Демонстрация максимально
возможной прибыли;
Минимизация налоговых
платежей (за счет уменьшения суммы прибыли).
Завышение прибыли выгодно
предприятию в случае привлечения долговременных инвестиций, размещения ценных
бумаг, эмиссии акций. Однако в условиях неразвитости российского рынка
корпоративных ценных бумаг и неготовности населения вкладывать деньги (из-за их
отсутствия) эти мотивы завышения прибыли не работают. Нестабильность и
неопределенность нашей экономики представляют большой риск для долгосрочных
инвестиций. Основную массу кредитов представляют краткосрочные кредиты,
поэтому инвесторов интересует не столько прибыльность, сколько денежные потоки
«живых денег» и ликвидность имущественных гарантий предприятий по возврату
кредитов.
В увеличении прибыли
должны быть заинтересованы собственники предприятий или их акционеры. Но в
реальной жизни это не так. Подавляющее количество товариществ и акционерных
обществ не выплачивает дивиденды учредителям и акционерам или выплачивает их в
минимальных размерах. Дело в том, что поскольку распределение прибыли связано
с существенными налоговыми выплатами, предприятия изыскивают возможности иных
форм предоставления материальных благ своим учредителям или акционерам. В этом
случае величина прибыли не имеет значения.
По этой же причине у нас
практически не применяется широко используемая на западе система стимулирования
менеджмента от величины прибыли и «участие в прибылях» трудовых коллективов.
Обобщая вышеизложенное,
можно сделать вывод о том, что неразвитость рыночных отношений в нашей стране
приводит к тому, что подавляющее большинство предприятий не заинтересовано
показывать свою прибыль, стремясь минимизировать свои налоговые отчисления.
Один и тот же факт хозяйственной
деятельности в учете может быть представлен по-разному. Например, предприятие
покупает партию товара стоимостью 100 тыс. руб. и продает ее в розницу за 130
тыс.руб. За время реализации этих товаров цены у поставщиков выросли и теперь
эта партия товаров стоит 140 тыс. руб.и чтобы продолжить деятельность в том же
объеме предприятию необходимо затратить уже 140 тыс. руб.
Если рассматривать
прибыль как разницу между выручкой и затратами торгового предприятия, то эта
операция прибыльная. Прибыль составила 30 тыс.руб. (130-100). Но если
рассматривать прибыль как возможность продолжения деятельности и имеющихся
перспективах расширения деятельности, то можно говорить об убыточности
деятельности, которая составила 10 тыс.руб. (140-130).
Таким образом, различные
подходы к оценке фактов хозяйственной деятельности могут приводить к различным
результатам в одних случаях к прибыли, в других - к убыткам. Применяя, в рамках
установленных нормативными актами, различную методологию учета предприятие
может выбирать наиболее выгодный для себя способ учета, позволяющий либо
снизить налоговые платежи, либо сделать предприятие более привлекательным для
инвесторов или владельцев (учредителей, акционеров).
Множество существующих в
теории и практике вариантов учета хозяйственной деятельности предприятия
ограничивается предписаниями действующих нормативных актов.
Действующая система
нормативных актов регулирования бухгалтерского учета предусматривает
одновариантные (однозначные) и многовариантные предписания методов осуществления
учета.
Примером одновариантного
способа может служить операция оприходования на склад готовой продукции.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета, делается
запись:
Д-т сч.40 «Готовая продукция»,
К-т сч.20 «Основное производство».
В данном случае План счетов других вариантов не
предусматривает.
Примером многовариантного предписания может
служить пункт 48 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина Российской
Федерации 29.07.98 г. № 34н, предусматривающий возможность выбора одного из
четырех способов списания на затраты стоимости основных средств (начисления их
амортизации). Выбор одного из них изменяет суммы амортизации, включаемые в
затраты, и, следовательно позволяет манипулировать прибылью.
В ряде случаев нормативные документы вообще не
содержат конкретных предписаний относительно правил учета каких-либо фактов
хозяйственной деятельности. В пункте 8 Положения по бухгалтерскому учету
«Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина Российской
Федерации от 09.12.98 г. № 60н, оговорено, что если по конкретному вопросу в
нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета,
организация самостоятельно разрабатывает соответствующий способ, исходя из
действующих положений по бухгалтерскому учету.
Нормативные документы по бухгалтерскому учету могут
не учитывать специфику деятельности предприятия, не отвечать интересам
пользователей бухгалтерской отчетности, не отражать в достаточной степени
юридического или экономического содержания учитываемых фактов хозяйственной
деятельности, затруднять анализ бухгалтерской отчетности и т.д. В такой
ситуации предприятие может использовать возможности, предоставленные пунктом 4
статьи 13 Закона Российской Федерации «О бухгалтерском учете» в соответствии с
которым в случаях, когда установленные правила учета не позволяют достоверно
отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности
организации, последняя может не применять соответствующие предписания,
раскрывая факты таких «отступлений» и обосновывая их в пояснительной записке к
бухгалтерской отчетности.
Выбор одного из предлагаемых нормативными
документами вариантов методики учета конкретных операций, самостоятельная разработка
способов ведения учета и обоснование отступлений от предписаний нормативных
документов составляют содержание учетной политики предприятия.
Разработанная на предприятии учетная политика
оформляется специальным внутренним документом – приказом об учетной политике.
Основы формирования (выбора и обоснования) и
раскрытия (предания гласности) учетной политики организаций, являющихся
юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением
кредитных организаций) содержит Положение по бухгалтерскому учету «Учетная
политика организации», утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от
09.12.98 г. № 60н.
Организации, руководствуясь нормативными актами
органов регулирующих бухгалтерский учет, должны самостоятельно формировать свою
учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей
деятельности.
Согласно с пунктом 5 указанного выше Положения,
учетная политика организации формируется главным бухгалтером. При этом,
согласно пункту 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.11.96 г. № 129-ФЗ
«О бухгалтерском учете», главный бухгалтер, подчиняясь непосредственно
руководителю организации, несет ответственность за формирование учетной
политики.
Согласно пункту 3 статьи 6 Закона Российской
Федерации от 21.11.96 г.№ 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», лицо, ответственное
за организацию и состояние бухгалтерского учета на предприятии, а таковым в
соответствии с пунктом 1 статьи 6 указанного Закона выступает руководитель
организации, своим приказом или распоряжением утверждает учетную политику.
Таким образом, Закон возлагает на руководителя предприятия ответственность за
содержание учетной политики, именно подпись руководителя делает приказ об
учетной политике руководством к действию. С этого момента приказ об учетной
политике становится «бухгалтерским уставом предприятия».
На формирование чистой
прибыли непосредственно влияет величина налога на прибыль. Чем больше налог,
тем меньше прибыли остается у предприятия.
В настоящее время
величина налога на прибыль составляет 24%. Организации платят налог на прибыль
в разные бюджеты:
в федеральный бюджет -
7,5 процента;
в региональный бюджет -
14,5 процента;
в местный бюджет - 2
процента.
Кроме налога на прибыль
на чистую прибыль влияют и другие налоги и отчисления. В первую очередь это
единый социальный налог (ЕСН), начисляемый на заработную плату работников
предприятия и включаемый в себестоимость продукции. В настоящее время величина
ЕСН составляет 35,6% от начисленной заработной платы предприятия. Правительство
в рамках проведения налоговой реформы планирует с 2005 года понизить ставку ЕСН
до 28%. Снижение величины ставки ЕСН с 35,6% до 28% снизит затраты предприятия
и соответственно увеличится чистая прибыль.
Важнейшая роль прибыли
определят необходимость правильного ее исчисления и планирования.
Планируется прибыль
раздельно по видам:
- от реализации товарной
продукции:
- от реализации прочей
продукции и услуг нетоварного характера;
- от реализации основных
фондов и другого имущества;
- от внереализационных
доходов и расходов.
Основными способами
планирования прибыли от реализации товарной продукции являются метод прямого
счета и аналитический.
Метод прямого счета
наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования.
Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции.
Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между
выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее
себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.
Расчету прибыли
предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в
планируемом году по полной себестоимости в ценах отчетного года, а также
остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец
планируемого года.
Аналитический метод
применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как
дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. При аналитическом
методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году
продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой
продукции определяется отдельно.
Прибыль в отчетном
периоде принимается в соответствии с уровнем цен, действовавших к концу года.
Поэтому если в течение истекшего года имели место изменения цен или ставок
налога на добавленную стоимость и акцизов, повлиявшие на сумму прибыли, они
учитываются при определении ожидаемой прибыли за весь отчетный период
независимо от времени изменений.
Кроме изложенных выше
методов планирования прибыли существует так называемый метод совмещенного
расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так,
стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости
отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую
прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества,
изменение ассортимента, цен и другие, выявляется с помощью аналитического метода.
Расчет плановой прибыли
должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное
и полное финансирование инвестиций, прироста собственных оборотных средств,
соответствующих выплат рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с
бюджетом, банками и поставщиками.
Формирование и
использование прибыли – основа предпринимательской деятельности и ее конечный
результат. Сравнение массы прибыли с затратами характеризуют эффективность
работы предприятия. Одним из самых доступных методов управления
предпринимательской деятельностью является операционный анализ, осуществляемый
по схеме: издержки – объем продаж – прибыль. В зарубежной практике он
называется: CVP-анализ
(Cost – затраты, Value – объем, Profit – прибыль).
Данный метод позволяет
выявить зависимость финансового результата производственно-коммерческой
деятельности от изменения издержек, цен, объема производства и сбыта продукции.
В отличие от внешнего финансового анализа (по данным публичной бухгалтерской
отчетности) результаты операционного (внутреннего) анализа составляют
коммерческую тайну предприятия.
С помощью операционного анализа можно решить широкий спектр
управленческих задач:
·
Оценить прибыльность
производственно-торговой деятельности;
·
Прогнозировать рентабельность
предприятия на основе показателя «Запас финансовой прочности»;
·
Оценить предпринимательский
риск;
·
Выбрать оптимального пути
выхода из кризисного состояния;
·
Оценить результаты начального
периода функционирования новой фирмы или прибыльности инвестиций,
осуществляемых для расширения основного капитала;
·
Разработать наиболее выгодную
для предприятия ассортиментную политику в сфере производства и реализации
товаров.
Ключевыми элементами операционного анализа выступают
пороговые значения показателей деятельности предприятия: критический объем
производства и реализации товаров, порог рентабельности и запас финансовой
прочности. На практике они тесно связаны с понятием «маржинальный доход»,
означающим результат от реализации продукции после возмещения переменных
расходов (ПР). Схема расчета маржинального дохода в сфере производства приведена
на рис. 3.5.
Формирование
финансового результата
|
|
Выручка от реализации
продукции
(без косвенных налогов)
|
|
(-) Переменные расходы (ПР)
|
|
(=) Маржинальный доход (МД)
|
|
(-) Постоянные
(относительно
стабильные) расходы
(СР)
|
|
(=) Финансовый
результат
(прибыль или убыток)
|
Рис.3.5. Схема расчета маржинального дохода в сфере
производства
В финансовом менеджменте операционный анализ тесно связан с
понятием производственного (операционного) рычага, расчет которого базируется
на определении силы воздействия производственного рычага (СВПР).
СВПР = Маржинальный доход.
Прибыль
СВПР показывает, во сколько раз маржинальный доход
превышает прибыль. Чем выше СВПР, тем больше предпринимательский риск,
связанный с данным предприятием.
На практике встречаются следующие случаи:
МД = 0. В данном случае выручка от
реализации покрывает только переменные расходы, т.е. предприятие работает с
убытком в размере постоянных издержек.
0 < МД < постоянных
издержек, если выручка от продажи товаров покрывает переменные и часть
постоянных.
МД = постоянным издержкам, если
выручка от реализации достаточна, чтобы возместить все издержки (переменные и
постоянные). При этом прибыль равна нулю.
МД > постоянных издержек, если
деятельность предприятия прибыльна. Из выручки от продаж покрываются не только
все издержки, но и образуется прибыль (прибыль больше нуля).
Эффект производственного рычага проявляется в том, что
любое изменение выручки от реализации товаров приводит к еще более интенсивному
колебанию финансового результата (прибыли или убытка).
Действие данного эффекта связано с неодинаковым влиянием
переменных и постоянных издержек на конечный финансовый результат при изменении
объема производства (продаж или делового оборота). Если порог рентабельности
пройден, то доля постоянных издержек в суммарных расходах снижается и СВПР
падает. Наоборот, повышение удельного веса постоянных издержек усиливает
действие производственного рычага.
Порог рентабельности или точка безубыточности предприятия
определяется по формуле:
Порог рентабельности =
Постоянные издержки (СР) / Коэффициент
маржинального дохода.
Коэффициент
маржинального дохода (Кмд) показывает его удельный вес в выручке от реализации
(в деловом обороте) предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|