Кроме того,
российское государство имеет суверенные права и осуществляет юрисдикцию в
отношении других частей Земли, которые не входят в состав государственной
территории. К таким частям относятся континентальный шельф и исключительная
экономическая зона. В соответствии с федеральными законами о континентальном
шельфе (1995) и об исключительной экономической зоне (1998) субъекты Федерации
не вправе без разрешения федеральных властей осуществлять на шельфе и в
исключительных экономических зонах хозяйственную деятельность. Из положения о
государственной целостности федеральной территории вытекает правило, что
субъекты Федерации не вправе решать без ее участия вопросы об уступке
территории зарубежным государствам, о приобретении территории у них, об
изменения федеральной границы.
Федерация
обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, защищая тем
самым территориальную неприкосновенность ее субъектов. Она гарантирует также
защиту установленного в них конституционного порядка, если он соответствует
Конституции РФ. Хотя таких прямых положений в Конституции РФ нет, они
общепризнанны в конституционном праве многих федеративных государств мира.
Из суверенитета Федерации вытекает
ее право внешнеполитических и иных международных отношений с иностранными
государствами. Внешнеполитические отношения — исключительная компетенция
Федерации. Осуществляя такую деятельность, как и внешние отношения по другим
вопросам, Федерация представляет и защищает интересы всей страны и интересы
каждого из ее субъектов. Она заключает международные и межгосударственные
договоры, соглашения, участвует в работе международных организаций, в системах
коллективной безопасности, в межгосударственных союзах.
Во
внешнеэкономических и некоторых других международных отношениях могут
участвовать и субъекты Федерации, но в определенных пределах и с ведома
соответствующих органов Федерации.
Важный элемент
конституционно-правового статуса Российской Федерации — единое гражданство. Об
этом уже говорилось выше. Хотя некоторые субъекты РФ (республики) могут иметь
собственное гражданство, оно является неразрывной частью гражданства Федерации:
гражданин любой республики в составе Федерации автоматически является
гражданином РФ. Вопросы гражданства РФ, основания приобретения, утраты,
обжалования решений по вопросам гражданства, порядок разрешения споров по
вопросам гражданства между Федерацией и ее субъектами регулируются на основе
Конституции РФ Федеральным законом о гражданстве 2002 г. Защита интересов
граждан РФ за рубежом осуществляется органами Федерации, ее дипломатическими и
консульскими представительствами.
Неотъемлемой
чертой конституционно-правового статуса РФ является создание общих для всей
Федерации органов государственной власти: законодательных, исполнительных,
судебных. Федерация имеет главу государства — Президента РФ, Федеральное
Собрание — парламент РФ, Правительство, Конституционный Суд, систему общих
судов, прокуратуру. Местные органы суда и прокуратуры являются федеральными
органами, основы деятельности мировых судей также регулируются федеральным
законом 1998 г., с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 1 января 2005
г., Конституция РФ говорит не только о разделении властей, но и о единстве
системы органов государственной власти.
Российская Федерация обладает единой
правовой системой. Она включает нормативные акты федеральных органов, акты
субъектов федерации и акты органов местного самоуправления. Это единство не исключает
локальных правовых систем в субъектах, поскольку они принимают свои
конституции, законы, кодексы законов и иные акты. В рамках муниципальных
образований тоже может действовать местная система правовых актов, основанная
на уставе муниципального образования. Эти акты могут по-своему регулировать те
или иные отношения. Однако в силу верховенства федеральной Конституции и
верховенства федерального права местное правотворчество в конечном счете
развивается в соответствии с принципами федеральных правовых актов, оно не
может противоречить им, должно согласовываться с ним. В этом состоит суть
единства права в РФ. В конце 2000 г. создан Федеральный регистр нормативных
правовых актов субъектов РФ.
Как отмечалось,
общим признаком Федерации является институт федерального принуждения субъектов
Федерации к выполнению федеральной Конституции и соответствующего ей
законодательства. Это не является вмешательством в права субъектов, они
осуществляют свои исключительные права самостоятельно. В Конституции РФ, в
отличие от многих других федераций, отсутствуют нормы, прямо устанавливающие
основания для федерального вмешательства, однако есть общее положение,
допускающее его возможность. Часть 4 ст. 78 устанавливает, что Президент и
Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной
государственной власти на всей территории РФ. Есть и другие положения,
гласящие, что Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод
человека, он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее
независимости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80). Имеются также
международно-правовые акты, которые можно использовать в данном случае. Таков,
например, Дополнительный протокол 1977 г. к Женевским соглашениям 1949 г.,
ратифицированный СССР и являющийся в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной
частью ее правовой системы на основе правопреемства. Он устанавливает
обязанность правительства всеми законными средствами восстанавливать порядок в
государстве или защищать национальное единство и территориальную целостность
государства (ч.1. ст.3 Протокола). Конкретными мерами для этого в России могут
быть введение чрезвычайного или военного положения, право Президента
приостанавливать действие актов исполнительной власти (в том числе субъектов
Федерации, противоречащих федеральным законам, что и делалось неоднократно, в
том числе в 2004 г.), роспуск законодательного собрания субъекта РФ, отрешение
от должности главы субъекта РФ.
Конституционно-правовой
статус России как федерации предполагает не только федеральное вмешательство,
но и участие ее субъектов в решении общефедеральных вопросов. Формы такого
участия рассматриваются ниже.
Российская
Федерация как субъект права имеет свою собственность. В РФ осуществляется
разграничение федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и
муниципальной собственности. В соответствии с постановлением Верховного Совета
России 1991 г. к объектам исключительной федеральной собственности относятся:
1) объекты,
составляющие основу национального богатства страны. В их числе ресурсы
континентального шельфа, территориальных вод, морской экономической зоны,
особым образом используемые объекты (например, курорты, заповедники), объекты
историко-культурного наследия и художественной ценности. Существует
Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
Сюда входят, например, Государственный академический Мариинский театр (г.
Санкт-Петербург), Государственный историко-культурный и этнографический
музей-заповедник Кижи (Спасо-Киж-ский погост в Республике Карелия),
Госфильмофонд РФ (Московская область), Российский государственный архив древних
актов (г. Москва);
2) объекты,
необходимые для функционирования федеральных органов государственной власти и
решения общероссийских задач — государственная казна, имущество Вооруженных
Сил, имущество учреждений, финансируемых из государственного бюджета,
включающее высшие учебные заведения, объекты Российской академии наук и др.;
3) объекты
оборонного производства (все предприятия, производящие элементы и системы вооружения,
взрывчатые, отравляющие, радиоактивные, расщепляющиеся материалы,
научно-исследовательские и опытно-конструкторские объекты этого рода,
независимо от доли военных заказов, космические аппараты и т.д.);
4) объекты
отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и
других отраслей (предприятия добывающей промышленности, кроме добычи местного
сырья, топливно-энергетического комплекса, железнодорожного, трубопроводного,
воздушного транспорта, связи, телевизионные и радиоцентры, сортоиспытательные
станции, предприятия по производству ценных пород рыбы, фармацевтической
промышленности и т.д.).
Законодательство
устанавливает, что некоторые объекты федеральной собственности могут
передаваться в государственную собственность субъектов Федерации (например,
предприятия, занимающие доминирующее положение на местных рынках товаров,
предприятия энергетического машиностроения, санаторно-курортные учреждения и
др.). Некоторые объекты федеральной собственности (например, недра земли) могут
находиться в совместном владении, пользовании и распоряжении Федерации и ее
субъектов, а добытые полезные ископаемые по условиям лицензии могут
распределяться в зависимости от того, в чьей собственности они находятся:
федеральной, субъектов Федерации, муниципальной или частной.
Принципиальная
черта России как федерального государства — установление Конституцией РФ единства
экономического пространства. Это значит, что на территории России не
допускается установление таможенных границ между субъектами Федерации,
установление ими таможенных пошлин, сборов, каких-либо препятствий для свободы
перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Существует единый Таможенный
кодекс. Ограничения перемещения товаров и услуг в определенных обстоятельствах
(например, при эпидемиях) могут быть осуществлены только на основе федеральных
законов (некоторые основания для таких ограничений предусмотрены федеральными
законами о чрезвычайном положении, об оружии, о санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения). Ограничения, вводившиеся в некоторых субъектах в 90-х
гг. актами их губернаторов (главным образом на вывоз продовольствия), были
отменены указами Президента РФ.
Составной частью
единого экономического пространства является единство денежной и кредитной
политики. Официальной денежной (валютной) единицей на территории РФ является
рубль, введение каких-либо других денежных единиц или денежных суррогатов
запрещено, хотя такие факты имели место (например, в Хакасии). Эмиссия денежных
знаков, введение их в обращение и изъятие из обращения возлагается
исключительно на Банк России (Центральный банк России), который организует
также денежное обращение (планирование производства, перевозок банкнот и монет,
ведение кассовых операций и т.д.), устанавливает единые правила кредитования и
кредитных расчетов.
Одна из важнейших
характеристик конституционно-правового статуса России — единые Вооруженные
Силы. Только Федерация определяет структуру и организацию Вооруженных Сил,
разрабатывает и проводит оборонную политику, решает вопросы войны и мира,
производит, продает и покупает оружие, боеприпасы, военную технику. Федерация
осуществляет призыв на военную службу, распоряжается Вооруженными Силами.
Попытки некоторых президентов субъектов Федерации вмешаться в 1996 г. в
распоряжение Вооруженными Силами (запрет посылать в Чечню для проведения
военных действий местных призывников) были отклонены Президентом РФ.
Существенным
элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является
федеральный государственный язык. Согласно ч. 1 ст. 68 Конституции РФ
государственным языком на всей территории РФ является русский язык. Связано это
с тем, что большинство населения — русские, а подавляющее большинство лиц
многих других национальностей (по данным переписей населения и опросов до 80% в
некоторых случаях) считают русский язык своим родным языком. Иное решение
данного вопроса невозможно по объективным причинам: в Федерации проживают лица
более 100 национальностей. Признание русского языка государственным означает,
что на нем ведется работа в законодательных и исполнительных органах
государственной власти, в судах, прокуратуре, он обязательно изучается в
общеобразовательных учреждениях, на нем публикуются официальные документы.
Законом о языках народов РСФСР 1991 г. установлено также, что он является
основным средством межнационального общения народов РФ. Вместе с тем, этим
законом предусмотрено, что граждане, не владеющие русским языком, могут
использовать в государственных органах, учреждениях, организациях родной язык,
а в определенных случаях (в том числе в суде) им обеспечивается перевод на
родной язык. Законодательство РФ предусматривает также равные права народов
России на сохранение, развитие, государственную поддержку их языков. Особая
забота должна быть проявлена по отношению к языкам малочисленных народов, а
также народов, не имеющих национально-территориальных образований. В то же
время необходимо овладение русским языком как языком межнационального общения и
другими языками народов РФ, проживающих на одной территории.
Как уже отмечалось,
федеративная структура России находит свое выражение в конституционно
установленном разграничении компетенции. Правовой статус РФ характеризуется
тем, что важнейшие вопросы отнесены к сфере исключительных предметов ведения
Федерации, ее полномочиям.. Отнесение этих вопросов к ведению Федерации
означает, что только органы государственной власти Федерации (Президент,
Парламент, Правительство) могут осуществлять соответствующее нормативное
регулирование, а подчиненные им органы (в том числе федеральные территориальные
органы, находящиеся в субъектах РФ) осуществлять текущую управленческую
деятельность по этим вопросам. Предметы ведения РФ закреплены в 18 пунктах (они
обычно имеют комплексный характер) ст. 71 Конституции РФ. Отбор этих положений
не всегда удачен (в мире нет конституций, где такой отбор идеален, к тому же он
отражает условия каждой страны), а запоминание и классификация их затруднены.
Некоторые российские авторы делят их на семь групп (вопросы государственного
строительства, регулирования экономики и социальных отношений, внешних
сношений, обороны и охраны границы, создания правоохранительных органов и
правовой системы, метеорологии и статистической отчетности, государственных
наград и почетных званий РФ). Есть и другие классификации. Кроме того,
разграничение предметов ведения осуществляется договорами, заключаемыми
органами государственной власти РФ с органами государственной власти субъектов
РФ. Как указывалось выше, эти договоры не всегда точно соответствуют
Конституции РФ.
В завершении
второго вопроса следует отметить то, что Российская Федерация имеет все
государственно-правовые признаки, характерные для федеративного государства.
Среди них: Суверенитет РФ, Федеральная Конституция и законы, Федеральные органы
власти, Государственная территория, Единое гражданство, Государственный язык,
Единые вооруженные силы, Единая денежная единица, Государственные символы.
3. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ
МЕЖДУ РФ И
СУБЪЕКТАМИ В ЕЕ СОСТАВЕ.
Поскольку в
федерациях существует двойственность государственной власти, всегда
разграничиваются предметы ведения федерации и ее субъектов, полномочия органов
государственной власти ее субъектов. Речь идет о разграничении, прежде всего
законодательных полномочий. В разных государствах принят неодинаковый порядок
разграничения полномочий. Иногда устанавливается только исключительная
компетенция федерации, реже — только исключительная компетенция ее субъектов,
иногда в конституциях фиксируются те и другие, а не упомянутые в тексте
конституций (остаточные) полномочия передаются либо федерации, либо ее
субъектам. В Конституции РФ перечислены предметы ведения Федерации (по
существу, ее исключительная компетенция), и предметы совместного ведения, а все
остальное (что не перечислено в Конституции) относится к ведению субъектов
Федерации. В сфере полномочий РФ законы и иные правовые акты могут издавать и
соответствующие действия предпринимать только федеральные органы, субъекты
Федерации в эту сферу вмешиваться не должны. В сфере совместной компетенции
могут издавать правовые акты и органы Федерации, и органы субъектов. Однако в
соответствии с принципом верховенства федерального права закон Федерации,
принятый в данной сфере, имеет высшую силу, а субъект Федерации может принимать
нормативные акты в этой сфере только тогда, когда какие-либо вопросы не
урегулированы федеральными актами. В остаточной сфере субъект вправе
регулировать все вопросы, и закон субъекта здесь обладает верховенством:
противоречащие ему федеральные законы не применяются. Однако акты субъекта
Федерации при таком регулировании должны соответствовать федеральной
Конституции, своему основному закону (конституции, уставу). При несоответствии
они недействительны. Здесь также, хотя и в особой форме, действует принцип
верховенства федерального права.
Российская
Конституция закрепляет предметы ведения Федерации в ст. 71. К их числу
относятся вопросы, которые имеют особо важное значение для Федерации в целом
или требуют централизованной деятельности. В ст. 71 Конституции РФ перечислены
18 пунктов от «а» до «т», но многие из них имеют комбинированный характер,
внутри буквенной нумерации, как правило, есть несколько разных вопросов, в
целом их более 60 (а можно насчитать и больше).
Предметы ведения
и полномочия РФ, перечисленные в ст. 71, можно, в значительной мере условно,
разделить на несколько групп. В сфере статуса человека и гражданина — гражданство;
регулирование и защита прав человека и гражданина; защита прав национальных
меньшинств; государственные награды и звания РФ и др.
В сфере учредительной
власти и определения основ развития РФ это — принятие и изменение Конституции
РФ; установление основ федеральной политики; федеральные программы в области
государственного, экономического, экологического, культурного и национального
развития РФ.
В сфере регулирования
территории РФ, обороны и внешних связей государства это — вопросы территории
РФ, внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ,
вопросы войны и мира; определение статуса и защиты государственной границы,
территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической
зоны и континентального шельфа РФ; внешнеэкономические отношения РФ, оборона и
безопасность; оборонное производство; определение порядка покупки и продажи
оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества.
В сфере организации
государства и управления им — федеративное устройство, установление системы
федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка
их организации и деятельности, формирования федеральных органов государственной
власти; федеральная государственная служба.
В сфере экономики
— федеральная государственная собственность и управление ею, установление
правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, таможенное регулирование;
денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы,
включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы;
федеральные фонды регионального развития; федеральные энергетические системы;
ядерная энергетика; расщепляющие материалы; федеральные транспорт, пути
сообщения, информация и связь, деятельность в космосе.
В сфере
установления единых стандартов — метеорологическая служба, стандарты, эталоны,
метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименование
географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.
В сфере правового
регулирования — судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное
и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование;
гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражное законодательство; правовое
регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.
Установление
предметов ведения федерации не означает, что ее субъекты не участвуют в решении
федеральных вопросов. Есть специальная палата парламента — Совет Федерации, без
согласия которого нельзя решать некоторые важнейшие вопросы (например,
изменение Конституции, введение чрезвычайного положения, формирование
Конституционного Суда). Для осуществления полномочий федеральной государственной
власти в субъектах Федерации, в городах, административно-территориальных
единицах создаются территориальные органы федеральных органов исполнительной
власти (военные комиссариаты, отделы налоговой службы, министерства юстиции и
др.). Эти органы не вправе вмешиваться в собственные полномочия субъектов РФ и
муниципальных образований. Порядок их комплектования должен быть у каждого
ведомства единообразным во всех субъектах РФ. Иначе, как указал Конституционный
Суд в Определении от 28 ноября 2000 г., это нарушает равноправие субъектов
Федерации[3].
Широкая сфера
участия субъектов РФ в федеральных делах обеспечивается закреплением в
Конституции предметов совместного ведения Федерации и субъектов (ч. 1 ст. 72
Конституции). Здесь содержится 14 пунктов, обозначенных буквенной нумерацией,
но они включают иногда неодинаковые вопросы. Их классификация в связи с
разнородностью направлений деятельности государственной власти и другими
причинами, как и классификация предметов ведения, затруднена, но в целом можно
выделить следующие группы совместных полномочий:
В сфере статуса
прав личности — защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав
национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной
безопасности.
В сфере
обеспечения федерального единства — обеспечение соответствия конституций,
уставов, иного законодательства субъектов Федерации Конституции РФ и
федеральным законам.
В сфере внешних
связей — координация международных и внешнеэкономических связей субъектов,
выполнение международных договоров Российской Федерации.
В сфере
организации публичного управления — установление общих принципов организации
системы государственной власти и местного самоуправления, кадры судебных и
правоохранительных органов, адвокатура, нотариат.
В сфере экономики
— разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и
распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами,
установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ, защита исконной
среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.
В сфере экологии
— природопользование, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные
территории.
В сфере защиты от
стихийных бедствий — осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными
бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
В социальной и
культурной сфере — охрана памятников истории и культуры, общие вопросы
воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта,
координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства,
детства, социальная защита, включая социальное обеспечение.
В сфере правового
регулирования — административное, административно-процессуальное, трудовое,
семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство,
законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Литература
1.
*Федеральный
конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в
Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской
Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4916.
2.
*Закон РФ от 01 апреля
1993 г. № 4730-1 (ред. от 20.04.2006 г.) «О государственной границе Российской
Федерации» // Российская газета от 25.04.2006 г.; *Федеральный закон от 17 июня
1996 г. № 74-ФЗ (ред. от 30.11.2005 г.) «О национально-культурной автономии» //
Российская газета от 02.12.2005 г.; *Федеральный закон от 06 октября 1999 г. №
184-ФЗ (ред. от 03.06.2006 г.) «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации» // Российская газета от 08.06.2006 г.
3.
Глигич-Золотарёва М.В.
Правовые основы федерализма. – М.: Юристъ, 2006. – 422 с.
4.
*Карапетян Л.М.
Федеративное устройство Российского государства: Монография. – М.: Изд-во
НОРМА, 2001. – 352 с.
5.
**Хабриева Т.Я.
Национально-культурная автономия в Российской Федерации. – М., 2003 г.
6.
*Чернов С.Н.
Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и
её субъектами. - СПб.: Изд-во Р.Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. -
559 с.
Дополнительная литература
2.
Иванов В.В. Автономные
округа в составе края, области – феномен «сложносоставных субъектов Российской
Федерации» (конституционно-правовое исследование). – М.: Изд-во МГУ, 2002. –
256 с.
3.
*Гончаров И.В. Особенности
правового регулирования федерального вмешательства в дела субъектов Федерации в
условиях внутренних вооруженных конфликтов // Государство и право. 2004. №11. –
С. 85-89.
4.
*Добрынин Н.М. Новый
российский федерализм и конституционная реформа как неизбежность перемен //
Журнал российского права. 2004. № 3. – С. 9-16.
5.
*Глигич-Золотарева М. В. Законодательные
новеллы в области разграничения полномочий : "второй сто двадцать
второй" или второй сто девяносто девятый" ? // Государственная власть
и местное самоуправление. - 2006. - № 2. - С. 3-7.
6.
*Глигич-Золотарева М. В. Законодательная
база федеративных отношений: состояние и перспективы // Государственная власть
и местное самоуправление. - 2005. - № 9. - С. 3-7.
7.
*Чертков А.Н. Договоры
между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов //
Журнал российского права. 2004. № 8. – С. 3-10.
[1] ФКЗ от
25.03.2004 N 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового
субъекта Российской Федерации в результате объединения пермской области и
коми-пермяцкого автономного округа» / «Собрание законодательства РФ»,
29.03.2004, N 13, ст. 1110.
[2] СЗ РФ. 2000. №7. Ст. 786
[3] Российская газета. 2000. 5 дек.
Страницы: 1, 2
|