Это
после никоновской «любви» к роскоши, золоту, жемчугам и драгоценным каменьям
церковь господствующая обременилась и отяготилась мирскими богатствами, земными
кандалами. Иконы, – окна в Царство Небесное, в горние миры, – обложили и
заковали в земные – золотые и серебряные, а сегодня уже и в алюминиевые, и в
жестяные, – кандалы.
Пробыл Никон на патриаршем престоле недолго – всего лишь
шесть лет. Не понравилось царю то, что патриарх начал вторгаться в
государственные дела, возмечтал встать выше царя и подчинить его своей воле
(это чтобы царь-то согласился разделить свою власть с малограмотным мужиком
мордовским?!).
«…О
царской власти он отзывался с пренебрежением и с укоризнами. Однажды Никон
выразился: «Мне и царская помощь не надобна, я на неё плюю и сморкаю»*[9]. Царю было
доложено об этом отзыве Никона... В это время прибыл в Москву Паисий Лигарид…
Когда
царь решил от Никона избавиться и власти патриаршей его лишить, то
воспользовался услугами именно этого человека, в своём роде весьма яркого и
колоритного… до омерзения - греческого митрополита Паисия Лигарида - «Ему и
суждено было стать во главе всех иерархических и церковных дел в России.
Лигарид был тайным иезуитом, воспитание получил в Риме. Восточные патриархи
предали его проклятию за измену православию и низвергли его из сана (это там
его низвергли из сана, а здесь доверить ему «правку» книг богослужебных,
«исправление» дел церковных и «улучшение» дел государственных – можно!
В
Москву он прибыл с подложными грамотами и сумел обмануть царя и снискать его
доверие к себе («сумел» только потому, что пришёлся «ко двору», вовремя
предложив свои услуги). Сам Лигарид писал о себе: «…Прибегаю к святой
Конгрегации – иной матери нет у меня. …Все знают, что я латинист, - писал он
«Пропаганде», - обучался в Риме и работаю в духе единения восточной церкви с
Римской». Лигарид просил папу, чтобы и в архиепископы его посвятили в Риме униатские
епископы…, был папистом в действительности, но рядился в православную мантию».*[10]
«Заботами»
и стараниями Алексея Михайловича и Паисия Лигарида «…Никон сослан был в Ферапонтов
монастырь (Новгородской губернии). Но ссылка эта была для него богатой и
роскошной, ибо Новгородские, Белозерские монастыри обязаны были доставлять ему
ежегодно столько всякой провизии и разных напитков, что их в довольстве хватило
бы на большое количество свободно и пресыщено живущих помещиков. В «Истории
России» С.М. Соловьёва даны фактические сведения, какие монастыри, и какую провизию
и что другое доставляли Никону в Ферапонтов монастырь»*[11].
Любопытно,
что «…ещё будучи на патриаршем престоле, он заявлял, что старые Служебники
добры и по ним можно совершать службу Божию. Уйдя же с престола, он позабыл, и
думать о своих реформах, которые внесли такую страшную смуту в Церковь. Мало
того. Он начал печатать в монастыре богослужебные книги согласно со
старопечатным текстом: Символ веры со словом «Истиннаго», имя Христа - «Исус»,
«Богородице Дево, радуйся Обрадованная…», а не «благодатная», как было
исправлено по-новому, аллилуию сугубую и т. п. Этим возвращением к старому
тексту Никон произнес суд над собственной реформой: он признал её ненужной и не
имеющей пользы. Никон скончался в 1681 г., не примирённым ни с царём, …ни с
Церковью»*[12], ни с народом российским,
подготовив страну к страшным испытаниям и ужасам плена духовного. Своим
«патриаршеством» он подготовил Русь к вторжению воров и убийц. Тех, которые
крадут сокровища Души и Сердца, и убивают не тело, а Душу…
Ход реформы.
Патриарх
Никон стал вводить в Русскую Церковь новые обряды, новые богослужебные книги и
другие новшества без одобрения собора, самовольно. Это и послужило причиной
цёрковного раскола. Кто последовал за Никоном, тех народ стал называть
«никонианами», или новообрядцами. Сами же последователи Никона, пользуясь
государственной властью и силой, провозгласили свою церковь православной, как
господствующей, а своих противников стали звать оскорбительной и принципиально
неверной кличкой «раскольник». На них они свалили и всю вину церковного
раскола. На самом же деле противники никоновских нововведений не совершали
никакого раскола: они остались верны древним церковным преданиям и обрядам, ни
в чем, не изменив своей родной православной церкви. Поэтому они справедливо
называют себя православными старообрядцами, староверами или древлеправославными
христианами.
В старину
не было типографий, книги переписывались. В России богослужебные книги писались
в монастырях и при епископах особыми мастерами. Это мастерство, как и
иконописание, почиталось священным и выполнялось старательно и с благоговением.
Русский народ любил книгу и умел ее беречь, как святыню. Малейшая опись в
книге, недосмотр, ошибка считались большой погрешностью. Вот почему сохранившиеся
до нас многочисленные рукописи старого времени отличаются чистотою и красотою
письма, правильностью и точностью текста. В древних рукописях трудно встретить
помарки и зачеркивания. В них было меньше описок, чем в современных книгах
опечаток. Замеченные в прежних книгах существенные погрешности были устранены
еще до Никона, когда в Москве начала действовать типография. Исправление книг
велось с большой осторожностью и осмотрительностью.
Совсем
иначе повелось исправление при патриархе Никоне. На соборе в 1654 г. было
решено исправлять богослужёбные книги по древним греческим и древним
славянским, на самом же деле исправление производилось по новым греческим книгам,
напечатанным в иезуитских типографиях Венеции и Парижа. Об этих книгах даже
сами греки отзывались как об искаженных и погрешительных.
Таким
образом, деятельность Никона и его единомышленников свелась не к исправлению
древних книг, а к их изменению, а точнее говоря, – к порче. За изменением книг
последовали и другие церковные нововведения.
Наиболее
важными изменениями и нововведениями были следующие:
1. Вместо
двоеперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от греческой
православной церкви вместе с христианством и которое является частью
святоапостольского предания, было введено троеперстие.
2. В старых
книгах, в согласии с духом славянского языка, всегда писалось и выговаривалось
имя Спасителя Исуса, в новых книгах это имя было переделано на грецизированное
«Иисус».
3. В старых
книгах установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать
обхождение по солнцу в знак того, что мы идем за Солнцем-Христом. В новых
книгах введено обхождение против солнца.
4. В старых
книгах, в Символе Веры (VIII член), читается:
«И в
духа Святаго Господа истиннаго и животворящаго» после же
исправлений слово «истиннаго» было
исключено*[13].
5. Вместо сугубой,
то есть двойной аллилуии*[14], которую творила Русская Церковь с
древних времен, была введена «трегубая» (тройная) аллилуия.
6.
Божественную литургию в древней Руси совершали на семи просфорах, новые
«справщики» ввели пятипросфорие, т.е. две просфоры исключали.
Никон и его
помощники дерзко посягнули на изменение церковных установлений, обычаев и даже
апостольских преданий Русской Православной Церкви, принятых от греческой церкви
при крещении Руси.
Эти
изменения церковных узаконений, преданий и обрядов не могли не вызвать резкий
отпор со стороны русских людей, свято хранивших древние святые книги и
предания.
Кроме
самого факта изменения древних книг и обычаев церковных, резкое сопротивление в
народе вызвали те меры, с помощью которых патриарх Никон и поддерживающий его
царь насаждали эти нововведения. Жестоким гонениям и казням подвергались
русские люди, совесть которых не могла согласиться с церковными нововведениями
и искажениями. Многие предпочитали умереть, чем предать веру своих отцов и
дедов.
Патриарх
Никон начал свои реформы с отмены двоеперстного сложения. Вся Русская Церковь
творила тогда крестное знамение двоеперстием: три пальца (большой и два
последних) складывали православные христиане во имя Святой Троицы, а два
(указательный и великосредний) во имя двух естеств во Христе – божеского и
человеческого. Так складывать пальцы для выражения главных истин православной
веры учила и древняя греческая церковь. Двоеперстие идет с апостольских времен.
Святые отцы свидетельствуют, что и Сам Христос благословлял своих учеников
именно таким перстосложением. Никон же отменил его. Он сделал это самовольно,
без соборного решения, без согласия церкви и даже без совета с каким-либо епископом.
В то же время он приказал знаменоваться троеперстием*[15]:
складывать первые три перста во имя св. Троицы, а два последние имёть праздными,
т. е. ими ничего не изображать. Христиане говорили: новый патриарх упразднил
Христа.
Троеперстие
было явным новшеством. Оно незадолго до Никона появилось у греков, они же
привезли его и в Россию. Ни один святой отец и ни один древний собор не
свидетельствуют о троеперстии. Поэтому русские люди не хотели его принимать.
Кроме того, что в нем не изображаются два Христова естества, еще и неправильно
изображать на себе крест тремя перстами во имя св. Троицы, не исповедуя в них
человеческого Христа. Выходит, будто св. Троица была распята на кресте, а не
Христос по своему человечеству. Но Никон, ни с какими доводами не хотел
считаться. Воспользовавшись прибытием в Москву антиохийского патриарха Макария
и других иерархов с Востока, Никон предложил им высказаться в пользу нового перстосложения.
Они написали следующее: «Предание, прияхом с начала веры от святых апостол и
святых седми соборов творити знамение честнаго креста тремя первыми перстами
десныя руки. И кто от христиан православных не творит крест тако, по преданию
восточныя церкви, еже держа с начала веры даже до днесь, есть еретик и
подражатель арменов. И сего ради имамы его отлучена от Отца и Сына и Святаго Духа,
и проклята*[16]». Подобное осуждение сначала было
провозглашено в присутствии, множества народа, затем изложено письменно и
напечатано в изданной Никоном книге «Скрижаль». Как громом поразили русский
народ эти безрассудные проклятия и отлучения.
Русский
благочестивый народ, вся Русская Церковь не могли согласиться с таким, крайне
несправедливым осуждением, провозглашенным Никоном и его единомышленниками –
греческими архиереями, тем более что они говорили явную неправду, будто бы и
апостолы, и св. отцы установили троеперстие. Но Никон не остановился на этом. В
Книге «Скрижаль» к только что приведенным он добавил новые осуждения. Он дошел
до того, что стал хулить двоеперстие, как якобы заключающее в себе страшные
«ереси и нечестия» древних еретиков, осужденных вселенскими соборами (армян и
несториан).
В
«Скрижали» преданы проклятию и анафеме православные христиане и за то, что
исповедуют в символе веры Духа Святого истинным. В сущности, Никон и его
помощники проклинали Русскую Церковь не за ереси и погрешности, а за истинно православное
исповедание веры и за древние церковные предания.
Противники Никона.
Реформаторская
деятельность Никона встретила сильное сопротивление со стороны видных Духовных
деятелей того времени: епископа Павла Коломенского, протопопов – Аввакума,
Иоанна Неронова, из Костромы, Логгина из Мурома и других. Эти лица пользовались
в народе огромным уважением за их пастырскую деятельность. Протопопы Иоанн
Неронов и Аввакум обладали большим даром слова. Они умели говорить просто и
ясно, горячо и вдохновенно. Они не стеснялись говорить правду в глаза сильным
«мира сего» сего, обличали пороки и преступления властей, были прямодушными и
честными. Но их устные проповеди, письма с обличениями церковных нововведений.
Верные и
стойкие поборники церковной старины вскоре подверглись жестоким мучениям и
казням по приказам патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Первыми
мучениками за правую веру были протопопы Иоанн Неронов, Логгин, Даниил, Аввакум
и епископ Павел Коломенский. Они были высланы из Москвы в первый год
реформаторской деятельности Никона (1653–1654 гг.).
На соборе
1654 года, созванном по вопросу о книжном исправлении, епископ Павел
Коломенский мужественно заявил Никону: «Мы новой веры не примем», за что без
соборного суда был лишен кафедры. Прямо на соборе патриарх Никон собственноручно
избил епископа Павла, сорвал с не го мантию и велел немедленно отправить в
ссылку в монастырь. В монастыре епископ Павел был тяжелым мучениям и, наконец,
сожжен в срубе.
Народ
говорил, что на первосвятительском престоле воссел патриарх-мучитель и убийца.
Никон начал свои реформы не с благословения Божьего, а с проклятий и анафем, не
с молитвы церковной, а с кровопролития и убийства. Все трепетали перед ним, и
никто из епископов уже не посмел выступить с мужественным словом обличения.
Робко и молчаливо они соглашались с его требованиями и распоряжениями.
Никон
недолго пробыл на патриаршем престоле, всего семь лет. Своим властолюбием и
гордостью он сумел оттолкнуть от себя всех. Произошел у него разрыв и с царем.
Никон вторгался в дела государства, возмечтал даже стать выше царя и полностью
подчинить его своей воле. Алексей Михайлович стал тяготиться Никоном, охладел к
нему и лишил его прежнего внимания и дружбы. Тогда Никон задумал воздействовать
на царя угрозой, что ему раньше удавалось. Он решил публично отречься от
патриаршества, рассчитывая на то; что царь будет, тронут его отречением и
станет упрашивать, не покидать первосвятительского престола. Никон хотел
воспользоваться этим и потребовать от царя, чтобы тот повиновался ему во всем,
поставив царю условием, что только в этом случае он останется на патриаршем
престоле. Однако Никон жестоко ошибся в своих расчетах. На
торжественной
литургии в Успенском соборе в Кремле 10 июля 1658 г. он объявил с амвона,
обращаясь к духовенству и народу: «От лени я окоростовел, и вы окоростовели от
меня. От сего времени не буду вам патриарх; если же помыслю быть патриархом, то
буду анафема... Тут же на амвоне Никон снял с себя архиерейское облачение,
надел черную мантию и монашеский клобук, взял простую клюку и вышел из собора.
Царь, узнав об уходе патриарха с престола, не стал удерживать его. Никон
отправился в Воскресенский монастырь, прозванный им «Новым Иерусалимом», и стал
жить здесь.
В это время
в Москву с Востока прибыл греческий митрополит Паисий Лигарид. Лигарид был
тайный иезуит, получивший воспитание в Риме. Восточные патриархи за его
иезуитство предали его проклятию и лишили сана. В Москве Паисий Лигарид прибыл
с подложными грамотами и сумел обмануть царя и снискать к себе его доверие.
Этому ловкому и изворотливому человеку и было поручено дело Никона. Паисий
сразу стал во главе всех церковных дел в России. Он заявил, что Никон «должен
быть проклят как еретик» и что дл этого нужно созвать в Москве большой, собор
при участии восточных патриархов. Никон знал, кем был Лигарид и беспомощно
ругал его, называя «вором», «нехристем», «собакой», «самоставленником»,
«мужиком». С Востока были получены достоверные сообщения, что Паисий Лигарид
действительно католик, состоит на службе у римского папы и что восточные
патриархи, низвергли его и прокляли. Но так как царю не на кого было опереться
в борьбе с Никоном, то Паисий Лигарид все-таки остался управителем церкви.
Для суда
над Никоном и рассмотрения других церковных дел царь Алексей созвал в 1666 г.
новый собор (он был продолжен, а в следующем, 1667 г.). На собор прибыли
восточные патриархи, которые как потом выяснилось, были низложены со своих
престолов собором восточных иерархов и поэтому не имели канонического права
решать русские церковные дела. Собор признал Никона виновным в самовольном бегстве
с кафедры и в других преступлениях. Патриархи называли его лжецом, обманщиком
мучителем, сравнивали его с сатаной, говорили, что он даже хуже сатаны,
признали его еретиком за то, что он приказал не исповедовать воров и разбойников
перед смертью. В конце концов, собор лишал Никона священного сана и сделал
простым монахом.
Реформа
Никона, посягнувшая на старую веру и расколовшая единство русского народа, по
существу была не только ненужной, но и вредной.
Решения собора.
Собор
одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил страшные
проклятия и анафемы на старые книги и обряды. Двоеперстие собор объявил
еретическим, а троеперстие утвердил на вечные времена как великий догмат.
Проклял тех, кто в символе веры исповедует духа Святаго истинным. Проклял и
тех, кто будет совершать службу по старым книгам. В заключение – собор
произнес: «Если кто не послушает нас или начнет прекословить и противиться нам,
то мы такового противника, если он – духовное лицо, извергаем и лишаем всякого
священнодействия и благодати и предаем проклятию; если же это будет мирянин, то
такового отлучаем от св. Троицы, Отца и Сына и Святаго духа, и предаем
проклятию и анафеме как еретика и непокорника и отсекаем, как гнилой уд. Если
же кто до самой смерти останется непокорным, то таковой и по смерти да будет
отлучен, и душа его пребудет с Иудой-предателем, с еретиком Арием и с прочими
проклятыми еретиками. Скорее железо, камни, дерево разрушатся, а тот да будет
не разрешен во веки веков. Аминь».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|