Таблица 4. Среднегодовые темпы роста
расходов (%)
|
|
1991-1996
|
1996-2001
|
2000-2001
|
2001-2002
|
2002-2012
|
|
Дискреционные
|
*
|
|
4.0
|
|
5.6
|
|
12.8
|
|
2.7
|
|
|
Оборонные
|
-3.6
|
|
2.8
|
|
3.8
|
|
14.8
|
|
2.3
|
|
|
Необоронные
|
4.5
|
|
5.2
|
|
7.3
|
|
11.0
|
|
3.0
|
|
|
Обязательные
|
5.7
|
|
5.1
|
|
6.1
|
|
9.1
|
|
5.4
|
|
|
Социальное обеспечение
|
5.4
|
|
4.3
|
|
5.7
|
|
5.0
|
|
5.5
|
|
|
Медицинская помощь престарелым
|
10.9
|
|
4.5
|
|
10.1
|
|
4.9
|
|
7.2
|
|
|
Медицинская помощь неимущим
|
11.9
|
|
7.2
|
|
11.1
|
|
9.5
|
|
8.5
|
|
|
Прочие
|
-0.8
|
|
6.1
|
|
-0.2
|
|
22.1
|
c
|
0.5
|
|
|
Чистый процент
|
4.4
|
|
-3.1
|
|
-7.6
|
|
-17.4
|
|
-5.9
|
|
|
Совокупные расходы
|
3.3
|
|
3.6
|
|
4.2
|
|
7.5
|
|
3.8
|
|
|
Совокупные расходы исключая чистый процент
|
3.2
|
|
4.7
|
|
5.9
|
|
10.6
|
|
4.4
|
|
|
Для заметки:
|
|
Индекс потребительских цен
|
2.8
|
|
2.5
|
|
3.3
|
|
1.8
|
|
2.5
|
|
Номинальный ВНП
|
5.4
|
|
5.7
|
|
4.1
|
|
1.6
|
|
5.3
|
|
|
Дискреционные бюджетные полномочия
|
1.7
|
|
5.7
|
|
13.2
|
|
7.4
|
|
2.6
|
|
|
Оборонные
|
-4.4
|
|
4.5
|
|
10.0
|
|
5.1
|
|
2.6
|
|
|
Необоронные
|
2.0
|
|
7.0
|
|
16.7
|
|
9.7
|
|
2.6
|
|
|
Источник: Бюджетное Управлении Конгресса.
|
* = между -0.05 процента и нулем.
|
Касаясь дискреционных расходов в 2002 году, Бюджетное
Управление планирует, что оборонные расходы возрастут до 351 миллиарда
долларов, недискреционные расходы - до 381 миллиарда долларов. Общий рост
дискреционных расходов составит, таким образом, 84 миллиарда долларов, что на
12.8 процентов превышает уровень 2001 года. Вспомогательные ассигнования,
вследствие событий 11 сентября, а это примерно 40 миллиардов долларов (из
которых Министерство обороны уже получило в 2001 году около 14 миллиардов
долларов (из первого транша в 20 миллиардов) и в текущем году получит еще 4
миллиарда из второго транша), составят примерно четверть ожидаемого роста.
Оставшаяся часть ассигнований направляется в необоронную сферу, но здесь
обратная последовательность: 6 миллиардов в 2001 году и 16 миллиардов – в 2002.
На рисунке 1 наглядно отражены дискреционные расходы
необоронной сферы.
В части обязательных расходов: В настоящее время более
половины из 2 триллионов совокупных государственных расходов составляют
обязательные расходы (за вычетом чистого процента). Большинство обязательных
программ предусматривают выплаты получателям - широкому спектру лиц, а также
предприятий, некоммерческих организаций, правительствам штатов и органам
местного самоуправления, которые отвечают предъявляемым критериям и обращаются
в соответствующие фонды. Платежи обычно регулируются формулами, установленными
в законах, и не ограничиваются финансовыми рамками ассигнационных законов (в
отличие от дискреционных расходов).
Как часть общих расходов, обязательные расходы постоянно
возрастали от 32% в 1962 году до 59% в 2001. Если текущий курс будет
сохраняться, обязательные расходы продолжат расти еще более быстрыми темпами,
чем прочие расходы, и достигнут 70% совокупных расходов в 2012 году, как
прогнозирует Бюджетное Управление.
Наиболее значимыми программами обязательных расходов, как уже
упоминалось раньше, являются Социальное Обеспечение, Федеральная Программа
Медицинской Помощи Престарелым и Федеральная Программа Медицинской Помощи
Неимущим, которые в совокупности составили более 72% обязательных расходов в
2001 и, планируется, достигнут 79% в 2012.
Менее чем четверть обязательных расходов, или одна седьмая
всех федеральных расходов, являются means-tested, то есть выплачиваются только
тем, кто документально обоснует свою потребность на основе данных о доходах или
имуществе, которые должны быть ниже определенного порога. В некоторых случаях,
используются и другие критерии, например, семейное положение.
Остальные обязательные расходы обоснования не требуют и называются
non-means-tested.
К means-tested расходам относятся, например: Федеральная
Программа Медицинской Помощи Неимущим, Государственное Страхование Здоровья
Детей, Продуктовые Талоны, Поддержка Семьи, Пенсии Ветеранам, Детское Питание,
Студенческие Ссуды.
Non-means-tested расходы включают: Социальное Обеспечение,
Федеральную ПРограмму Медицинской Помощи Престарелым, Пенсии (Федеральные
гражданские, Военные и пр.), Пособие по безработице, Пособия ветеранам,
Здравоохранение от Министерства Обороны и др.
Вообще, расходы федерального бюджета США, как и его доходы -
тема для отдельного исследования, однако рамки курсовой работы вынуждают
перейти к следующему пункту.
6. Финансы штатов.
В целом по штатам расходы объединенных бюджетов штатов
составляют 26% от расходов федерального бюджета. Доходы бюджетов штатов:
1. Основной источник - налог с оборота и акцизы (косвенные
налоги около 50% доходов) средняя ставка по налогу с оборота - 4%.
2. ПДХН с населения - это дополнительный налог к федеральным
2-10% (занимает 30% в доходах).
3. Налог на прибыль корпораций - дополнительный к
федеральному. Его доля - 8% всех доходов. Ставка 2-10%, в некоторых штатах их
не выделяют, а идет как ПДХН с юридических и физических лиц.
4. Остальное - налоги на дарение, имущественный налог.
Расходы:
1. Образование - 24-25% - в основном ВУЗы. Студентов почти 15
млн., 80% студентов в государственных ВУЗах, 20% - в частных (плата до 20 тыс.
$ в год). У нас 10% студентов - в негосударственных ВУЗах. 40% доходов ВУЗов
дает государство, из них - 27% - из бюджетов штатов. Во всех ВУЗах студенты
платят, плата около 25% доходов ВУЗов. Пожертвования - 5-6%. Оплата услуг
(выполнение НИОКР) - 25%.
2. На общественное благосостояние - на социальные нужды -
23%.
3. На здравоохранение - 12%.
4. Строительство автодорог - 12%.
5. Содержание полиции и др. правоохранительных органов - 7%.
Штаты самостоятельно составляют, рассматривают и утверждают
бюджеты, вводят налоги, при условии, что это не противоречит федеральным
законам.
7. Финансы органов местного самоуправления
Основной доходный источник - поимущественные налоги - 3/4
всех доходов. Это налоги: с недвижимости (ставка 1,5% (примерно 1500$ в год)),
с продаж и акцизы (11%+ПДХН и НП) - доля 6% во всех доходах.
Структура расходов:
1. На образование - 43%. В основном на школьное образование:
90% школьников учится в государственных школах, остальные - религиозные общины
и т.п. Собственных средств на финансирование школ не хватает, они получают
субвенции.
2. На здравоохранение и социальное благосостояние - 12%.
3. На жилье (ссуды, дотации), на охрану окружающей среды -
11%.
4. Общественная безопасность (полиция) - 10%.
5. Содержание транспорта (городского) - 7%.
Для местных бюджетов характерна сильная несбалансированность.
Все расходы местных бюджетов составляют около 40% расходов федерального
бюджета. Доходы почти в 2,5 раза меньше местных расходов. Основной механизм
бюджетного регулирование - субвенции (целевые дотации на сбалансирование
местных бюджетов). На образование, здравоохранение. Целевое использование
строго контролируется.
8. Дефицит, профицит государственного бюджета США и динамика
государственного долга.
В расчетной части суммируются правительственные заимствования
и долги с 2001 по 2007 годы. В 2001 году правительство выплатило 90 миллиардов
внутреннего долга, снизив сумму долга до 3 320 миллиардов долларов. Долг на
правительственных счетах возрос до 231 миллиарда долларов, совокупный
федеральный долг возрос на 141 миллиард до уровня 5 770 миллиардов долларов.
Динамика профицита/ дефицита государственного бюджета США приведена в расчетной
части.
Федеральное правительство финансирует дефицит главным образом
за счет публичных заимствований. Таблица 1 Расчетной части показывает
взаимосвязь между федеральным профицитом/дефицитом и изменениями в публичном
долге. Заимствования или же выплаты долга зависят от расходных программ
правительства и изменений в налоговом законодательстве, от экономичсеских
условий, которые влияют на налоговые поступления и расходы, а также от политики
управления государственным долгом.
Профицит или дефицит общего или консолидированного бюджета
складывается из двух частей: профицита/дефицита on-budget и профицита/дефицита
объектов off-budget, исключаемого из бюджета в соответствии с законом. В
соответствии с действующим законодательством, к объектам off-budget относятся
доверительные фонды социальной защиты (страхование жертв чрезвычайных ситуаций,
лиц, утративших трудоспособность, страхование по возрасту), а также Фонд
федеральной почтовой службы. Суммы off-budget фактически совпадают с социальной
сферой, которая характеризовалась значительным профицитом в 2001 году и, как
планируется, будет иметь значительный и растущий профицит в течение
рассматриваемого периода. Профициты или дефициты off- и on-budget складываются
для определения финансовых потребностей правительства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|