2.
Изменения, в том числе и кардинальные, может претерпевать и само общество. И
это требует от человека серьезной внутренней работы, предполагает
корректировку, а иногда и обновление установок, жизненных ориентиров. Пример
тому - сложные процессы, которые происходят в нашем обществе с начала 90-х
годов XX века. Распад Советского Союза, смена экономического и политического
строя, переход к рыночным отношениям - все это заставило людей, особенно
среднего и старшего поколений, адаптироваться к новым социальным условиям,
многое менять в своем укладе и образе жизни. Однако, и общество должно помогать
личности приобретать те знания, навыки, ориентации, которые необходимы ей для
жизни в новой социальной среде, чтобы она чувствовала себя не изгоем и
маргиналом, а полноценным членом общества. Таким образом, процесс приобретения
и развития человеком социальных и культурных качеств не знает возрастных
границ, продолжается в течение всей его жизни.
Среда
формирует личность, а личность с определенного момента изменяет и преобразует
среду. Таким образом, существует взаимодействие между личностью и обществом.
Причем, действует следующая закономерность: чем более развита личность, тем
заметнее ее влияние на общество, коллектив, в который она включена. По степени
индивидуального вклада личности в развитие общества судят о ее масштабности. В
этом случае говорят о личностях рядовых, талантливых, выдающихся, гениальных.
На эту проблему можно посмотреть сквозь призму понятий "культура
личности" и "культура общества".Культура личности не только
результат воздействия культуры общества, но и источник ее развития. Именно на
уровне индивидуальной культуры осуществляется рождение новых идей, взглядов,
подходов, ценностных представлений и норм. И лишь получив определенное
закрепление (материализацию в той или иной форме) и распространение в обществе,
это новое становится достоянием культуры общества. В этом постоянном
противоречии, основанном на несовпадении культуры личности и общества, и
заложен источник движения и развития культуры.
3. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
КУЛЬТУРЫ
Культура
возникает вместе с обществом, она является социальным феноменом. Культура и
общество не могут существовать друг без друга. Это небиологические формы
совместной жизнедеятельности людей. Несмотря на их тесную связь, между ними
существуют и различия. Если применять деятельностный подход, то общество
следует рассматривать как коллективный субъект деятельности, а культура будет
выступать как способы, средства и результаты деятельности (т. е. как
технико-технологическая и предметно-продуктивная сторона деятельности).
Если
понимать общество как продукт взаимодействия людей, то культуру можно
рассматривать как качественную сторону этого взаимодействия, взаимоотношений
между людьми. Общество всегда представляет собой результат социальных
отношений, и в этом смысле оно неизменно. А культурное начало в нем (т. е.
качество этих отношений), напротив, динамично, изменчиво. Особенности
социальной системы определяются ее культурной основой: сложившимися в обществе
ценностями, нормами, обычаями, традициями, религиозными верованиями, уровнем
образованности, менталитетом. Таким образом, культура - это качественная
сторона общественных отношений, достигнутый уровень развития общества.
Культура
выполняет важные социальные функции. Во все времена существовал интерес к
культуре как к социальному явлению, стремление понять ее место и роль в жизни
общества. Назовем главные функции культуры.
1.
Адаптационная функция заключается в том, что культура обеспечивает
приспособление человека к окружающей среде. Термин "адаптация"
означает приспособление. Животные и растения вырабатывают механизмы адаптации в
процессе биологической эволюции. Механизм адаптации человека принципиально
иной. Он не приспосабливается к среде, а приспосабливает среду к себе, создавая
новую искусственную среду. Человек как биологический вид остается одинаковым в
очень широком диапазоне условий, а культура (формы хозяйства, обычаи,
социальные институты) различается в зависимости от того, чего требует природа в
каждом конкретном регионе. Значительная часть культурных традиций имеет
рациональные основания, связанные с каким-то полезным, приспособительным
эффектом. Другой стороной адаптационной функции культуры является то, что ее
развитие все в большей степени обеспечивает людям безопасность и комфорт,
увеличивается эффективность труда, появляются новые возможности для духовной
самореализации человека, культура позволяет человеку с наибольшей полнотой
раскрыть себя.
2.
Познавательная функция культуры состоит в том, что культура обеспечивает
получение новых знаний о мире. Эту функцию выполняют разные виды духовной
культуры: мифология, религия, философия, наука, искусство. Об особенностях
мифологического и религиозного миропонимания говорилось выше, когда речь шла о
дописьменной и письменной культурах. В данной теме рассмотрим познавательную
роль науки и искусства. Следует обратить внимание на то, что научное и
художественное познание имеют свою специфику. Они не дублируют, а
взаимодополняют, взаимообогащают друг друга. Наука изучает в явлениях и
процессах общее и необходимое. Она стремится за явлениями обнаружить сущность,
за совокупностью фактов - закономерности развития. Если обыденное знание
сводится к констатации и описанию фактов, то научное знание стремится к
объяснению явлений и процессов и предсказанию их дальнейшего развития. Основные
задачи научного познания - объяснить и предсказать. По форме научное знание
сконцентрировано в общих понятиях, категориях, принципах, законах, теориях,
которые принимают формализованный характер (это абстрактные формулы математики,
химические знаки, схемы, графики, диаграммы). Художественное познание в отличие
от научного является образным и наглядным. Можно сказать, что наука - это
мышление в понятиях, а искусство - это мышление в образах. Что мы познаем с
помощью искусства? - Благодаря искусству мы знакомимся с различными
историческими эпохами, можем "перенестись" в прошлое,
"заглянуть" в будущее. Не случайно искусство называют своеобразной
машиной времени. Ни с чем не сравнимо значение искусства в познании человека,
его духовного мира, психологии. Еще до того, как проблема бессознательного
стала предметом научного анализа, она была художественно постигнута, например,
в творчестве Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.
Отметим
еще одно важное различие между художественным и научным познанием. Познавая
природные и общественные явления, ученый стремится к максимальной
объективности. Он, конечно, не перестает быть живой человеческой личностью,
испытывая в процессе исследования различные чувства и переживания. Но они не
включаются в результаты научного исследования. Изучая закон стоимости или
периодический закон химических элементов, нельзя обнаружить эмоции, которые
испытывали в процессе их открытия Маркс и Менделеев. В отличие от научных
понятий и законов художественный образ отражает не только объективную
реальность, но и субъективный мир художника, его эмоциональное состояние,
оценочное отношение к миру. Специфика познавательной деятельности художника - в
неразрывности познания и оценки, мысли и чувства.
Кроме
того, ученый стремится устранить единичное и неповторимое, выявить общее и
существенное в объектах исследования. И порой он не знает, как подойти к
объекту подлинно уникальному. В этом ему помогает художник, поскольку для
искусства важно не только типическое, но и уникальное, неповторимое, единичное.
Поэтому искусство не дублер науки, не простой иллюстратор и популяризатор ее
достижений, а самостоятельный исследователь жизни, ведущий свой поиск истины.
3.
Одной из важнейших функций культуры является функция трансляция (передачи)
социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности,
или информационной. Благодаря культуре осуществляется передача социального
опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.
Кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего
богатейшего опыта, накопленного человечеством. Культура представляет собой
сложную знаковую систему. Она сохраняет социальный опыт поколений в понятиях и
словах, формулах науки, своеобразных языках искусства, орудиях труда, обычаях и
традициях.
Разрыв
культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти
со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это феномен манкуртизма, описанный
Ч. Айтматовым в романе "И дольше века длится день". В нем показано, как
в результате пластической операции с черепом похищенного юноши из его сознания
извлекается память. И он забывает о своих корнях, своем прошлом и превращается
в манкурта - покорного раба своих хозяев. Культура не дает забыть о своих
корнях и своем прошлом. Можно сказать, что культура - это историческая память
человечества. Это огромная сокровищница знаний и ценностей, созданных и
накопленных человечеством. По отношению к культуре должен действовать принцип:
сохранить все и передать последующим поколениям. Но именно сохранить, а не
утратить и не уничтожить. А каждое поколение будет отбирать, из этой
сокровищницы то, что ему необходимо, что созвучно потребностям современной
эпохи.
4.Коммуникативная
функция культуры заключается в том, что культура формирует условия и средства
человеческого общения. Культура создается людьми сообща, она есть условие и
результат общения людей. Условие потому, что только благодаря усвоению культуры
между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, культура дает
им средства общения - знаковые системы, языки. Результат - потому что только
благодаря общению люди могут создавать, хранить и развивать культуру; в общении
люди учатся пользоваться знаковыми системами, фиксировать в них свои мысли и
усваивать зафиксированные в них мысли других людей. Таким образом, культура
связывает и объединяет людей.
Большую
известность приобрела общая теория коммуникаций канадского социолога и
культуролога Г. Маклюэна. По его мнению, развитие средств коммуникации
определяет общий характер культуры и смену исторических эпох. Маклюэн выделяет
три типа коммуникаций и соответственно три исторических типа культуры:
1)
культура устной традиции;
2)
культура письменной и печатной традиции;
3)
электронный тип культуры.
В
эпоху племенных культур общение человека было ограничено рамками устной речи. С
возникновением письменности сначала рукописные, а затем печатные книги
становятся главными средствами общения между людьми. В XX веке наступила эра
электронной информации. Сейчас, по выражению Маклюэна, мы живем в
"глобальной деревне". Новые средства массовой информации и
электронно-вычислительные машины упраздняют на планете пространство и время,
устраняют все национальные границы, связывая в единую сеть самые отдаленные
уголки, снимают понятия "центр" и "периферия".
Существует
и другая классификация типов коммуникативности, в соответствии с которой
выделяются:
1.
Традиционный тип коммуникации. Он распространен в локальной, сельской среде.
Здесь все хорошо знают друг друга. Роль каждого человека в общении определена
его возрастом и образом жизни, а нормы общения известны всем с детства или, по
крайней мере, в течение многих лет. Общение отличается постоянством,
стабильностью.
2.
Функционально-ролевой тип коммуникации. Он развивается в городской среде в условиях
значительной дифференциации типов деятельности и образа жизни, является
безличным и специализированным. Правила коммуникации соответствуют
профессиональной деятельности и статусу человека в социальной системе. Устные,
а еще более письменные контакты, часто формализованы.
3.
Массовая коммуникация. Она образуется в рамках современного массового общества
и означает распространение информации одновременно среди большого числа людей,
независимо от социального статуса и места жительства. Такая коммуникация
возможна лишь на основе новейших технологических средств, обеспечивающих
высокую скорость и массовость поиска, обработки и распространения информации.
5.
Интегративная функция культуры состоит в том, что культура является важным
фактором, обеспечивающим устойчивость и целостность общества. Культура
объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в
которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. Потому что
среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов, убеждений,
ценностей, идеалов, характерных для данной культуры. Эти явления определяют
сознание и поведение людей, у них формируется чувство принадлежности к одной
культуре. Сохранение культурного наследия, национальных традиций, исторической
памяти создает связь между поколениями. На этом строится историческое единство
нации и самосознание народа, как существующей на протяжении долгого времени
общности людей. Широкие рамки культурной общности создаются мировыми религиями.
Единая вера тесно связывает представителей различных народов, составляющих мир
ислама или христианский мир.
Многие
философы обращали внимание на важность интегративной функции культуры.
Например, немецкий просветитель И. Г. Гердер (1744 - 1803) рассматривал
культуру как способ взаимосвязи отдельного человека и общества, как средство
сплочения людей в единый социальный организм. Аналогичные идеи высказывал П.
А. Сорокин (1889 - 1968). Он считал, что культура связывает личность и
общество. Английский философ А. Н. Уайтхед (1861 - 1947) исследовал
вопрос о роли культурных символов в социальной интеграции. По его мнению,
культурные символы помогают людям объединяться в социальные и этнические
группы. К таким интегрирующим культурным символам Уайтхед относил национальный
флаг и герб. Он обратил серьезное внимание на энергетику символа. Символы могут
оказывать на людей чрезвычайно сильное, порой магическое воздействие и даже
способствовать культивированию фанатизма. В этой связи можно указать, например,
на ту объединительную роль, которую играет в христианском мире крест как символ
страданий Христа или свастика в системе фашистской идеологии.
Идеи
Уайтхеда получают дальнейшее развитие в теории символического интеракционизме
(взаимодействия). Сторонники этой теории обращают внимание на то, что
символикой пронизаны все формы общественной деятельности, хотя и в разной
степени. Так, религия и политика в большей мере подвержены символизации, чем
экономика. Молитвы, кресты, ритуалы - в одной сфере, флаги, лозунги и митинги -
в другой. Это примеры проявления символического взаимодействия. Человек
соотносит себя с большим или малым коллективом через подключение знаковых
средств.
6.
Функция социализации состоит в том, что культура является важнейшим средством
включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний,
ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе
и социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным
членом общества, занять в нем определенную позицию и жить так, как требуют
обычаи и традиции. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества,
его структуры, сложившихся в нем форм жизни. Культура определяет содержание,
средства и способы социализации. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся
в культуре программы поведения, учатся жить, мыслить и действовать в соответствии
с ними. Кроме того, культура - один из важных факторов структурирования
общества. Она участвует в формировании социальной структуры. Как образ жизни в
целом, так и различные сферы деятельности пронизаны культурными значениями, без
которых чисто хозяйственные факторы оказываются недостатками. Культурные нормы
и смыслы оформляют как место каждого социального слоя или группы, так и
дистанцию, разделяющую эти слои. Типы деятельности, хозяйственные занятия,
статусы, ранги и должности имеют не только собственно экономическое,
профессиональное и социальное содержание, но и символическое, оформляемое через
определенные культурные атрибуты и значения. Например, средневековый рыцарь должен
был отличаться красотой и привлекательностью, от него требовалась физическая
сила, мужество, верность своим обязательствам и благородство по отношению к
противнику. Конечно, как и всякий идеал, он не всегда согласовывался с жизнью.
Переход
от воинских доблестей к придворной жизни привел к заметным изменениям и в
нормах поведения. Теперь ценились уже не сила и мужество, а изящество манер,
галантное обращение с женщинами, искусство этикета. Можно сказать, что
дворянская этика вырождается в этикет - сложную, разработанную до деталей
систему условных, формальных правил и манер поведения, предназначенных для
общения в узком, аристократическом круге лиц. Искусство этикета было более
важным отличительным признаком аристократа, чем любые юридические документы, удостоверявшие
его сословную принадлежность. Высшего расцвета этикет достигает при французском
дворе в правление Людовика XIV.
В
дальнейшем сформировался идеал благородного человека, джентльмена. Для него не
имеет особого значения сила и внешняя красота, великолепие одежды и воинские
доблести. Их заменили хорошее воспитание, достойные манеры, образование,
полученное в закрытой школе, грамотная речь, владение другими языками. Описание
носителей этого типа культуры можно найти в книгах У. Теккерея, в первой главе
романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин".
В
традиционных обществах статусная символика может длительное время сохраняться в
неизменном виде, оформляя устойчивые различия между сословиями, рангами,
ступенями социальной иерархии. В мобильном обществе происходит, с одной
стороны, постепенное проникновение сверху вниз символов престижа (языка, манер,
образования), а с другой - вышестоящий класс вновь и вновь формирует
символические барьеры, устанавливает социальную дистанцию между верхами,
средними слоями и низами. В современном обществе этот механизм целенаправленно
используется бизнесом, проводящим политику повышения статусного сознания
потребителей, поощрения спроса на престижные товары и услуги.
Особенно
настойчиво сохраняют свою социокультурную среду высшие слои общества. Это
достигается за счет таких вещей, как проживание в фешенебельных районах,
покупка товаров в дорогих магазинах, отдых на модных курортах, общение с людьми
определенного достатка и статуса.
7.
Регулятивная функция культуры связана, прежде всего, с определением
(регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности
людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе
влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия. Регулятивная
функция осуществляется такими элементами культуры, как ценности, нормы,
традиции.
8. В
качестве особой некоторые культурологи выделяют эвристическую функцию культуры.
Она заключается в следующем. Творчество: научное, техническое, управленческое
невозможно без образного мышления, воображения, определенного эмоционального
настроя. Культура, в частности, художественная культура, способствует развитию
этих важнейших факторов творческой деятельности. Художественная культура
помогает и развитию таких черт творческого мышления, как гибкость,
ассоциативность, способность по-новому увидеть обычное. Не случайно А. Эйнштейн
сказал: "Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше,
чем Гаус". В нашей печати в "Литературной газете" сообщалось о
своеобразном эксперименте, проведенном в США. Группа администраторов одной
компании освобождалась от профессиональной деятельности и в течение десяти
месяцев осуществляла гуманитарную программу, в которой большое место занимало
искусство (чтение книг, посещение театров, музеев, выставок, концертов). Это
очень положительно сказалось на их профессиональной активности, их действия
стали более творческими, нестандартными.
9.
Компенсаторная функция культуры позволяет человеку отвлекаться от
производственной деятельности, отдыхать от жизненных проблем, получать
эмоциональную разрядку. Другое название этой функции - рекреативная - отражает частное
совпадение этой функции с периодом досуга и отдыха, т. е. временем, формально
свободным от производственной деятельности. Человек может получать духовную
компенсацию от туризма, общения с природой, творческих увлечений. Важной формой
компенсации являются праздники, на время которых обыденная жизнь преображается
и создается обстановка приподнятого настроения. Во время праздника происходит концентрация
культурной жизни. Его проведение охватывает архитектурное и декоративное
оформление, театрализованные действия, музыкальные мероприятия, зрелища и
процессии, конкурсы и состязания. Гражданские, и особенно народные праздники,
заключают в себе не только торжественные, но и игровые элементы.
Компенсаторную
функцию выполняют такие виды духовной культуры, как искусство и религия.
Искусство позволяет восполнить то, что недостает человеку в его жизни,
неизбежно ограниченной пространством и временем. Мы как бы заново переживаем
судьбы героев произведений, вместе с их персонажами попадаем в различные
жизненные ситуации, испытываем при этом определенные чувства, переживания. И
все это обогащает наш жизненный опыт, восприятие и понимание жизни, расширяет круг
общения.
Применительно
к религии правильнее было бы говорить об иллюзорно-компенсаторной функции,
потому что религия дает человеку иллюзорную надежду и утешение. В религии
происходит мнимое снятие противоречий и конфликтов: социальное неравенство превращается
в равенство перед богом, фактическое бессилие человека компенсируется всесилием
бога, смертный оказывается бессмертным, а мир зла и несправедливости заменяется
"царством божьим" ("царством небесным"). Важное значение
при этом имеет психологический аспект компенсаторной функции, который особенно
отчетливо проявляется в молитве и покаянии. При их совершении происходит
переход от состояния подавленности (беспокойства, неудовлетворенности, скорби,
тоски) к состоянию облегчения (удовлетворенности, успокоения, гармонии,
радости).
4.
ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Термин
"цивилизация" ввел в науку в середине XVIII в. шотландский историк и
экономист А. Фергюссон. Термин "цивилизация" произошел от латинского
слова "civilis", что означает "гражданский",
"государственный", "общественный". В европейской науке
XIX-XX вв. понятие "цивилизация" употреблялось в разных значениях,
как правило, через сопоставление с понятием "культура". В науке
сформировался широкий спектр мнений от отождествления этих понятий до их
противопоставления. Рассмотрим основные позиции.
1.Понятия
цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют
сколько-нибудь существенные различия. В качестве примера можно указать на
культурологические концепции Н. Я. Данилевского и А. Тойнби.
2.Цивилизация
рассматривается как уровень, ступень развития общества, его материальной и
духовной культуры (в этом смысле мы говорим об античной или современной
цивилизации).
3.Цивилизация
рассматривается как ступень исторического развития человечества, следующая за
варварством. Традиция такого понимания цивилизации восходит к римскому историку
К. Тациту. По мнению Тацита, цивилизацию от варварства отличают высокий уровень
материального благосостояния общества, создание государства и появление
письменности. Сходную с Тацитом постановку вопроса мы находим у М. Монтеня
(1533 - 1592). Оба мыслителя обращают внимание на то, что переход от варварства
к цивилизации связан не только с приобретениями, но и потерями. В дальнейшем
понимание цивилизации как высшей по сравнению с варварством ступени
общественного развития встречается в работах Л. Моргана, в книге Ф. Энгельса
"Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884). В
качестве основополагающего начала цивилизации Энгельс рассматривал товарное
производство. Он называет и другие признаки цивилизации: разделение труда и
отделение умственного труда от физического, возникновение городов, появление
классов и государств. Поскольку Ф. Энгельса интересовала проблема возникновения
классов и государства, то вопрос о культуре и ее соотношении с цивилизацией им
здесь не рассматривался.
4.Существуют
теории, в которых цивилизация рассматривается как социальный феномен,
противостоящий культуре. Традиция противопоставления цивилизации и культуры
восходит к И. Канту. Кант считал, что главной целью культурного развития
человечества является нравственной совершенствование. Он предлагает свой
критерий нравственности: поступок оценивается как нравственный только в том
случае, если человек, совершивший его, руководствовался лишь чувством долга и в
мотивах его действий отсутствовала корыстная цель - например, надежда на
вознаграждение. Культура проявляется в умении человека преодолевать свои
эгоистические потребности, в стремлении подчиниться нравственному долгу.
Культура в своей основе нравственна.
Цивилизация
же согласно Канту, требует от человека проявлять лишь внешнюю воспитанность,
соблюдать благопристойную форму поведения. Следовательно, поступки
цивилизованного человека основываются не на чувстве долга, а на формальной
дисциплине и могут преследовать корыстные, эгоистические цели. Поэтому Кант и
определяет цивилизацию как внешнее подобие культуры, не наполненное моральным
содержанием. Быть цивилизованным - еще не значит быть культурным. В процессе
воспитания человека необходимо научить дисциплине, определенным навыкам
(культуре умения), цивилизованности (культуре общения) и моральности как
вершине этой пирамиды. Важнейшая задача культуры - это воспитание нравственного
человека.
Дальнейшую
разработку проблема соотношения культуры и цивилизации получила в концепции О.
Шпенглера (1880 -1936). Задача Шпенглера не сводилась к тому, чтобы
развести понятия "культура" и "цивилизация" и определить их
значение. С помощью этих категорий Шпенглер попытался осмыслить динамику
культурно-исторического процесса, выявить его закономерности. Исходя из
принципа циклического развития культуры, Шпенглер приходит к выводу о
неизбежности гибели каждой культуры. Он полагал, что культура, достигнув пика
своего расцвета, в заключительной фазе приходит к упадку. Эту фазу деградации,
упадка культуры Шпенглер называет цивилизацией. Причину кризиса культуры
Шпенглер видит в том, что материальные элементы начинают превалировать над
духовными и вытесняют их.
Цивилизация
по своему содержанию противостоит культуре. Если в основе культуры лежит
гуманистическое начало, то сущностью цивилизации является практицизм и
прагматизм. Если в культуре развивается искусство и гуманитарные знания, то в
цивилизации доминирующую роль начинают играть естественные науки и техника. В
отличие от культуры цивилизация лишена творчества. "Она ничего не создает,
она только перетолковывает". К другим признакам цивилизации Шпенглер
относил: урбанизацию (огромный рост городов), омассовление всех сфер жизни, насилие
человека над природой, войны и иные конфликты. По мнению Шпенглера, цивилизация
является неизбежной судьбой каждой культуры. Так произошло с античной
культурой, она закончила свое развитие римской цивилизацией. Не избежал этой
судьбы и современный Запад. Европа в XX веке вступила в период своего заката. Как
взаимоисключающие начала рассматривает цивилизацию и культуру Н. А. Бердяев
(1874 - 1948). В своей работе "О культуре" Бердяев утверждает, что
культура родилась из культа и имеет религиозные основы. Генезис же цивилизации
связан с утилитарным началом человеческой деятельности, с борьбой человека с
природой. И эта борьба за выживание приходила вне храма и культа, поэтому
цивилизация оказалась не столь благородного происхождения как культура.
По
мнению Н. А. Бердяева, культура - явление индивидуальное и неповторимое,
цивилизация же - явление общее и повсюду повторяющееся. Переход от варварства к
цивилизации имеет общие признаки у всех народов и признаки по преимуществу
материальные (например, он связан с употреблением железа). Культура в своей
основе духовна. У культуры есть душа, у цивилизации - методы и орудия.
Развивая
тему близости культуры и культа, Бердяев отмечает, что культура - это культ
предков, почитание могил и памятников. Чем древнее культура, тем она
значительнее и прекраснее. Культура гордится древностью своего происхождения,
неразрывной связью с прошлым, преемственностью. Цивилизация, напротив, дорожит
своим недавним происхождением. Она не ищет древних и глубоких истоков, а
гордится своими сегодняшними изобретениями. Цивилизация всегда имеет такой вид,
словно она возникла сегодня или вчера.
Бердяев
считает, что поскольку в основе культуры лежит религиозное начало, то она
всегда стремится к воскресению. Примером тому является культура Древнего
Египта. Она вся основана на жажде вечности, жажде воскресения, борьбе со
смертью. Египетские пирамиды пережили долгие тысячелетия и сохранились до наших
дней. Цивилизация не строит пирамид и не дорожит тем, чтобы ее памятники
сохраняли тысячелетнюю прочность. Цивилизация футуристична, устремлена в
будущее. По мнению Бердяева, в культуре действуют два начала - консервативное,
обращенное к прошлому, и творческое, нацеленное на будущее и созидающее новые
ценности. Но в культуре не может действовать начало разрушительное,
революционное.
По
мнению Н. А. Бердяева цивилизация и культура - явления несовместимые еще и
потому, что представляют разные стадии исторического прогресса. Высший подъем
культуры остался в прошлом, для буржуазно-демократического этапа современной
истории характерно господство цивилизации. Эти идеи Бердяев развивает в работе
"Новое средневековье". В ней отмечается, что главной силой Нового
времени становится техника. Человек попадает в зависимость от тех сил, которые
создает сам. Он превращается в придаток машины, становится беспомощным без
технических средств. В жертву техническому прогрессу приносятся гуманитарные
ценности. Традиционная культура вытесняется массовой, которую Бердяев называет
варварской культурой - более доступной, но низкой по качеству. Совокупность
этих изменений и составляет перерождение культуры в цивилизацию.
Таким
образом, существуют разные подходы к проблеме соотношения культуры и
цивилизации. Однако, во всех рассуждениях по этому поводу можно найти некоторые
достаточно бесспорные моменты. Они сводятся к следующему:
1.
Понятие "культура" семантически шире, чем понятие
"цивилизация". Оно применимо как к небольшому племени, так и к целым
континентам (например, "культура Европы", "африканская
культура" и т. п.).
2.Понятие
"культура" включает в себя как научно-технический прогресс, так и
духовно-гуманистическую преемственность между поколениями. В понятии
"цивилизация" явно ощущаются материально-производственные приоритеты.
3.
Понятие "культура" тесно связано с национально-этнической спецификой
человеческих групп, в то время как понятие "цивилизация" тяготеет к
общечеловеческим, глобальным масштабам. В отличие от бытующего на Западе (на
уровне повседневного сознания) отождествления культуры с цивилизацией для
россиян культура - явление в основе своей идеальное, а цивилизация в конечном
счете - материальное, связанное с бытовыми удобствами и потребительством. Мы
придерживаемся первоначального, идущего от античности понимания культуры как
"возделывания" души и духа человека, в то время как цивилизация
является возделыванием лишь среды и условий обитания.
Страницы: 1, 2, 3
|