2.
Кумулятивная – способность языка быть не
только хранителем, но и накопителем знания о социальном опыте человечества.
3.
Координационная
–
проявляется в двух ипостасях – по «горизонтали» и по «вертикали». В первом
случае язык служит средством согласования совместных действий людей на основе
консенсуса относительно значимых для них образов, процессов, явлений.
4.
Рефлексивная
– способ
социального понимания и социального выражения человека.
Культурные
универсалии – это духовные и материальные элементы присутствующие в содержании
любой культурной системы. Разные авторы выделяют различные по качеству и
количеству элементы. Но среди них практически всегда присутствуют важные для
нашего общества такие элементы, как ценности, идеология и техника, которые мы и
рассмотрим.
Ценности
В
современной философии проблема ценностей решается в плане диалектики
объективного и субъективного, объекта и субъекта. На сегодняшний день мы имеем
целый ряд трактовок понятия «ценность». В общем виде можно выделить три
основных подхода понимания ценность:
1)
ценностями являются вещи и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны,
приятны) людям в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов. В
данном случае мы имеем дело с утилитарным подходом. Ценность есть то, что
полезно, она сближается с понятием благо и ничего принципиально нового не
прибавляет к нему.
2) другие представляют ценности как идеалы, святыни,
например: добро, истина, красота. В данном случае мы имеем дело с
противоположным утилитарному подходом.
Потребительская стоимость ценна не сама по себе, как таковая, но
становится ценностью в определенных условиях, когда она окрашивается в тона духовного отношения к предмету, когда возникает
особая близость к нему.
3) ценность есть значимость объектов, причем значимость
положительная.
Ценность
зависит от свойств и субъекта и объекта, но не совпадает с ними. Ценностное отношение, несмотря на всю его
кажущуюся пристрастность объективно, поэтому следует подчеркнуть
недопустимость смешения понятий «ценность» и «оценка». Если ценность
объективна, то оценка не всегда, это суждение о ценности.
Разумеется
разные люди, социальные группы оценивают одно и то же явление (например,
частную собственность или демократию) по-разному, и в этом – субъективный
момент ценностного отношения. Но если мы посмотрим глубже, то обнаружим, что
одно и то же явление объективно находится в разном функциональном отношении к
разным субъектам, объективно имеет различную: положительную или отрицательную
значимость для них. Критерием, позволяющим отличить ценности мнимые от
подлинных является практика, общественный прогресс. Технический, социальный,
духовный прогресс объективно направлен на достижение все большей свободы
человека от власти внешней необходимости природы и общества, на удовлетворение
и развитие его потребностей и способностей.
В качестве критерия общественного прогресса в последнее время
предлагается рассматривать уровень развития потребностей и способностей
человека, всесторонность и универсальность этого развития. В той мере, в какой
потребности той или иной социальной группы, личности соответствуют тенденциям
общественно-исторического развития, их отношения
к явлениям жизни выражают общезначимое и являются объективно ценными,
поэтому для определения объективной ценности социального явления или процесса
необходимо знание общих тенденций общественно-исторического
развития. В современную эпоху такие явления как фашизм, милитаризм, тоталитаризм
представляют собой антиценности, поскольку противоречат социальному прогрессу, несут
в себе угрозу человечеству.
Идеология
Идеология
– это систематизированное и концептуальное знание, внутренне согласованное и
логически стройное, связанное с решением встающих
перед обществом задач, обосновывающее изменение общественных отношений
либо защиту уже существующих отношений в обществе.
Идеология, хотя и сближается с наукой, но не совпадает с
ней. Если наука дает знание о предметах и явлениях действительности, их
закономерностях, то идеология не только несет знание, но и выражает отношение к предмету
знания. Это отношение обусловливается интересами классов, социальных групп, с
позиции которых и осуществляется отражение действительности в идеологии. А
поскольку к знанию прибавляется отношение, то оно обретает иное качество –
качество сознания, осознания действительности. Таким образом, идеология – это
знания, пропущенные через социальные интересы.
Слово «идеология» (буквально – учение об идеях) вошло в
общественную мысль
в начале XIX века. Им стали пользоваться для обозначения системы идей, на
основе которых строится объяснение социальной действительности, оценка событий
политической, экономической культуры жизни общества.
Идеология
не может быть беспристрастной. В идеологии находят выражение взгляды,
обусловленные ценностями и идеалами типичными для большинства социальных групп,
сообществ, классов. Разработка и систематизация этих взглядов приводит к
созданию идеологических систем – теоретических концепций, представляющих
видение социальной действительности с позиции определенной социальной группы, в
свете господствующих в ее культуре (субкультуре) ценностей и идеалов.
Ценностные
парадигмы идеологии обычно включают в себя 4 основных слоя: 1. Социальные (экономические, правовые, политические и пр.)
ценности. Например, равенство,
демократия, свобода, справедливость, государство, закон, просвещение и
т.п. 2. Критика общества, не способного обеспечить указанные ценности. 3.
Программы деятельности по совершенствованию общества. 4. Проекты идеального
общества, в котором защищаемые данной идеологией ценности реализуются в
максимально совершенной форме.
Техника
Аспекты
техники как социокультурной ценности. Первый аспект рассматривает технику как объект
– это приборы, инструменты, машины, имеющие определенную значимость для
жизнедеятельности человека, сберегающего его ресурсы. Второй аспект
рассматривает технику как знание (технологическое) – умения, правила,
теории, доктрины. Третий аспект рассматривает технику как процесс –
изобретение, проектирование, изготовление, использование, результатом которого
является увеличение предметного внешнего мира.
Под
техникой понимаются предметы и процессы, которые обладают следующими
существенными качествами: 1. они изготовлены искусственно людьми в результате
изменения природы в процессе материализации ранее созданных идеальных моделей.
2. они утилитарны по своей природе и имеют инструментальный
характер, соприкасаются с миром в процессе практической деятельности
людей. 3. они рациональны, т.е. обладают «безусловной эффективностью», высокой
произовдительностью, соразмерной со стоящей перед ними задачей и оптимизированы
по другим факторам, входящим в понятие рациональности.
Социокультурные
смыслы техники: 1. техника есть средство преобразования
жизненной среды человека. 2. техника – это посредник между человеком и природой. 3. техника – это средство,
изменяющее самого человека.
Типология культуры
Существуют различные основания классификации культур
(Данилевский, Шпенглер,
Сорокин, Маркс и др.). Мы остановимся на варианте, современном, обобщающем,
перерабатывающем как теоретические достижения в данной области, так и сам
конкретный исторический материал. Одним из наиболее общих понятий в
культурологии является понятие цивилизации. Любая цивилизация, сколько бы их не
выделялось и как бы она не определялась в самом общем виде представляет собой
систему, состоящую из элементов и структур. Под элементным составом цивилизации
обычно понимается культура, трактуемая как совокупность ценностей, материальных
и духовных. Эти элементы структурно упорядочиваются при помощи отношений в обществе, им определяется место, они
иерархизируются. В зависимости от типа взаимодействия формальной и
содержательной сторон цивилизации, т.е. общественных отношений и культурных
ценностей выделяются следующие культурно-исторические типы: стационарный,
адаптивный и динамический.
Цивилизации стационарного типа
К
цивилизациям стационарного типа могут быть отнесены первичные цивилизации, охватывающие три первых
географических центра исторической жизни человечества, три
первоначальных очага культуры: Египет, Индию и Китай. Историческая жизнь этих
цивилизаций началась в IV тысячелетии до Новой эры, и в течении тысячелетий они
сохраняли незыблемыми свои основные социально-культурные структуры.
Характерными признаками таких
обществ являются:
а) глубокий
традиционализм;
б) циклический характер развития, подчиненный
естественному ритму сельскохозяйственных работ;
в) воспроизводство однажды
заданных структур;
г) ориентация на
абсолютные ценности – «начала».
Так,
М.И.Сладковский пишет: «В эпоху Чжоу, когда происходило формирование китайской
цивилизации и одновременно китайского народа, были заложены основы традиционной
китайской техники земледелия, традиционной государственности, традиционной
идеологии (конфуцианство, легизм, даосизм). На протяжении истории Китая эти
основы неоднократно видоизменялись, но вплоть до нового времени продолжали
сохранять значение основ общественной и государственной жизни Китая. Их влияние
сказывается и в настоящее время».
Исследователи
цивилизации Индии также видят ее отличие от обществ Месопотамии и Греции в
сохранении и воспроизводстве традиций вплоть до наших дней (Р. Тагор, Кабир,
Бэшем).
Основу цивилизаций стационарного типа составляет: сельскохозяйственная
община, покоящаяся на «азиатской форме собственности». Это очень интересная,
специфическая форма собственности.
Земля
в данных обществах не рассматривается как собственность общины. Ее
действительным собственником является высшее божественное начало. Далее,
объединяющее единое начало реализуется в деспоте, как отце множества общин. А
община, получив землю во владение от деспота уже предоставляет надел земли
отдельному человеку - члену своей общины.
При
этом, естественно, происходило отчуждение власти общинных вождей в пользу
верховного, «объединяющего единого начала» (фараона, императора) путем
«добровольной» передачи или узурпации.
Надобщинная власть, используя свой авторитет, могла во
имя всеобщего интереса
«изымать прибавочный продукт из фондов потребления и направлять на иные
общественные нужды: создание страховых фондов, организацию общественных
(хозяйственных, строительных) работ, на развитие культуры. Но, разумеется, в
условиях социального расслоения, этот всеобщий интерес преломляется через
призму особого интереса его правящей верхушки.
И
последнее, что хочется отметить по поводу азиатской формы собственности, она
распространяется не только на землю, но и вообще на все формы общественного
богатства: добытые охотником или собирателем плоды, на прибавочный продукт
земледельца или скотовода и на произведения коллективного и индивидуального
творчества (ритуал, песня, танец), на имя и само существование индивида.
Стационарный
тип цивилизации определяет матрицу, общую «формулу развития» культуры.
Художественное
творчество оценивается с точки зрения возможного содействия, поддержания
устойчивости и стабильности системы в целом. Сама такая оценка приобретает регулятивное значение, оказывает
непосредственное влияние на стратегию творческой деятельности.
Основной
характерной чертой развития культуры в обществах стационарного типа является
его традиционализм. Традиция рассматривается как абсолютный и неиссякаемый
источник и генератор культуры, постоянное возвращение к которому дает ей жизнь,
служит основанием ее обновления.
Отклонение
от традиционных форм рассматривалось как показатель отклонения общества и
правителей от правильного пути, начертанного в древних книгах.
Так,
например, Конфуций – создатель традиционалистской, догматической философии в
Китае и вообще первый из известных нам древнекитайских философов видел в поэзии
надежный индикатор состояния общества: песни, которые поет хорошо управляемый
народ, прекрасны своей веселостью и беззаботностью, в государстве же,
находящемся на пути к погибели, слышатся жалобы и грустные мелодии. Поэтому,
например, песни гнева должны служить серьезным предупреждением об опасности.
Стационарные цивилизации не заинтересованы в каких-либо
изменениях, они
выстраивают целую систему запретных, охранительных норм.
Обратной
стороной установки на традиционализм является застойный характер общества,
который угрожает его существованию не меньше, чем социальные противоречия и
смена форм государственного устройства. Жизнь культуры не может быть ограничена
нормами даже относительно прогрессивной традиции. Это означает, что наряду с
господствующей традицией, на периферии
официальной культуры вырастает оппозиционная ей традиция.
В
Китае такой оппозицией конфуцианству был даосизм, не вошедший в официальный
канон. Причем, те и другие говорят о Дао, но вкладывают в это понятие
противоположный смысл.
Дао
– великий путь, истина, суть всех вещей, абсолют, человек – ничтожен, это
винтик, нерассуждающий исполнитель воли божества-тирана.
Даосы:
человеку могут открыться тайны Дао-пути, сумевшему ускользнуть от суеты бытия.
Человек может слиться с Дао и излучать его на весь мир. Государь, Художник,
Поэт могут постичь Дао, т.е. извечную суть вещей.
В
Индии в оппозицию ведийской традиции выступил буддизм с проповедью личного
физического и нравственного освобождения и восхождения к Абсолюту, т.е. в
противовес объектно-исторической традиции акцентируется субъектно-личное
начало. Буддизм пробудил в искусстве интерес к духовному миру человека.
В такой двойной традиции в их оппозиции заключался
мощный источник развития
культуры.
Погружение
в традицию позволяет художнику не только выполнить «социальный заказ», но и
реализовать творческие импульсы.
Кроме
оппозиции внутри самой традиции существовала и еще одна оппозиция канонизированному искусству со стороны полупрофессионального и
народного творчества бродячих
актеров, музыкантов. В этой роли выступают и нищенствующие монахи и
торговые гости. Это массовое искусство проникает и в канон, размывая его
герметичность и расширяя сферу художественной культуры общества.
Таким
образом каноничность, традиция вовсе не свидетельствуют об отсутствии развития культуры и ее замкнутости в
стационарных обществах, но они представляют достаточно большой
внутренний резерв для развития искусства. Запреты направляли творческую мысль
внутрь, заставляли совершенствовать
художественный язык: слово, изображение путем углубления их
символического значения, совершенствовали технику исполнения, художественную
технологию, т.е. форму произведения.
Другой парадокс традиционно-канонизированного искусства
заключается в
актуализации, осуществлении самых глубинных творческих способностей и чувств
художника. Т.е. открываются возможности к самоуглублению, самопознанию,
самораскрытию личности художника. Развивается содержательная сторона искусства.
Оно наполняется философским смыслом.
Адаптивный тип цивилизации
Социокультурный комплекс адаптивного типа характерен для
вторичных цивилизаций, возникших на почве более древних, часто
более развитых культур либо на периферии, в сфере влияния «сильных» цивилизаций.
Классическим
образцом такого типа считается арабо-мусульманская цивилизация в период ее
возникновения и расцвета.
На
завоеванных территориях арабы, как правило оставляли без особых изменений хоазяйственно-экономические отношения и
социальные структуры. Они лишь насаждали сверху своих резидентов. Это
определяло относительную автономию областей и сегментарную структуру
арабской цивилизации с верховным началом в лице халифа.
Данный
социальный строй определил адаптивный характер культуры арабо-мусульманской
цивилизации. Исламская культура была продуктом космополитизма, в возникновении
которого принимали участие все завоеванные
культуры и народы: сирийский, персидский, арабский, испанский, берберская
и турецкая. Т.е. мусульманская цивилизация ассимилировала все лучшее в более
древних и более высоких культурах.
Арабоязычная
культура сохраняла достаточно большую независимость по отношению к
господствующей религии, терпимость и даже известно любопытство к духовной культуре «неверных», как к чему-то экзотическому
и объективно способствовало стабилизации «своей» цивилизации.
Арабо-мусульманский
художественный стиль. Он оформляется как художественная целостность,
представляющая собой мозаичную систему локальных форм и традиций, лишенных
оппозиционного содержания, поскольку они не затрагивали существования данной
цивилизации и ее господствующей идеологии – ислама.
Социальные
условия и запрет на изображение человека Кораном предопределяли развитие арабского
искусства как орнаментально-декоративного. Сама социальная действенность обусловила
функции орнаменталистики по адаптации,
связи в целое разнородных мотивов, образов, настроений.
Близость
арабского искусства к модели цивилизации адаптивного типа проявилось и в его
своеобразной эволюции и в кризисном для арабской цивилизации XV веке. Развитие
художественной культуры, как мы уже отмечаем, в цивилизациях подобного типа
происходили за счет постоянной адаптации и ассимиляции все новых и новых
разнородных художественных систем в некую мозаичную целостность путем их
стилизации. В XV веке это движение прекратилось. Мусульманский мир как бы
замкнулся в себе. То же произошло и с искусством. Оно пошло по пути изощренной
эстетизации и утратило жизненность. Адаптивный стиль исчерпал себя.
Гетерономность мусульманской цивилизации начала перерастать ее
социально-культурное единство, принимая все более мозаичный, рыхлый характер.
Эта тенденция усиливала партикуляристские настроения властителей периферийных
областей «великого халифата», ростом в них
национального самосознания, которое стало лейтмотивом культур,
освободительных движений.
В
противовес этим тенденциям происходит ужесточение догматизма идеологии – ислама, а также исламизация
социальных форм жизни и культуры. Арабо-мусульманская цивилизация из
адаптивно-динамической стала превращаться в сегрегативно-консервативную. Это
лишало ее импульсов внутри развития. К тому же к 15 веку на западной границе
мусульманского мира набирала силу на почве уже капиталистических отношений
европейская цивилизация, которая многому научилась у арабов, но устояла в своей
самобытности.
Цивилизация динамического типа
К
динамическим цивилизациям относят социальные саморегулирующиеся организмы,
которые имеют возможность взаимодействовать не только с оригинальным опытом
собственной культуры, но и опытом внешним, инородным, привходящим. К этому типу
относят европейскую цивилизацию с характерным для нее рационализмом и
техницизмом, уходящими корнями в античность.
Шпенглер,
к примеру, противопоставлял античности «аполлоновскую» культуру, которой были
присущи культ тела и статика, европейской, для которой характерным является
культ безграничного права и динамизм как жизненный принцип. Отсюда постоянная
незавершенность европейской культуры, тоска по идеалу.
Аналогичные
идеи, но на более высоком уровне развивает испанский философ Ортега-и-Гассет.
Он, следуя за Шпенглером, полагает, что народам древнего Греко-латинского мира
были присущи предметность и конкретность мировосприятия. Европейская же цивилизация
ориентировалась на скрытную сущность явлений. Хронологически Ортега фиксирует
европейскую цивилизацию с 18 в.
К
специфическим характеристикам динамической цивилизации кроме рационализма ряд
американских исследователей относит:
а) накопление научных знаний и технологий, превышающие
актуальную потребность;
б) появление новых лидеров, способных и готовых
перестроить мир на новых началах;
в) постоянные
экономические и социальные трансформации;
г) интеграцию индивидов и
социальных групп в национальные общества.
Последняя черта европейской цивилизации понимается как
плюрализм и единство,
когда каждый народ выступает как 1) самостоятельная социальная общность и
одновременно ощущает себя 2) представителем западного сообщества. Дух
конкуренции при определенной взаимозависимости всех наций друг от друга
определяет динамизм этого сообщества, его сбалансированное равновесие.
В
искусстве динамического типа присутствует открытая установка на новаторство.
Искусство становится механизмом не только фиксирующим и осмысляющим новое, но и
генерирующим его.
Переход
от традиции к подвижному эталону художественной деятельности происходит
постепенно. Зарождение нового стереотипа проявляется в возникновении
«рефлективного традиционализма». «Рефлективный традиционализм» предполагает
сохранение традиции, но которая уже
утратила абсолютное значение. Все большее значение приобретает личный
опыт и свободный творческий вымысел. Поначалу это выражалось в интерпретации
исходного текста. Динамизм постепенно зарождался, «прокрадывался» как искусство
переакцентировки. Традиция постепенно обособляется: этот процесс в классицизме
протекает как постоянный диалог современности с античностью, в романтизме – это
ирония по отношению к традиции.
Рефлективный
традиционализм исчерпал себя с переходом к реализму – художественному методу,
ориентированному на постоянно меняющуюся действительность.
Вступает в силу закон «отклонения от нормы», который был сформулирован
Бахтиным: «Сначала – отклонение от нормы, затем – проблематичность самой
нормы».
Этого
не могло быть; в этом что-то есть; это так и должно быть. Этот стереотип
движения был воспринят и лег в основу дальнейшего развития цивилизации Европы,
когда субъективно-значимая позиция в любой момент могла превратиться в
официально-санкционированную. Но это уже зависит от идеологической инициативы,
которая лежит за рамками самого искусства и самому художнику не принадлежит.
Искусство становится саморегулирующимся, оно берет на
себя функцию обновления традиции, ее критики в соответствии с изменившимися условиями
быта. Например,
формалистическое искусство, демонстрирует свою независимость от целого
общества, (функционального искусства). Наличие противоречивых сторон в
искусстве, его амбивалентность (одновременная функциональность и
дисфункциональность, обеспечивает искусству в целом суверенное положение в
системе цивилизации и предохраняет от истощения стереотипизированные и
массовидные формы художественной деятельности.
Искусство
ХХ века в основном либо открыто становилось в оппозицию (критический реализм, романтизм), либо пыталось ускользнуть от
цивилизации, замыкаясь на себя (искусство для искусства, элитарное
искусство).
Выделение социокультурных типов цивилизации не должно
заслонять от нас
взаимодействия художественных культур. Ни одна культура не может развиваться в
изоляции (например, стационарный тип).
В
истории взаимодействия художественных культур проявляется общая тенденция:
превращение суммативно-всемирной культуры в мировую. Она в основном совпадает с
развитием цивилизации, хотя имеет самостоятельную логику развития. В
современной литературе (Артановский) выделяет три последовательных исторических
этапа в развитии культурных контактов: 1) более или менее эпизодические
контакты (на ранних стадиях цивилизации, когда
она выступала еще в виде разрозненных очагов в море варварства, часто в связи
с завоеваниями); 2) установление постоянных культурных отношений (образование
региональных цивилизаций); 3) культурный синтез через заимствования и
ассимиляцию (с образованием мировой капиталистической цивилизации).
Историческая
траектория любого общества может быть описана как единство двух сменяющих друг
друга состояний. Первое – это период относительно спокойного эволюционного
развития и непринципиальных изменений. В
такие времена содержательное многообразие процессов духовной жизни
сбалансировано и определяется ее ценностно-смысловыми доминантами. В
прошлом – это прежде всего религиозные ценности, в наше время – идеологии
гуманистической направленности (либеральной, социал-демократической,
консервативной) или антигуманные политические идеологии (большевистская, национал-социалистическая, чучхе и т.п.). Второе
состояние общества характеризуется стремлением к радикальным переменам:
дезинтеграции, разрывом прежних связей. Духовная жизнь утрачивает
ценностно-смысловые основания и превращается в хаотизированную среду. Как
свидетельствует опыт истории, именно в такие периоды возникают принципиальные
инновации: формулируются и выдвигаются новые идеи, возникают новые социальные
институты, закладываются основы будущих традиций.
Данный процесс чаще всего протекает спонтанно и воспринимается общественным
сознанием неоднозначно, нередко сквозь призму архетипов «конца света».
Из
анализа отечественной истории следует, что перманентные периоды хаотизации
социальной жизни, вызванные войнами, инкорпорациями, революциями, не позволили
укорениться и набрать жизненно необходимый инерциальный импульс таким важнейшим
субстанциональным и конститутивным началам этногенеза, как язык, религия,
государственность, собственность, традиции городской жизни. Периодические,
политические, социальные, демографические и культурные пертурбации и кризисы,
волнами накрывавшие Беларусь на протяжении веков, сформировали в народе
естественную социально-психологическую установку – выжить ценой приспособления
к постоянно изменяющимся (чаще всего насильственно) условиям существования. При
подобном стечении обстоятельств речь могла идти
лишь о сохранении некоторых черт этнокультурной идентичности, но не о развитии
творческого потенциала народа и культивировании качеств свободной и
инициативной личности.
В
течении двух последних столетий прослеживается действие тенденций к
восстановлению целостности белорусской социокультурной синергии. Однако,
проявляли они себя весьма противоречиво, часто лишь спорадически или в
контексте иных, более мощных и поглощавших их течений. Естественно что
координальным образом изменить структуру белорусского социального характера они
не могли. Исследователями-белорусистами осуществлена большая работа по изучению различных аспектов национального
самосознания. Ряд исследователей белорусской культуры называют ее
«открытой», т.к. она тесно взаимодействовала с культурами других народов.
Белорусская
культура отличается своеобразием, причины которого исследователи видят в
следующем:
1)
особенностях
ее геополитического положения (перекресток между востоком и западом – центр
Европы), между двумя версиями христианства: православно-византийской и
римско-католической, этим объясняется то особенное влияние которое испытывала
Беларусь со стороны других культур.
2)
на
территории Беларуси проживают представители различных национальностей
(белорусы, литовцы, поляки, украинцы, евреи, татары, русские). Этим объясняется
синтетический характер ее культуры.
3)
географическим
фактором – природа средней полосы с преобладанием умеренного климата и
приглушенной цветовой гаммой.
4)
аграрным
образом жизни белорусов, что соответствует коллективизму, верности традициям,
уважению к прошлому. Для белорусов характерно доминирование земных ценностей,
склонность к естественной эволюции и перестройки изнутри.
5)
этническим
фактором, который проявился в том, что ассимиляция славянскими племенами
балто-литовских ятвятских и других племен осуществлялась мирным путем.
6)
ненасильственное
распространение христианства и его мирное соседство с язычеством.
7)
вхождение белорусских земель в состав полиэтнических
государств, что формировало
у белорусского народа предпочтение общенациональных государственных интересов и
ценностей.
Всеми этими обстоятельствами объясняется
специфика белорусской ментальности, которая видится культурологам и социологам
в:
1)
неприятии
конфликтов и противоречий;
2)
стремлении
к стабильности и равновесию;
3)
признанию
лишь медленных и постепенных перемен;
4)
отрицании
насилия миролюбия;
5)
уважению
своих традиций, культуры и истории;
6)
толерантность;
7)
привязанность
к родным местам;
8)
трудолюбие,
бережливость, хозяйственность.
Среди доминантных черт белорусского менталитета обычно
выделяются такие,
как толерантность, послушание, трудолюбие, героизм, коллективизм,
чинопочитание, патернализм, пассивность, приверженность традициям. Вместе с
тем, высшие гражданские и личностные ценности – патриотизм, чувство
национального достоинства, демократия, независимость, свобода, инициатива, конкуренция, индивидуализм в иерархии ценностных
предпочтений белорусов занимают невысокие места. Хотя, естественно,
существуют определенные различия в структуре
ценностных ориентаций разных возрастных и социальных групп населения.
Адаптация
к новым реалиям идет посредством диалектического взаимодействия объективных и
субъективных факторов и сопровождается структурными переменами в социальном
характере нации. Сегментизация белорусского общества по самым разным
основаниям, дивергенция интересов различных социальных групп и поколений –
необходимая объективная историческая предпосылка трансформации национального
характера. Данный процесс является многовекторным и разноплановым. Важным
фактором его оптимизации является наличие духовной жизни социума, объединяющих
его целей и смыслов. Прежние «советские» на эту роль не годятся. Поэтому
инициированную Президентом от имени государства задачу разработки национальной
идеологии следует признать актуальной. Новая идеология, предполагается, как раз и призвана содействовать консолидации белорусского
общества, его межгрупповой солидарности.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Алпеева
Т.М. Введение в культурологию. Мн., 1998.
2.
Величайшие гении мирового искусства: архитектура,
живопись, скульптура
/ Ред.: Чеботарева А.П.,Петропавлова О.А.- Москва: АСТ; Санкт-Петербург:
Полигон, 2006
3.
Викторов
В.В. Культурология. М., 2002.
4.
Гуревич
П.С. Культурология. М., 2005.
5.
Кравченко
И.С. Культурология. М., 2007.
6.
Культура
и культурология: Словарь / Под ред. А.И. Кравченко. М., 2007.
7.
Культурология
для технических вузов / Под ред. М.В.Буланова-Топоркова. Ростов н/Д., 2001.
8.
Культурология.
История мировой культуры / Под ред. Т.Ф.Кузнецовой. М., 2003.
9.
Культурология
/ Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 2006.
Страницы: 1, 2
|