Лицензионное
соглашение - соглашение о передаче прав на использование лицензий,
"ноу-хау", товарных знаков и др.
Лицензионное
соглашение может предусматривать передачу патентной лицензии;
комплексную передачу нескольких патентов и связанного с ними "ноу-хау";
растет также число лицензионных соглашений на использование
"ноу-хау" без патентов на изобретение. Лицензионные соглашения
последних двух типов предусматривают помимо передачи технических знаний
оказание лицензиаром (владельцем патента) сопутствующих инжиниринговых
услуг по организации лицензионного производства, а также соответствующие
поставки оборудования, исходного сырья, отдельных узлов и т.п.
Лицензионные
соглашения различаются в зависимости от того:
a) разрешают они
экспорт лицензионной продукции, полностью исключают его или частично
ограничивают;
b) наличием или
отсутствием в них обязательства лицензиара в течение срока действия
соглашения предоставлять лицензиату (покупателю лицензии) информацию о
новых усовершенствованиях лицензионной техники;
c) по способу
передачи технологии, т.е. лицензия предоставляется независимо или
одновременно с заключением контракта на строительство объекта, поставку
комплектного оборудования и оказание инжиниринговых услуг (самостоятельные или
сопутствующие лицензионные соглашения).
Лицензионный
договор - договор, по которому одна сторона (лицензиар) предоставляет право
на использование изобретения или иного технического достижения (лицензию),
а другая сторона (лицензиат) выплачивает за это определенное
вознаграждение.
Объектом
лицензионного договора являются технические решения, признаваемые
изобретениями по закону страны, гражданином которой является приобретатель
лицензии; ими могут быть также иные технические достижения, в т.ч. секреты
производства, "ноу-хау" и т.п.
Условия
лицензионного договора могут устанавливать:
a) территорию
применения лицензии (часть государства, одно или несколько государств),
b) форму
использования объекта лицензии (производство изделий и (или) их продажа,
применение технологии и т.д.),
c) его объем в
количественном отношении,
d) срок
применения (обычно от пяти до десяти лет) и т.д.
В
лицензионный договор включаются также условия для передачи приобретателю
лицензии технической документации, оказания ему технической помощи путем
посылки и приема специалистов, о поставке образцов машин и оборудования,
взаимной информации сторон о внесенных в объект технических усовершенствованиях,
об участии сторон в защите прав владельца лицензии против нарушения этих
прав третьими лицами, о порядке разрешения споров по лицензионному договору и
др. В лицензионном договоре устанавливается также размер лицензионного
вознаграждения, порядок его определения и выплаты.
Лицензионное
вознаграждение - возмещение за предоставление прав на использование
лицензий, "ноу-хау" и др., являющихся предметом лицензионного соглашения.
На практике
используют несколько видов расчетов за лицензии:
- периодические
процентные отчисления (“роялти”) от стоимости производимой и продаваемой
лицензионной продукции;
- одноразовые
вознаграждения (“паушальные платежи”) - определенная твердо зафиксированная в
соглашениях сумма лицензионного вознаграждения, устанавливаемая исходя из
оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей лицензиата на
основе использования лицензии.
Паушальный платеж
может производиться как единовременное, в разовом порядке, так и в рассрочку.
Преимуществом этого вида лицензионного вознаграждения является получение
лицензиаром (владельцем лицензии) всей суммы вознаграждения в относительно
короткий срок и без какого либо риска.
- в виде
взаимного обмена лицензиями.
- передача
ценных бумаг и технической документации,
Международный туризм.
Туризм занимает
значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно
посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является
не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой
экономики.
Однако информация
о развитии международного туризма не является абсолютно точной, поскольку
достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого
способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных
между странами.
Кроме того,
понятие «туризм» имеет несколько расплывчатый характер. Во-первых, туризмом
считается временное перемещение людей из мест, где они обычно проживают и
работают, в другие места. Под "временным перемещением" условно
понимается период до одного года. Во-вторых, согласно международной статистике
к иностранным туристам относятся лица, посещающие другую страну (как минимум с
одним ночлегом) с любой целью, кроме профессиональной деятельности,
оплачиваемой в этой стране.
В настоящее время
туризм классифицируется:
По целям: маршрутно-познавательный;
спортивно-оздоровительный; самодеятельный, в том числе с активными способами
передвижения; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыжный;
фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; религиозный; учебный и
др.;
по степени
мобильности: передвижной; стационарный; смешанный;
по форме
участия: индивидуальный; групповой; семейный;
по
возрасту:
зрелый; молодежный; детский; смешанный; по продолжительности: однодневный;
многодневный; транзитный;
по
использованию транспортных средств: автомобильный; железнодорожный;
авиационный; водный; велосипедный; конный; комбинированный;
по
сезонности: активный туристский сезон, межсезон (полусезон), несезон;
по
географии:
межконтинентальный; международный (межрегиональный); региональный; местный;
приграничный;
по способу
передвижения: пешеходный; с использованием традиционных транспортных средств; с
использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль,
воздушный шар, дельтаплан).
Международный
туризм оказывает влияние на развитие как отдельных стран, так и мировой
экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм
международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования
международный туризм также будет развиваться.
Туристические
услуги в международном товарообороте выступают как "невидимый"
товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристических
услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг
производится с минимальными затратами на месте
и, как правило, без использования
иностранной валюты. Иностранные туристы пользуются услугами, предоставляемыми
предприятиями туристской индустрии страны назначения. Кроме того, они
потребляют или покупают и вывозят в качестве сувениров определенное
количество товаров, приобретаемых в стране посещения за иностранную валюту.
Международный туризм
как одна из форм международных экономических отношений приобрел в современных
условиях огромные масштабы и стал оказывать
существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между
государствами.
Для
международного туризма характерны быстрый рост
числа туристов и резкое увеличение денежных
поступлений. Если в 1950г. туристским оборотом было охвачено 25 млн. человек,
в 1960г. - 71 млн. чел., то 1982г. это число
возросло до 280 млн. чел., в 1988г.- до 400 млн. чел., в настоящее время перешло за 500 млн человек. Международный туризм стал важным источником валютных
поступлений для многих развитых и развивающихся
стран. В ряде стран поступления от туризма
составляют существенную часть валютных поступлений страны. Например,
удельный вес доходов от иностранного туризма в общей сумме поступлений
от экспорта товаров и услуг составляет более Э5% - в Испании, Австрии,
Греции; около 20% - в Португалии, 10-12% в Швейцарии и Италии, 52% -
на Кипре. В большинстве развивающихся стран
на долю иностранного туризма приходится 10-15% доходов от экспорта
товаров и услуг (Индия, Египет, Перу, Парагвай, Коста-Рика). В ряде стран
этот показатель значительно выше: в Колумбии
он составляет 20%, Ямайке - 30%, Панаме - 55%, на
Гаити свыше 70%.
Наибольшее
развитие международный туризм получил в западноевропейских
странах. На долю этого региона приходится
свыше 70% мирового туристского рынка и 60% валютных поступлений. Примерно 20%
падают на Америку, менее 10% - на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.
В классификации Всемирной туристской организации выделяются страны, являющиеся в первую очередь странами-поставщиками
туристов, и страны, являющиеся
в первую очередь принимающими странами. К странам-поставщикам туристов
относятся США, Бельгия, Дания, ФРГ, Голандия, Новая Зеландия, Швеция, Австралия, Канада,
Англия. К принимающим туристов странам относятся Австрия, Италия, Швейцария,
Франция, Кипр, Греция, Мексика, Португалия, Испания, Турция.
Виды туристских
услуг, предлагаемых в качестве товара на капиталистическом рынке, довольно
разнообразны. К ним относится:
- услуги по размещению
туристов ( в гостиницах, мотелях, пансионатах,
кемпингах, боатингах);
- услуги по перемещению
туристов до страны назначения и по стране различными видами пассажирского транспорта;
- услуги по обеспечению
туристов питанием (в ресторанах, кафе, барах, тавернах, кафетериях,
пансионатах);
- услуги, направленные
на удовлетворение культурных потребностей
туристов (посещение театров, концертных залов,
музеев, картинных галерей, природных и исторических
заповедников, памятников истории и культуры, фестивалей,
спортивных соревнований);
- услуги, направленные на
удовлетворение деловых интересов туристов (участие в конгрессах,
симпозиумах, научных конференциях, ярмарках и выставках);
- услуги торговых
предприятий (продажа сувениров, подарков,
открыток, диапозитивов);
- услуги по оформлению
документации(паспорта, визы и др.). Туристу могут быть предоставлены либо
определенные виды услуг по его выбору, либо полный
полный комплекс услуг.
Полный комплекс услуг
может предоставляться путем продажи так
называемых инклюзив-туров (inclusive tour) или пэкидж-туров (packade tour).
3.
Цели
и основные принципы реализации национальной экспортной политики Республики
Беларусь.
Повышение
жизненного уровня населения, увеличение возможностей развития человека и оздоровление
нации, провозглашенное в Концепции социально- экономического развития
Республики Беларусь до 2015 года, может быть обеспечено лишь в условиях
перехода к устойчивому экономическому росту. На 2002 - 2007 годы планируется
обеспечить прирост ВВП на 20 - 25%, что при сохраняющейся высокой импортоемкости
производства требует, во-первых, адекватного роста валютных поступлений
для оплаты критического импорта. Второе, необходимое условие роста ВВП -
сохранение и укрепление конкурентных позиций, что потребует замены и модернизации
существующих технологий. Для технологической модернизации в период с 2002 по
2007 годы инвестиционный импорт должен ежегодно составлять не менее 2
млрд.дол. Обеспечить такой прирост только за счет прямых иностранных инвестиций
и продажи части госсобственности нереально. Необходим опережающий прирост
стоимостного объема экспорта товаров и услуг по сравнению с ростом ВВП и направление
на инвестиционный импорт до трети экспортной выручки. Исходя из этого,
была определена главная цель: обеспечить прирост экспорта не менее чем на
5,6% в год, т.е. на 30 - 32% за период с 2002 по 2007 годы в первом варианте, и
на 9,6% в год, т.е. на 74 - 75% во втором варианте.
Высокий рост
инвестиционного импорта, увязанный с приростом экспорта, позволит также
получить выгоды от участия в международном разделении труда, облегчит выход
на новые рынки, даст экономию от роста масштабов производства.
Расширение
экспорта, причем экспорта промышленного, для Республики Беларусь - цель,
требующая колоссальных усилий всех субъектов хозяйствования и внешнеторговых
организаций. Достичь ее возможно только путем реализации широкомасштабных,
охватывающих всю экономику мероприятий, а также внешнеполитических и
внешнеэкономических действий государства. Государственные мероприятия
направлены на решение четырех важнейших проблем:
создание
макроэкономической среды (включая валютно-финансовую и денежно-кредитную
системы), благоприятствующей развитию экспорта;
создание на
уровне предприятий микроэкономических условий по укреплению конкурентоспособности
продукции;
создание
развитой системы экспортного кредитования, в том числе зарубежных покупателей
белорусской продукции и страхования связанных с этим рисков;
создание
системы быстрой адаптации экспортеров к изменениям на международных рынках.
Внешнеэкономические
мероприятия направлены на решение главной задачи - создание
благоприятной среды для продвижения белорусских товаров на внешние рынки
(политико-дипломатическая поддержка, интеграция в международные торговые
союзы, создание товаропроводящих и рекламно-маркетинговых сетей, платежных
систем).
Обеспечение
ежегодного опережающего по сравнению с ВВП прироста экспорта требует
активизации внешнеэкономической политики государства, частью которой является
экспортная политика, представляющая собой комплекс политических, экономических
и организационных мер с целью повышения международной конкурентоспособности.
Стратегическими
принципами национальной экспортной политики являются:
суверенитет при
открытости экономики и полномасштабной интеграции Республики Беларусь в мировую
экономику;
многовекторность и экономическая целесообразность внешней торговли при всемерном
развитии интеграционных процессов в Союзном государстве Беларуси и России,
а также в рамках СНГ;
выход на новые
международные рынки и диверсификация структуры экспорта на традиционных
рынках;
перевод
внешней торговли Республики Беларусь на систему принципов и механизмов
ВТО с использованием протекционистских мер в соответствии с международной
практикой;
защита
интересов и обеспечение равных условий функционирования на мировом рынке для
государственных и частных экспортеров;
преобладание
экономических методов и механизмов над административными в области
внешнеторгового регулирования;
сохранение
и наращивание в экспорте доли промышленной продукции и услуг (транспортных,
туристических, финансовых);
увеличение в
экспортной продукции национальной добавленной стоимости путем снижения
импортоемкости (энергоемкость, материалоемкость) и рационального импортозамещения;
повышение
удельного веса в экспорте наукоемких и инновационных товаров;
совершенствование правовых условий, механизмов привлечения и эффективного использования
иностранных и внутренних инвестиций для наращивания экспортного потенциала;
повышение
роли регионов в развитии экспортного производства и прямого товарооборота
с регионами различных государств.
В краткосрочной
перспективе (ближайшие 2 года) экспортная политика направлена на
оптимизацию экспортных цен и потоков на основе эффективного использования
имеющихся возможностей с учетом мировой конъюнктуры и постепенного создания
базы для наращивания экспорта в последующие годы. Не должны допускаться методы
количественного ограничения экспортных процессов органами государственной власти,
которые могут вводиться только в исключительных случаях при обеспечении национальной
экономической безопасности Республики Беларусь и выполнении международных
обязательств.
Повышение
валютной эффективности экспорта должно обеспечиваться:
стабилизацией
валютного рынка (за счет введения единого курса валюты, отмены ограничений в
оплате экспорта и импорта в белорусских рублях и т.д.);
стимулирующей экспортеров налоговой и тарифной политикой, обеспечивающей свободный
доступ к импортным ресурсам, материалам и комплектующим по минимально возможным
ценам;
присоединением (в тандеме с Россией) к ВТО и снижением тарифных пошлин и нетарифных
барьеров;
за счет
международной сертификации и внедрения систем технического, фармакологического,
санитарного, ветеринарного, экологического, фитосанитарного контроля
экспортной продукции на основе международных стандартов, правил и обычаев.
Список использованной
литературы.
1.
Войтиков
А.Д. «Внешнеэкономическая деятельность», уч.пособие, Минск, ОДО
«Ровноденствие», 2005г.
2.
Прокушев
Е.Ф. «Внешнеэкономическая деятельность», уч.пособие, М – 2005г.
Страницы: 1, 2
|