Функции религии в жизни общества
Введение.
Дать точное и однозначное определение
понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множество. Они
зависят от мировоззрения тех ученых, которые их формулируют. Если спросить
любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: -
«Вера в Бога».
Слово «религия» буквально обозначает
- связывание, запрягание, повторное обращение (к чему-либо). Возможно, что
первоначально это выражение обозначало привязанность человека к чему-либо
священному, постоянному, неизменному. Это слово впервые было использовано в
речах знаменитого римского оратора и политика 1в. до н. э. Цицерона, где он
противопоставлял религию другому термину, обозначавшему суеверие (темное,
простонародное, мифическое верование).
Слово «религия» вошло в обиход в
первые века христианства и подчеркивало, что новая вера - не дикое суеверие, а
глубокая философская и нравственная система.
Религия — очень сложное и
многоплановое явление. Попытаемся выделить ее главные элементы.
1. Изначальным элементом всякой религии
является вера. Вера всегда была и остается важнейшим свойством человеческого
сознания, важнейшим способом и мерилом его духовной жизни.
2. Наряду с простой чувственной верой
может существовать и более систематическая, специально разрабатываемая для
данной религии совокупность принципов, идей, понятий, т.е. ее учение.
3. Религия не может существовать без
какой-либо религиозной деятельности. Миссионеры проповедуют и распространяют
свою веру, теологи сочиняют научные труды, преподаватели преподают основы
своей религии и т.д. Но стержень религиозной деятельности — это культ (с лат.
возделывание, уход, почитание). Под культом понимается вся совокупность
действий, которые совершают верующие с целью поклонения Богу, богам или
каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы,
проповеди, религиозные праздники.
Любой из перечисленных элементов
культа — храм, предметы культа, священство — может отсутствовать в некоторых
религиях. Существуют такие религии, где культу придается столь малое значение,
что он может быть практически незаметен. Но в целом роль культа в религии
чрезвычайно велика: люди, осуществляя культ, общаются друг с другом, обмениваются
эмоциями и информацией, любуются великолепными произведениями архитектуры,
живописи, слушают молитвенную музыку, священные тексты. Все это на порядок
увеличивает религиозные чувства людей, соединяет их и помогает в достижении
высшей духовности.
4. В процессе отправления культов и
всей своей религиозной деятельности люди объединяются в сообщества, называемые
общинами, церквями (необходимо отличать понятие церковь как организация от того
же самого понятия, но в значении церковное здание). Иногда вместо слов церковь
или религия (не религия вообще, а конкретная религия) употребляют термин конфессия
(от лат. прилагательного — церковный, вероисповедальный). В русском языке к
этому термину ближе всего по значения слово вероисповедание (говорят, например,
«человек православного вероисповедания»).
От церквей принято отличать секты.
Это слово несет на себе негативную окраску, хотя в буквальном переводе с греческого
оно означает всего лишь учение, направление, школа.
Религия во все времена и для всех
народов имела огромное значение. В данной работе описана краткая история
возникновения и эволюция религии, а так же сделана попытка определения основных
функций религии в обществе, ее необходимость в современном мире.
1. Возникновение и эволюция религии
Под временем возникновения
религиозных верований следует подразумевать период очень большой временной
протяженности, занявший десятки или, возможно, сотни тысяч лет. Это был
процесс, происходивший в течение жизни сотен поколений. Можно утверждать, что
первоначальные религиозные представления - весьма смутные и неопределенные -
стали появляться в период среднего палеолита, а в позднем уже существовали
более или менее оформленные верования и связанные с ними магические ритуалы.
Само появление религиозных верований
и культов имело объективные и субъективные причины. На каком-то этапе развития
первобытного общества в поведении и сознании общественного человека наряду с
деятельностью, в основе которой лежат все более осознанные закономерности
объективного мира, появляются действия, базирующиеся на фантастических
представлениях о сверхъестественных существах и явлениях. Религиозная практика
сосуществует и переплетается с реальной практикой.
На возникновение в сознании
первобытного человека религиозных призраков должны были оказывать влияние,
прежде всего отрицательные эмоции: страх, внутренняя подавленность, ощущение
бессилия, иногда - отчаяние. В этих условиях человек испытывает потребность в
утешении. Его сознание подсказывает ему такие возможности варианты развития
событий, которые способны дать это утешение. Потребность человека, его желания
укрывают и защищают иллюзорное представление, сулящее спасительный выход из
кажущегося безвыходным положения или какое-то облегчение этого положения.
Стимулом к возникновению религиозных
представлений являлись и некоторые положительные эмоции. Радость и восторг,
наполнившие человека при какой-нибудь удаче, чувство благодарности тому, что
способствовало этой удаче, ощущение собственного физического здоровья и
морального комфорта - все это требовало своего выражения.
Итак, религия возникла тогда, когда
это стало неизбежным и возможным. Неизбежность коренилась в тяжелых условиях
жизни человека, и как следствие этих условий, постоянном нервно-эмоциональном
напряжении, в стремлении к самообнадеживанию и самоутешению. Возможность
появления религиозных идей и связанных с ними культов появилась тогда, когда
человеческое сознание достигло такого уровня развития, при котором воображение
было уже в состоянии создавать религиозно-фантастические конструкции.
Религия давала человечеству иллюзию
относительной безопасности, обеспечиваемой помощью дружественных
сверхъестественных сил. И наоборот, религия порождала у него страх перед
враждебными сверхъестественными силами.
В первобытном обществе возникают
тотемизм (представление о родственной связи всех членов рода с каким-то видом
животных или растений - тотемом), магия (совокупность символических обрядовых
действий, направленных на достижение какого-либо конкретного результата),
фетишизм (поклонение предмету, которому приписывались не присущие ему
сверхъестественные свойства), мифология, анимизм (вера в духовные существа).
Вместе с появлением представлений о сверхъестественных существах появляются и
люди, способные вступать с ними в контакт. Это - маги, колдуны, шаманы, которые
еще не были жестко отделены от массы верующих.
К существенным изменениям в характере
религиозных верований привело разложение родоплеменных отношений и углубление
социальной дифференциации внутри племен. Социальное расслоение внутри племен,
формирование племенной аристократии, становление раннеклассового общества нашли
также свое отражение и в содержании религиозных представлений. На передний план
выходит задача по обеспечению регулирования помыслами и поведением людей в
интересах правящих классов. Начинают формироваться относительно самостоятельные
системы культовых действий - богослужение, а вместе с ним организация
служителей культа - жреческие корпорации - не просто профессиональная
организация людей, занятых однотипным трудом, а социальное сословие. Жречество
становится наследственной профессией, появляются постоянные святилища и храмы,
жертвоприношения, доходы с храмовых земель, материальная поддержка светской
власти укрепляют влияние жречества.
Таким образом, в рассматриваемый
период религия превращается в относительно самостоятельную сферу общественной
жизни, открывается новая страница в истории религии о развитии и
функционировании религиозных систем государственно-организованных народов.
Однако на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной
организации как самостоятельного социального института.
По мере усложнения общественных
отношений и представлений преобразуется и усложняется вся общественная система,
в том числе и религиозная надстройка. Постепенно происходит самоопределение
религиозной системы. Появление религиозных организаций объективно обусловлено
развитием процесса институционализации. Решающую роль в этом процессе сыграло
выделение устойчивого социального слоя - служителей культа, которые становятся
во главе религиозных институтов и сосредоточивают в своих руках деятельность по
регулированию религиозного сознания и поведения массы верующих.
В развитой форме религиозные
организации представляют собой сложную централизованную и иерархизованную
систему - церковь. Опираясь на массу верующих как на свою социальную базу, она
представляет собой автономную систему в политической надстройке общества. В
политико-идеологической сфере складываются особые взаимоотношения церкви и
государства. Государство оказывает церкви всемерную поддержку для упрочнения ее
положения в обществе. Церковь же в интересах государства навязывает народу
определенные стандарты поведения и мышления, стремясь затормозить возрастающее
недовольство со стороны масс существующим общественным строем, поддерживаемым
государством.
2.Функции религии в жизни
человека и общества.
Вероятно, никто не будет спорить, что
религия — это один из важнейших факторов человеческой истории. Можно, в зависимости
от ваших взглядов, утверждать, что человек без религии не стал бы человеком,
можно (и это тоже существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что
без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия — реальность человеческой
жизни, именно так и следует ее воспринимать.
Роль религии в жизни конкретных
людей, обществ и государств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек:
одного — живущего по законам какой-либо строгой и изолированной секты, а
другого — ведущего светский образ жизни и абсолютно индифферентного к религии.
Так же обстоит дело с различными обществами и государствами: одни живут по
строгим законам религии (допустим, ислама), другие предлагают полную свободу в
вопросах веры своим гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а
в-третьих, религия может находиться под запретом. В ходе истории положение с
религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того — Россия.
Да и конфессии отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к
человеку в своих правилах поведения и кодексах морали. Религии могут
объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на
подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать
распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать
какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности,
науки и т.д. Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль
данной религии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего
общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть
различна.
Вместе с тем можно говорить, что
религии обычно свойственно выполнять по отношению к обществу и отдельным
личностям определенные функции. Вот они.
Во-первых, религия, являясь
мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений. Она
объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает
ему, в чем состоит смысл жизни.
Во-вторых (и это следствие первого),
религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно
не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.
В-третьих, человек, имея перед собой
некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи
своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное
учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или
оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае,
если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой,
нравственны и стремятся к идеалу.)
В-четвертых, религия управляет
поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и
запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые
государства, живущие по законам данной религии. Конечно, не стоит
идеализировать положение: принадлежность к самой строгой
религиозно-нравственной системе не всегда удерживает человека от совершения
неблаговидных действий, а общество от безнравственности и преступности. Это
печальное обстоятельство есть следствие слабости и несовершенства человеческой
натуры (или, как сказали бы последователи многих религий, «происки сатаны» в
человеческом мире).
В-пятых, религии способствуют объединению
людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств
(например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный
иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная,
сколько религиозная идея — «все мы — христиане»). Но тот же самый религиозный
фактор может приводить к разделению, распаду государств и обществ, когда
большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному
принципу. Напряженность и противостояние возникает и тогда, когда из
какой-нибудь церкви выделяется новое направление (так было, например, в эпоху
борьбы католиков с протестантами, всплески которой ощущаются в Европе и по сей
день).
Среди последователей разных религий
периодически возникают крайние течения, члены которых считают, что только они
живут по божеским законам и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди
доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед
террористическими актами. Религиозный экстремизм (от лат. ехп-етиз — крайний),
к сожалению, остается и в XX в. довольно распространенным и опасным явлением —
источником общественной напряженности.
В-шестых, религия является
вдохновляющим и сохраняющим фактором духовной жизни общества. Она сберегает общественное
культурное наследие, подчас буквально преграждая дорогу всякого рода вандалам.
Хотя церковь чрезвычайно неверно воспринимать как музей, выставку или
концертный зал; приезжая в любой город или в чужую страну, вы наверняка одним
из первых мест посетите храм, который вам с гордостью покажут местные жители.
Обратите внимание, что само слово «культура» восходит к понятию культ. Мы не
будем вдаваться в давний спор о том, является ли культура частью религии или,
наоборот, религия частью культуры (среди философов бытует и та, и другая точка
зрения), но совершенно очевидно, что религиозные идеи со времен глубокой
древности лежали в основе многих сторон творческой деятельности людей,
вдохновляли художников. Конечно, в мире существует и светское (внецерковное,
мирское) искусство. Иногда искусствоведы пытаются столкнуть светское и церковное
начала в художественном творчестве и утверждают, что церковные каноны (правила)
мешали самовыражению. Формально это так, но, если проникнуть в глубину столь
непростого вопроса, мы убедимся, что канон, отметая все лишнее и
второстепенное, наоборот, «раскрепощал» художника и давал простор его
самовыражению.
Философы предлагают четко различать
два понятия: культура и цивилизация. К последней относя все достижения науки,
техники, расширяющие возможности человека, дающие ему жизненный комфорт и
определяющие современный образ жизни. Цивилизация подобна мощному орудию,
которое можно употребить во благо, а можно превратить в средство убийства: в
зависимости от того, в чьих руках оно находится. Культура, как медленная, но
могучая река, вытекающая из древнего истока, весьма консервативна и часто
вступает в конфликт с цивилизацией. А религия, составляющая основу и стержень
культуры, — один из главных факторов, который предохраняет человека и человечество
от распада, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели —
то есть всех угроз, которые может нести с собой цивилизация.
Таким образом, религия выполняет в
истории созидательную культурную функцию. Ее можно проиллюстрировать на примере
Руси после принятия христианства в конце IX в.
Христианская культура с многовековыми
традициями утвердилась и расцвела тогда в нашем Отечестве, буквально преобразив
его.
Опять же не будем идеализировать
картину: ведь люди есть люди, а из человеческой истории можно извлечь и
совершенно противоположные примеры. Вы, вероятно, знаете, что после
утверждения христианства государственной религией Римской империи, в Византии
и в ее окрестностях христианами было разрушено немало величайших памятников
культуры античной эпохи.
В-седьмых (это связано с предыдущим
пунктом), религия способствует упрочению и закреплению определенных общественных
порядков, традиций и законов жизни. Так как религия более консервативна, чем
любой другой общественный институт, она в большинстве случаев стремится к
сохранению устоев, к стабильности и покою. (Хотя, безусловно, и это правило не
обходится без исключений.) Если вы помните из новой истории, когда в Европе
зарождалось политическое течение консерватизма, у его истоков стояли деятели
церкви. Религиозные партии находятся, как правило, в правой охранительной
части политического спектра. Их роль в качестве противовеса бесконечным
радикальным и подчас неразумным преобразованиям, переворотам и революциям очень
важна. Покой и стабильность очень нужны сейчас и нашему Отечеству...
На основании проведенного в 2005г.
отделом социологии института общественного проектирования, исследования на тему
"Религия и общество", можно сделать следующие основные выводы:
Во-первых, количество верующих в
стране постоянно растет и при этом увеличивается также количество
воцерковленных людей. Эта тенденция наблюдается последние пятнадцать лет. Можно
предположить, что этот процесс будет продолжаться в такой же динамике еще около
15–20 лет, после чего количество верующих стабилизируется, где-то на отметке 75
%, после чего будет расти только число воцерковленных, которое ориентировочно
может составить порядка 30 -40 %.
Во-вторых, анализ данных показал, что
воцерковленные люди по социальному составу приближаются к средним значениям
общества в целом и не являются больше группой исключительно пожилых и
малообеспеченных людей, как это было еще 15–20 лет назад.
В-третьих, воцерковленные люди не менее
успешно, чем другие группы проходят процесс адаптации в новых условиях
современной жизни, позитивно относятся к рыночной экономике, поддерживая при
этом укрепление российской государственности. Вместе с тем, эта группа является
носителем своей системы нравственных ценностей, в некоторых аспектах
отличающейся от ценностей, выражаемых неверующими людьми.
Заключение
Можно много спорить о положении
религии в современном обществе. Однако однозначно оценить ее роль, возможности
и перспективы попросту невозможно. Весь опыт ХХ-XI в.в. показал несостоятельность односторонних прогнозов
относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого
отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия
играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и
необратимые изменения.
На положение религии в современном
обществе решающее воздействие оказывают две главные силы современности –
научно-технический прогресс и политика. Их эволюция в современном обществе
ведут к неоднозначным для религии последствиям: разрушая традиционные установления,
они подчас и открывают для нее и новые возможности.
Успехи в овладении природой с помощью
техники, достигнутые в ХХ-XI в.в. веке
на основе гигантского приращения научных знаний, оказали глубокое воздействие
на религиозное сознание. Однако типичные для прошлого века ожидания близкого
конца религии в результате развития науки не сбылись. Наука не вытеснила
религию, но она вызвала глубокие перемены в религиозном сознании - в понимании
Бога, мира, человека. Решив многие проблемы познания мира и овладения человеком
силами природы, наука отодвинула границу познания к еще более сложным, чем
ранее проблемам. Сегодня наука вышла далеко за пределы чувственно, доступного
человеку, наглядного. Это дает новый шанс для религиозного мироощущения, не
говоря уже о том, что гигантски возросшая на научно-технической основе мощь
человеческого деяния ставит нас теперь перед проблемой последствий
научно-технического прогресса и его нравственной состоятельности. А в
результате напрашивается вывод, что сами по себе наука и техника - без религии
- еще не дают решения современных проблем, когда человечество оказалось перед
угрозой самоуничтожения.
Религия в качестве нравственной
духовной силы получила возможность сегодня вступить в диалог с миром, судьбы
которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом
реальных проблем общественного развития. В основе культурных ценностей,
разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие
ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость.
Список используемой
литературы:
1. Мамонтов С.П. Основы культурологии.
- М.: Изд. Российского открытого ун-та, 1994
2. Ш.Н. Мунчаев Религия: история и
современность. - М.: Культура и спорт, 1998
3. Митрополит Филарет Христианство на
пороге третьего тысячелетия - материалы доклада конференции 20.06.2000
4.Михаил Тарусин. Исследование
"Религия и общество" Институт общественного проектирования, отдел
социологии, Москва, 2005 г.
5.В работе использованы материалы
Интернет с сайта (www.religare.ru).
|