§
методов
амортизации необоротных активов;
§
качественных
характеристик предметов, которые входят в состав малоценных необоротных
материальных активов;
§
класса 8
и/или 9 Плана счетов бухгалтерского учета;
§
периодичности
застрахования сумм дооценки необоротных активов к нераспределенной прибыли;
§
метода
исчисления резервов сомнительных долгов;
§
перечня
создаваемых обеспечений будущих выплат и платежей;
§
дату
определения ступени завершенности работ по строительным контракта;
§
периодичности
отражения отсроченных налоговых активов и отсроченных налоговых обязательств;
§
отдельного
баланса филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными
подразделениями предприятия.
Распорядительный
документ об учетной политике может быть принятый как базисный на время
деятельности предприятия, в который, за необходимостью, могут вноситься
изменения. В случае внесения изменений, которые по объему охватывают большую
часть текста либо же значительно влияют на её содержание, распорядительный
документ об учетной политике целесообразно полностью издать в новой редакции.
Учетная политика
и её изменения раскрываются в примечаниях к годовой финансовой отчетности в
описательной форме либо прикладываются копии распорядительного документа об
установлении изменений в учетной политике предприятия. [16]
Учётную политику
предприятия обязаны знать:
1.
руководитель предприятия;
2.
бухгалтер предприятия;
3. аудитор,
поскольку учётная политика является одним из объектов исследования, с
изучения которых начинается процесс аудиторской проверки;
4. налоговый
инспектор, ведь от большинства принципов учётной политики зависит порядок
формирования того или иного объекта налогообложения.
Процесс формирования
учетной политики состоит из следующих последовательных этапов:
1)
определение объектов
бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;
2)
выявление, анализ,
оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится отбор способов ведения бухгалтерского учета;
3)
обоснование исходных
положений построения учетной политики;
4)
идентификация
потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета для каждого объекта;
5)
выбор способов ведения
бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией;
6)
оформление избранной учетной политики.
Последовательность этапов формирования учетной
политики может быть только такой, поскольку каждый предыдущий этап обеспечивает
осуществление последующего. На первом этапе устанавливается предмет
учетной политики, ибо конкретная организация имеет присущую только ей
совокупность объектов бухгалтерского учета (фактов хозяйственной жизни). В
зависимости от состава объектов учета на втором этапе выявляются конкретные
условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на разработку учетной
политики. Третий этап подразумевает анализ общепризнанных допущений
(требований, принципов) в построении учетной политики с точки зрения выявленной
на предыдущем этапе совокупности факторов, при адекватности которых эти допущения
закладываются в основу учетной политики. Четвертый этап заключается в
отборе потенциально пригодных к использованию организацией способов ведения
бухгалтерского учета (отбор ведется из множества теоретически возможных
способов, исходя из принятых на третьем этапе допущений и выявленных на втором
этапе факторов выбора). Пятый этап состоит непосредственно в выборе
способов ведения учета для организации посредством поверки каждого отобранного
на предыдущем этапе способа системой соответствующих критериев. На
шестом, заключительном, этапе избранная учетная политика получает
соответствующее оформление, с тем чтобы она удовлетворяла формальным
требованиям к ней.
Таким образом, при формировании учетной политики
должно соблюдаться важнейшее условие – единство учетной политики в
организации, то есть, другими словами, выбор способов ведения учета должен
осуществляться на единых основах.
Учетная политика
строится таким образом, чтобы бухгалтерский учет велся
рационально и экономно, сообразно размерам организации и масштабам ее деятельности. Выбор тех или иных способов веления
учета подразумевает сопоставление затрат и выгод, связанных с их применением.
Например, использование каких-либо сложных способов
распределения косвенных расходов в малых организациях ведет лишь к
большим затратам, но никак не гарантирует пользователям бухгалтерской отчетности ее достоверность.
Выбор способов ведения
учета бывает сопряжен с необходимостью отдать предпочтение тому или иному
требованию. Например, способы,
обеспечивающие полноту учета фактов хозяйственной жизни, могут не вполне отвечать такому требованию,
как рациональность, и
наоборот. Для обеспечения своевременности информации порой бывает необходимо поступиться
полнотой и надежностью
данных; в то же время ожидание того момента, когда все детали хозяйственной операции станут точно известны,
позволяет достичь надежности информации, но делает ее бесполезной для своевременного принятия решений пользователями.
В подобных ситуациях
руководство и специалисты организации должны оценить степень влияния
избираемого способа на полезность
финансовой информации и решить, какому требованию отдать предпочтение. Относительная важность
отдельных требований в разных
хозяйственных условиях определяется профессиональным суждением.
Иными словами, чаще всего
формирование учетной политики
есть процесс достижения баланса между названными требованиями-принципами.
Как уже отмечалось, учетная политика формируется путем
выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких допускаемых
общепризнанными стандартами. Если последними не установлены способы ведения
учета тех или иных объектов, организация сама разрабатывает
соответствующие процедуры исходя из общих требований к учетной политике.
В такой ситуации возможно использовать три варианта
определения учетной политики: 1) по аналогии со сходными операциями; 2) исходя
из общих определений и критериев; 3) на основе признанной практики. В первом
случае речь идет об ориентации на требования, принятые для учета сходных
операций, и общие принципы системы бухгалтерского учета. При этом
рассматриваются правила, которые непосредственно не регулируют конкретный
вопрос. Сходство операций устанавливается на основе профессионального
суждения. Во втором случае источником учетной политики организации по
неурегулированному вопросу выступают общие определения и критерии признания,
описанные, в частности, в бухгалтерском законодательстве. Эти определения и
критерии могут быть использованы, например, при установлении того,
капитализировать (и в какой момент) объект либо списать его в расход. Третий
предложенный вариант ориентирует на общепризнанную практику разрешения
конкретных вопросов, однако он допустим лишь в том случае и в той степени, в
каких отраслевая практика не противоречит духу и логике нормативных актов по
бухгалтерскому учету.
Во всех случаях должно быть выдержано одно важнейшее
условие – единство учетной политики в организации, т. е., другими словами,
выбор способов ведения учета должен осуществляться на единых основах. Это
означает, во-первых, применение избранных способов всеми структурными
подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо
от места их расположения. В противном случае формируемая разными
подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой.
Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна
использовать, как правило, один выбранный способ, хотя в отдельных случаях допустимо
и целесообразно параллельное применение нескольких способов в зависимости,
например, от условий заключенных хозяйственных договоров.
В соответствии со
статьей 4 Закона "О бухгалтерском учете и
финансовой отчетности в Украине" изменение учетной политики
возможно только в случаях, предусмотренных национальными положениями
(стандартами) бухгалтерского учета, и должно быть обосновано и раскрыто в
финансовой отчетности. Вопросы изменений учетной политики урегулированы Положением (стандартом) бухгалтерского учета 6.
Согласно пункту 9 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 6 учетная политика
может изменяться помимо прочего и тогда, когда такие изменения обеспечат
достоверное отражение событий или операций в финансовой отчетности предприятия.
Действующее законодательство не содержит ограничений относительно сроков и
частоты проведения изменений учетной политики. Если руководство предприятия
считает, что в случае изменений учетной политики будут выполнены условия пункта
9 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 6, такие изменения могут
происходить в течение календарного года. В целях обеспечения сопоставимости
данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с
начала финансового года. [10]
Посредством
учетной политики осуществляется процесс либерализации системы бухгалтерского
учета и происходит совершенствование нормативной системы по бухгалтерскому
учету и бухгалтерской отчетности, а также разрешаются противоречия
действующего законодательства. Кроме того, стоит отметить, что учетная политика
организации, являясь совокупностью способов бухгалтерского учета, является
также важным инструментом налогового планирования.
Только
что созданная организация должна оформить учетную политику до сдачи первой
бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной
регистрации. Однако использовать положения учетной политики нужно с момента
государственной регистрации предприятия. Следовательно, составить учетную
политику нужно еще до регистрации предприятия, а утвердить – в указанные сроки.
Способы ведения
бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики,
применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего
организационно-распорядительного документа. При этом, положения учетной
политики организации должны применяться всеми ее обособленными филиалами и
представительствами, независимо от их местонахождения.
Ответственным за
организацию бухгалтерского учета на предприятии является руководитель. Именно
он принимает решение о том, как нужно вести учет. В зависимости от сложности
хозяйственных операций, количества работников, наличия обособленных
подразделений и объема работ вести учет могут:
- бухгалтерия,
под руководством главного бухгалтера;
- один бухгалтер,
состоящий в штате организации;
-
специализированная организация (аудиторская фирма) или бухгалтер-специалист,
работающий по договору гражданско-правового характера.
Выбранный способ
должен быть указан в приказе об учетной политике. Кроме того, необходимо
пояснить, какую форму бухгалтерского учета будет использовать предприятие.
Основными формами
ведения бухгалтерского учета являются:
-
журнально-ордерная;
-
мемориально-ордерная;
- упрощенная;
-
автоматизированная.
Учетная политика должна быть оформлена соответствующим
организационно-распорядительным документом предприятия и утверждена приказом
или распоряжением по предприятию. При этом утверждаются:
1) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и
аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в
соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов
хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных
учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской
отчетности;
3) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
4) методы оценки активов и обязательств;
5) правила документооборота и технология обработки учетной информации;
6) порядок контроля хозяйственных операций;
7) другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
В учетной политике обычно принято
отражать только те вопросы, решение которых в соответствие с действующим
законодательством по бухгалтерскому учету возложено, на сам субъект
хозяйствования. То есть, в тех случаях, когда предприятие само может выбирать
тот или иной способ учета. Так, если у предприятия есть основные средства, то
необходимо определить, на основе какого метода вы будите начислять на них
амортизацию. Законодательство разрешает использовать четыре различных метода.
Потенциальными
пользователями, анализирующими учетную политику предприятия, являются:
руководитель организации, так как он утверждает учетную политику; бухгалтер
организации, так как формирует учетную политику и выполняет ее в своей работе,
аудитор, так как учетная политика является одним из объектов аудиторской
проверки, и с нее обычно начинается сам процесс проверки; налоговая инспектор,
так как от многих принципов учетной политики зависит порядок формирования того
или иного объекта налогообложения.
Под организацией работы бухгалтерии понимается
определение статуса бухгалтерской службы в системе управления, организационная
форма службы, порядок начисления и увольнения главного бухгалтера, его права и
обязанности; состав учетных подразделений; взаимодействие бухгалтерии с другими
службами.
Форма бухгалтерского учета указывается в приказе по организации исходя из специфики деятельности
организации, имеющегося парка вычислительной техники и квалификации учетного
персонала.
Рабочий план счетов должен
быть разработан на основе единого плана счетов, учитывать специфику работы
конкретного хозяйствующего субъекта и потребности в аналитической информации
для целей управления.
Под системой внутреннего учета и контроля понимаются
состав, формы, периодичность составления внутрихозяйственной отчетности ее
пользователям; график документооборота; разделение функций по осуществлению
хозяйственной деятельности от учетных; установление персональной
ответственности работников; порядок использования бланков строгой отчетности;
организация и ответственность за хранение ценностей; организация охраны и
внезапных проверок; подготовка и переподготовка персонала.
В силу важности последствий принятия учетной политики
для внутренней жизни организации и для внешних пользователей она является объектом
пристального контроля со стороны различных заинтересованных органов и лиц.
Внутренний контроль за выполнением учетной политики
обеспечивается службами внутреннего аудита и ревизионной комиссией (если
таковая создается в организации), причем задачи контроля у этих органов
различны: первая сосредоточивается главным образом на соответствии учетной
политики установленному порядку учета и отчетности, обоснованности принятия
администрацией тех или иных решений с точки зрения их влияния на конечные результаты
деятельности организации, а также точности соблюдения выбранной учетной
политики службами и отдельными исполнителями; вторая наблюдает за учетной
политикой в интересах собственников организации, т. е. за тем, насколько
принимаемые администрацией решения реализуют цели собственников.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|