Меню
Поиск



рефераты скачать Центальное и местное управление в древнерусском государстве

Центальное и местное управление в древнерусском государстве

Содержание


Введение...................................................................................................... 3

1. Центральное управление в древней Руси............................................... 5

1.1 Понятие центрального управления....................................................... 5

1.2 Политический строй древнерусского государства.............................. 6

2. Местное самоуправление в древней Руси.............................................. 12

2.1 Понятие местного самоуправления...................................................... 12

2.2 Становление местного самоуправления в России................................ 13

2.3 Органы местного самоуправления в древней Руси.............................. 14

Заключение................................................................................................. 27

Список литературы..................................................................................... 29


Введение


Власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать на­правляющее, определяющее воздействие на деятельность, поведение лю­дей с помощью средств авторитета, права, насилия, даже вопреки сопротивлению и независимо от того, на чем такая возможность основа­на.

Как явление власть необходима, она призвана обеспечивать потребности человеческого общежития. Государственная власть призвана управлять, устанавливать правовые и судить.

Общественная власть в Древнерусском государстве  первоначально образовалась частным путем в кровнородственных обществах. Она сохраняла частно-правный характер в течение всего первого периода. Однако со­знание общественной роли власти проявляется в самом начале исто­рии. В древнейшем периоде истории России на первый план выступает последняя из упомянутых трех функций, т. е. суд; однако и обе первые уже и тогда входят в задачи государственной власти.

Государство первого периода по задачам управления совершен­но отличается от государства последующих периодов, особенно 3-го (когда око становится полицейским по преимуществу). Древнейшее государство есть по преимуществу военное.

Что же касается  самоуправления в Древнерусском государстве, то в  науке до сих пор не сложилось единого мнения о времени его зарождения. Ряд авторов относят за­рождение общинного самоуправления в России ко времени станов­ления и развития общинного строя у славян, объединения произ­водственных общин в союзы общин и городские поселения, разде­ления власти на центральную и местную.

Другие авторы ведут отсчет российского городского самоуправ­ления от широко распространенной в ранней домонгольской Руси (X—XI вв.) традиции решать на вече (от старославянского «вет» — совет) важнейшие вопросы общественной жизни вплоть до пригла­шения или изгнания князя. Наиболее полно идея вечевого правле­ния была реализована в двух русских феодальных республиках — Новгороде и Пскове, ликвидированных уже во времена Ивана Гроз­ного, где считали вече органом народной власти. Из Новгорода или новгородских владений идут первые идеи об общественной само­стоятельности.

Третья группа авторов связывает начальный этап зарождения российского самоуправления с первой земской реформой царя Ива­на IV в середине XVI в. С этого времени началось развитие отдель­ных элементов местного самоуправления в России.



1. Центральное управление в древней Руси.

 

1.1 Понятие центрального управления


Понятие «государственное управ­ление» употребляется обычно в двух значениях — в широком и узком. В широком значении под государственным управлением по­нимается целенаправленное, организующе-регулирующее воздей­ствие государства, осуществляемое посредством государственно­го аппарата, всех ветвей государственной власти на обществен­ные процессы, сознание, поведение и деятельность людей. В узком же значении это понятие сводится исключительно к деятельности исполнительных (административных) органов государства. В по­следнем значении оно используется главным образом в админи­стративном праве.

Государственное управление осуществляется в рамках государ­ственно-организованного общества и представляет собой управ­ляющее воздействие одних людей, организованных во властные структуры, на других, занятых в сферах воспроизводства матери­альных, социальных и духовных ценностей. Место и роль государ­ственного управления в обществе определяются тем, что оно: в о -первых, опирается на власть, т.е. организованную силу, спо­собную осуществлять свою волю посредством принуждения; во-вторых, распространяет свое влияние на все общество, на все значимые процессы в нем; в-третьих, проявляется как вза­имодействие двух систем — субъекта управления (им являются государственный аппарат в целом и его различные звенья) и объек­та управления (это люди, их коллективы, объединения, общно­сти и т.п.). При этом конкретные средства, методы и способы государственного управления могут быть самыми разнообразны­ми: от прямого распорядительства или директивного управления, предполагающего широкое применение административного при­нуждения до государственного регулирования, включающего ис­пользование правовых, экономических, идеологических и иных рычагов воздействия на управляемые объекты.

1.2 Политический строй древнерусского государства


Государственный строй Киевской Руси стал предметом научного исследования еще в XVIII в. В дореволюционной историографии Киевская Русь пре­имущественно рассматривалась как самобытное общество и госу­дарство, развивающееся иным, нежели Европа или Азия, путем. Н. П. Павлов-Сильванский первым из отечественных историков попытался доказать наличие в русской истории феодального пери­ода, однотипного с западноевропейским феодализмом. С 30-х гг. XX в. в советской историографии утверждается представление о Древ­нерусском государстве как о раннефеодальной монархии. Несмотря на критическое отношение к этой концепции ряда ученых совет­ского и постсоветского времени (С. В. Бахрушин, С. В. Юшков, И.Я.Фроянов), она все еще доминирует в исторических трудах.

Раннефеодальная монархия вырастает из родообщинных отно­шений и характеризуется слабостью центральной власти, раздроб­ленностью территории и сохранением значительных остатков ро­дового самоуправления. Эта форма правления существовала в не­которых европейских странах — во Франкском государстве, Англосаксонском королевстве, Германской империи. В политиче­ском строе Киевской Руси также можно обнаружить признаки, характерные для данного типа государственности.

Во главе Древнерусского государства стоял великий князь киев­ский, которому принадлежала высшая хозяйственная, админист­ративная, судебная и военная власть. Он, однако, не являлся еди­ноличным правителем государства, а его власть еще не приобрела отчетливо наследственного характера. Существовали различные спо­собы замещения великокняжеского престола: наследование, на­сильственный захват, наконец, избрание вечем. Последний спо­соб, впрочем, имел вспомогательный характер: избрание князя вечем обычно лишь подкрепляло наследование или узурпацию им власти.

Князь управлял при помощи дружины, делившейся на старшую («бояре», «мужи») и младшую («гриди», «отроки», «детские»). Стар­шая дружина фактически являлась княжеским советом. Совместно с ней князь принимал решения о походах, сборе дани, строи­тельстве крепостей и др.

Из нее впоследствии выросла Боярская дума. Дружина содержалась князем на его средства: за счет добычи от завоевательных походов, отчислений от дани и судебных сбо­ров. Средством сплочения дружинников и поддержания в их среде авторитета князя были княжеские пиры. На них обсуждались госу­дарственные дела, разрешались споры и конфликты между дру­жинниками, распределялись должности. В недрах дружинной орга­низации, еще до образования Древнерусского государства, сложи­лась так называемая десятичная или численная система управления, распространившаяся впоследствии на города и общины: населе­ние делилось на десятки, сотни, тысячи во главе соответственно с десятскими, сотскими, тысяцкими.

Ближайшие родственники князя — братья, сыновья, племян­ники — образовывали особую аристократическую прослойку, сто­явшую выше других дружинников. Некоторые из них имели свои собственные дружины. Занимая киевский стол, новый князь обыч­но соединял собственную дружину с дружиной своего предше­ственника.

Для сбора дани с подвластного населения киевские князья предпринимали специальные походы — полюдье. Первоначально дань собирали мехами, с XI в. преобладала денежная дань. Долгое время дань была ненормированной, и ее размер обусловливался или аппетитом князя и его дружинников, или возможностью ис­пользования дани в качестве средства давления на непокорных подданных. Установление даннических отношений означало вхож­дение той или иной территории в состав Древнерусского государ­ства, а само полюдье являлось способом управления страной при отсутствии развитого государственного аппарата, так как князья на месте улаживали конфликты, творили суд, разрешали погра­ничные споры и др.

Постепенно из дружинников и лично зависимых от князя лю­дей формировалась княжеская администрация, важнейшая роль в которой принадлежала представителям князя на местах: посад­никам (наместникам) — в городах и волостелям — в сельской местности. Жалованье за службу они не получали и со­держались за счет сборов с населения — так называемого корма. Такая система называлась кормлениями, а должностные лица — кормленщиками.

Княжеским хозяйством управлял дворский. Ему помогали тиуны, назначавшиеся из дворовых слуг князя. Они присутство­вали также на суде князя или посадника и даже нередко замещали их в суде. Учет собираемой дани осуществляли данщики, торговую пошлину — «мыть» — взимали мытники, денежный штраф за убийство — «виру» — вирники, пошлину за продажу лошадей — «пятно» — пятенщики.

Несмотря на некоторый рост княжеской администрации, го­сударственный аппарат Древнерусского государства оставался при­митивным. Государственные и дворцовые функции еще не обосо­бились друг от друга и выполнялись одними и теми же лицами.

Развитие феодальных отношений способствовало усилению пози­ций местных феодалов — князей и бояр. В их статусе — крупных вотчинников — соединились право на землю и право на власть. Будучи вассалами великого князя, они обязаны были ему слу­жить. В то же время они являлись полными господами в своих вотчинах, обладали правом иммунитета, т. е. осуществляли в сво­их владениях некоторые государственные функции, могли иметь собственных вассалов.

Таким образом, окончательно складывается так называемая дворцово-вотчинная система управления, при которой выделяются два центра управления — княжеский дворец и боярская вотчина, власть разделяется между крупными земельными собственника­ми — князем и боярами, а выполнение важнейших государствен­ных функций поручается их представителям, являвшимся одно­временно и должностными лицами и управляющими вотчинным хозяйством. Государственный аппарат фактически совпадал с ап­паратом управления княжеской и боярской вотчиной.

Судебных органов как особых учреждений в Древнерусском госу­дарстве не было. Правосудие осуществлялось князем или его пред­ставителями на основе обычного права и норм Русской Правды. По мере становления вотчинного землевладения и оформления боярского иммунитета росло значение боярского суда над зависи­мыми крестьянами. Превращение христианства в государственную религию привело к появлению церковной юрисдикции, распро­странявшейся на духовенство.

Образование Древнерусского государства не повлекло за собой немедленной ликвидации племенных княжений. Местные князья находились в вассальной зависимости от великого князя, сводив­шейся к уплате дани и участию в военных предприятиях Киева.

Фактически Древнерусское государство представляло собой федерацию земель под сюзеренитетом киевского князя. По мере разрастания великокняжеской семьи киевские князья практико­вали выделение отдельных земель — уделов — в княжение своим сыновьям. Они постепенно заменяли князей из местных дина­стий. На некоторое время это упрочило великокняжескую власть (рис. 1).

Рис. 1 Государственное управление в Древнерусском государстве


Важную роль в Древнерусском государстве про­должало играть вече. Из племенной сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан. Решающее слово на вечевых собраниях принадлежало городской знати. На вече выносились важнейшие вопросы жизни городской общины. Особенно значи­тельна была роль вече в организации обороны города: оно форми­ровало народное ополчение и выбирало его предводителей — ты­сяцкого, сотских, десятских. Иногда вече избирало князей, за­ключало с ними договор (ряд). Из 50 князей, занимавших киевский стол в X — начале XIII в., 14 были приглашены вечем. Атрибута­ми вече являлись вечевой колокол и специальная трибуна, возвы­шавшаяся над площадью, — степень. Существовал определенный порядок ведения вече, и, возможно, иногда практиковалась за­пись выступлений. Решения на вече принималось большинством голосов. В большом городе могло быть несколько вечевых собра­ний. Первое упоминание в летописях о городском вече датирова­но 997 г. (Белгород под Киевом).

Многие историки рассматривали вече как орган народовлас­тия. В то же время они по-разному оценивали место вече в системе управления Древнерусским государством. И.Я.Фроянов полагал, что вече являлось верховным учреждением в городах-государствах Древней Руси; М.Б.Свердлов, наоборот, доказывал эпизодич­ность созыва вече, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах войны или восстания и главным образом в городах Северо-За­падной Руси. По мнению же академика В.Л.Янина, вече наделе приусадебная земля, скот, хозяйственный инвентарь составляли личную собственность каждой семьи. В об­щем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы и т.д. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между общин­никами, проводившемуся раз в несколько лет. Община занималась перераспределением земельных наделов, раскладывала подати между дворами, разрешала споры между общинниками, разыскивала пре­ступников. В рамках общины действовал институт круговой поруки. Общинное самоуправление возглавлялось выборным старостой. Го­сударство было заинтересовано в сохранении общинных порядков, так как с их помощью было легче осуществлять сбор податей и обеспечивать лояльность населения княжеской власти.

Развитие феодальных отношений и рост крупного землевладе­ния имели своим результатом постепенное подчинение общин государству или отдельным феодалам-вотчинникам. Наряду с вы­борными старостами появляются назначаемые князьями и бояра­ми приказчики и иные должностные лица. Со временем и старо­сты также стали назначаться феодалами-вотчинниками.



2. Местное самоуправление в древней Руси

 

2.1 Понятие местного самоуправления


Строго говоря, сам термин "местное самоуправление" был введен в оборот реформой. Русские правоведы относили к ме­стному самоуправлению земское и городское самоуправление. Также в этот разряд попадало самоуправление национальных окраин. С содержательной стороны местным самоуправлением признавалась коллективистская деятельность общины по ре­шению вопросов локального значения. Профессор М. А. Кур-чинский полагал, что самоуправление на местах представля­ет собой заведование всеми местными нуждами самим обще­ством2. По мнению В. В. Погосского, местное самоуправление есть управление через лиц, избранных населением3. А. Васильчиков характеризовал самоуправление как систему, возлага­ющую на местных обывателей все тяготы управления, с соот­ветствующими правами1. Такого понимания местного самоуп­равления придерживались и представители западной научной мысли. Например, П. Ашлей определял его как осуществление местными жителями или их избранными представителями тех обязанностей и полномочий, которые им предоставлены зако­нодательной властью или принадлежат им по общему праву.

При всех отличиях приведенные определения базирова­лись на двух основных постулатах: 1) местное самоуправле­ние есть самостоятельная коллективистская деятельность об­щины; 2) сферой ее интересов является круг проблем, охва­тываемый понятием "местные дела". Очевидно, что современ­ные определения анализируемого феномена в основе своей соответствуют прежним представлениям, так как опираются на те же положения. Именно в этом вопросе зримо ощущается связь времен. Определяющая черта российской научной мысли состояла и состоит в том, что местное самоуправление суть самостоятельная, инициативная деятельность местного населе­ния, стремящегося удовлетворить свои нужды и интересы.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.