Художественное своеобразие и выразительные элементы представлений фольклорного театра "Петрушки...
Федеральное
агентство по культуре и кинематографии 
Орловский
областной колледж культуры и искусств 
 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа 
по
дисциплине: 
«Народное
художественное творчество» 
На тему: Художественное своеобразие и выразительные элементы представлений
фольклорного театра «Петрушки» 
 
 
 
 
 
Подготовил:
студент 
IV курса специализации ПТП 
Зубов Е.Н. 
Преподаватель:
Васильева Н.И. 
 
 
 
 
 
Орел
– 2005 
Содержание 
 
I.                 
Самобытность
народного театра «Петрушки» как формы  
    городского зрелищного фольклора
России 
II.              
Художественное
своеобразие и выразительные  
    элементы представлений
фольклорного театра «Петрушки» 
1.                
Содержание
и сюжетная основа петрушечных  
     представлений фольклорного
театра 
2.                
Художественно-выразительные
элементы образа «Петрушки». 
III.           
Социальная и эстетическая
сущность фольклорного театра «Петрушки»
 
I.      
Самобытность
народного театра «Петрушки»  
как
формы городского зрелищного  
фольклора
России 
 
О формах
городского зрелищного фольклора в первую очередь нужно сказать о эпохе Петра I. В эпоху Петра I в городах России резко увеличилось
количество ярмарок (ярмонки). Ярмарки устраивались перед большими праздниками.
Праздники включают элементы и формы различных традиций, сфер быта, культуры и
искусства. Первоначально народно-ярморочная культура вбрала в себя строгую
регламентацию и обрядность, магические и языческие функции. Главным элементом
городского зрелищного фольклора является площадное искусство. 
Средние слои
горожан участвуют в формировании своего площадного искусства. На ярмарки
стекались народные увеселители. Они возводили трактиры, карусели, качели,
цирковые и театральные балаганы, позднее – эстрады. Ярмарочная площадь стала
местом различных массовых развлечений и забав. 
Между русскими
ярмарочными увеселениями и западноевропейскими явлениями ученые (М.М. Бахтин,
Д.С. Лихачев, А.Ф. Некрылова, Н.И. Савушкина) обнаруживают сходство
художественных средств и стилистических приемов, слияние двух культур –
аграрной и индустриальной. Ярмарочный площадной театр вбирает в себя многие
постановочные приемы, различные пиротехнические и световые эффекты, яркие
костюмы и репертуар европейского искусства. Ему не были чужды и традиционные
народные зрелища, выступления лицедеев и балагуров. В жизни русских городов
фольклорный театр занимал весьма заметное место. Приспособив все виды искусства
к потребностям своего посетителя, он оказывает большое воздействие на его вкусы
и запросы. 
Особой
популярностью на ярмарках и народных гуляньях пользовались петрушечные
представления и являлись формой городского зрелищного фольклора. 
Первые кукольные
представления с главным действующим лицом – Петрушкой появились в I половине XIX столетия. На страницах бытовых
очерков и лубочных книжек его имя упоминается с 1840-х годов. 
В России прошлого
века комедия о Петрушке не знала себе равных среди других типов кукольного
театра по степени популярности у простого населения по широте распространения
(от Петербурга до Сахалина и от Архангельска до северного Кавказа), по
злободневности, остроте и убийственной силе смеха. Петрушка осознавался главным
и едва ли не единственным героем русского кукольного театра. 
Комедия Петрушки
постоянно находилась в процессе развития, пополнялась новыми персонажами,
становилась все более актуальной и социально насыщенной. 
Театр «Петрушки»
создавался не только под влиянием русской, славянской, западноевропейской
кукольных традиций. Он был видом народной театральной культуры, частью
чрезвычайно развитого в России (зрелищного фольклора). Поэтому очень многое
объединяет его с народной драмой, с выступлениями балаганных дедов-зазывал, с
приговорами дружки на свадьбе, с потешными лубочными картинками, с прибаутками
раешников и т.п. 
Особой атмосферой
городской праздничной площади объясняется, к примеру, фамильярность Петрушки,
его безудержная веселость и неразборчивость в объекте насмешки, посрамления.
Ведь Петрушка колотит не только классовых врагов, но всех подряд – от
собственной невесты до квартального, колотит часто ни за что ни про что (арапа,
нищую старуху, клоуна-немца и т.д.), в конце попадает и ему: собака
немилосердно треплет его за нос. Кукольника, как и других участников
ярмарочного, площадного веселья, привлекает сама возможность высмеять,
спародировать, отдубасить, причем чем больше, громче, неожиданнее, острее, тем
лучше. Элементы социального протеста, сатиры очень удачно и естественно
накладывались на эту древнюю смеховую основу. 
Подобно всем
фольклорным увеселениям, «Петрушка» начинен непристойностями и ругательствами.
Исконное значение этих элементов исследовано достаточно полно, а насколько
глубоко они проникли в народную смеховую культуру и какое место занимала в ней
брань, словесная непристойность и снижающие, циничные жесты, в полной мере
показано М.М. Бахтиным. 
Представления
показывались несколько раз в день в разных условиях (на ярмарках, перед входом
в балаган, на улицах города, в пригороде). «Ходячий» Петрушка был самым
распространенным вариантом использования куклы. 
Для передвижного
фольклорного театра специально изготавливались легкая ширма, куклы, миниатюрные
кулисы и занавес. Петрушка бегал по сцене, его жесты и движения создавали
видимость живого человека.  
Комический эффект
эпизодов достигался приемами, характерными для народной смеховой культуры:
драки, избиение, непристойности, мнимая глухота партнера, смешные движения и
жесты, передразнивания, веселые похороны и т.п. 
О причинах
необычайной популярности театра существуют противоречивые суждения: злободневность,
сатирическая и социальная направленность, комический характер, простая и
понятная всем слоям населения игра, обаяние главного персонажа, актерская
импровизация, свобода выбора материала, острый язык куклы. 
Петрушка – это
народное праздничное веселье. 
Петрушка –
проявление народного оптимизма, насмешка бедноты над власть имущими и богатыми. 
Театр Петрушки
еще долго оставался частью праздничных увеселений. Как массовое явление
народной ярмарочной культуры он прекратил свое существование в начале XX в. 
II. Художественное своеобразие
и выразительные элементы представлений фольклорного театра «Петрушки» 
 
1. Содержание и сюжетная основа петрушечных
представлений фольклорного театра 
 
К нам во двор
шарманщик нынче по весне 
Притащил
актеров труппу на спине… 
…Развернул он
ширму посреди двора; 
Дворники,
лакеи, прачки, кучера 
Возле ширм
столпились, чтобы поглазеть, 
Как Петрушка
будет представлять комедь. 
 
Своеобразие театра «Петрушки» было в том, что зритель
получал удовольствие не от знакомства с новым для себя героем и сюжетом:
содержание комедии и действующие лица ее всем были хорошо известны. Главное
внимание обращалось не столько на то, что играют, сколько на то, как играют.
Этому же способствовал и «антипсихологизм» героев комедии. Зрители «Петрушки»,
чьи эстетические идеалы и художественный вкус воспитывались в основном на
фольклорных произведениях, не требовали наличия в комедии психологической
разработки характеров, им нравилось следить за тем, что станет делать тот или
иной уже известный персонаж, оказавшись в данной ситуации. В этом театре все
действующие лица, «хорошо известные народному зрителю из жизни, из быта…
входили в пьесу уже вполне сложившимися, и не их «развитие» было интересно
зрителю, а их «преодоление», их посрамление». 
Петрушка, да и
сама комедия прошли интересный, сложный путь, вобрав иностранные и русские
черты, переработав и по-особому освоив богатый зрелищный фольклор, комические и
сатирические жанры русского народного творчества, достижения демократического
театра XVII – XVIII веков в народной драмы. 
Состав
действующих лиц комедии достаточно широк и пестр – солдат, барин, цыган,
невеста, доктор, квартальный и др. Сохранившиеся материалы позволяют говорить
примерно о 50 персонажах, хотя в действительности у каждого кукольника имелось
не более 20 – 25 кукол, а в представлении участвовали далеко не все из них. 
Представление
состояло из цепочки встреч – столкновений Петрушки с разными персонажами.
Сценки в комедии слабо или вовсе не связаны друг с другом, поэтому порядок их
размещения не был строго закреплен и допускал самые различные перестановки,
выпадение отдельных сцен и присоединение новых. 
Судя по
имеющемуся в нашем распоряжении материалу. В состав комедии могли входить
следующие сцены: 
Выход
Петрушки.
Представление начиналось с того, что из-за ширмы раздавался хохот, пение, шум и
затем стремительно выскакивал петрушка. Он здоровался с собравшимся вокруг его
ширмы народом, поздравлял всех с праздником, заводил разговор на какую-либо
злободневную тему, задавал вопросы, шутил, «задирал» публику. Характерной
особенностью этой сцены является выходной монолог Петрушки, включавший в себя
типичную фольклорную комическую самохарактеристику и насмешку над зрителями. 
Жениться. Поговорив с публикой,
Петрушка обращался к музыканту и сообщал ему о своем намерении жениться.
Музыкант просил привести невесту, расспрашивал о приданом. Появлялась невеста,
Петрушка ее расхваливал, а музыкант всегда находил в ней изъян: с его точки
зрения, она курноса, «хрома на один глаз», «кирпатенькая» и т.п. Петрушка сердился,
просил музыканта сыграть что-нибудь веселое, танцевал со своей избранницей и
затем провожал ее «домой», за ширму. В большинстве случаев невесту изображали
круглолицей, краснощекой, полной, одетой по моде, при этом модные детали
утрировались, окарикатуривались. 
Нередко сцена с
невестой наполнялась комическим цинизмом и выделялась в особую интермедию,
которая под названием «Петрушкина свадьба» показывалась за дополнительную плату
и не для широкого круга зрителей. 
Покупка лошади. Петрушка задумывал купить лошадь. Едва он успевал сказать об
этом музыканту, как тут же появлялся цыган и предлагал отличного коня: «Не
конь, а диво: бежит — дрожит, а упадет, так и не встанет. По ветру, без хомута,
гони в два кнута, летит, как стрела, и не оглядывается... На гору побежит —
заплачет, а с горы бежит-скачет, а завязнет в грязи, так оттуда уж сам вези —
отменная лошадь» . 
Цыган — кукла в красной рубахе, черном жилете, с кнутом за поясом черными
всклокоченными волосами и лицом, вымазанным сажей — заламывает огромную цену
После долгой торговли Петрушка отправляется за задатком, но возвращается с
палкой и колотит цыгана, который убегает или падает убитым от слишком большой
порции «березовых денег». 
Испытание лошади. Петрушка рассматривает лошадь, пытается сесть на нее,
влезает задом наперед и падает, сброшенный норовистой покупкой. 
Лечение. Петрушка, лежа на земле, громко стонет, кричит, зовет доктора.
Появляется доктор, одетый во все черное, с огромными очками. Он произносит
комический монолог-самохарактеристику: 
Я штабс-доктор, лекарь, 
с-под Каменного моста аптекарь. 
Зубы вынимаю, 
пявки и банки приставляю. 
Принимаю на ногах, 
отправляю на костылях. 
Затем следует эпизод поисков ушибленного места, во время которого доктор
и пациент взаимно сердятся друг на друга: Доктор за то, что Петрушка не может
указать, что и где у него болит, а Петрушка за то, что врач сам не в состоянии
определить больного места. В конце концов  Петрушка колотит доктора, платя ему
таким образом за визит и показывая на самом «лекаре-аптекаре», куда ударила
лошадь. 
Встреча с иностранцем. Чаще всего в роли иностранца выступает немец. Петрушка учит его говорить
по-русски или сам пытается объясниться . по-немецки, переводя иностранные слова
и выражение по принципу народной этимологии (перевод не по смыслу, а по
сходному звучанию). В сцене с немцем обыгрываются самые бытовые и лучше других
известные русскому населению городских низов немецкие фразы: 
Was? Was ist das?   — раз, кислый квас. 
Donner Wetter?         —дует (дерет) ветер. 
Guten Morgen?          — по морде 
Schprechen- sie Deutsch? — Иван Андреич, Трифон Матвеич и т. п. 
После нескольких неудачных попыток понять друг друга, герои дерутся,
Петрушка одерживает верх, прогоняет, а чаще убивает немца. 
Обучение солдатским
приемам. На
сцену является солдат, объявляет о приказе взять Петрушку на службу и начинает
учить его солдатской науке. Центральным
моментом сцены является эпизод комического выполнения Петрушкой команд солдата,
где также широко используется игра на слуховых омонимах: 
Капрал. Вот тебе ружье.  [...] Держи! 
Петрушка. Держу. [Капрал. Смотри!  
Петрушка. Смотрю.  
Капрал. Слушай! 
Петрушка. Скушаю. 
Капрал. Не кушать, а слушать. Держи ровно! 
Петрушка. Что такое? Матрена Петровна? 
Капрал. Не   Матрена   Петровна,   а   держи   ровно!   Какая   тебе  
Матрена Петровна? Какой ты бестолковый. 
Петрушка. Давай, беру целковый, поди да принеси... 
Когда   это   занятие   надоедает   Петрушке,   он   избавляется   от
своего «учителя» как всегда с помощью дубинки. 
Допрос. Допрос учиняет городовой, квартальный, офицер после очередной
расправы Петрушки над каким-либо персонажем. Представитель полиции хочет
наказать Петрушку, но тот не дает себя в обиду и по-своему разделывается даже с
таким, реально опасным противником. Эта сцена часто воспринималась как кульминация
комедии, она была самой острой и вызывала горячее одобрение у зрителей
«Петрушки». Напомним, что и в поэме A. H. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» народная петрушечная
комедия охарактеризована двумя строчками: 
Хожалому, квартальному 
Не в бровь, а прямо в глаз! — 
В этом, по мысли поэта, основное ее достоинство, сила, и этим она
привлекает многочисленных участников сельской ярмарки. Поэт-искровец Г. Н.
Жулев посвятил «Петрушке» целое стихотворение, в котором подчеркивает те же
черты и ту же реакцию зрителей: 
Молодец, Петрушка! Но все стихло в миг:  
Из-за ширм явился красный воротник, —  
Подошел к Петрушке и басит ему: — 
Что ты тут каналья? Я тебя уйму!  
Петька не робеет: взявши палку, хлоп!  
Мудрое начальство в деревянный лоб.  
Хохот одобренья, слышны голоса:  
«Не сробел начальства!... Эки чудеса!...» 
Д. А. Ровинский, дойдя в своем описании московского представления с
Петрушкой до сцены допроса, который здесь производил «фатальный офицер»,
отмечал: «.Г начинается драка, которая кончается уничтожением и изгнанием
фатального, к общему удовольствию зрителей; этот кукольный протест против
полиции производит в публике обыкновенно настоящий фурор».  
Сцена с отцом убитого. Отец солдата, немца или приятеля выходит на сцену, видит
убитого Петрушкой сына и начинает плакать над ним. Выскакивает Петрушка и
убивает его. 
Служба у барина. Петрушка объявляет музыканту, что вынужден поступить в
услужение, так как окончательно «промотался», или же барин сам приглашает его
к себе и назначает жалованье — «первый месяц... пуд мякины, на второй месяц —
четверть гнилой рябины». Договорившись о плате, барин посылает нового слугу
ставить самовар. Через какой-то промежуток времени Петрушка появляется и
сообщает, что «самовар убежал». Глупый барин понимает это в прямом смысле и
удивляется, как может самовар бегать. Иногда в этой сцене принимает участие и
жена барина или просто «мамзель Катерина», с которой Петрушка пляшет. 
Состязание с арапом. Очень часто в состав представления включались сценки
состязания Петрушки с арапом (кукла с черным лицом в красном одеянии) в пении,
игре на скрипке и т. п., которые, по правилам комедии, кончаются победой
Петрушки. 
Драки, танцы. Петрушечное представление могло
прерываться своеобразными интермедиями — сценами драк или танцев. Кукольник в
этом случае демонстрировал свою виртуозность, выдумку, выставлял кукол в
экзотических нарядах, не имеющих никакого отношения к комедии с Петрушкой. В
спектакле, показанном в 1899 г. в г. Любече Черниговской губ, после нескольких
обычных приключений Петрушки наступала пауза: «Из-за ширмы являются куклы —
представители разных национальностей, и все они начинают танцевать. Петрушка в
это время поет «По улице мостовой», сидя на краю ширмы». 
Страницы: 1, 2 
   
 |