Фонологические оппозиции, фонологические дифференциальные признаки
Костанайский Государственный
Университет
им. Ахмета Байтурсынова
Реферат
На тему: Фонологические
оппозиции.
Фонологические дифференциальные
признаки
Выполнил: Байжанов Мурат,
студент 2 курса
факультета лингвистики и
перевода
г. Костанай
2006
План
Введение
|
3
|
Характеристика школ
|
|
Московская
фонологическая школа
|
|
Представители
|
|
Фортунатов Филипп Федорович
Сидоров Владимир Николаевич
Реформатский Александр Александрович
|
|
Казанская лингвистическая
школа
|
|
Представители
|
|
Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ
Богородицкий Василий Алексеевич
Крушевский Николай Вячеславович
|
|
Петербургская лингвистическая
школа
|
|
Представители
|
|
Щерба Лев Владимирович
Зиндер
Лев Рафаилович
|
|
Список
использованной литературы
|
|
Введение
В течение 80-х годов XIX века определеннее
обрисовываются три школы среди наших представителей сравнительного языкознания:
·
Московская,
с Ф.Ф. Фортунатовым во главе, учениками которого являются такие ученые, как
профессор Ульянов, академик А.А. Шахматов;
·
Казанская,
основанная И.А. Бодуэном де Куртенэ, учениками которого являются Н.В.
Крушевский, преемник Бодуэна на казанской кафедре В.А. Богородицкий, А.И.
Александров, профессор славистики в Казанском университете, С.К. Булич,
профессор Санкт-Петербургского историко-филологического института и другие;
·
Петербургская,
с И.П. Минаевым во главе, выпускавшая преимущественно индианистов-филологов
(С.Ф. Ольденбург, профессор санскрита на восточном факультете Петербургского
университета, Д.Н. Кудрявский, профессор Юрьевского университета).
Из этих трех школ
петербургская не имеет определенного направления в смысле грамматическом.
Казанская школа близко стоит к европейской новограмматической, хотя и сложилась
в значительной мере самостоятельно. Московская школа занимает более
обособленное положение, вообще также обнаруживая прогрессивное направление.
МОСКОВСКАЯ
ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
С конца XIX столетия в языковедении, как в
западном, так и в отечественном, начали складываться школы, в рамках которых
развивались те или иные традиции изучения языка: методологические взгляды на
науку, решение принципиальных вопросов возникновения языков, их эволюция и т.д.
В России конца XIX века
сложились две большие лингвистические школы – Московская и Казанская. Их
основателями были два великих русских лингвиста – Филипп Федорович Фортунатов
(1848 – 1914) и Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845 – 1929).
Естественно, основные взгляды на язык и способы его изучения
«отцов-основателей» повлияли в дальнейшем и на исследования их учеников. В круг
научных интересов Ф.Ф.Фортунатова, например, входили вопросы звуковой эволюции
языков, отношения языка и мышления, грамматическая теория, теория синтаксиса и
т.д. Ф.Ф.Фортунатов и его ученики всегда отличались строгостью научных
исследований. Среди его учеников были А.А.Шахматов, М.М.Покровский,
В.К.Поржезинский, Б.М.Ляпунов, А.И.Томпсон, Е.Ф.Будде, Д.Н.Ушаков, М.Н.Петерсон
и др.
Идеи основателей школы и их
основные научные принципы сохранило следующее поколение лингвистов:
Р.И.Аванесов, А.А.Реформатский, В.Н.Сидоров, П.С.Кузнецов. Это поколение
отличали широта взглядов и интерес к новым метода исследования языка. В науке в
то время появилось новое направление – фонология. Именно эта проблема стала
одной из центральных уже для третьего поколения представителей Московской
лингвистической школы. В 30 – 40-е гг. XX века на основе новых тогда
структурных методов исследования языка и учения И.А.Бодуэна де Куртенэ о фонеме
сложилась фонологическая теория. Новое направление получило название Московской
фонологической школы, впоследствии она стала широко известна во всем мире.
Школа советской лингвистики сложилась
в 1930-е годы, когда большинство ее основателей работали в
Научно-исследовательском институте языкознания при Наркомате просвещения, а
затем в Московском городском педагогическом институте. Основателями Московской
фонологической школы (далее МФШ) были Р.И.Аванесов (1902–1982), П.С.Кузнецов,
А.А.Реформатский, В.Н.Сидоров (1899–1968) и А.М.Сухотин (1888–1942). Идеи МФШ
формировались в тесном общении ее участников друг с другом, и поэтому
разграничить авторство тех или иных положений зачастую нелегко. Значительный
вклад в концепцию школы внесли мало публиковавшиеся Сидоров и Сухотин. По
взглядам к МФШ были близки Г.О.Винокур и А.И.Смирницкий. В конце 1940-х годов
от МФШ отошел Аванесов, предложивший концепцию, сформулированную им в книге
Фонетика современного русского литературного языка (1956). Идеи МФШ нашли
продолжение в работах фонологов следующего поколения, в основном учеников
основателей школы (М.В.Панов, Вал.Вас.Иванов, В.К.Журавлев и др.).
Представители МФШ были
воспитаны в традициях Московской формальной (Фортунатовской) школы, почти все
ее основатели (кроме Сухотина) были учениками Д.Н.Ушакова. На формирование
школы повлияли также фонологические идеи Н.Ф.Яковлева и лингвистов Пражского
лингвистического кружка, особенно Н.Трубецкого и Р.Якобсона. Как и их
предшественники, основатели школы отвергали психологический подход к фонеме и
трактовали фонему как минимальную смыслоразличительную единицу, позволяющую
различать значимые единицы языка – морфемы и слова. Фонема, согласно МФШ, – это
основная единица фонологического яруса языка, линейно нечленима на части, но
сложна по своему устройству и включает множество признаков, например, русская
фонема т одновременно является глухой, твердой, переднеязычной и т.д. В отличие
от Якобсона, представители МФШ считали необходимым учитывать не только
дифференциальные признаки, противопоставляющие фонему другим фонемам, но и так
называемые интегральные признаки, не связанные с противопоставлениями;
например, в русском ч мягкость не является дифференциальным признаком (твердого
ч в русском языке нет даже фонетически, а тем более противопоставленного
мягкому), но в ряде чередований ч ведет себя аналогично другим мягким; в ходе
исторического развития языка интегральные признаки могут становиться
дифференциальными и наоборот.
Важнейшей характеристикой
фонемы, согласно МФШ, является позиция, т.е. условия употребления и реализации
фонем в речи. Например, гласные фонемы русского языка могут употребляться в
ударной позиции, в позиции первого предударного, других предударных, а также
заударных слогов; важны также позиции соседства с теми или иными фонемами. В
зависимости от позиции фонемы могут варьироваться, причем пределы позиционного
варьирования фонем в МФШ, в отличие от ряда других фонологических школ, не
ограничиваются. Разграничиваются вариации фонем, не влияющие на функцию
смыслоразличения, например, разные оттенки а в словах мат, мать, мят, мять, и
варианты фонем, влияющие на эту функцию. Примеры вариантов фонем – о/а в
воды-вода (фонетически вада) или г/к в луга-луг (фонетически лук). Позиции
максимального различения фонем (в русском языке это ударная позиция для гласных
и интервокальная, т.е. позиция между гласными, для согласных) называются
сильными, а позиции, где фонемы могут частично совпадать, – слабыми. Согласно МФШ,
звуки, занимающие одно и то же место в морфемах и словах, например, о в воды и
а в вода (фонетически вада), являются вариантами одной фонемы независимо от
того, насколько сильно они различаются фонетически. В этом был главный пункт
расхождений МФШ с Ленинградской фонологической школой, понимавшей фонему как
звукотип, совокупность фонетически сходных звуков; поэтому в слове вода в
трактовке Ленинградской школы усматривались две фонемы а. Представители МФШ
активно выступали против такого понимания фонемы, но Кузнецов в одной из
поздних работ включал в систему понятий фонологии и фонемы в смысле
Ленинградской школы, называя такие единицы «звуками языка» в отличие от более
многообразных «звуков речи». Единица, именуемая фонемой в МФШ, в ряде
фонологических концепцией называется морфонемой; в МФШ последний термин
отвергался как излишний.
Бывают случаи, когда фонема в
составе морфемы употребляется только в слабой позиции, например первая гласная
в слове собака. В таком случае выделяется особая единица, именуемая в МФШ
гиперфонемой (термин предложен Сидоровым). В гиперфонеме частично
нейтрализуются фонемные противопоставления, например, в первом слоге слова
собака имеется гиперфонема а/о.
Для МФШ свойственно стремление
к строго системному изучению фонологии, при котором фонемы рассматриваются в
противопоставлении друг другу. Эти принципы ее представители переносили и на
историческую фонологию, которой многие из них также активно занимались; в
особенности это относится к Кузнецову и Аванесов. Идеи МФШ в основном применялись
к описанию русского языка, но ряд работ ее представителей посвящен и другим
языкам: французскому, сербско-хорватскому, тюркским языкам и др. Некоторые
лингвисты МФШ, особенно Реформатский, активно участвовали в конструировании
алфавитов для языков народов СССР и в разработке орфографических правил для
русского языка; эти области предоставляли им возможность для практического
приложения своих фонологических идей.
Хотя лингвисты МФШ до конца
1950-х годов избегали термина «структурализм», эта школа была одним из наиболее
последовательных в отечественной науке направлений лингвистического
структурализма, близким к Пражскому лингвистическому кружку.
Фортунатов Филипп Федорович
(1848 - 1914)
Ф.Ф. Фортунатов - выдающийся
русский языковед, академик Петербургской академии наук (с 1902 г.), профессор
Московского университета, ученик Ф. И. Буслаева.
Фортунатов, как никто другой,
умел генерировать новые лингвистические идеи, был основоположником
формально-лингвистического направления в исследовании языка, основателем
Московской лингвистической школы. Он предложил концепцию распределения слов по
формальным (грамматическим) классам на основе наличия или отсутствия в словах
формальных показателей, противопоставив тем самым свою оригинальную теорию общепринятой
теории частей речи. Нередко несколько слов в трудах этого ученого порождало
новые научные поиски. Так, в общем курсе сравнительного языковедения, который
он читал в Московском университете в 1901-1902 гг., было сформулировано учение
о грамматической форме слова, которую Фортунатов понимал как его
морфологическую членимость. Это положение вызвало в лингвистике взрыв
плодотворных идей, многие из которых разрабатываются и в наши дни.
В трудах по
сравнительно-историческому языкознанию он пересмотрел и обновил трактовку ряда
сложных идей, касающихся сути древнейших процессов в индоевропейских языках.
Фортунатов сформулировал положение о том, что индоевропейский язык, как и
всякий другой, должен иметь свою историю и диалектное членение. В результате
этих изысканий Фортунатов открыл закон о передвижении ударения от начала слова
к его концу в славянских и балтийских языках, что некогда было обусловлено
фонетической позицией. Этот закон получил название "закон Фортунатова - де
Соссюра" (оба лингвиста открыли его независимо друг от друга).
Фортунатов много занимался
также теорией правописания. Он внес большой вклад в подготовку реформы русской
орфографии, которая была осуществлена уже после его смерти. Идеи Фортунатова
продолжили развивать его ученики - М. Н. Петерсон, А. М. Пешковский, Д. Н.
Ушаков и др. (первое поколение Московской лингвистической школы) и ученики его
учеников - Р. И. Аванесов, А. А. Реформатский, П. С. Кузнецов, Г. О. Винокур и
др.
Сидоров Владимир Николаевич
(1902 или 1903 – 1968)
Одним из ярких представителей
Московской фонологической школы был Владимир Николаевич Сидоров. Он был
учеником Дмитрия Николаевича Ушакова и Михаила Николаевича Петерсона и
принадлежал, таким образом, к третьему поколению Московской лингвистической
школы.
В.Н.Сидоров стремился к
комплексному и систематическому изучению языка. Его подход к описанию языковых
явлений напоминал подход Д.И.Менделеева, систематизировавшего химические
элементы. Он был убежден в том, что должна быть выявлена строгая система
отношений между элементами языковой структуры, и тогда, возможно, найдутся даже
те элементы, которые до сих пор не были известны науке. Это доказали и
Периодическая система элементов Д.И.Менделеева, и диалектологические
исследования В.Н.Сидорова, который предсказал существование одного из типов
умеренного яканья.
В.Н.Сидоров был не только
замечательным ученным, но и мужественным человеком. Он с достоинством переносил
все жизненные невзгоды, которых на его долю выпало немало: тяжелая болезнь (он
страдал от туберкулеза колена); многолетнее заключение (В.Н.Сидоров был одним
из те ученых, которых обвинили в создании мифической «Русской национальной
партии» и осудили). Еще одной замечательной чертой этого человека было его
открытое и теплое отношение к молодому поколению ученых. Ученики Владимира
Николаевича Сидорова и люди, с которыми ему довелось работать, с благодарностью
вспоминают его помощь и поддержку.
Реформатский Александр
Александрович
(1900 – 1978)
Имя Александра Александровича
Реформатского навсегда вошло в историю отечественного языкознания прежде всего
благодаря его книге «Введение в языкознание». Это уникальный пример того, как
могут сочетаться основательная систематизация научных знаний, целостная
концепция ученого и доходчивое изложение. Учебник А.А.Реформатского можно
назвать научным бестселлером: его с интересом читают и сложившиеся
ученые-лингвисты, и студенты первых курсов филологических специальностей.
Впервые эта книга вышла в 1947 году, и с тех пор ее неоднократно переиздавали.
Последнее, 5-е издание вышло в 1996 году, более чем через 20 лет после смерти
самого А.А.Реформатского и почти через 50 лет после выхода 1-го издания.
А.А.Реформатский был
чрезвычайно колоритной фигурой: блестящий оратор, остроумнейший человек,
колкостей которого боялись не только ученики, но и коллеги. Прозвища, которые
он присваивал людям, закреплялись за ними навсегда. Своеобразие го речи было
легендарным и вызывало восхищение у учеников, которых было у него великое
множество, и не только их.
Человек энциклопедического
склада ума, А.А.Реформатский был знатоком русской культуры, истории, ценителем
театры, музыки (особенно он любил оперу), заядлым шахматистом и охотником. И
все свои увлечения он обязательно использовал в своих лингвистических
исследованиях. Занимаясь, например, терминологией и теорией редактирования, он
обращался к охотничьим терминам, оперные арии анализировал с точки зрения
особенностей произношения, шахматную теорию применял для анализа языковых
явлений. Сочиняемые им стихотворные шутки он тоже расценивал как лингвистический
эксперимент.
Его работы были широки по
своему размаху: от фонетики и фонологии, грамматики и словообразования, до
машинного перевода и функционирования языка речи.
Страницы: 1, 2
|