Центальное и местное управление в древнерусском государстве
Содержание
Введение...................................................................................................... 3
1.
Центральное управление в древней Руси............................................... 5
1.1
Понятие центрального управления....................................................... 5
1.2
Политический строй древнерусского государства.............................. 6
2.
Местное самоуправление в древней Руси.............................................. 12
2.1
Понятие местного самоуправления...................................................... 12
2.2
Становление местного самоуправления в России................................ 13
2.3
Органы местного самоуправления в древней Руси.............................. 14
Заключение................................................................................................. 27
Список
литературы..................................................................................... 29
Введение
Власть
- это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать направляющее,
определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью средств
авторитета, права, насилия, даже вопреки сопротивлению и независимо от того, на
чем такая возможность основана.
Как
явление власть необходима, она призвана обеспечивать потребности человеческого
общежития. Государственная власть призвана управлять, устанавливать правовые и
судить.
Общественная
власть в Древнерусском государстве первоначально образовалась частным путем в
кровнородственных обществах. Она сохраняла частно-правный характер в течение
всего первого периода. Однако сознание общественной роли власти проявляется в
самом начале истории. В древнейшем периоде истории России на первый план
выступает последняя из упомянутых трех функций, т. е. суд; однако и обе первые
уже и тогда входят в задачи государственной власти.
Государство
первого периода по задачам управления совершенно отличается от государства
последующих периодов, особенно 3-го (когда око становится полицейским по
преимуществу). Древнейшее государство есть по преимуществу военное.
Что
же касается самоуправления в Древнерусском государстве, то в науке до сих пор
не сложилось единого мнения о времени его зарождения. Ряд авторов относят зарождение
общинного самоуправления в России ко времени становления и развития общинного
строя у славян, объединения производственных общин в союзы общин и городские
поселения, разделения власти на центральную и местную.
Другие
авторы ведут отсчет российского городского самоуправления от широко
распространенной в ранней домонгольской Руси (X—XI вв.) традиции решать на вече
(от старославянского «вет» — совет) важнейшие вопросы общественной жизни вплоть
до приглашения или изгнания князя. Наиболее полно идея вечевого правления
была реализована в двух русских феодальных республиках — Новгороде и Пскове,
ликвидированных уже во времена Ивана Грозного, где считали вече органом
народной власти. Из Новгорода или новгородских владений идут первые идеи об
общественной самостоятельности.
Третья
группа авторов связывает начальный этап зарождения российского самоуправления с
первой земской реформой царя Ивана IV в середине XVI в. С этого времени
началось развитие отдельных элементов местного самоуправления в России.
1. Центральное управление в
древней Руси.
1.1 Понятие центрального
управления
Понятие
«государственное управление» употребляется обычно в двух значениях — в широком
и узком. В широком значении под государственным управлением понимается
целенаправленное, организующе-регулирующее воздействие государства,
осуществляемое посредством государственного аппарата, всех ветвей
государственной власти на общественные процессы, сознание, поведение и
деятельность людей. В узком же значении это понятие сводится исключительно к
деятельности исполнительных (административных) органов государства. В последнем
значении оно используется главным образом в административном праве.
Государственное
управление осуществляется в рамках государственно-организованного общества и
представляет собой управляющее воздействие одних людей, организованных во
властные структуры, на других, занятых в сферах воспроизводства материальных,
социальных и духовных ценностей. Место и роль государственного управления в
обществе определяются тем, что оно: в о -первых, опирается на власть, т.е.
организованную силу, способную осуществлять свою волю посредством принуждения;
во-вторых, распространяет свое влияние на все общество, на все значимые
процессы в нем; в-третьих, проявляется как взаимодействие двух систем —
субъекта управления (им являются государственный аппарат в целом и его
различные звенья) и объекта управления (это люди, их коллективы, объединения,
общности и т.п.). При этом конкретные средства, методы и способы
государственного управления могут быть самыми разнообразными: от прямого
распорядительства или директивного управления, предполагающего широкое
применение административного принуждения до государственного регулирования,
включающего использование правовых, экономических, идеологических и иных
рычагов воздействия на управляемые объекты.
1.2 Политический строй
древнерусского государства
Государственный
строй Киевской Руси стал предметом научного исследования еще в XVIII в. В
дореволюционной историографии Киевская Русь преимущественно рассматривалась
как самобытное общество и государство, развивающееся иным, нежели Европа или
Азия, путем. Н. П. Павлов-Сильванский первым из отечественных историков
попытался доказать наличие в русской истории феодального периода, однотипного
с западноевропейским феодализмом. С 30-х гг. XX в. в советской историографии
утверждается представление о Древнерусском государстве как о раннефеодальной
монархии. Несмотря на критическое отношение к этой концепции ряда ученых советского
и постсоветского времени (С. В. Бахрушин, С. В. Юшков, И.Я.Фроянов), она все
еще доминирует в исторических трудах.
Раннефеодальная
монархия вырастает из родообщинных отношений и характеризуется слабостью
центральной власти, раздробленностью территории и сохранением значительных
остатков родового самоуправления. Эта форма правления существовала в некоторых
европейских странах — во Франкском государстве, Англосаксонском королевстве,
Германской империи. В политическом строе Киевской Руси также можно обнаружить
признаки, характерные для данного типа государственности.
Во
главе Древнерусского государства стоял великий князь киевский, которому
принадлежала высшая хозяйственная, административная, судебная и военная
власть. Он, однако, не являлся единоличным правителем государства, а его
власть еще не приобрела отчетливо наследственного характера. Существовали
различные способы замещения великокняжеского престола: наследование, насильственный
захват, наконец, избрание вечем. Последний способ, впрочем, имел
вспомогательный характер: избрание князя вечем обычно лишь подкрепляло
наследование или узурпацию им власти.
Князь
управлял при помощи дружины, делившейся на старшую («бояре», «мужи») и младшую
(«гриди», «отроки», «детские»). Старшая дружина фактически являлась княжеским
советом. Совместно с ней князь принимал решения о походах, сборе дани, строительстве
крепостей и др.
Из
нее впоследствии выросла Боярская дума. Дружина содержалась князем на его
средства: за счет добычи от завоевательных походов, отчислений от дани и
судебных сборов. Средством сплочения дружинников и поддержания в их среде авторитета
князя были княжеские пиры. На них обсуждались государственные дела,
разрешались споры и конфликты между дружинниками, распределялись должности. В
недрах дружинной организации, еще до образования Древнерусского государства,
сложилась так называемая десятичная или численная система управления,
распространившаяся впоследствии на города и общины: население делилось на
десятки, сотни, тысячи во главе соответственно с десятскими, сотскими,
тысяцкими.
Ближайшие
родственники князя — братья, сыновья, племянники — образовывали особую
аристократическую прослойку, стоявшую выше других дружинников. Некоторые из
них имели свои собственные дружины. Занимая киевский стол, новый князь обычно
соединял собственную дружину с дружиной своего предшественника.
Для
сбора дани с подвластного населения киевские князья предпринимали специальные
походы — полюдье. Первоначально дань собирали мехами, с XI в. преобладала
денежная дань. Долгое время дань была ненормированной, и ее размер
обусловливался или аппетитом князя и его дружинников, или возможностью использования
дани в качестве средства давления на непокорных подданных. Установление
даннических отношений означало вхождение той или иной территории в состав
Древнерусского государства, а само полюдье являлось способом управления
страной при отсутствии развитого государственного аппарата, так как князья на
месте улаживали конфликты, творили суд, разрешали пограничные споры и др.
Постепенно
из дружинников и лично зависимых от князя людей формировалась княжеская администрация,
важнейшая роль в которой принадлежала представителям князя на местах: посадникам
(наместникам) — в городах и волостелям — в сельской местности. Жалованье за
службу они не получали и содержались за счет сборов с населения — так
называемого корма. Такая система называлась кормлениями, а должностные лица —
кормленщиками.
Княжеским
хозяйством управлял дворский. Ему помогали тиуны, назначавшиеся из дворовых
слуг князя. Они присутствовали также на суде князя или посадника и даже
нередко замещали их в суде. Учет собираемой дани осуществляли данщики, торговую
пошлину — «мыть» — взимали мытники, денежный штраф за убийство — «виру» —
вирники, пошлину за продажу лошадей — «пятно» — пятенщики.
Несмотря
на некоторый рост княжеской администрации, государственный аппарат
Древнерусского государства оставался примитивным. Государственные и дворцовые
функции еще не обособились друг от друга и выполнялись одними и теми же
лицами.
Развитие
феодальных отношений способствовало усилению позиций местных феодалов — князей
и бояр. В их статусе — крупных вотчинников — соединились право на землю и право
на власть. Будучи вассалами великого князя, они обязаны были ему служить. В то
же время они являлись полными господами в своих вотчинах, обладали правом
иммунитета, т. е. осуществляли в своих владениях некоторые государственные
функции, могли иметь собственных вассалов.
Таким
образом, окончательно складывается так называемая дворцово-вотчинная система
управления, при которой выделяются два центра управления — княжеский дворец и
боярская вотчина, власть разделяется между крупными земельными собственниками
— князем и боярами, а выполнение важнейших государственных функций поручается
их представителям, являвшимся одновременно и должностными лицами и
управляющими вотчинным хозяйством. Государственный аппарат фактически совпадал
с аппаратом управления княжеской и боярской вотчиной.
Судебных
органов как особых учреждений в Древнерусском государстве не было. Правосудие
осуществлялось князем или его представителями на основе обычного права и норм
Русской Правды. По мере становления вотчинного землевладения и оформления
боярского иммунитета росло значение боярского суда над зависимыми крестьянами.
Превращение христианства в государственную религию привело к появлению церковной
юрисдикции, распространявшейся на духовенство.
Образование
Древнерусского государства не повлекло за собой немедленной ликвидации
племенных княжений. Местные князья находились в вассальной зависимости от
великого князя, сводившейся к уплате дани и участию в военных предприятиях
Киева.
Фактически
Древнерусское государство представляло собой федерацию земель под сюзеренитетом
киевского князя. По мере разрастания великокняжеской семьи киевские князья
практиковали выделение отдельных земель — уделов — в княжение своим сыновьям.
Они постепенно заменяли князей из местных династий. На некоторое время это
упрочило великокняжескую власть (рис. 1).
Рис. 1 Государственное управление в
Древнерусском государстве
Важную
роль в Древнерусском государстве продолжало играть вече. Из племенной сходки
древних славян оно превратилось в собрание горожан. Решающее слово на вечевых
собраниях принадлежало городской знати. На вече выносились важнейшие вопросы
жизни городской общины. Особенно значительна была роль вече в организации
обороны города: оно формировало народное ополчение и выбирало его
предводителей — тысяцкого, сотских, десятских. Иногда вече избирало князей, заключало
с ними договор (ряд). Из 50 князей, занимавших киевский стол в X — начале XIII
в., 14 были приглашены вечем. Атрибутами вече являлись вечевой колокол и
специальная трибуна, возвышавшаяся над площадью, — степень. Существовал
определенный порядок ведения вече, и, возможно, иногда практиковалась запись
выступлений. Решения на вече принималось большинством голосов. В большом городе
могло быть несколько вечевых собраний. Первое упоминание в летописях о
городском вече датировано 997 г. (Белгород под Киевом).
Многие
историки рассматривали вече как орган народовластия. В то же время они
по-разному оценивали место вече в системе управления Древнерусским
государством. И.Я.Фроянов полагал, что вече являлось верховным учреждением в
городах-государствах Древней Руси; М.Б.Свердлов, наоборот, доказывал эпизодичность
созыва вече, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах войны или восстания и
главным образом в городах Северо-Западной Руси. По мнению же академика
В.Л.Янина, вече наделе приусадебная земля, скот, хозяйственный инвентарь
составляли личную собственность каждой семьи. В общем пользовании находились
пахотная земля, луга, леса, водоемы и т.д. Пахотная земля и покосы подлежали
разделу между общинниками, проводившемуся раз в несколько лет. Община
занималась перераспределением земельных наделов, раскладывала подати между
дворами, разрешала споры между общинниками, разыскивала преступников. В рамках
общины действовал институт круговой поруки. Общинное самоуправление
возглавлялось выборным старостой. Государство было заинтересовано в сохранении
общинных порядков, так как с их помощью было легче осуществлять сбор податей и
обеспечивать лояльность населения княжеской власти.
Развитие
феодальных отношений и рост крупного землевладения имели своим результатом
постепенное подчинение общин государству или отдельным феодалам-вотчинникам.
Наряду с выборными старостами появляются назначаемые князьями и боярами
приказчики и иные должностные лица. Со временем и старосты также стали
назначаться феодалами-вотчинниками.
2. Местное самоуправление в
древней Руси
2.1 Понятие местного
самоуправления
Строго
говоря, сам термин "местное самоуправление" был введен в оборот
реформой. Русские правоведы относили к местному самоуправлению земское и
городское самоуправление. Также в этот разряд попадало самоуправление
национальных окраин. С содержательной стороны местным самоуправлением
признавалась коллективистская деятельность общины по решению вопросов
локального значения. Профессор М. А. Кур-чинский полагал, что самоуправление на
местах представляет собой заведование всеми местными нуждами самим обществом2.
По мнению В. В. Погосского, местное самоуправление есть управление через лиц,
избранных населением3. А. Васильчиков характеризовал самоуправление как
систему, возлагающую на местных обывателей все тяготы управления, с соответствующими
правами1. Такого понимания местного самоуправления придерживались и
представители западной научной мысли. Например, П. Ашлей определял его как
осуществление местными жителями или их избранными представителями тех
обязанностей и полномочий, которые им предоставлены законодательной властью
или принадлежат им по общему праву.
При
всех отличиях приведенные определения базировались на двух основных
постулатах: 1) местное самоуправление есть самостоятельная коллективистская
деятельность общины; 2) сферой ее интересов является круг проблем, охватываемый
понятием "местные дела". Очевидно, что современные определения
анализируемого феномена в основе своей соответствуют прежним представлениям,
так как опираются на те же положения. Именно в этом вопросе зримо ощущается
связь времен. Определяющая черта российской научной мысли состояла и состоит в
том, что местное самоуправление суть самостоятельная, инициативная деятельность
местного населения, стремящегося удовлетворить свои нужды и интересы.
Страницы: 1, 2
|