Формирование поездов
Задача
1
Статистический
анализ плана формирования поездов
На заданном участке
полигона сети железных дорог (рис. 1.1) составить варианты плана формирования поездов
и провести их статистический анализ с использованием теории вероятностей.
А Б В Г
Рис. 1.1. Схема Участка
АГ
Исходные данные:
Вагоно-часы простоя
под накоплением сm:
на станции А –
900 вагонов-ч;
на станции Б –
800 вагонов-ч;
на станции В –
900 вагонов-ч.
Экономия от проследования
станции без переработки Тэк:
на станции Б –
4,5 ч;
на станции В –
3,5 ч.
Среднеквадратическое
отклонение вагонопотоков σ = 75 вагонов.
Параметр «а» в равномерном
распределении = 60 вагонов.
Среднесуточные вагонопотоки
в назначении:
АГ – 150 вагонов;
АБ – 28 вагонов;
АВ – 30 вагонов;
БГ – 300 вагонов;
БВ – 50 вагонов;
ВГ – 0 вагонов;
Законы распределения
вагонопотоков в назначении:
АГ – равномерное распределение;
БГ - нормальное распределение.
Решение:
Представим ступенчатый
график вагонопотоков на рис. 1.2.
А Б В Г
4,5 3,5
Рис. 1. 2. Схема участка
АГ и ступенчатый график вагонопотоков
Величины есть средние значения вагонопотоков.
Назначение ВГ отсутствует по условию.
Известным условием
выделения струи вагонопотока в самостоятельное назначение является удовлетворение
её неравенству:
(1.1)
где - мощность струи вагонопотока со
станции i назначением на станцию
J;
- экономия от проследования без переработки
сортировочных станций, расположенных между станциями назначения данной струи и более
ближней смежной струи i – 1;
с - параметр накопления
вагонов в сортировочном парке на составы грузовых поездов;
m - среднее число вагонов в составах грузовых
поездов.
Из формулы (1.1) следует,
что выделение данной струи потока в самостоятельное назначение будет эффективно
во всех случаях, когда
. ( 1.2 )
Но вследствие колебаний
потока мощность струи может уменьшится до величины
. ( 1.3 )
При этом она, очевидно,
перестаёт удовлетворять необходимому и достаточному условиям выделения. Вероятность
её появления в отдельные j-е сутки, а также вероятность
появления струи, удовлетворяющей условию ( 1.2 ), может быть определена при известной
функции распределения.
Для струи N1 соответствие достаточному условию начинается
с величины потока:
вагонов
Необходимому условию
соответствует поток:
вагонов.
Для струи N4 необходимое и достаточное условия совпадают:
вагонов.
По условию средние
значения вагонопотоков N1 = 150 вагонов, N4 =300 вагонов, следовательно, струя N1 удовлетворяет необходимому и N4 удовлетворяет достаточному условию, а
остальные, даже будучи объединены, не удовлетворяют и необходимому (N2 = 28 вагонов, N3 = 30 вагонов, N5 = 50 вагонов ).
Оптимальный план формирования
по средним значениям потоков N1÷N5 представим на рис. 1.3.
А Б В Г
Рис. 1.3.1 вариант
оптимального плана формирования поездов
Рассмотрим теперь
полигон с учётом суточных колебаний вагонопотоков. Очевидно, что достаточно располагать
информацией о колебаниях двух струй потока N1 и N4.
Определим вероятности
сохранения оптимальности приведённого на рис. 1.3 варианта при изменениях потоков,
а также вероятности сохранения других оптимальных планов формирования поездов.
Суточные значения
струи N1 распределены равномерно с параметрами
вагонов, а = 60 вагонов.
Известно, что математическое
ожидание случайной величины х, равномерно распределенной на участке от а до b:
. ( 1.4 )
Из формулы ( 1.4
) найдём параметр b:
b=2*M[x]-a=2*150-60=240 вагонов.
Назначение АГ со струёй
N1 будет, очевидно, эффективно для значений
Nij от 113 вагонов и более
(верхний предел по условию распределения – 240 вагонов, вероятность эффективности
при Nij >240 равна нулю ). Вероятность
этого события для равномерного распределения определим по формуле:
. ( 1.5 )
.
Суточные значения
струи N4 распределены по нормальному закону с
параметрами =300 вагонов и σ
=75 вагонов.
Вероятность попадания
случайной величины на участок от до рассчитывается по формуле:
( 1.6 )
Вероятность появления
суточных размеров струи N4j≥229 вагонов, распределённой по
нормальному закону распределения, рассчитаем следующим образом:
P(N4j≥229)=1-Ф((229-300)/75)=1-Ф(-0,95)=1-0,1711=0,8289.
Расчёты показывают,
что по отдельности выделение струй N1 и N4 в самостоятельные назначения эффективно
в большинстве случаев ( соответственно из 100 дней для N1 – в 71 день, а для N4 – в 83 дня ). Однако в целом вероятность
сохранения оптимального плана, показанного на рис. 1.3, будет ниже и составит:
P1=P(N1j≥113) P(N4j≥229)=0.7056*0.8289=0.5849.
Рассмотрим, что произойдёт,
если вагонопотоки N1j и N4j примут значения, меньше критических (соответственно 113 и 229 вагонов).
Сперва рассмотрим
более короткое назначение БГ с потоком N4. Вероятность для N4j стать менее 229 вагонов в сутки составляет:
P(N4j<229)=1-P(N4j≥229)=1-0.8289=0.1711.
При этом по-разному
складывается положение с назначением АГ. Оно может сохраниться с вероятностью 0,5323.
В этом случае оптимальным будет вариант плана формирования II, показанный на рис.
1.4.
Рис. 1.4. II вариант
оптимального плана формирования поездов
Вероятность того,
что такой вариант будет оптимальным:
PІІ=P(N1j≥113) P(N4j<229)=0.7056*0.1711=0.1207.
Если же оба потока
будут меньше своих критических значений, то оптимальными могут быть два варианта.
Так, при N1j + N4j
< 229 план формирования не будет иметь ни одного сквозного назначения (
вариант III, рис. 1.5 ).
Рис. 1.5. III вариант
оптимального плана формирования поездов
Вероятность ІІI варианта
посчитаем следующим образом.
Допустим N1j=X и N4j=Y. Тогда вероятность совмещения событий N1j+N4j<229 может быть уподоблена вероятности
попадания точки M(X,Y) в определённую площадь, ограниченную осями координат и прямой с уравнением
X+Y=229 (рис. 1.6), при известных законах распределения координат X и Y. Для этого треугольник Oab разбивается
на элементарные прямоугольники со сторонами, параллельными осям координат.
Вероятность попадания
точки в первый прямоугольник с
(площадь треугольника, не попадающего в область допустимых значений, равна площади
треугольника abo,) равна произведению вероятностей 0<X1<39 и 0<Y1<209,5. При этом, так как параметр
X распределён по равномерному
закону на отрезке (60; 240), то вероятность в данном случае равна 0.
P1=0
Вероятность попадания
точки во второй прямоугольник равна произведению вероятностей 39<X<77 (учтём, что при X<60 вероятность первого множителя нулевая,
поэтому нижний предел в данном случае 60 вагонов ) и 0<Y<171:
P2=[(77-60)/(240-60)]*[Ф((171-300)/75)-Ф((0-300)/75)]=
=0.0944*[Ф(-1,72)-Ф(-4)]= 0,0944*(0,0427-0)=0,0040.
Y
229
|
a
|
|
|
|
|
|
|
b,
190
|
o,
|
b,, 209.5
a,
|
|
|
|
|
|
152
|
|
|
171
|
|
|
|
|
114
|
|
|
|
133
|
|
|
|
76
|
|
|
|
|
95
|
|
|
38
|
|
|
|
|
|
57
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19
B
|
O 39 77 115 153 191 229 X
Рис. 1.6. Замена площади
треугольника площадью ряда прямоугольников для определения вероятности попадания
точки M(X,Y) в треугольник Oab, ограничённый осями координат
и отрезком прямой X+Y=229
Рассчитаем аналогично
другие составляющие вероятности попадания точки M(X,Y) в площадь, ограниченную осями координат
и прямой с уравнением X+Y=229:
Р3=[(115-77)/(240-60)]*[Ф((133-300)/75)-Ф((0-300)/75)]=
=0.2111*[Ф(-2,23)-Ф(-4)]=0.2111*(0.0139-0)=0.0029.
P4=[(153-115)/(240-60)]*[Ф((95-300)/75)-Ф((0-300)/75)]=
=0.2111*[Ф(-2,73)-Ф(-4)]=0.2111*(0.0035-0)=0.0007.
P5=[(191-153)/(240-60)]*[Ф((57-300)/75)-Ф((0-300)/75)]=
=0.2111*[Ф(-3,24)-Ф(-4)]=0.2111*(0.0006-0)=0.0001.
P6=[(229-119)/(240-60)]*[Ф((19-300)/75)-Ф((0-300)/75)]=
=0.2111*[Ф(-3,75)-Ф(-4)]=0,2111*(0,0001-0)=0.
Суммарная вероятность
попадания точки M(X,Y) в треугольник равна сумме вероятностей её попадания в отдельные прямоугольники:
РIII=
Р1+ Р2+ Р3+ Р4+ Р5+ Р6=
0+0,0004+0,0029+0,0007+0,001+0=0,0077.
По теореме полной
вероятности (сумма всех вероятностей наступления событий равна единице) можно посчитать
вероятность IV варианта оптимального плана формирования поездов, когда каждый в
отдельности из потоков N1j и N4j меньше своих критических знаний, но в сумме N1j+N4j>229,
то есть больше критического значения для назначения поездов БГ ( рис. 1.7 ).
Рис. 1.7. IV вариант
оптимального плана формирования поездов
Вероятность IV варианта:
РIV =
1-( РI + РII + РIII ) = 1-( 0,5849 + 0,1207 +
0,0077 ) = 0,2867.
На основании проведённого
статистического анализа плана формирования поездов можно сделать следующие выводы.
Первый вариант плана
формирования поездов, рассчитанный по средним значениям вагонопотоков, будет оптимальным
213 дней ( 0,5849*365 = 213 ), то есть больше половины года. Несколько меньше трети
года – 105 дней – будет выгодно применение четвёртого варианта плана формирования
( 0,2867*365 = 105 ). В остальные дни с вероятностью 0,1207 выгодно применение второго
варианта плана формирования ( 44 дня ); с вероятностью 0,0077 – третий вариант (
3 дня ). Это означает, что для соблюдения оптимального режима работы по организации
вагонопотоков на полигоне АГ целесообразно иметь двухвариантный план формирования
поездов ( I и IV варианты ).
Зная критические значения
вагонопотоков, необходимо организовать их суточный прогноз и в соответствии с ним
строить работу по формированию поездов.
Задача
2
Имитационное
моделирование входящего на станцию поездопотока
Исходные данные:
Часовая интенсивность
поступления поездов на станцию - 5 поезд/час.
Параметр Эрланга
в распределении интервалов между прибытием поездов на станцию - 3.
Доля грузовых поездов,
поступающих в расформирование - 30%.
Процентное соотношение
числа грузовых поездов, поступающих с направлений:
А - 18%;
Б - 22%;
В - 28%;
Г - 32%.
Среднее число вагонов
в составах грузовых поездов - 48 вагонов.
Среднеквадратическое
отклонение числа вагонов в составах грузовых поездов - 15 вагонов.
В настоящей задаче
требуется смоделировать:
·
интервалы
между прибытием поездов на сортировочную станцию (и на их основе разработать график
поступления грузовых поездов в течение суток);
·
направления,
с которых прибывают поезда;
·
категории
поступающих поездов (транзитные грузовые с переработкой и транзитные грузовые, проходящие
станцию без переформирования);
·
величины составов
прибывающих грузовых поездов (число вагонов).
Решение:
Сведения о значении
порядка распределения Эрланга, который является величиной, обратной квадрату коэффициента
вариации интервалов между поступлением поездов на станцию, а также об интенсивности
поездопотока позволяют с помощью таблицы случайных чисел смоделировать эти интервалы
по формуле:
Страницы: 1, 2
|