Финансовый анализ предприятия
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…..3
РАЗДЕЛ
I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА
1.1
Содержание,
предмет, цели и задачи финансового анализа6
1.2
Баланс
предприятия «НОКС»………………………………11
РАЗДЕЛ
II.АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ «НОКС»
2.1
Вертикальный
и горизонтальный анализ баланса………...17
2.2
Показатели операционного анализа ……………………….23
2.3
Анализ
рентабельности и деловой активности……………25
Заключение………………………………
……………………………...28
Литература…………………………………………………….…………...31
ВВЕДЕНИЕ
Непременной составляющей
перехода Украины до рыночных отношений является создание новых
предпринимательских структур и приватизация предприятий. Этот переход обусловил
эволюцию отношений собственности и типов субъектов ведения хозяйства в
направлении обеспечения их разнообразия. Процессы рыночных превращений
привлекли существенное внимание к исследованию теоретических и практических
проблем последующего развития и повышения эффективности функционирования
предприятий как государственного, так и частного сектора экономики Украины.
Важную роль в обеспечении эффективных форм ведения хозяйства
на отечественных предприятиях играет анализ финансового состояния предприятий,
которое отвечает за отбор, оценку и интерпретацию финансовых, экономических и
других данных, которые влияют на процесс принятия инвестиционных и финансовых
решений. И хотя сам срок "финансы" за последние 10-15 лет прошел
через определенные изменения и существенно осложнился, финансовые аналитики в
странах с развитой рыночной экономикой традиционно занимаются расчетом
коэффициентов, статистическим анализом, составлением трендов для
прогнозирования.
Методы анализа финансового состояния
предприятия постоянно совершенствуются по мере наступления изменений в
экономической среде нашего государства. Новые идеи и принципы в этой сфере в
первую очередь доходят к пользователям периодических экономических изданий,
которые также использовались во время подготовки курсовой работы.
Эффективное производство и реализация
качественной продукции положительно влияют на финансовое состояние
предприятия. Сбои в производственном процессе, ухудшение качества продукции,
осложнение с ее реализацией ведут к уменьшению поступления средств на счета
предприятия, в результате чего ухудшается его платежеспособность. Очевидным
также есть и обратной связь, которая заключается в том, что отсутствие средств
может привести к перебоям в обеспеченности материальными ресурсами, а следовательно,
и в производственном процессе. Однако в производственной деятельности
украинских предприятий часто случаются случаи, когда и хорошо работающее
предприятие чувствует финансовые осложнения, связанные с недостаточно
рациональным размещением и использованием имеющихся финансовых ресурсов. В этих
условиях перед менеджерами предприятий встает большое количество вопросов,
главными из которых есть следующие:
Как рационально
организовать финансовую деятельность предприятия для его последующего развития?
Каким образом можно улучшить управление финансовыми
ресурсами?
Каким образом
определить показатели финансово-хозяйственной деятельности, что обеспечивают
стойкое финансовое состояние предприятия?
На эти и другие важные вопросы дает ответ объективный анализ финансового
состояния предприятия, которое позволяет наиболее рационально распределить
материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Еще из курса микроэкономики нам
известно, что количество каких-нибудь ресурсов является ограниченным, и в этих
условиях добиться максимального экономического эффекта можно не только за счет
регуляции объема производства, но и путем оптимального соотношения разных
ресурсов. Финансовые ресурсы имеют первостепенное значение из всех видов,
поскольку это единственный вид ресурсов предприятия, что трансформируется
непосредственно и с минимальными расходами времени в какой-нибудь другой вид.
Финансовый анализ предприятия
использует весь комплекс доступной информации, носит оперативный характер и
полностью подчиненный воле руководства предприятием. Только такой анализ дает
возможность реально оценить состояние дел на предприятии, исследовать структуру
себестоимости не только всей выпущенной и реализованной продукции, но и
себестоимости отдельных ее видов, состав коммерческих и управленческих
расходов, позволяет с особенной точностью выучить характер ответственности
должностных лиц за соблюдением разделов бизнес-плана.
Целью данной работы является изучение теоретических основ и
анализа результатов финансовой деятельности предприятия, а также исследования
современных методов проведения данного анализа на предприятиях Украины. В
первом разделе исследуются теоретические аспекты анализа предприятия,
рассматриваются понятия анализа, а также изучается информационная база
проведения анализа . Второй раздел работы посвящен практическому анализу и
оценке деятельности предприятия "
НОКС", что
позволяет ответить на вопрос: насколько правильно предприятие осуществляло
управление финансовыми ресурсами на протяжении исследуемого периода. Заданием
этой работы является не только сугубо теоретическое описание, но и практическое
применение методов анализа финансового состояния предприятия в производственной
практике предприятий Украины, на примере предприятия " НОКС".
РАЗДЕЛ
I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА
1.1 Содержание, предмет,
цели и задачи финансового анализа
Суть
метода анализа любых явлений и объектов состоит в том, что процесс познания
начинается из выяснение общей характеристики объекта, который изучается. Так
осуществляют его мысленное расчленение на части, каждая из которых изучается в
отдельности. Полученные знания подытоживают и синтезируют.
Цель оценки ФСП – установление
причинно-следственных связей в хозяйственных процессах, оценка уровня
финансового состояния предприятия, выявления основных закономерностей его
развития и разработка обоснованных финансовых решений на будущее.
Финансовое состояние предприятия – результат
взаимодействия всех элементов системы предприятия, определяется совокупностью
производственно-хозяйственных факторов и характеризуется системой показателей,
которые отражают наличие, размещение и использование финансовых ресурсов
предприятия.
Анализ
предприятия проводится такими методами как:
1.Вертикальный и
горизонтальный анализ:
Таблица 1.1. Схема
построения горизонтального анализа баланса предприятия
Наименование статей
|
Код строки
|
На начало отчетного
периода
|
На конец отчетного
периода
|
Абсолютные изменения
|
Относительные изменения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5=4-3
|
6=5*100/3
|
Целью горизонтального анализа является оценка динамики стоимости
имущества, собственного капитала и обязательств во времени.
Технология анализа достаточно проста: последовательно во второй и
третьей колонках помещают данные по основным статьям баланса на начало и конец
года. В западных представлениях часто данные конца года помещают первыми. Затем
в четвертой колонке вычисляется абсолютное отклонение значения каждой статьи
баланса. В последней колонке определяется относительное изменение в процентах
каждой статьи.
Вертикальный анализ
Целью вертикального анализа есть определение изменений в структуре
активов и пассивов предприятия. Технология вертикального анализа состоит в том,
что общую сумму активов предприятия (при анализе баланса) и выручку (при
анализе отчета о прибыли) принимают за сто процентов, и каждую статью
финансового отчета представляют в виде процентной доли от принятого базового
значения.
По результатам вертикального анализа баланса,
отчета о финансовых результатах, нужно сделать выводы и рекомендации.
Например, при комплексном анализе эффективности в качестве структурного анализа
выступает анализ структуры капитала: так, при исследовании рентабельности
собственного капитала изменение структуры в сторону увеличения заемного
капитала снижает долю собственного капитала, что проявляется в росте уровня
рентабельности, позволяет сделать вывод о структуре баланса и отчета о прибыли
в текущем состоянии, а также проанализировать динамику этой структуры.
2. Показатели операционного анализа.
Коэффициент изменения валовых продаж служит целям
количественной характеристики приращения объема продаж текущего периода по
отношению к объему валовых продаж предыдущего периода. Расчет данного
показателя производится по формуле
Выручку за текущий год –
Выручку за прошлый год
Выручку за прошлый год
Коэффициент
валового дохода
показывает, какую долю валовый доход занимает в выручке предприятия. Расчет
коэффициента производится по формуле
Валовый доход
Выручку
Коэффициент
операционной прибыли показывает эффективность основной (операционной) деятельности
предприятия вне связи с финансовыми операциями и нормами фискального
регулирования, принятыми в стране. Расчет этого коэффициента осуществляется по
формуле:
.
Прибыльность
продаж (коэффициент чистой прибыли) является итоговой характеристикой
прибыльности основной деятельности предприятия за период времени. Расчет этого
показателя производится по формуле
.
3. Анализ рентабельности.
Показатели рентабельности дают представление об эффективности
хозяйственной деятельности предприятия.
Следует перечислить некоторые показатели рентабельности:
а) рентабельность
продаж:
Операционная прибыль
Рентабельность продаж
Выручку
от реализации
Рентабельность продаж является одним из важнейших показателей
эффективности деятельности компании. Этот коэффициент показывает, какую сумму
операционной прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции.
б) рентабельность
активов и
собственного капитала.
Операционная прибыль
Рентабельность активов
Активы
Рентабельность активов - это комплексный
показатель, позволяющий оценивать результаты основной деятельности предприятия.
Он выражает отдачу, которая приходится на рубль активов компании.
Чистая прибыль
Рентабельность
собственного капитала
Собственный капитал
Рентабельность
собственного капитала характеризует эффективность использования только собственных источников
финансирования предприятия. При расчете этого показателя используется чистая
прибыль предприятия в сочетании с величиной собственного капитала предприятия.
в) рентабельность оборотных активов.
Чистая прибыль
Рентабельность оборотных
активов =
Оборотные Активы
Рентабельность оборотных активов показывает отдачу каждой гривны,
вложенного в оборотные активы.
5.Анализ деловой активности.
Одним из направлений анализа результативности является оценка
деловой активности анализируемого объекта. Деловая активность проявляется в
динамичности развития организации, достижении ею поставленных целей, что
отражают абсолютные стоимостные и относительные показатели.
Деловая активность означает усилия, которые
предприятие прикладывает для выхода на рынок продукции, труда, капитала, а при
анализе финансово-хозяйственной деятельности этот термин применяется для
характеристики текущей эффективности производственной и коммерческой
деятельности.
Группа коэффициентов деловой активности показывает насколько эффективно
предприятие использует свои средства. Деловая активность предприятия в
финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота его средств.
Деловая активность в финансовом аспекте находит свое
отражение в оборачиваемости средств предприятия, которая выражается при помощи
относительных показателей, которые очень важны для организации по следующим
причинам:
а) от скорости оборота
средств зависит размер годового оборота
б) с размерами оборота, а
следовательно, и с оборачиваемостью связана относительная величина
условно-постоянных расходов: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот
приходится этих расходов
в) ускорение оборота на той
или иной стадии кругооборота средств влечет за собой ускорение оборота и на
других стадиях
Коэффициенты (показатели) деловой активности (таблица 1.2.)
позволяют оценить эффективность использования собственных средств предприятия и
выражаются в оценке оборачиваемости активов компании. Показатель
оборачиваемости активов отражает, сколько раз за период оборачивается капитал,
вложенный в активы предприятия.
Таблица 1.2. Показатели деловой активности предприятия "НОКС"
Показатель
|
Расчетная формула
|
Коэффициент
оборачиваемости собственного капитала
|
|
Оборачиваемость
дебиторской задолженности
|
|
Оборачиваемость
кредиторской задолженности
|
|
Оборачиваемость
запасов
|
|
Оборачиваемость активов
|
|
1.2. Баланс предприятия «НОКС»
Прежде
всего, рассмотрим перечень и определение основных понятий, которые служат
основой для составления финансовых отчетов предприятий.
Активы
предприятия
– это его ресурсы, которые должны принести предприятию выгоды в будущем. Активы
предприятия должны принадлежать ему (а не быть, например, арендованными) и
должны быть ранее приобретенными (а не находящимися в стадии приобретения).
Обязательства
предприятия
трактуются, как источники приобретения активов, заимствованные на время у
других лиц (не владельцев предприятия).
Собственный
капитал предприятия
рассматривается как остаток активов после вычета из них суммы всех
обязательств. Иногда собственный капитал называют чистыми (т.е. освобожденными
от долгов) активами. Собственный капитал складывается из инвестиций владельцев
предприятия и величины прибыли, получаемой в результате хозяйственной
деятельности и оставленной (реинвестированной) предприятию.
Доходы
представляют
собой увеличение активов предприятия, обусловленных главным образом
производством и поставкой товаров и услуг в рамках основной деятельности
предприятия. Предприятие может получать доходы также от инвестиционной
деятельности как результат владения и продажи активов.
Затраты
(издержки, расходы) представляют собой уменьшение активов или увеличение
обязательств (пассивов) или сочетание того и другого в связи с производством и
поставкой товаров и услуг в рамках деятельности предприятия.
Прибыль
предприятия
за период времени – это разность между доходами предприятия за данный период и
его издержками, вызвавшими получение этих доходов.
Приведенные
выше определения являются ключевыми для формирования баланса и отчета о
прибыли. Баланс - это финансовый отчет, отражающий состояние средств,
обязательств и капитала на определенный момент времени в денежном выражении.
Баланс состоит из двух частей - актива и пассива. Актив показывает
экономические ресурсы предприятия, которые должны принести прибыль в результате
хозяйственной деятельности. Пассив баланса отражает право собственности на эти
экономические ресурсы и состоит из капитала и обязательств, которые предприятие
имеет перед кредиторами. Баланс может строиться по двум признакам - по степени
увеличения или уменьшения ликвидности активов.
Страницы: 1, 2, 3
|