После распада
Римской империи в III - V вв. н. э. области современной
Швейцарии заселили германские племена - алеманны, лангобарды и бургунды.
Алеманны расселились на севере и востоке, а позднее и в центральных областях.
Они ассимилировали редкое население горных областей, и здесь утвердились
германские диалекты. Напротив, лангобарды, обосновавшиеся на юге, и бургунды -
на западе, восприняли язык и культуру романизированного кельтского населения.
На востоке в изолированных альпийских долинах продолжали сохраняться поселения
романизированных ретов, здесь складывались ретороманские диалекты[5].
В VI веке вся Швейцария была завоевана
германскими племенами франков и позднее, в начале IX века, вошла в состав обширной
империи Карла Великого, что способствовало дальнейшей германизации ее
населения.
После смерти
Карла Великого по Верденскому договору 843 г. швейцарские земли были разделены
между тремя государствами. Германоязычные север и восток, а также области,
заселенные ретороманцами, были включены в Восточнофранкское королевство (ядро
будущей Германии); к Западно-франкскому королевству (будущей Франции) были
присоединены западные области с романизованным кельтским населением, а юг и
юго-запад вошли в состав королевства Лотаря, где позднее сложилась итальянская
этническая общность.
В 1032 году почти
все земли нынешней Швейцарии стали составной частью “Священной римской
империи”, но централизованная власть в стране не была слишком прочной. Все
изменилось с приходом к власти семьи Габсбургов, ставшей самой могущественной
династией в Центральной Европе. Завоевания Габсбургов проводил Рудольф I, постепенно покоривший всех
враждующих между собой правителей.
После смерти Рудольфа
представители местной аристократии увидели возможности для получения
независимости. В августе 1291 швейцарские общины заключили между собой
постоянный оборонительный союз и подписали договор, известный как «Вечный
союз», – первое документальное свидетельство сотрудничества между лесными
кантонами. С этого года начинается официальная история швейцарского
государства. Часть традиционной легенды об этих событиях, связанная с именем
Вильгельма Телля, не находит подтверждения в исторических документах.
Уже с XIV в. вошло в обиход и современное
наименование государства - Швейцария (по названию кантона Швиц), а в 1499г.
Швейцария фактически освободилась од подчинения “Священной римской империи”, во
главе которой стоял в то время Император Максимилиан I. Затем они одержали победу над
объединенными силами Франции и Венеции в 1515 году и после этого провозгласили
нейтралитет. До конца XVIII в.
Швейцария оставалась союзом 13 кантонов, однако территория ее продолжала
расширяться за счет присоединения новых земель. Когда Швейцарская Конфедерация
еще только формировалась как государство, влияние на нее соседних стран было
особенно ощутимо, что отразилось на памятниках эпохи средневековья (в том числе
и культовой архитектуры). Особое значение, в западной Швейцарии имел стиль,
созданный реформатским орденом Клюни, а также монастырские церкви в Пайерне и
Роменмотье[20].
В германоязычной
Швейцарии, естественно, преобладало влияние южно-немецкой архитектуры. Так, в
Базеле под руководством зодчего Маттеуса Энзингера из Ульма в 1421 г. было
начато строительство кафедрального собора.
Кантон Тичино
входил в сферу влияния культуры Ломбардии. Впрочем, постройки в итальянском
стиле возводились и в районах к северу от Альп (Рыцарский дворец в Люцерне,
Большой кафедральный собор в Цюрихе). Реформация, происходившая в XVI веке, взбудоражила всю Европу. В то
время как вся остальная часть Европы принимала участие в Тридцатилетней войне,
Швейцария закрыла свои границы и старалась держаться подальше от неприятностей.
В конце войны, в 1648 году, она была признана в Вестфальском Договоре как
нейтральная сторона. На протяжении всей эпохи Возрождения швейцарские города в
основном сохраняли свой облик, сложившийся в период средних веков. Новое
строительство долго продолжало традиции поздней готики и в типах зданий, и в их
планировке. Влияние ренессансной стилистики проявлялось лишь временами, и хотя
ранние памятники ее относятся к началу XVI в. (ратуша в Базеле, Базельские
ворота городских укреплений в Золотурне), распространялась она медленно.
Например, в Лугано, фасад готического собора Сан-Лоренцо был заново богато
декорирован в ренессансном духе. Практически никаких перемен не принесло XVI
столетие в уже сложившиеся типы поселений и жилищ в горных и плоскогорных
сельских местностях Швейцарии. Как и в соседней Австрии, в Тироле, широкое
распространение получили здесь двухэтажные «альпийские» дома, низ которых
выкладывался из каменных блоков, а верхний этаж был деревянным. Но в разных
районах Швейцарии и постройки были неодинаковы: в кантоне Берн сельские дома
обычно представляли собой срубы в 4—5 этажей, в кантоне Граубюнден типичный дом
был каменный, с просторной кухней в центре первого этажа. В горах — Альпах,
Юра, — куда с июня до ноября уходили со стадами пастухи, стояли их бревенчатые
небольшие хижины - «шале» [22].
Политическая
жизнь Швейцарии в 18 в. была спокойной. В «век Просвещения» прославились
бернский естествоиспытатель и поэт Альбрехт фон Галлер (1708–1777), историк И.
фон Мюллер, а также уроженец Женевы философ Жан Жак Руссо - великий педагог и
гуманист из Цюриха И.Г. Песталоцци. В это время в Швейцарию устремился поток
иностранных гостей, среди них – Вольтер, Гиббон и Гёте.
В 1798 году
Швейцария была завоевана войсками Наполеона, и там была создана единая
Гельветическая республика. Фактически страна попала в подчинение Франции.
Французская революция оказала глубокое влияние на Швейцарию как в политическом,
так и в философском отношениях. Благодаря влиянию Франции культура и
архитектура страны претерпевает разительных изменений.
Наивысшего рассвета достигает церковная архитектура. Особенным
великолепием отличались монастыри в Айнзидельне, Санкт-Галлене, Мури,
Санкт-Урбане. Центром общественной жизни была
Женева, а затем, в XIX в., средоточием художественной жизни стал Базель[22].
Большой
популярностью пользовался символист Арнольд Бёклин, чьи огромные картины на
сюжеты из мифов и легенд, изображающие всевозможных нимф, Нептуна и пр.,
особенно полно представлены в Художественном музее Базеля.
После крушения
Наполеоновской империи в 1814 - 1815 гг. Венский конгресс признал существование
швейцарского государства как Союза 22-х кантонов и объявил его навечно
нейтральным. В течение следующих трех десятилетий в Швейцарии нарастали
либеральные настроения. В ответ на действия радикалов в союзном сейме и в
некоторых кантонах (закрытие монастырей в Аргау, изгнание иезуитов) семь
консервативных католических кантонов сформировали оборонительный союз
Зондербунд. В 1847 сейм небольшим большинством голосов объявил о роспуске этого
объединения.
В 1848 году была
принята новая федеральная конституция, которая все ещё функционирует в
настоящее время. Берн стал столицей страны, и для решения национальных вопросов
стала созываться федеральная ассамблея. В 1863 году в Женеве было основано
общество "Красного Креста" и введено обязательное бесплатное
образование[19, c. 104].
В 1978 году был
образован 23-й кантон Юра, и Швейцария обрела границы современного государства.
В 20 веке
Швейцария тщательно охраняла свой нейтралитет. Её роль в Первой Мировой Войне
заключалась исключительно в организации отрядов "Красного Креста".
Цюрих развивался как международный банковский центр и центр международного
страхования, а многие международные организации, в том числе и Всемирная
Организация Здравоохранения, имеют свои штаб-квартиры в Женеве. Опасаясь, что
её нейтралитет может быть скомпрометирован, Швейцария отклонила предложение
стать членом Организации Объединенных Наций или вступить в НАТО. Она вступила в
Европейскую Ассоциацию Свободной Торговли. Швейцария подала заявление о своем
вступлении в ЕС в 1992 году, но граждане Швейцарии проголосовали против
членства в этой организации[8].
Таким образом,
благодаря своей многовековой истории, Швейцария является привлекательным
объектом рекреации не только для желающих насладиться великолепными горными
пейзажами и покататься на лыжах, но и для тех, кто хочет познакомиться с
историческим и культурным наследием страны. Их влекут всемирно известные
памятники старины - воспетый Байроном Шильенский замок, вознёсшийся ввысь
ажурный Базельский собор с могилой Эразма Ротердамского, деревянный Крытый мост
в Люцерне, сооружённый шесть веков назад, двуглавый цюрихский Гроссмюнстер,
средневековые улочки и площади Берна, Муртена, Золотурна, Лозаны, Грюйера, где
словно остановилось время. Привлекает также Женева с её более чем 2000-летней
историей, в которой находится свыше 30 музеев и галерей искусства на любой
вкус; а также многие другие города не лишенные своей особой истории и шарма.
6.1.
Язык:
Швейцария
- единственная страна в Европе, где сразу 4 национальных языка имеют статус
официального государственного: немецкий, французский, итальянский и
ретороманский. Наиболее распространен немецкий язык: его местным диалектом –
алеманнским (швицердюч) – пользуются 73% швейцарских граждан и 64% населения
страны.
Французский
язык употребляют около 19% населения, преимущественно в кантонах Женева, Во,
Невшатель, Фрибур и Вале.
На
итальянском языке говорит около 4% швейцарских граждан (главным образом в
кантоне Тичино), а с учетом иностранных рабочих – 8% населения страны.
Ретороманский
язык распространен только в горном кантоне Граубюнден, на нем говорит только 1%
населения Швейцарии.
Для
немецкоязычного населения культурными центрами являются города Базель, Цюрих и
Берн, для франкоязычного - Женева и Лозанна, а для италоязычного - Лугано.
По
последним подсчетам 74% граждан Швейцарии родным языком считают немецкий, 20% -
французский, 4,5% - итальянский, около 1% - ретороманский. Английский язык
распространен повсеместно[2, c. 45].
6.2.
Религия:
Проведенный в
2000 г. опрос населения показал, что лишь для 16% опрошенных религия очень
важна в жизни. Семья, работа, спорт и культура являются наиболее важными. Опубликованные
в том же году результаты другого социологического исследования, свидетельствуют
о том, что за последние 10 лет количество регулярных посещений церкви со
стороны швейцарского населения сократилось на 10%. Среди католиков это число
составило 38,5%, среди протестантов оно достигло 50,7%. Таким образом,
римско-католическая и протестантская (евангельско-реформированная) церкви
потеряли как в количественном отношении верующих, так и в процентном
соотношении населения. Тем не менее, 71% опрошенных продолжают верить в Бога,
несмотря на то, что они не ходят в церковь. Потребность в церковных венчаниях и
похоронах, к сожалению, сильно сократилась за последние 30 лет.
Количество
прихожан в христианских общинах и сектах в целом не изменилось. Вследствие большого
притока эмигрантов из стран Ближнего Востока и Югославии ислам и православие
получили в Швейцарии широкое распространение[15].
6.2.1.
Католичество:
Католицизм часто
ассоциируется с консервативными взглядами и ревностным стремлением сохранить
традиционные устои. К консервативным католическим кантонам относятся Ури (более
90% населения), Швиц, Нидвальден и Обвальден, словом первые Альпийские кантоны,
которые в 1291 г. заключили «Вечный Союз» для защиты от нападения от внешних
врагов, заложив тем самым основы Швейцарской Конфедерации. Объединившись в
единое государство, они навсегда утвердили право на самоопределение, другими
словами, они, узаконив федерализм, выступили против централизма. Сегодня именно
эти кантоны голосуют против всех радикальных политических изменений, которые,
на их взгляд, могут привести к тесному экономическому сотрудничеству с
европейскими странами, и тем самым к потере нейтралитета.
Долгое время
протестанты в Швейцарии превосходили по численности других верующих. Благодаря
иммигрантам из католических стран римско-католическая церковь постепенно обрела
своих сторонников, и на сегодняшний день она является самой многочисленной.
Швейцария
подарила миру две выдающиеся личности, возглавившие протестантское движение в
Европе в XVI в. Это Жан Кальвин (в
Женеве) и Ульрих Цвингли (в Цюрихе). Новое вероучение получило широкое
распространение, прежде всего, в зажиточных сельскохозяйственных кантонах и
некоторых городах, имевшие все предпосылки стать со временем индустриальными
центрами Швейцарии. Женева, в частности, стала центром протестантского
движения, резиденцией Кальвина и убежищем для преследуемых протестантов из
католических стран. Эти беженцы, известные как гугеноты, в свою очередь внесли
неоценимый вклад в экономическое и политическое развитие города.
Здравомыслие и
кропотливый труд были основными ценностями для протестантов, а богатство и
благосостояние они считали Божьей наградой. Эта установка большей частью легла
в основу формирования современного Швейцарского государства.
Авторами
Конституции 1848 г., определившей основы федеральной Швейцарии, были
протестанты. Они считали, что для индустриального развития страны необходимо
создать более мощную централизацию управления. Среди прочих инициатив можно
назвать введение единой денежной единицы в стране и снятие ограничений на
торговлю между отдельными регионами.
6.2.3.
Другие религии:
Третьим
религиозным вероучением по количеству последователей является ислам.
Проведенный в 2000 г. социологический опрос показал, что в стране проживает
более 300 000 мусульман. Это в два раза больше, чем было зарегистрировано в
1990 г. Многие из этих мусульман – политические беженцы. За последние 10 лет
число верующих в ислам выросло с 7 700 до 35 500.
Благодаря
иммигрантам из Центральной и Восточной Европы увеличилось число православных
христиан. В целом в стране насчитывается около 130 000 православных. Число
сторонников иудаизма остается постоянным – около 17 900. В Швейцарии
проживают около 21 000 буддистов, принадлежащих к различным течениям. Самый
большой буддийский храм Wat Srinagarindravararams был открыт в кантоне Золотурн
в 2003 г. Интересен тот факт, что число неверующих, не принадлежащих ни к какой
религии, постепенно возрастает. По последним статистическим данным это число
превышает 11% от общей численности населения (ср.: в 1990 г. оно составило
7,4%, а в 1970 г лишь 1,1%)[2, c. 76]
6.3.
Искусство как компонент культуры:
Швейцария - удивительная страна, которая
бережно сохраняет свою национальную культуру. Хотя многие
иностранные писатели и художники (например, Вольтер, Байрон, Шелли, Джеймс
Джойс и Чарли Чаплин) жили здесь, страна не имеет богатого художественного
наследия, Напротив, многие талантливые швейцарцы, например, Чарльз Корбузье,
Поль Кли, Альберт Джиакометти и Жан-Люк Годар покинули страну и стали
знаменитыми за границей.
Германо-швейцарский
драматург и романист Макс Фриш был одним из наиболее почитаемых в Европе
авторов в 50-е годы. Произведения, написанные в 18 веке Руссо, который жил в
Женеве, сыграли огромную роль в развитии демократии, а Карл Юнг, живший в
Цюрихе, внес значительный вклад в современный психоанализ[18, c. 305].
Влияние
архитектурных стилей соседних стран особенно ощутимо на памятниках эпохи
средневековья, когда Швейцарская Конфедерация еще только формировалась как
государство. Особое значение, в том числе и для культовой архитектуры, в
западной Швейцарии имел стиль, созданный реформатским орденом Клюни, а также
монастырские церкви в Пайерне и Роменмотье.
В
германоязычной Швейцарии, естественно, преобладало влияние южно-немецкой
архитектуры. Так, в Базеле под руководством зодчего Маттеуса Энзингера из Ульма
в 1421 г. было начато строительство кафедрального собора.
Кантон
Тичино входил в сферу влияния культуры Ломбардии (Италия). Впрочем, постройки в
итальянском стиле возводились и в районах к северу от Альп (Рыцарский дворец в
Люцерне, Большой кафедральный собор в Цюрихе).
Церковная
архитектура в эпоху барокко достигла наивысшего расцвета. Особенным
великолепием отличались монастыри в Айнзидельне, Санкт-Галлене, Мури,
Санкт-Урбане.
На
архитектурный облик Швейцарии в XX в. заметное влияние оказали работы признанных
звезд архитектуры Ботта, Жака Герцогома и Пьера де Меронома. Швейцария – родина
выдающегося архитектора XX в. Шарля Ле Корбюзье (1887-1965),
основоположника модернизма в архитектуре. Талантливый мастер внес свой большой
вклад не только в градостроительство, но и в дизайн мебели, пропагандируя
принципы рационализма, функционализма и экономичности. Работы многих
дизайнеров-новаторов можно увидеть за границей. Например, знаменитый мост в
Бостоне через реку Чарльз (Charles River Bridge) был
спроектирован швейцарцем Кристианом Менном, а по проекту базельских
архитекторов Динер & Динер было перестроено здание Посольства Швейцарии в
Берлине. Старинное здание времен XIX в. было дополнено элементами современной
архитектуры, придающими ему неповторимый облик. Следующие архитектурные
достопримечательности - термальный центр в местечке Вальсе Петера Цумтора и
музей Кирхнера в Давосе архитекторов Аннетт Жигон и Майка Гуйера[8, c. 204].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|