Христианство православие
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Дисциплина: Религиоведение
Реферат
по теме №4: «Христианство: православие»
Подготовил:
Студент 454 группы
Ровный Р.А.
Проверил:
Преподаватель
кафедры Г и СЭД
Стеклов Л.Г.
Белгород – 2008
План Реферата
|
Страницы
|
Вступительная часть
|
3
|
Учебные вопросы:
|
1. Возникновение христианства. Иисус Христос и его проповедь
|
3-12
|
Заключительная часть (подведение итогов)
|
|
Введение
О происхождении христианства написано огромное, по существу
необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще
трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители
библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об
историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющие
миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в
мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.
Христианство – наиболее распространенная мировая религия и одна из
самых развитых религиозных систем мира. На начало третьего тысячелетия это
самая многочисленная религия мира. И хотя христианство в лице своих
последователей встречается на всех континентах, а на некоторых абсолютно
господствует (Европа, Америка, Австралия), это как раз та единственная религия
(если не считать ее разделения на многочисленные церкви, вероисповедания),
которая характерна для западного мира в противовес восточному с его множеством
различных религиозных систем.
Общее число ее последователей составляет около 2 миллиардов человек.
Христианство – это собирательный термин для характеристики трех основных
направлений: православия (Россия, Болгария, Румыния), католицизма (Италия,
Испания, Франция, Португалия, Ирландия, Хорватия, Словения, Австрия, Польша,
страны Латинской Америки, Венгрия, США) и протестантизма (Германия, Англия,
США, Швейцария, скандинавские страны, Финляндия). В реальности христианство
никогда не представляло собой единой организации. В многочисленных провинциях
Римской империи оно приобретало свою специфику, приспосабливаясь к условиям
каждого региона, к местной культуре, обычаям, традициям.
Вопрос №1.
Возникновение христианства. Иисус Христос и его проповедь
Духовные предшественники христианства
Христианство возникло в Палестине в I в. н.э. Его родство с
иудаизмом проявляется в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, священная
книга как иудеев, так и христиан (Вторая часть библии, Новый завет, признается
только христианами и является для них главнейшей).
О несомненной близости первоначального христианства
иудейской общине эссенов свидетельствуют также найденные в 1947г. свитки в
районе Мертвого моря. Общность мировоззренческих принципов у эссенов и
первоначальных христиан прослеживается:
- в мессианизме - ожидания скорого прошествия спасителя;
- в эсхатологических представлениях;
- в истолковании идей греховности человека;
- в обрядности;
- в организации общин и отношении к собственности.
Относительно быстрое распространение христианства в
малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме было обусловлено рядом
социально-исторических факторов. Начавшийся кризис античных порядков порождал
всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии и бесперспективности.
Усилился антагонизм не только между рабами и свободными, но и между римскими
гражданами и подданными провинций, между римской потомственной знатью и
обогатившимися всадниками.
Римская религия, как и различные религиозные учения
Востока, не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального
характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства,
спасения. Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно
дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом -
через познание божественной истинны, которую принес на землю Христос, чтобы
навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.
Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальных
религий мира христианство не создано людьми, а дано человечеству Богом в
готовом и законченном виде. Однако история религиозных учений свидетельствует о
том, что христианство не свободно от религиозных, философских, этических и иных
влияний. Христианство усвоило и переосмыслило предшествующие идейные концепции
иудаизма, митраизма, древних восточных религий, философские воззрения. Все это
обогащало и цементировало новую религию, превращало ее в мощную
культурно-интелектуальную силу, способную противопоставить себя всем
национально-этническим культам и превратиться в массовое национальное движение.
Усвоение первоначальным христианством предшествующего религиозно-культурного
наследия отнюдь не превращало его в конгломерат разрозненных представлений, а
способствовало принципиально новому учению получить всеобщее признание.
Особенно заметное влияние на основы христианского
вероучения оказали неоплатонизм Филона Александрийского (ок. 25 до н.э. - ок.
50 н.э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки (ок. 4 до н.э. - 65
н.э.).
Филон Александрийский соединил понятие Логоса в библейской
традиции, рассматривающей Логос в качестве внутреннего закона, направляющего
движение Космоса. Логос у Филона - священное Слово, позволяющее созерцать
Сущее. Иного пути познания Бога не существует, только через Логос - Слово.
Учение Филона о прирожденной греховности всех людей , о покаянии, о Сущем как
первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу, о логосах, среди
которых Сын Божий- высший Логос и другие логосы, названные ангелами, -
послужило одной из идейных предпосылок для христианских представлений об
иерархии духовных начал, оказало заметное влияние на формирование христианства.
Нравственное учение христианства, в особенности о
достижение добродетели, близко к взглядам Лукреция Аннея Сенеки. Главным для
всякого человека Сенека считал достижение свободы духа посредством осознания
божественной необходимости. Если же свобода не будет вытекать из божественной
необходимости, то она окажется рабством. Только повиновение судьбе порождает
невозмутимость духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности.
Утверждение общечеловеческих ценностей зависит не от государственных
требований, а всецело от общительности. Под общительностью Сенека понимает
признание единство человеческой природы, взаимную любовь, всеобщее сострадание,
заботу каждого человека о других, ему подобных, независимо от социального
положения. Сенека в качестве нравственного императива признал золотое правило
морали, которое звучало следующим образом: «Обходись со стоящими ниже так, как
ты хотел бы, чтобы с тобою обращались стоящие выше».
Близкая формулировка содержится в Евангелии от Матфея: «И
так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с
ними» (Мф. 7:12 ).
Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности
и обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях, самоограничение
в пользовании материальными благами, недопущение разгула страстей, гибельных
для общества и человека, скромность и умеренность в повседневной жизни. Ему
импонировали и сформулированные Сенекой принципы индивидуальной этики. Личное
спасение предполагает строгую оценку собственной жизни, самоусовершенствование,
обретение божественного милосердия.
Усвоение христианство различных элементов восточных
культов, эллинистической философии не обедняло, а обогащало новую религию.
Именно поэтому она относительно быстро вошла в общий поток средиземноморской
культуры.
Две школы в понимании личности Иисуса Христа
Споры об Иисусе Христе привели к образованию двух основных
школ - мифологической и исторической.
Представители мифологической школы считают, что наука не
располагает достоверными данными об Иисусе Христе как исторической личности.
Евангельские рассказы о нем, написанные много лет спустя после описанных в них
событиях, не содержат реальной исторической основы. Кроме того, как
исторические источники начала I в. ничего не говорят о столь неординарных
событиях, как воскресение из мертвых, о чудесах, совершенных Христом, о его
проповеднической деятельности. Одним из важных аргументов в пользу своей точки
зрения мифологическая школа считала внепалестинское происхождение христианства,
а также наличие аналогий со сказаниями о рождающихся, умирающих и воскресающих
богах в других восточных культурах, наличие в Евангелиях большого числа
противоречий, неточностей, разночтений.
Вторая - историческая - школа считает Иисуса Христа
реальной личностью, проповедником новой религии, который сформулировал ряд
принципиальных идей, заложивших основу христианского вероучения. Реальность
Иисуса подтверждается реальностью целого ряда евангельских персонажей, таких,
как Иоанн Креститель, апостол Павел, и других непосредственно связанных с
Христом евангельской фабулой.
В распоряжении науки сейчас имеется ряд источников,
подтверждающих выводы исторической школы. Так, в течение длительного времени
содержащийся в «Древностях» Иосифа Флавия (37-после 100) фрагмент об Иисусе
Христе считался позднейшей интерполяцией. В третьей главе 18-й книги речь
пойдет о римском прокураторе Понтии Пилате и, между прочим, сказано следующее:
«В то время жил Иисус, мудрый муж, если только его можно назвать человеком, ибо
он был чудотворец, учитель людей, радостно воспринимавших возвещаемую им
истину, и нашел много приверженцев среди иудеев и эллинов. Это был Христос.
Хотя, по доносу знатных людей нашего народа, Пилат приказал распять его, его
ученики, любившие его, остались ему верными... от него ведут свое название
христиане, секта которых с тех пор не прекращается...». Однако найденный в
1971г. в Египте арабский текст «Древностей», выполненный египетским епископом
Агапием в Хв., дает все основания предполагать, что Флавием описан один из
известных ему проповедников по имени Иисус, хотя в описании Флавия не говорится
о совершаемых Христом чудесах и его воскресение описывается не как факт, а как
один из многочисленных рассказов на эту тему.
Представители и мифологической, и исторической школы внесли
значительный вклад в издание библейских текстов, а также других источников,
относящихся к первым векам христианства. В последние годы большинство
религиоведов разделяют мнение представителей исторической школы
Нагорная Проповедь Иисуса Христа
Основные морально-этические нормы Учения Христова,
нравственные законы жизни, которым должны следовать люди, подробно изложены
Иисусом Христом в его знаменитой Нагорной проповеди.
Первая часть Нагорной Проповеди содержит в себе требования,
которые указываются людям от имени Бога и за исполнение которых обещается
награда от Бога. Каждое из этих требований начинается словом «блаженны». Иначе
эти требования называются «Заповеди Блаженства»:
- Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство
Небесное.
- Блаженны плачущие, ибо они утешаются.
- Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
- Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они
насытятся.
- Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
- Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога зрят.
- Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены
сынами Божьими.
- Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть
Царство Небесное.
- Блаженны вы, когда будут поносить вас и
всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша
награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу,
то чем сделаешь ее соленую? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее
вон на попрание людям.
Вы – свет мира. Не может укрыться город,
стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на
подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы
они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
Это начало Нагорной проповеди, в которой, как
видим, определяются те, кто могут сделаться членами новозаветного общества.
В Ветхом Завете принадлежность к избранному
обществу обуславливалась высшими свойствами и признаками людей и происхождением
от Авраама и обрезанием. В Новом Завете, напротив, все зависит от внутренних
достоинств человека, и это внутреннее достоинство определяется «блаженствами»,
т.е. качествами душевного настроя. Господствующая черта «блаженств», повторяем,
полнейшее духовное смирение и самоуничижение в противоположность эгоизму и
самовозношению древности.
Иисус Христос учит людей, что духовная, этическая сторона
жизни является главной для человека, так как от философских взглядов и морали
зависят как отдельные поступки человека, так и поведение в целом.
Люди были поражены Нагорной Проповедью. В ней говорилось
много нового о смысле жизни человека, о законах жизни и о счастье. До прихода
Иисуса Христа книжники и фарисеи присвоили себе исключительное право толковать
закон Божий и поясняли его народу запутанно и непонятно, в основном с точки
зрения обрядности. Помимо этого они толковали закон Божий произвольно, с учетом
своих выгод и корысти.
Иисус Христос говорил вразумительно, просто и ясно, на
доступном для каждого языке, применяя для пояснения наглядные и понятные
примеры, о том, как строить свои отношения с Богом и ближними, как жить, чтобы
уже здесь, на земле создать Царство Божие – Царство Света, Разума, Справедливости
и Добра.
Во второй части Нагорной Проповеди Иисус Христос продолжает
противопоставлять Основы Новозаветной морали Ветхому Кодексу.
В этой части проповеди дается новое расширенное пояснение
Ветхозаветного Кодекса. Осуждается не только убийца, но и тот, кто в сердце
своем имеет вражду, толкающую на необдуманные слова и поступки, т.е. осуждается
человек несдержанный, направляемый своими отрицательными и низменными
чувствами.
Около двух тысяч лет назад, в далекой Палестине,
обратившись к толпе с Нагорной речью, Иисус Христос заявил, что насилие ради
возмездия бессмысленно, так как порождает новое насилие – и так будет
бесконечно.
Весь Ветхозаветный декалог сконцентрировал Иисус Христос в
двух заповедях, сказав, что первой наиглавнейшей заповедью является ЛЮБОВЬ К
БОГУ, а второй заповедью, подобной первой, является ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ.
Он знал, что люди себялюбивые, думающие только о своих
выгодах, восстанут против Него и возненавидят Его последователей. Это новое
нравственное Учение не изменило мир.
Другими словами – всему есть предел, наверное. Нельзя
бесконечно доверять лживым, надеяться на предателей. Наивно ждать, что
завистники будут радоваться твоим успехам, а чёрная душа рождённого ползать и
пресмыкаться раскается и поверит Богу, чтобы увидеть этот прекрасный мир с
высоты птичьего полета.
По другим требованиям Новозаветной морали заповедуется:
прощать обидчиков и людей согрешивших против вас.
Нельзя служить в одно и то же время двум господам, Богу и
богатству.
Не богатство и родовитость и не сокровища земные помогают
войти в Царство Небесное, а любовь к Богу, исполнение Законов Его, доброе
отношение к ближнему. А ближними являются не только друзья и родственники, но и
люди всех наций и вероисповедания.
Учение Иисуса Христа в нравственном и философском смысле
совершенно по чистоте и возвышенности своих идеалов и взглядов на мир, ясно и
логично по силе мыслей и убедительности аргументов.
Вот такие философско-нравственные ориентиры излагаются в
Нагорной Проповеди, где показан образ истинного христианина, превратившего свою
жизнь в великое служение Богу, являющему собой воплощение ДОБРА, СВЕТА и
РАЗУМА.
Страницы: 1, 2
|