| 
  Формирование поездовЗадача
1 Статистический
анализ плана формирования поездов 
 На заданном участке
полигона сети железных дорог (рис. 1.1) составить варианты плана формирования поездов
и провести их статистический анализ с использованием теории вероятностей. 
 
  А Б В Г 
 Рис. 1.1. Схема Участка
АГ 
 Исходные данные: Вагоно-часы простоя
под накоплением сm: на станции А –
900 вагонов-ч; на станции Б –
800 вагонов-ч; на станции В –
900 вагонов-ч. Экономия от проследования
станции без переработки Тэк: на станции Б –
4,5 ч; на станции В –
3,5 ч. Среднеквадратическое
отклонение вагонопотоков σ = 75 вагонов. Параметр «а» в равномерном
распределении = 60 вагонов. Среднесуточные вагонопотоки
в назначении: АГ – 150 вагонов; АБ – 28 вагонов; АВ – 30 вагонов; БГ – 300 вагонов; БВ – 50 вагонов; ВГ – 0 вагонов; Законы распределения
вагонопотоков в назначении: АГ – равномерное распределение; БГ - нормальное распределение. 
 Решение: Представим ступенчатый
график вагонопотоков на рис. 1.2. А Б В Г   4,5 3,5 
 
 Рис. 1. 2. Схема участка
АГ и ступенчатый график вагонопотоков 
 Величины  есть средние значения вагонопотоков.
Назначение ВГ отсутствует по условию. Известным условием
выделения струи вагонопотока в самостоятельное назначение является удовлетворение
её неравенству:  (1.1) где  - мощность струи вагонопотока со
станции i назначением на станцию
J;  - экономия от проследования без переработки
сортировочных станций, расположенных между станциями назначения данной струи и более
ближней смежной струи i – 1; с - параметр накопления
вагонов в сортировочном парке на составы грузовых поездов; m - среднее число вагонов в составах грузовых
поездов.  Из формулы (1.1) следует,
что выделение данной струи потока в самостоятельное назначение будет эффективно
во всех случаях, когда . ( 1.2 ) Но вследствие колебаний
потока мощность струи может уменьшится до величины . ( 1.3 ) При этом она, очевидно,
перестаёт удовлетворять необходимому и достаточному условиям выделения. Вероятность
её появления в отдельные j-е сутки, а также вероятность
появления струи, удовлетворяющей условию ( 1.2 ), может быть определена при известной
функции распределения. Для струи N1 соответствие достаточному условию начинается
с величины потока:  вагонов Необходимому условию
соответствует поток:  вагонов. Для струи N4 необходимое и достаточное условия совпадают:  вагонов. По условию средние
значения вагонопотоков N1 = 150 вагонов, N4 =300 вагонов, следовательно, струя N1 удовлетворяет необходимому и N4 удовлетворяет достаточному условию, а
остальные, даже будучи объединены, не удовлетворяют и необходимому (N2 = 28 вагонов, N3 = 30 вагонов, N5 = 50 вагонов ). Оптимальный план формирования
по средним значениям потоков N1÷N5 представим на рис. 1.3. А Б В Г 
 
 Рис. 1.3.1 вариант
оптимального плана формирования поездов 
 Рассмотрим теперь
полигон с учётом суточных колебаний вагонопотоков. Очевидно, что достаточно располагать
информацией о колебаниях двух струй потока N1 и N4. Определим вероятности
сохранения оптимальности приведённого на рис. 1.3 варианта при изменениях потоков,
а также вероятности сохранения других оптимальных планов формирования поездов. Суточные значения
струи N1 распределены равномерно с параметрами
 вагонов, а = 60 вагонов. Известно, что математическое
ожидание случайной величины х, равномерно распределенной на участке от а до b: . ( 1.4 ) Из формулы ( 1.4
) найдём параметр b: b=2*M[x]-a=2*150-60=240 вагонов. Назначение АГ со струёй
N1 будет, очевидно, эффективно для значений
Nij от 113 вагонов и более
(верхний предел по условию распределения – 240 вагонов, вероятность эффективности
при Nij >240 равна нулю ). Вероятность
этого события для равномерного распределения определим по формуле: . ( 1.5 ) . Суточные значения
струи N4 распределены по нормальному закону с
параметрами  =300 вагонов и σ
=75 вагонов. Вероятность попадания
случайной величины на участок от  до  рассчитывается по формуле:  ( 1.6 ) Вероятность появления
суточных размеров струи N4j≥229 вагонов, распределённой по
нормальному закону распределения, рассчитаем следующим образом: P(N4j≥229)=1-Ф((229-300)/75)=1-Ф(-0,95)=1-0,1711=0,8289. Расчёты показывают,
что по отдельности выделение струй N1 и N4 в самостоятельные назначения эффективно
в большинстве случаев ( соответственно из 100 дней для N1 – в 71 день, а для N4 – в 83 дня ). Однако в целом вероятность
сохранения оптимального плана, показанного на рис. 1.3, будет ниже и составит: P1=P(N1j≥113) P(N4j≥229)=0.7056*0.8289=0.5849. Рассмотрим, что произойдёт,
если вагонопотоки N1j и N4j примут значения, меньше критических (соответственно 113 и 229 вагонов). Сперва рассмотрим
более короткое назначение БГ с потоком N4. Вероятность для N4j стать менее 229 вагонов в сутки составляет: P(N4j<229)=1-P(N4j≥229)=1-0.8289=0.1711. При этом по-разному
складывается положение с назначением АГ. Оно может сохраниться с вероятностью 0,5323.
В этом случае оптимальным будет вариант плана формирования II, показанный на рис.
1.4. 
 Рис. 1.4. II вариант
оптимального плана формирования поездов 
 Вероятность того,
что такой вариант будет оптимальным: PІІ=P(N1j≥113) P(N4j<229)=0.7056*0.1711=0.1207. Если же оба потока
будут меньше своих критических значений, то оптимальными могут быть два варианта.
Так, при N1j + N4j
< 229 план формирования не будет иметь ни одного сквозного назначения (
вариант III, рис. 1.5 ). Рис. 1.5. III вариант
оптимального плана формирования поездов 
 Вероятность ІІI варианта
посчитаем следующим образом. Допустим N1j=X и N4j=Y. Тогда вероятность совмещения событий N1j+N4j<229 может быть уподоблена вероятности
попадания точки M(X,Y) в определённую площадь, ограниченную осями координат и прямой с уравнением
X+Y=229 (рис. 1.6), при известных законах распределения координат X и Y. Для этого треугольник Oab разбивается
на элементарные прямоугольники со сторонами, параллельными осям координат. Вероятность попадания
точки в первый прямоугольник  с
(площадь треугольника, не попадающего в область допустимых значений, равна площади
треугольника abo,) равна произведению вероятностей 0<X1<39 и 0<Y1<209,5. При этом, так как параметр
X распределён по равномерному
закону на отрезке (60; 240), то вероятность в данном случае равна 0. P1=0 Вероятность попадания
точки во второй прямоугольник равна произведению вероятностей 39<X<77 (учтём, что при X<60 вероятность первого множителя нулевая,
поэтому нижний предел в данном случае 60 вагонов ) и 0<Y<171: P2=[(77-60)/(240-60)]*[Ф((171-300)/75)-Ф((0-300)/75)]= =0.0944*[Ф(-1,72)-Ф(-4)]= 0,0944*(0,0427-0)=0,0040. 
 
 
  | Y 229 | 
 a | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |  
  | b, 190 |  o, | b,, 209.5 a, | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |  
  | 
 152 | 
 |  | 171 | 
 | 
 | 
 | 
 |  
  | 
 114 | 
 | 
 |  | 133 | 
 | 
 | 
 |  
  | 
 76 | 
 | 
 | 
 |  | 95 | 
 | 
 |  
  | 
 38 | 
 | 
 | 
 | 
 |  | 57 | 
 |  
  | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |  | 19 B |  O 39 77 115 153 191 229 X  
 Рис. 1.6. Замена площади
треугольника площадью ряда прямоугольников для определения вероятности попадания
точки M(X,Y) в треугольник Oab, ограничённый осями координат
и отрезком прямой X+Y=229 Рассчитаем аналогично
другие составляющие вероятности попадания точки M(X,Y) в площадь, ограниченную осями координат
и прямой с уравнением X+Y=229: Р3=[(115-77)/(240-60)]*[Ф((133-300)/75)-Ф((0-300)/75)]= =0.2111*[Ф(-2,23)-Ф(-4)]=0.2111*(0.0139-0)=0.0029. P4=[(153-115)/(240-60)]*[Ф((95-300)/75)-Ф((0-300)/75)]= =0.2111*[Ф(-2,73)-Ф(-4)]=0.2111*(0.0035-0)=0.0007. P5=[(191-153)/(240-60)]*[Ф((57-300)/75)-Ф((0-300)/75)]= =0.2111*[Ф(-3,24)-Ф(-4)]=0.2111*(0.0006-0)=0.0001. P6=[(229-119)/(240-60)]*[Ф((19-300)/75)-Ф((0-300)/75)]= =0.2111*[Ф(-3,75)-Ф(-4)]=0,2111*(0,0001-0)=0. Суммарная вероятность
попадания точки M(X,Y) в треугольник равна сумме вероятностей её попадания в отдельные прямоугольники: РIII=
Р1+ Р2+ Р3+ Р4+ Р5+ Р6=
0+0,0004+0,0029+0,0007+0,001+0=0,0077. 
По теореме полной
вероятности (сумма всех вероятностей наступления событий равна единице) можно посчитать
вероятность IV варианта оптимального плана формирования поездов, когда каждый в
отдельности из потоков N1j и N4j меньше своих критических знаний, но в сумме N1j+N4j>229,
то есть больше критического значения для назначения поездов БГ ( рис. 1.7 ). 
 Рис. 1.7. IV вариант
оптимального плана формирования поездов 
 Вероятность IV варианта: РIV =
1-( РI + РII + РIII ) = 1-( 0,5849 + 0,1207 +
0,0077 ) = 0,2867. На основании проведённого
статистического анализа плана формирования поездов можно сделать следующие выводы. Первый вариант плана
формирования поездов, рассчитанный по средним значениям вагонопотоков, будет оптимальным
213 дней ( 0,5849*365 = 213 ), то есть больше половины года. Несколько меньше трети
года – 105 дней – будет выгодно применение четвёртого варианта плана формирования
( 0,2867*365 = 105 ). В остальные дни с вероятностью 0,1207 выгодно применение второго
варианта плана формирования ( 44 дня ); с вероятностью 0,0077 – третий вариант (
3 дня ). Это означает, что для соблюдения оптимального режима работы по организации
вагонопотоков на полигоне АГ целесообразно иметь двухвариантный план формирования
поездов ( I и IV варианты ). Зная критические значения
вагонопотоков, необходимо организовать их суточный прогноз и в соответствии с ним
строить работу по формированию поездов. Задача
2 Имитационное
моделирование входящего на станцию поездопотока 
 Исходные данные: Часовая интенсивность
поступления поездов на станцию - 5 поезд/час. Параметр Эрланга
в распределении интервалов между прибытием поездов на станцию - 3. Доля грузовых поездов,
поступающих в расформирование - 30%. Процентное соотношение
числа грузовых поездов, поступающих с направлений: А - 18%; Б - 22%; В - 28%; Г - 32%. Среднее число вагонов
в составах грузовых поездов - 48 вагонов. Среднеквадратическое
отклонение числа вагонов в составах грузовых поездов - 15 вагонов. В настоящей задаче
требуется смоделировать: ·                  
интервалы
между прибытием поездов на сортировочную станцию (и на их основе разработать график
поступления грузовых поездов в течение суток); ·                  
направления,
с которых прибывают поезда; ·                  
категории
поступающих поездов (транзитные грузовые с переработкой и транзитные грузовые, проходящие
станцию без переформирования); ·                  
величины составов
прибывающих грузовых поездов (число вагонов).  Решение: Сведения о значении
порядка распределения Эрланга, который является величиной, обратной квадрату коэффициента
вариации интервалов между поступлением поездов на станцию, а также об интенсивности
поездопотока позволяют с помощью таблицы случайных чисел смоделировать эти интервалы
по формуле: Страницы: 1, 2 
 |