,
промышленных предприятиях, в сфере обслуживания. Наплыв мигрантов оборачивается
большими хлопотами для городских властей: усугубляется и без того напряженное
положение на общественном транспорте, в здравоохранении.
Мобильное и
поэтому трудно поддающееся контролю мигрирующее население затрудняет реализацию
демографической установки «одна семья – семья, один ребенок». Обследование,
проведенное в ряде городов, показало, что 70% женщин из числа приезжих «не
следует государственной политике «планирования семьи», имея по двое и более
детей. Местные власти принимают меры, чтобы контролировать положение. В ряде
провинций муниципалитеты требуют, чтобы перебирающиеся в города местные
крестьяне предъявляли специальные «сертификаты планирования семьи»,
удостоверяющие их семейное положение и наличие детей. Без таких документов их
не принимают на работу.
Миграция
значительно осложняет ускорившийся в последнее время процесс урбанизации в КНР.
В последнее время заметно растет число городов-миллионеров и других крупных
городов, в которых проживает подавляющее большинство жителей, что характерно
для процесса урбанизации в Китае.
В
течение многих веков до середины 19 века
внешние миграции не играли существенной роли в изменении
численности населения Китая, переселения китайцев за рубеж не были
значительны по сравнению с массой его населения.
В
настоящее время китайцы проживают более чем в 70
стра3нах мир, но размещение их по странам и континентам очень
неравномерно. Китайская эмиграция традиционно направлялась в
страны Юго-Восточной Азии.
С
90-х годов проходит значительное увеличение международной миграции рабочей
силы, которое стимулируется учреждением первой в КНР
международной корпорации трудовых услуг.
Внутренние
миграции. Внутренние миграции играют существенную
роль в размещении населения. Жители густонаселенных провинций
Шаньдун, Хэнань, Хэбэй, Хунань, Цзянсу, Аньхой и других
переселяются в менее освоенные и заселенные районы. Особенно
быстро возрастает численность населения (в результате притока
переселенцев из внутренних районов) в северо-восточных провинциях,
главным образом Хэйлунцзяне и Гирине, а также во Внутренней
Монголии и Синьцзяне.
Большой
интерес представляют состав и характеристики
мигрантов. Основная масса мигрантов представлена сельской
молодежью
Половой
состав мигрантов зависит от расстояния и отрасли
промышленности в новом месте проживания. Как правило, на более
длительные расстояния переезжают больше мужчин, которые позже
вступают в брак или перевозят свои семьи. Для новых районов
освоения или интенсивного строительства в первоначальный период
характерен перевес в половой структуре в пользу мужчин
3.2.1
Миграции населения из КНР в Россию
Статистика
Федеральной пограничной службы России (ФПС) позволяет заключить, что примерно
80 процентов китайцев въезжают на территорию России через пограничные переходы
Дальневосточного пограничного округа, до 50 процентов — через пограничные
переходы в Приморском крае. В 1998–2001 годах интенсивность пересечения
российско-китайской границы была примерно одинаковой: ежегодно в Россию
въезжали и выезжали из нее 450–490 тысяч китайцев. В 2002 году ситуация резко
изменилась: число лиц, въехавших в страну, возросло почти на 55 процентов по
сравнению со среднегодовым уровнем предшествующих четырех лет. Число китайцев,
покинувших Россию, увеличилось на 52 процента. Если за 1998–2001 годы в России
остались в общей сложности 35,9 тысячи китайцев, то в одном только 2002 году —
27,2 тысячи, в три раза больше среднегодового уровня предшествующих четырех
лет. В 2003 году ситуа ция мало изменилась — в стране остались 23,3 тысячи
мигрантов. Всего за шесть лет в России остались 86,4 тысячи человек.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|