В основу планировки помещений столовой закладывается принцип поточности
производства и последовательности технологического процесса обработки продуктов
и приготовления пищи.
При размещении производственных помещения необходимо учитывать их
функциональную связь, что обеспечивает правильную организацию работы и
сокращает пути перемещения продуктов при их обработке; при этом не должны
допускаться встречные потоки сырых и вареных продуктов.
Столовая должна быть обеспечена холодным и горячим водоснабжением,
канализацией, центральным отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией.
Подводка холодной и горячей воды предусматривается к умывальникам, ваннам
моечным, котлам пищеварочным, машинам посудомоечным, душевым, а также для мытья
емкостей, предназначенных для сбора пищевых отходов.
Холодная вода, кроме того, подводится к кипятильникам, машине для очистки
картофеля, сатураторам и в туалет.
При прокладке водопроводных труб не допускается пересечение их с
канализационными.
Канализационные трубы должны иметь диаметр не менее 100 мм.
Ванны моечные, а также ванны для размораживания мороженой и вымачивания
соленой рыбы присоединяются к системе канализации с разрывом струи не менее 20
мм от верха приемной воронки.
Для очистки производственных сточных вод от жира, крахмала, мезги до
поступления их в наружную канализацию на выпусках из соответствующих помещений
(вне столовой) предусматриваются жироуловители, грязеотстойники и
мезгоуловители.
Отопление помещений столовой должно быть легко регулируемым и непрерывным
в течение суток. Внутренняя расчетная температура обеденного зала и других
помещений допускается 16ºС, в моечных - 20ºС.
Система вентиляции устраивается раздельно для горячего цеха, моечных,
обеденного зала и других помещений.
В обеденном зале должно быть превышение притока над вытяжкой, а в горячем
цехе, помещении для мучных изделий и моечных столовой и кухонной посуды вытяжка
должна быть больше притока.
Для улавливания вредных веществ, выделяемых при тепловой обработке в
горячем цехе, устраиваются местные вентиляционные отсосы.
Приточная и вытяжная вентиляция в помещениях, в которых установлено
газовое оборудование, во избежание отрыва пламени от горелок включается
одновременно.
Монтаж газового оборудования производится с разрешения районной или
городской газовой службы.
Допуск поваров к эксплуатации газового оборудования производится только
после их обучения и сдачи экзаменов в районной или городской газовой службе.
Все производственные и вспомогательные помещения столовой должны быть
оснащены необходимым технологическим, холодильным и немеханическим
оборудованием, обеспечивающим поточный принцип перемещения продуктов и готовой
пищи в соответствии с последовательностью технологических процессов.
При монтаже и установке технологического оборудования учитываются
требования безопасности.
Расстояние между линиями теплового и немеханического оборудования
предусматривается от 1,1 до 1,4 м, от стен до котлов пищеварочных (центра
котла) - не менее 0,9 -1,0 м, между котлами - 1,4 - 1,6 м.
Свободная зона должна быть: у котлов электрических и шкафа жарочного -
1,25 м, плиты - 0,75 м, стола производственного, ванны моечной, мясорубки,
машины овощерезательной и автомата котлетного - 0,65 м.
У каждого агрегата (оборудования) должен быть резиновый коврик на
деревянной решетке, а в рамке под оргстеклом вывешивается инструкция размером
297×210 мм. Содержание инструкции должно быть следующим: наименование
агрегата, его краткая техническая характеристика и правила эксплуатации,
требования безопасности, ответственное лицо.
На дверях помещений с наружной стороны на высоте 1700 мм от пола до их
нижнего края размещаются таблички с указанием предназначения и номера помещения
(цеха).
Размеры табличек и порядок их оформления аналогичны тем, которые
вывешиваются возле котлов пищеварочных.
В каждом помещении вывешивается опись оборудования и инвентаря, которая
подписывается начальником столовой.
Все вывески, таблички и бирки оформляются на оргстекле. Инструкции и
плакаты закатываются в полиэтиленовую пленку.
УСТРОЙСТВО И ОБОРУДОВАНИЕ ХОЛОДНОГО ЦЕХА
Холодный цех предназначен для приготовления холодных блюд и закусок. В
цехе устанавливаются:
·
производственные
столы,
·
ванны,
·
машина
для нарезки варёных овощей,
·
передвижной
стеллаж,
·
холодильный
шкаф,
·
циферблатные
весы,
·
комплект
маркированных разделочных досок и ножей,
·
ящик для
соли и специй.
В холодный цех вывешиваются:
·
инструкция
по правилам эксплуатации и технике безопасности при работе на оборудовании;
·
плакат
«форма нарезки картофеля и овощей»;
·
таблички,
определяющие предназначение производственных столов и ванн.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Технологическая схема приготовления холодной закуски «Салат
картофельный с огурцов»
№ п/п
|
Наименование
технологических операций
|
Необходимое
оборудование и инвентарь
|
|
Отваривание
картофеля
|
Производится в
горячем цехе
|
|
Доставка картофеля
в холодный цех, остывание, нарезка
|
Наплитный котёл,
производственный стол, овощерезательно-протирочный механизм МО
|
|
Доставка
нарезанного лука из овощного цеха в холодный
|
Наплитный котёл
|
|
Доставка
нарезанных солёных огурцов из овощного цеха в холодный
|
Передвижная ванна
(хранится в овощном цехе)
|
|
Хранение компонентов
холодной закуски
|
Холодильный
шкаф
|
|
Перемешивание
компонентов холодной закуски
|
Ванна передвижная
|
|
Порционирование
холодной закуски
|
Стол с охлаждаемой
поверхностью и горкой СОЭСМ – 3, настольные весы
|
|
Хранение
порционной холодной закуски, заправка растительным маслом перед выдачей,
доставка в обеденный зал
|
Передвижной
стеллаж,тарелки, колиброванный мерник
|
Расчёт
количества обрабатываемого сырья для приготовления холодной закуски (январь)
Выбор технологического и холодильного оборудования
Выбор
овощерезки
Овощерезки используются для нарезки варёного картофеля. Требуемая
производительность овощерезки определяется по формуле:
; (кг/ч)
где: Wm –
масса картофеля, подлежащего нарезке для приготовления холодной закуски, t
– время работы (1 час ).
Выбираем овощерезательно - протирочный механизм
МО, производительностью 160 кг/час, входит в комплект универсальной кухонной
машины УКМ. Выбор холодильного шкафа
Технологический расчёт сводится к определению
требуемой ёмкости холодильного оборудования в соответствии с количеством
продукции, одновременно находящейся на хранении. Требуемый объём определяется
по формуле: , м3
где: V - требуемый охлаждаемый объём, м3;
Q - масса продуктов, кг;
k - плотность продукта, кг/м3
(картофель p = 650, морковь p = 510, лук репчатый p = 580, соленые огурцы
p = 420)
n - коэффициент заполнения
объёма холодильного оборудования, принимается для шкафов 0,7-0,8; для камер
0,5 - 0,6.
Исходя из этого, требуемый объём холодильного шкафа будет определяться
как сумма объемов каждого продукта:
Выбираем холодильный шкаф ШХ-0,4М (2 шт) максимальная загрузка которого
составляет 80 кг и охлаждаемый объём 0,4 м3 , также секцию - стол
с охлаждаемым шкафом и горкой СОЭСМ - 3 с охлаждаемым объёмом 0,28 м3.
Секция - стол СОЭСМ-3 будет также использоваться для порционирования холодных
закусок.
Выбор
немеханического оборудования
Выбор
производственных столов.
При
проектировании холодного цеха расчёт длины столов производится для каждой
технологической операции в соответствии с технологической схемой приготовления
холодных закусок.
Нарезка варёных овощей производится с помощью сменного механизма МО, а
сырые овощи поступают из овощного цеха в нарезанном виде, поэтому
производственный стол используется в качестве места для хранения посуды с
нарезанными овощами и принимается без расчётов, в нашем случае стол СП-3 длиной
2 м.
Выбор
ванн
Ванна для хранения и перемешивания холодных
закусок будет определяться как сумма объемом хранимых продуктов (аналогично расчету
объема холодильного шкафа).
; м3
где: V –
требуемый объем ванн , м3
m – масса хранящихся продуктов ,
кг.
k – плотность продуктов, кг/м3
n - коэффициент заполнения
(принимаем равный 0,85)
Принимаем 2 ванны передвижные ВПП общим объёмом 0,7 м3.
Выбор стеллажей. Стеллажи предназначены для доставки в обеденный зал холодной закуски
порционированной в тарелки из расчёта 1 полуфорфоровая мелкая тарелка на 6
человек питающихся.
Следовательно на передвижных стеллажах необходимо разместить 250 тарелок
мелких полуфорфоровых с холодной закуской при условии, что в обеденном зале
столовой установлены шестиместные обеденные столы.
На один передвижной стеллаж для хранения и доставки холодной закуски
марки СТП умещается 150 мелких тарелок, т.е. нам необходимо 2 стеллажа марки
СТП.
Выбор
весов. Для контроля за порционированием холодной закуски
принимаем одни настольные весы марки ВНЦ-10 с производственным столом СП-1.
Оборудование, предназначенное для холодного цеха, записываем в таблицу
спецификации холодного цеха с указанием наименования, марки, количества и
занимаемой площади. Затем определяем общую площадь, занимаемую оборудованием,
которая будет называться полезной площадью (Sпол).
Спецификация
холодного цеха
Определяем общую площадь
холодного цеха по формуле:
, м2
где: k – коэффициент использования
площади помещения, принимается 0,4.
Sобщ =21,6 м2
Расчет штата поваров и суточного наряда
Штатная численность работников столовой
определяется исходя из их количества, необходимого для приготовления обеденных
блюд.
Расчет ведется в условных блюдах, при
этом учитывают нормы времени, установленные для приготовления единицы изделия.
Расчет количества поваров ведут по
формуле:
, чел.1
3)где: Ny –
количество условных блюд;
ty – норма времени на
одно условное блюдо (0,028 ч)
t – продолжительность
приготовления блюд, которая зависит от условий работы столовой воинской части ,
ч.
1,15 – коэффициент, учитывающий рост
производительности труда
Расчет количества условных блюд
Исходя из этого для приготовления обеда
необходимо:
Таким образом, потребность в поварах
для максимальной смены составит 12 чел.
Часть поваров этой смены готовит также
ужин. Другая смена поваров должна готовить завтрак, состоящий из одного
горячего блюда и чая. В состав этой смены берется 20 % от числа поваров,
занятых приготовлением обеда.
В нашем случае это составит 3 чел.
Третья смена поваров отдыхает, с
поварами могут проводиться занятия по боевой, политической и специальной
подготовке. В ее состав входит до 40% числа поваров, приготовляющих обед. Это
составит 5 чел.
Таким образом, общее количество поваров
составит 20 чел.
Состав смен окончательно определяют при
составлении графика работы поваров. График составляют на 7 дней с указанием
времени работы каждой смены и с учетом выходных дней.
Однако в воинской части количество
поваров в столовой устанавливается ее штатом.
В соответствии с Руководством по организации
питания личного состава воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской
Федерации, при определении количества поваров исходят из следующих норм:
в столовой, где питаются:
·
до 150 человек - 3 повара,
·
от 151 до 200 человек - 4 повара,
·
в последующем на каждые 125 питающихся добавляется
1 повар.
Инструктор-повар содержится при численности
питающихся свыше 500 человек и в расчетное количество поваров не засчитывается,
а мастер по технологии приготовления пищи - при численности питающихся свыше
1000 человек.
График работы
поваров
Повара
|
Дни, недели и
время
|
Количество
дежурств
|
Количество часов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Смена
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
20.00-8.00
|
8.00-20.00
|
20.00-8.00
|
8.00-20.00
|
20.00-8.00
|
8.00-20.00
|
20.00-8.00
|
8.00-20.00
|
20.00-8.00
|
8.00-20.00
|
20.00-8.00
|
8.00-20.00
|
20.00-8.00
|
8.00-20.00
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
График работы поваров, подписанный
инструктором-поваром утверждается начальником столовой.
Расчет количества лиц суточного наряда
столовой для цехов и помещений производят на основании норм выработки
полуфабрикатов, количества натуральных или условных единиц продукции, которые
повар или смена должны выработать в единицу времени.
В соответствии с Руководством по организации питания
личного состава воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской
Федерации, суточный наряд по столовой назначается для уборки помещений,
доставки продовольствия со склада в столовую, очистки и дочистки свежих
картофеля и овощей, сервировки обеденных столов, мытья столовой и кухонной
посуды и других подсобных работ.
Суточный наряд по столовой выделяется из
расчета: до 100 человек питающихся в столовой - 3-4 человека, дополнительно
выделяется по 2 человека на каждые последующие 100 человек питающихся.
Исходя из этого, общее количество лиц суточного
наряда по столовой составит в нашем случае:
Для нарезки хлеба, порционирования
сахара и их выдачи выделяется хлеборез на срок, определяемый командиром части,
из расчета питающихся в данной столовой: до 500 чел. – 1; 501-1000 чел. – 2 и
свыше 1000 чел. – 3.
Принимаем – 3 чел.
Сводная таблица
Наименование
должностей
|
Количество человек
|
Повар
Суточный наряд
Хлеборез
|
20
32
3
|
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ПИТАНИЯ.
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА
Уборка помещений столовой и мытье полов
производится после завершения работ по приготовлению пищи, а обеденного зала –
после каждого приема пищи.
Генеральная уборка помещений столовой
производится не реже 1 раза в неделю, включая мытье окон, панелей и полов. Полы
и трапы в производственных помещениях и обеденном зале периодически
дезинфицируют осветленным раствором хлорной извести.
Сменные механизмы технологического
оборудования по окончании работ разбираются, тщательно промываются и
просушиваются, а перед началом работы ошпариваются кипятком. Все
производственные и подсобные помещения столовой должны быть оборудованы
необходимым технологическим, холодильным, механическим и немеханическим
оборудованием, обеспечивающим поточную линию перемещения в соответствии с
технологическим процессом.
Не допускаются встречные потоки и
пересечение линий сырых продуктов и продуктов, прошедших термическую обработку,
пищевых продуктов и грязной посуды (отходов), грязной и чистой посуды, грязной
посуды и готовой пищи.
Кухонную посуду и инвентарь необходимо
очищать от остатков пищи, мыть в ванной с горячей водой (t = 45-50ОС) с добавлением моющих средств, а затем промывать
в ванной с горячей водой (t = 60ОС), ошпаривать
кипятком и просушивать.
Производственный инвентарь (доски
разделочные, ножи, веселки) после использования следует тщательно мыть и не
менее 1 раза в неделю дезинфицировать кипячением в течении 1 часа после
закипания. Ванны моечные после использования очищают, промывают горячим 1-2 %
раствором кальцинированной соды.
Повара, хлеборезы и др. обслуживающий
персонал допускаются к работе в столовой только после сдачи зачетов по
санитарному минимуму и прохождения медицинского осмотра в установленном объеме.
Запрещается допускать к работе в
столовой персонал не прошедший медицинский осмотр, имеющих гнойные заболевания
кожи, больных венерическими заболеваниями или острыми желудочными
заболеваниями.
Повара, хлеборезы и др. работники
столовой обязаны строго выполнять правила личной гигиены: перед заступлением на
работу снимать и убирать кольца, серьги, цепочки, верхнюю одежду и обувь в
шкаф, принимать душ, мыть руки с мылом и щеткой, работать только в чистой
специальной одежде и обуви, иметь чистый носовой платок и коротко остриженные
ногти на руках.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В СТОЛОВОЙ
Размещение технологического оборудования
производится с учетом обеспечения высокой производительности труда поваров,
выполнения требований техники безопасности и мер противопожарной безопасности.
Это достигается правильной организацией рабочих мест и удобным размещением
оборудования.
При монтаже теплового оборудования и установке
немеханического оборудования в горячем цехе особое внимание обращается на размещение
тепловых аппаратов с целью обеспечения свободного доступа к ним.
Расстояние между рабочим фронтом плит и
производственными столами должно быть 1,1 м и более при ширине плиты более 1 м.
Расстояние между плитами 4 м, они установлены раздельно, должно обеспечивать
удобство работы и составлять 2-2,5 м.
Пищеварочные котлы устанавливаются группами в
зависимости от конфигурации помещения и располагаются секциями или в один ряд.
Расстояние между котлами и производственными
столами должно быть ³ 1,25м. Ширина
рабочего прохода между секциями котлов ³ 1,5м. Расстояние от стен до центров котлов
составляет: для котлов вместимостью 125 л – 900 мм, 250 л – 100 мм. Расстояние
между котлами: 125 л – 1400 мм, 250 л – 1600 мм.
При размещении пищеварочных котлов секциями
расстояние между противовесами для двух смежных котлов не менее 0,3 м. Площадь
обслуживания 1 м2.
Запрещается производить работы по ремонту
оборудования лицами не имеющими специальной подготовки и разрешения.
У каждого агрегата в рамке под оргстеклом
вывешивается краткая характеристика, правила эксплуатации и техники
безопасности с указанием ответственного лица форматом 297×210 мм.
Возле котлов вывешиваются таблички размером
260×105 мм с указанием номера, вместимости и назначения.
Перед началом работы повара проходят инструктаж
по технике безопасности с обязательной росписью в журнале инструктажа.
Возле электрооборудования должны быть
диэлектрические коврики. До начала работы необходимо производить внешний осмотр
оборудования и пробный пуск механического оборудования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе я произвел расчет
холодного цеха солдатской столовой, его оборудования и инвентаря, штата поваров
и суточного наряда, компоновку столовой с отражением ее на чертеже. Выполненная
работа позволила мне понять все тонкости проектирования столовых, окунуться в
этот, безусловно, творческий процесс, узнать всю сложность и трудоемкость этой
деятельности, а самое главное она заставила проникнуться чувством
ответственности за точное и тщательное производство расчетов, необходимое для
будущей четкой и бесперебойной работы столовой.
Работа важна еще и тем, что позволяет будущим
руководителям ощутить ответственность за свою службу, за личный состав, за
вверенные материальные ценности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Приказ Министра обороны Российской Федерации 2000
г. № 400 Об утверждении Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных
Сил Российской Федерации на мирное время
2.
Нормы обеспечения столово-кухонной посудой,
оборудованием, инвентарем и моющими средствами, утвержденные приказом
Заместителя Министра Обороны РФ - Начальника Тыла Вооруженных Сил РФ 2001 г. №
100
3.
Руководство по организации питания личного состава
воинских частей, учреждений ВС РФ. М.: Воениздат,1994 г.
4.
Руководство по приготовлению пищи в воинских
частях, военно-учебных заведениях и учреждениях армии и флота. М.:
Воениздат,1992 г.
5.
Основы проектирования столовых воинских частей.
Учебное пособие. Вольск:ВФВАТТ, 1998 г.
6.
Планирование питания в столовых воинских частей.
Учебное пособие. Вольск:ВФВАТТ, 2001 г.
Страницы: 1, 2
|