Формирование адаптивной организации
Содержание:
Введение
1. Понятие «адаптивность системы управления»
2. Критерии, принципы, и возможности адаптивной
организации
3.Цели контроля результатов деятельности предприятия
3.1Задачи контроля результатов деятельности
предприятия
3.2. Модель контроля результатов деятельности
3.3Общая схема технологии контроля результатов
деятельности предприятия
Определение контрольных показателей и величин.
Выявление отклонений
Анализ отклонений
Заключение
Список литературы
Введение
В условиях динамичности современного производства и
общества, управление должно находиться в состоянии непрерывного развития,
которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и
возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития.
Адаптивная структура управления предприятиям должна
отвечать современным рыночным условиям:
обладать высокой гибкостью производства, позволяющей
быстро менять ассортимент изделий (услуг). Это обусловлено тем, что жизненный
цикл продукции (услуг) стал короче, а разнообразие изделий и объем выпуска
разовых партий — больше;
быть адекватной сложной технологии производства,
требующей совершенно новых форм контроля, организации и разделения труда;
учитывать серьезную конкуренцию на рынке товаров
(услуг), в корне изменившую отношение к качеству продукции, потребовавшую
организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;
учитывать требования к уровню качества обслуживания
потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для
традиционных производственных систем и механизмов принятия управленческих
решений;
учитывать изменение структуры издержек производства;
принимать во внимание необходимость учета
неопределенности внешней среды.
Это далеко не полный перечень проблем, с которыми
приходится сталкиваться многим организациям. Для реализации их существует
объективная необходимость в исследованиях, анализе существующего положения.
Цель курсовой работы заключается в следующем: какова
роль контроля в формировании адаптивных организации.
Для достижения цели необходимо решить следующие
задачи:
рассмотреть сущность понятия «адаптивные структуры
управления»;
рассмотреть критерии, принципы и возможности
адаптивной организации к изменениям отраслевых рынков и внешней среды;
установить роль контроля в формировании адаптивной
организации
При написании курсового исследования была
использована учебная и монографическая литература.
1. Понятие «адаптивность системы управления»
В современном менеджменте рассматривается множество
самых разных организаций, которые представляют собой «совокупность» людей,
групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи
на основе принципов разделения труда и распределения обязанностей. Это могут
быть государственные учреждения, общественные объединения,
научно-производственные объединения, частные предприятия.
Организации создаются для удовлетворения разнообразных
потребностей людей в продукции либо услугах и поэтому имеют самое различное
назначение, размеры, строение и другие параметры.
Такое разнообразие имеет большое значение при
рассмотрении организации как объекта управления. Множество целей и задач,
стоящих перед организациями разного класса сложности и разной отраслевой
принадлежности приводит к тому, что для управления ими требуются специальные
знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную
деятельность работников всех структурных подразделений.
Адаптивной моделью системы управления объектом будем
называть такую модель, в которой в результате изменения характеристики
внутренних и внешних свойств объекта происходит соответствующее изменение
структуры и параметров регулятора управления с целью обеспечения стабильности
функционирования объекта.
Эффективность управления реальными объектами, как
показывает практика, обычно имеет прямую зависимость от степени использования
адаптивного механизма в процессе управления независимо от природы управляемого
объекта.
Адаптацию в широком смысле понимают как
приспособление системы к изменению условий. Конкретизация определения адаптации
связана с целями исследования и конструирования.
Адаптивной считают систему, которая может приспосабливаться
к изменениям внутренних и внешних условий. Наряду с понятием адаптивной системы
существует понятие управления с адаптацией (адаптивное управление), т.е.
управление в системе с неполной априорной информацией об управляемом процессе,
которое изменяется по мере накопления информации и применяется с целью
улучшения качества работы системы. Такое значение термина “адаптация” сложилось
в теории управления под влиянием технических приложений. В литературе
существуют также, кроме указанных, другие определения адаптации и родственных
ей понятий. Сущность их заключается в следующем. Наши знания об объекте и
среде, в которой он функционирует, неопределенны. Известна лишь принадлежность
их к заданному классу. Кроме того, задана цель управления, от которой зависит
желаемое поведение объекта. Необходимо найти алгоритм управления (адаптивный
регулятор), обеспечивающий достижение цели за конечное время для любого объекта
и условий его функционирования, принадлежащих заданному классу.
По адаптивные системы функционируют в соответствии с
определенными принципами.
1. Принцип необходимого разнообразия. Он утверждает,
что разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия объекта
управления. В отличие от адаптивных, иные (“неадаптивные”) системы управления
должны для поддержания способности управления объектом включать небольшое число
объектов. Адаптивные системы подразумевают отсутствие определенного
стационарного закона управления для элементов заданного класса. В процессе
функционирования системы, чем больше проявляется ее разнообразие, тем в большей
степени должны происходить изменение ее параметров и структуры.
2. Принцип дуального управления. Управляющие
воздействия носят двойственный характер. С одной стороны, они призваны
управлять объектом, с другой служат для изучения ее свойств и закономерностей
для последующих управляющих воздействий. То есть, структура управляющих
воздействий должна изменяться в соответствии с изменениями параметров системы
объекта управления.
3. Принцип обратной связи. При помощи обратной связи
происходит измерение характеристик управляемого объекта, и вырабатываются
реакции, выражающиеся в управляющих воздействиях.
Адаптивность структуры управления определяется ее
способностью эффективно выполнять заданные функции в определенном диапазоне
изменяющихся условий. Чем относительно шире этот диапазон, тем более адаптивной
считается структура.
Данный показатель можно представить как уровень, при
котором организация реагирует на изменения ее внутренней и внешней среды.
Адаптивность рассматривается здесь как промежуточный критерий, более
абстрактный, чем уровень производства, производительность или удовлетворение.
Этот критерий относится к способности руководителя
воспринимать изменения как внешней, так и внутренней среды организации.
Низкая эффективность организации, проявляющаяся в
достижении недостаточного уровня производства, производительности и
удовлетворения, сигнализирует о необходимости внести изменения в практику и
стратегию управления.
Внешняя среда может потребовать выпуска другой
продукции или предоставить другие ресурсы, тем самым, вызвав необходимость
изменений. Низкий уровень адаптивности, при котором организация не может или не
хочет приспосабливаться к изменениям внешней среды, означает угрозу ее
выживанию. В отличие от краткосрочных критериев эффективности не существует
специальных и конкретных показателей измерения адаптивности.
Организация управления может способствовать
проведению политики, которая поддерживает готовность к изменениям; существует
также определенная практика управления, которая в случае применения
обеспечивает необходимый уровень адаптивности.
2. Критерии,
принципы, и возможности адаптивной организации
Для того чтобы организация стала
адаптивной, предпочтения потребителей должны оказывать существенное влияние на
деятельность работников.
Процесс передачи такой
информации через руководителей очень медленный. К тому же они не всегда могут
знать внутренние потребности фирмы и потребности рынка. Если внутренний
потребитель не может быстро получить необходимое, структура не сможет
оперативно и гибко обслуживать внешних потребителей. Свобода выбора между
альтернативными поставщиками дает пользователям внутренних услуг права,
которыми пользуются и внешние потребители. При этом акценты смещаются от власти
руководителей к власти потребителей.
Важен переход от координации
сверху к коммуникациям на каждом уровне.
В бюрократической структуре в
обязанности работников не входит координация работы друг с другом на своем
уровне. Когда координация является обязанностью руководителя, межфункциональные
или горизонтальные связи на каждом уровне считаются либо бесполезной тратой
времени, либо узурпацией власти руководителя.
В постбюрократической
организации большая часть межфункциональных связей и даже многие общие вопросы
решаются на уровне рабочих групп.
Рабочие команды, включающие
работников всех функциональных подразделений, имеют полномочия принимать
решения по всем вопросам. Вместо того чтобы вести борьбу с бюрократией, команды
работают сообща как интрапренеры широкого профиля.
Они занимаются изучением рынка,
определением стоимости каждого изделия, его характеристиками, внешним видом и
методами работы.
Реальность стала такой сложной и
многогранной, что нет смысла делить организацию на цепочки, по которым будут
передаваться команды для решения каждой возникающей проблемы. В результате
интеграция достигается не иерархическим путем, а на одном межфункциональном
коммуникационном уровне. Таких коммуникаций много, поскольку каждый важный
процесс выходит за организационные рамки. В современной организации информация
передается напрямую без посредников. Отношения отчужденности, формальности и
неравенства заменяются отношениями открытости, честности и относительного
равенства. Эти новые реалии призваны полностью изменить представления о методах
и моделях функционирования организации.
Конечным результатом должно
стать создание производственных систем нового поколения, которые будут работать
в режиме так называемого нововведенческого конвейера.
Суть этого подхода заключается в
том, чтобы нацелить предприятия, во-первых, на постоянное внедрение в
производство новых, более совершенных изделий; во-вторых, на неуклонное
сокращение всех видов затрат на производство продукции; в-третьих, на повышение
качественных характеристик продукции при снижении цен на нее. По существу,
ставится задача объединить в рамках хозяйственных комплексов нового типа
гибкость и адаптивность мелкосерийного производства с низкими издержками и
высокой производительностью труда массового производства. Считается, что такое
сочетание позволит обеспечить не только стабилизацию, но и снижение издержек во
всех звеньях производственно-сбытовой цепочки при постоянном внедрении в
серийное производство новых изделий, расширении номенклатуры выпускаемой продукции
и изменении ассортимента, что и должно в итоге создать условия для победы в
конкурентной борьбе.
Для того чтобы в наиболее
короткие сроки и с минимальными вложениями выйти на намеченные рубежи, многие
компании сосредоточивают усилия на трех главных направлениях:
1.
комплексной автоматизации
производственных процессов;
2.
совершенствование форм и
методов управления, включая организацию производства и развитие
технико-технологической базы;
3.
развитие кадрового
потенциала при одновременном повышении квалификации и активности каждого
работника. Именно такая концентрация ресурсов считается наиболее перспективной
для того, чтобы создать адаптивные производственные системы нового поколения,
которые еще недавно существовали только в теории.
В условиях рыночной экономики
контроль над предприятием имеет его владелец, который имеет право принятия
решений по производственным и финансовым вопросам передает администрации
(генеральному директору), сохраняя за собой право распоряжаться чистым доходом.
Руководитель предприятия
концентрирует в своих руках контроль над предприятием. Он должен обладать
специальными знаниями и способностью использовать их в повседневной работе по
управлению предприятием.
Контракт, заключаемый владельцем
с руководителем предприятия, должен включать следующие основные положения:
·
основные права и
обязанности руководителя предприятия;
·
ограничение
совместительства;
·
представление декларации
о доходах;
·
механизм определения
заинтересованности руководителя предприятия в совершении сделок от имени фирмы
и соответствующий контроль со стороны ее учредителей;
·
ответственность за
обеспечение своевременной выплаты заработной платы;
·
ответственность
(дисциплинарная и материальная) руководителя предприятия за нарушение условий
контракта;
·
процедура отстранения
руководителя предприятия от исполнения обязанностей;
·
порядок и основания
расторжения контракта с руководителем предприятия.
Соблюдая эти критерии, организация XXI
века будет быстро адаптироваться к изменениям отраслевых рынков и внешней среды
3.Цели контроля результатов деятельности предприятия
Усиление конкуренции на мировых и отечественных
рынках, стремительное развитие и смена технологий, растущая диверсификация
бизнеса, усложнение бизнес-проектов и другие факторы обусловливают новые требования
к системе внутреннего контроля предприятия. В современных условиях внутренний
контроль на предприятии должен присутствовать на всех уровнях управления, так
как он является гарантией успешной деятельности предприятия.
Контроль должен быть направлен на обеспечение
основных показателей эффективности на всех этапах управления предприятием. В
связи с этим целью контроля на предприятии является выявление возможных
отклонений запланированных показателей, установление причин этих отклонений и
разработка мероприятий по их устранению.
Анализ деятельности ряда российских предприятий
показал, что при построении системы контроля на предприятии рекомендуется
устанавливать трехэтапный контроль: предварительный, текущий, итоговый.
Установление трехэтапного контроля обусловлено необходимостью повышения
адаптивности предприятия к изменениям внешней и внутренней среды, в том числе и
за счет контроля как функции обратной связи не только за весь цикла управления,
но и на каждом его этапе (рис. 1).
Рис. 1. Место контроля в цикле управления
предприятием
Это позволит существенно усилить оперативность
управляющих воздействий на корректировку целей предприятия и адаптацию планов к
изменяющейся ситуации.
Задачи контроля результатов деятельности
предприятия
Для достижения поставленной цели контроля необходимо
сформировать задачи контроля на предприятии применительно к этапам цикла
управления.
Страницы: 1, 2, 3
|