При
анализе рынка труда наиболее часто используется уровень зарегистрированной
(официальной) безработицы, который представляет собой отношение числа
зарегистрированных Федеральной службой занятости РФ безработных к общей
численности трудоспособного населения. Абсолютные значения этого показателя
следует использовать лишь в качестве ориентира, так как далеко не все
безработные регистрируются, далеко не все зарегистрированные безработные
реально ищут и готовы приступить к работе и далеко не все трудоспособное
население является экономически активным. Скрытая безработица выражается в
неполной занятости работников и является специфически российским
(постсоветским) механизмом удержания рабочей силы в сложное время, избегая
увольнений. Взятые вместе, открытая (зарегистрированная) и скрытая безработица
формируют общий уровень безработицы, который и определяет положение дел на
региональных рынках труда.
Зарегистрированная
безработица
Географически
ареал наиболее высокого уровня зарегистрированной безработицы охватывает
регионы Европейской части страны к северу и востоку от Москвы, а также ряд
областей Поволжья и республик Северного Кавказа. В целом ситуация несколько
лучше в южной и западной части страны. Это связано со структурными
особенностями (низкий уровень официальной безработицы на селе), а также
значительным притоком мигрантов и беженцев (которые в большей степени
увеличивают трудоспособное население, чем численность зарегистрированных
безработных).
Группу
наиболее проблемных с точки зрения официальной безработицы регионов образуют
области и республики к востоку от Москвы - это и печально известные
Владимирская, Ивановская и Кировская области, и республики Мордовия, Чувашия и
Удмуртия. С добавлением менее динамично "развивающихся" Костромской и
Ярославской областей этот ареал вырисовывается еще лучше. Кроме того,
появляется второй ареал неблагополучия - на востоке Кавказа, включающий
Калмыкию и Дагестан. При этом в различных регионах официально
зарегистрированная безработица имеет разный генезис: если в старо промышленных
областях центральной России она вызвана структурным кризисом (депрессией), то в
Северо-Кавказских республиках - общей (хронической) трудоизбыточностью.
Безусловный
позитивный лидер как по уровню, так и по динамике официальной безработицы - это
столица, где существуют большие возможности по трудоустройству в альтернативных
секторах экономики (в первую очередь, в сфере услуг). Аналогичная ситуация
воспроизводится и на региональном уровне. Как правило, в областном (краевом,
республиканском) центре уровень зарегистрированной безработицы заметно ниже,
чем в других городах региона. В наибольшей же степени страдают от безработицы
малые и средние города, экономически слаборазвитые районы. Например, в середине
1995 г. самый низкий в Ярославской области уровень зарегистрированной
безработицы (около 4,4%) сложился именно в областном центре - крупном городе с
диверсифицированной сферой приложения труда. Во втором по значению промышленном
центре области - г. Рыбинске - он достигал 10%, а в ряде периферийных районов -
13%.
Особый
феномен - сельская безработица. Официально в середине 1999 г. ее уровень лишь
слегка превышал городскую безработицу и составлял 2,8%. Однако региональные
различия были весьма велики, в некоторых областях Нечерноземья она достигает
7-9% (Ярославская, Ивановская, Псковская области). Повышена она и в Предуралье,
и во многих автономиях. На уровне безработицы в сельской местности сильно
сказывается ситуация в областных городах, степень развитости маятниковых
трудовых миграций. Вычленить собственно сельскую безработицу можно только в
периферийных районах, удаленных от городских мест приложения труда. Именно в
таких районах она особенно высока. Например, в полностью сельском Некоузском
районе Ярославской области, удаленном от областного центра на 150 км,
официально фиксируемый службой занятости района уровень безработицы на селе
составлял летом 2000 г. 11%.
Причины
сельской безработицы различны. Попытки выжить вынуждают некоторых председателей
опираться на надежных и малопьющих работников, что неизбежно ведет к резкому
сокращению штатов. Некоторые сами уходят из колхозов или АО, так как зарплата
там мала и нерегулярна. В любом случае это феномен парадоксальный, поскольку
большинство сельских безработных - это люди, ведущие то же личное хозяйство и
часто живущие на доходы от него, которые порой значительно превышают пособие по
безработице. Таким образом, тезис о нехватке работников на селе явно не
соответствует действительности. Статистический анализ показывает, что
наибольшие региональные различия в официальном уровне безработицы по регионам
РФ имели место в самом начале реформ (в январе - марте 1998 г.); уже к лету того
же г. контрасты несколько сгладились. Следующий пик межрегиональных различий
пришелся на осень 1993 г., однако уже весной 1999 г. наметилась некоторая
стабилизация этого показателя. Таким образом, в последнее время наметилась хотя
и слабая, но постоянная тенденция снижения межрегиональных различий в уровне
официальной безработицы. Отмечена определенная связь между уровнем безработицы
и отраслевой структурой занятости в промышленности (по данным за 2000 г.).
В
целом официально регистрируемая безработица в России имеет тяготение к ареалам
сосредоточения легкой промышленности, а также машиностроения и
металлообработки, уровень ее ниже в регионах с развитой черной и цветной
металлургией. Динамика значений соответствующих коэффициентов корреляции
неодинакова: прямая связь уровня безработицы с долей занятых в легкой
промышленности растет (0,19 в 1998 г., уже 0,36 в 1999 г. и 0,37 в 2000 г.), с
долей машиностроения - неустойчива (0,21; 0,28 и 0,25), обратная с долей черной
металлургии - усиливается (-0,21; -0,22 и -0,26), обратная с долей цветной
металлургии - неустойчива (-0,14; -0,21 и -0,17). Официально регистрируемая
безработица все более уходит из крупных регионов (коэффициент корреляции между
уровнем безработицы и численностью занятого населения составлял -0,26 в 1998
г., -0,32 в 1999 г. и -0,38 в 1-ой половине 2000 г.). Вероятно, это связано с
большим спектром социальных ролей, который характерен для крупных регионов, а
значит, и с возможностью трудоустройства в альтернативных секторах экономики.
Уровень безработицы и спад промышленного производства имеют ожидаемую, хотя и
неустойчивую во времени положительную связь (соответствующие значения
коэффициента корреляции - 0,27 в 1998 г., 0,19 в 1999 и 0,35 в 2000 г.) Высокий
уровень официально регистрируемой безработицы, как правило, отмечается в более
бедных регионах. Однако корреляционная зависимость между уровнем безработицы и
покупательной способностью доходов невелика (значения коэффициентов корреляции:
-0,26 в 1998 г., -0,31 в 1999 и -0,28 в 2000 г.)
Скрытая
безработица.
Два
наиболее характерных проявления скрытой безработицы - перевод работников на
неполный рабочий день (неделю) или отправление их в отпуска (именуемые
вынужденными или отпусками по инициативе администрации) без сохранения, с
полным или частичным сохранением заработной платы. Они имеют довольно сходную
картину распространения (коэффициент корреляции между долей занятых неполный
рабочий день и долей работников в вынужденных отпусках составил 0,69 для 1999
г. и 0,66 для первого полугодия 2000 г.).
В
1994 г. вынужденные отпуска использовались практически повсеместно в средней
полосе Европейской части страны и очагами - в Сибири и на Дальнем Востоке. Как
правило, чем выше доля вынужденных отпусков, тем чаще они применяются с
сохранением или частичным сохранением заработной платы (коэффициент корреляции
для 1-ой половины 1995 г. составляет 0,46). Крупнейший ареал распространения
перевода работников на неполный рабочий день (неделю) - это территории к
востоку и юго-востоку от столицы, в особенности Волго-Вятский экономический
район, Урал и Поволжье, обширные территории южной Сибири. В целом скрытой
безработицы почти нет на крайнем севере и северо-востоке России, в регионах
нового освоения и на Северном Кавказе, а наиболее сложная ситуация - в старопромышленных
регионах европейского центра. В аграрных регионах со слабой промышленностью и
небольшими предприятиями скрытая безработица, очевидно, не регистрируется, тем
более что у работников есть возможность хоть как-то себя обеспечить во время
простоев предприятий личным подсобным хозяйством. На Севере же проявления
скрытой безработицы сдерживаются высокой ценой содержания работников. В целом:
чем ниже уровень скрытой безработицы в данном регионе, тем дальше к северу,
востоку или югу от центра он расположен. Практически нигде восточнее Урала
(кроме Еврейской АО) уровни скрытой безработицы и вынужденных отпусков
одновременно не поднимаются выше среднероссийской величины (относительно часто
здесь практикуется лишь перевод работников на неполный рабочий день). Анализ
показал, что в региональной динамике скрытой безработицы можно выделить три
временных этапа. Так, в 1993 г. перевод работников на неполный рабочий день был
довольно малораспространенным явлением с весьма значительными контрастами между
регионами. Руководство предприятий гораздо чаще использовало вынужденные
отпуска (8,6%), и это явление было более однородным по России (вариация - 32%).
В 1994 г. наблюдался всплеск активности в использовании неполного рабочего дня
(недели) с одновременным сокращением межрегиональных различий. Вынужденные
отпуска также начинают практиковаться более широко, но межрегиональные различия
в их использовании снижались не столь резко. В первом полугодии 1995 г.
наблюдается серьезный (в 2-4 раза) откат в использовании обоих форм
искусственного поддержания занятости. При этом обе формы становятся практически
равнозначны как по среднероссийскому масштабу использования (3,9% и 3,7%), так
и по региональной вариации их применения (42% и 39%). В результате в 1995 г.
неполный рабочей день как форма сохранения занятости использовался в полтора
раза чаще, чем в 1993 г., а вынужденные отпуска - напротив, в два раза реже.
При этом применение неполного рабочего дня стало более однородным в
территориальном разрезе, тогда как вынужденных отпусков - более контрастным.
Общая
безработица.
Уровень
общей (официальной плюс скрытой) безработицы определяет ситуацию на
региональных рынках труда. Четыре области, три из которых смежные и находятся в
самом центре России, характеризуются катастрофическим положением с безработицей
- это Ивановская (895% от средне российского уровня), Владимирская (568%),
Ярославская (550%) и Кировская области (412%). В целом ситуация с безработицей
к востоку от Урала более благополучная, чем к западу от него, а в г. Москве и
Якутии - абсолютном рекордсмене по отсутствию безработицы - уровень общей
безработицы не превышает 1/10 средне российского показателя.
Связь
между официальной и скрытой безработицей неуклонно уменьшается со временем
(снижение значений соответствующих коэффициентов корреляции с 0,44 в 1998 г. до
0,37 в 1999 г. и до 0,34 в 1-ой половине 2000 г.). В 1997 г. официальная
безработица коррелировала с неполной занятостью и вынужденными отпусками на
уровне 0,41; в 1998-99 гг. связь с неполной занятостью снизилась до 0,27-0,23,
в то время как с вынужденными отпусками практически стабилизировалась (0,37 и
0,41).
Не
удалось обнаружить статистически значимой связи между тенденциями изменения
уровня официальной и скрытой безработицы в 1998/97 и 1999/98 гг. (коэффициент
корреляции составляет -0,05) и -0,08 для сдвигов 1999/97 гг. Таким образом,
краткосрочные изменения со скрытой безработицей в региональном разрезе никак не
влияют на уровень безработицы официальной.
В
целом безработица в России в наибольшей степени поразила (как в открытой, так и
в скрытой форме) наиболее экономически и промышленно развитые регионы с
преобладанием легкой промышленности и машиностроения (в первую очередь
оборонного). Она не столь характерна для северных, слаборазвитых и/или аграрных
регионов. Наиболее благополучная ситуация на рынке труда складывается в г.
Москве; на региональном уровне областные (краевые, республиканские) центры
также, как правило, находятся в относительно более благополучном положении, чем
другие промышленные центры и периферийные районы.
3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ
БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ
В странах с социальной рыночной
экономикой уделяется большое внимание государственному регулированию рынка
труда. Государство гарантирует гражданам свободу выбора рода деятельности,
охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения, бесплатное содействие
в подборе подходящей работы и трудоустройства при посредничестве органов службы
занятости.
Государство также предоставляет
безработным гражданам определенные гарантии. Они сводятся к следующим мерам:
бесплатная профессиональная ориентация, профессиональная подготовка,
переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы
занятости обеспечение социальной поддержки и др. Особое внимание государство
уделяет решению вопросов занятости отдельных категорий граждан, в частности
инвалидов.
Современное государственное
регулирование рынка труда включает комплекс экономических, административных
законодательных, организационных и иных мер.
Одним из важных направлений
регулирования рынка труда является зависимость между уровнем инфляции и уровнем
безработицы. Эта зависимость в экономический науке выражается посредством
кривой Филлипса.
Английский экономист О. Филлипс,
используя эмпирические данные по Англии за 1861—1957 гг., вывел нелинейную
зависимость между уровнем безработицы и заработной платой. Чем выше
безработица, тем меньше прирост денежной заработной платы, тем ниже рост цен.
И наоборот, чем ниже безработица и выше занятость, тем больше прирост денежной
заработной платы и выше темп роста цен.
Ip , %
8
6
4
2
0 2 4
6 8 Lue,%
Ip –
среднегодовой темп роста цен;
Lue –
уровень безработицы, %.
Рис. 1 Кривая Филлипса
Кривая Филлипса использовалась в
кейнсианской теории инфляции, в которой связь между уровнем занятости и
инфляцией устанавливалась через динамику заработной платы. Вместе с тем в
последнее время закономерности кривой Филлипса не всегда срабатывали. Это
заставило многих экономистов утверждать, что кривая Филлипса не является
надежным регулятором в экономике.
Существенное влияние на регулирование
рынка труда оказывает налоговая, денежно-кредитная, амортизационная политика
правительства.
Подавляющее большинство промышленно
развитых стран с социально ориентированной рыночной экономикой главной целью в
области политики занятости провозглашают активную политику, направленную на
содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.
Подразумевается, что государство
создает условия и, привлекая в той или иной мере различные хозяйственные
структуры, предприятия, организации и учреждения, стремится к следующему:
во-первых, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ее
ищет; во-вторых, чтобы такая работа была как можно более продуктивной;
в-третьих, чтобы существовала свобода выбора занятости. Каждый работник должен
иметь широкие возможности для приобретения необходимой квалификации и
использования ее и своих способностей в трудовой деятельности без какой-либо
дискриминации.
B развитой рыночной экономике
субъектами на рынке труда выступают работодатели и работники или органы,
представляющие их интересы, например ассоциации предпринимателей, профсоюзные
органы и прочие структуры. Государство выступает в качестве работодателя на
государственных предприятиях, а также в качестве инвестора, финансируя крупные
социально значимые проекты и программы. Но главная функция государства
заключается в том, что оно формирует, определяет и контролирует правила
поведения и регулирования интересов партнеров на рынке труда. В соответствии с
действующим законодательством о занятости населения, государство проводит
политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно
избранную занятость. Причем, государственная политика Российской Федерации в
области содействия занятости населения направлена на:
· развитие людских ресурсов для
труда;
·
обеспечение
равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от
национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и
отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор
занятости;
Страницы: 1, 2, 3
|