Финансирование культуры в Италии
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ЧЕЛЯБИНСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
КУЛЬТУРЫ
И ИСКУССТВ
УРИКИДО
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине
ЭКОНОМИКА
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
Финансирование
культуры за рубежом
(На
примере итальянской культуры
начало
XX в. и XXI в.)
Выполнил:
студент 5 курса
группы 500/Уч-04
специальность ЭУП
Гайфуллина Гюзель Рифовна
Проверил:______________
г.Учалы-2008
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие – Культура
1.1. Глобализация и национальные культуры
1.1.2. Культура в идеологии и практике
итальянского фашизма
1.1.3. Создание
Национального фашистского института
культуры в Италии
Глава 2. Современное
финансирование культуры в Италии
2.1. Средиземноморская культурная диета
Источники финансирования культуры
Заключение
Библиография
Введение.
Культурно-историческое наследие
нашей многонациональной планеты представляет собой исключительный по своей
значимости пласт духовно-нравственного развития современного общества. Каждый
элемент культуры той или иной страны уникален и как нельзя лучше отражает ее
исторический путь, ее настоящее, ее стремление в будущее.
Италия - это огромный музей. Каждый город этой страны мог
бы стать культурным центром. Обилие архитектурных памятников Италии разных эпох гармонично
вписываются в живописные пейзажи. Но трудно прочувствовать дух и атмосферу Италии одним только осмотром
архитектурных памятников и живописи. Душа народа живет в музыке и еде, в
горячем темпераменте его жителей.
Бюджет, денежное обращение –
это показатель экономического и социального состояния и политического положения
государства. И как бы ни доказывали сторонники первенства духовности и
нравственности общества над экономикой, история государств свидетельствует об
обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в
бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.
В рыночной
экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на
экономические процессы в Италии, значительно возрастает роль бюджетной системы
как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
Вопросы государственных финансов,
государственного и территориального бюджетов, денежного обращения в стране
всегда были в сфере научных и практических интересов итальянских экономистов.
Актуальность темы определяется
широким внедрением рыночных отношений во все сферы жизнедеятельности
современного общества и развития бюджетной
системы как одного из важнейших институтов государства. На протяжении
тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в
бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам
власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет
осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах
членов общества.
Объектом исследования в
курсовой работе в первой главе будет рассматриваться понятие культуры и
развитие тоталитарной культуры итальянского фашизма с 1921-1940 гг.
Предметом исследования –
основные направления развития и распространения культуры в Италии.
Целью настоящей работы
является исследование особенностей целей и задач формирования ресурсов бюджета
и финансирование культуры в Италии.
Структура и объем
курсовой работы.
Курсовая работа
состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. Объем курсовой работы
– 35 страниц машинописного текста. Библиография включает 40 наименований.
Глава
1. Понятие – Культура
Культура -
исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в
типах и формах организации жизни и деятельности людей. Понятие культуры
употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития
определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных
обществ, народностей и наций (например, античная культура, культура майа), а
также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная
культура, культура быта). В более узком смысле термин «культура» относят только
к сфере духовной жизни людей. В обыденном сознании «культура» выступает как
собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д.
Культура
— это система ценностей и социальных кодов, сохраняемых и передаваемых из
поколения в поколение, призванная служить основанием для сохранения
самобытности общества. Культура в ее современном понимании - еще и социальная
модель действительности, создаваемая людьми в процессах общения. Особенно важно
такое понимание культуры для уяснения роли, которую в современном обществе
играют средства массовой коммуникации [9].
Культурология же
использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия
как реализацию творчества и свободы. Именно культура отличает человека от всех
остальных существ.
Понятие культуры
обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек
создает мир и самого себя. Каждая культура - это неповторимая вселенная,
созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными
словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или
археологические находки, - мы открываем для себя иные человеческие миры, в
которых люди и жили, и чувствовали себя иначе, чем мы.
Каждая культура
есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур
обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом. Она
включает в себя не только предметные результаты деятельности людей (машины,
технические сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы
права и морали и т.д.), но и субъективные человеческие силы и способности,
реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и
профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и
нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей
в рамках коллектива и общества).
В силу того, что
человек, по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как
материальные, так и духовные средства. Для удовлетворения материальных
потребностей он создает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику,
материалы, здания, дороги и т.п. Для удовлетворения духовных потребностей он
создает духовные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические,
идеологические, религиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность
человека распространяется по всем каналам как материальной, так и духовной
культуры. И человека можно рассматривать как исходный системообразующий фактор
в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который
вращается вокруг него; и его роль творца культуры. Человек творит культуру,
воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития.
Таким образом,
культура — это все материальные и нематериальные продукты человеческой
деятельности, ценности и признанные способы поведения, объектированные и
принятые в любых общностях, передаваемые другим общностям и последующим
поколениям.
1.1.
Глобализация и национальные культуры
Культура,
поскольку она является продуктом человеческой деятельности, не может
существовать вне общности людей. Эти общности представляют собой субъект
культуры, являются ее создателем и носителем.
Нация создает и
сохраняет свою культуру как символ реализации своего права. Нация, как
культурная реальность, проявляет себя в разных сферах, каковыми являются
обычай, направленность воли, ценностная ориентация, язык, письменность,
искусство, поэзия, судопроизводство, религия и т.д. Свою высшую функцию нация
должна видеть в существовании нации как таковой. Она вечно должна заботиться об
упрочении суверенности государства.
Сохранение
самобытности и ее укрепление, главным образом, зависит от активности внутренних
сил и от выявления национальной внутренней энергии. Культура общности не
является простой суммой культур отдельных личностей, она сверхиндивидуальная и
представляет собой совокупность ценностей, творческих продуктов и стандартов
поведения общности людей. Культура — единственная сила, формирующая человека
как члена общности.
Культура
сохранения национальных особенностей становится богаче, если она
взаимодействует со многими народами мира.
Личностная
свобода, высокий уровень социальной сплоченности, социальная солидарность и др.
— это и есть те основные ценности, которые обеспечивают жизнеспособность любых
малых народов и реализуют национальные стремления и идеалы.
Глобализация
выдвигает идеал «глобальной правовой государственности», что неизбежно ставит
вопрос о расширении средств ограничения государственного суверенитета. Это
является фундаментальной негативной тенденцией глобализации. В этих случаях
слаборазвитые страны, имеющие исторически традиционную культуру, могут найти
себе место только среди поставщиков сырья или стать рынком сбыта. Они могут
остаться без собственной национальной экономики и без современных технологий.
Человек —
единственное существо во вселенной, которое не только созерцает ее, но и своей
активной деятельностью заинтересовано в целесообразном преобразовании ее и
самого себя. Он является единственным разумным существом, способным к
рефлексии, к раздумьям над своим бытием. Человек не равнодушен и не безразличен
к существованию, он всегда выбирает между разными возможностями, руководствуясь
желанием улучшить свое существование и свою жизнь. Основная особенность
человека заключается в том, что он представляет собой личность, которая
является членом определенной общности, со своим волевым целеустремленным
поведением и которая действием стремится к удовлетворению своих потребностей и
интересов. Способность создания культуры и есть гарант человеческого бытия и
его фундаментальный характеризующий признак.
В известной
формулировке Франклина: «Человек — это животное, создающее орудия» —
подчеркивается то обстоятельство, что человеку свойственны активность, труд,
творчество. В то же время, он представляет совокупность всех общественных
отношений (К. Маркс), в которые люди вступают в процессе социальной
деятельности. Результатом такой деятельности являются общество и культура.
Общественная
жизнь — это, прежде всего, интеллектуальная, моральная, экономическая и
религиозная жизнь. Она охватывает все особенности совместной жизни людей.
«Общество подразумевает систему взаимоотношений, связывающую индивидов,
принадлежащих к общей культуре», — отмечает Э. Гидденс [3; с.43]. Ни одна
культура не может существовать без общества, но также и ни одно общество не
может существовать без культуры. Мы не были бы «людьми» в том полном смысле,
который обычно вкладывается в данный термин. Мы не имели бы языка, чтобы
выразить себя, не обладали бы самосознанием, и наша способность думать и
рассуждать была бы сильно ограничена...»
В ценности всегда
выражены обобщенные цели и средства их достижения. Они играют роль
фундаментальных норм, которые обеспечивают интеграцию общества, помогают
индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно
значимых ситуациях, в том числе и выбор между конкретными целями рациональных
действий. Ценности служат социальными индикаторами качества жизни, а система
ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию
потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Система ценностей, в
свою очередь, оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности,
выступая одним из важнейших стимулов социального действия, поведения индивидов.
В культуре каждой
общности приняты определенные системы ценностей и соответствующая иерархия. Мир
человеческих ценностей, затронутый бурными переменами, стал очень изменчив и
противоречив. Кризис системы ценностей означает не их тотальное уничтожение, а
изменение их внутренних структур. Ценности культуры не погибли, однако они стали
другими по своему рангу. В любой перспективе появление нового элемента влечет
за собой перетасовку всех остальных элементов иерархии.
Моральные
ценности и нормы — очень важные явления в жизни индивида и общества. Именно
через эти категории осуществляется регулирование жизни индивидов и общества. И
ценности, и нормы «вплетены» в общество. Вместе с этим, соблюдение норм — не
только их внешняя функция. В соответствии с групповыми нормами индивид
рассматривает самого себя.
Пробуждение
национального самосознания, которое наблюдается в сегодняшней действительности,
свидетельствует о неестественности процесса слияния наций, о несоответствии его
природе человека.
1.2. Культура в идеологии и практике итальянского
фашизма
Исследование тоталитарных идеологий, движений и
режимов продолжительное время ограничивалось политической сферой: подробно
изучались государственные структуры, особенности реализации внешней и
внутренней политики, в меньшей степени — экономики. Вопросам развития
культуры в рамках тоталитаризма посвящено ограниченное число исследований, в
которых обычно рассматриваются лишь отдельные аспекты функционирования культуры
(прежде всего искусства) в тоталитарном обществе [2;с.209].
Необходимо подчеркнуть,
что для отечественной исторической науки проблема тоталитарной культуры долгие
годы оставалась закрытой. Чаще всего ставился принципиальный вопрос: правомерно
ли вообще говорить о культуре в условиях тоталитарного общества? В советскую
эпоху объектом исследования могло быть творчество того или иного деятеля
культуры, произведения определенной школы и т. п., при этом внимание в
основном обращалось на явления культуры, имевшие оппозиционную направленность
(естественно, речь идет о произведениях, созданных в Германии или Италии). Как
правило, при этом в минимальной степени затрагивалось развитие культуры
непосредственно в этих странах (значительно большее внимание было обращено на
культуру эмиграции). В то же время постоянно отмечалось, что европейские
тоталитарные режимы практически не создали своей культуры, или же она имеет
крайне низкую ценность и не заслуживает внимания исследователей. Так, в
«Германской истории» автор раздела об искусстве 1930-х годов Л. И.
Гинцберг писал, что «немногочисленные крупные писатели и художники, оставшиеся
в Германии… были враждебны нацизму и по существу являлись внутренними
эмигрантами. Что же касается официального искусства Третьей империи, то его
отличительными чертами были сугубо утилитарный характер и чрезвычайно низкий
художественный уровень». Далее автор отмечает, тем не менее, что как явление
пропаганды искусство имело для гитлеровского режима огромное значение. Однако
«развитие немецкой культуры… продолжалось преимущественно за пределами страны» [4; с.226]. Почти
аналогичной позиции придерживалась и видная исследовательница итальянской
культуры Цецилия Кин, автор соответствующего раздела в «Истории Италии»:
«Создать собственно фашистскую культуру оказалось неосуществимым для этой
публики (т. е. для фашистов. — Т. Н.)
делом». Тем не менее в статье Цецилии Кин отмечается, что
фашизм поддерживала значительная группа итальянских интеллектуалов, прежде
всего философ Джованни Джентиле, создавший Национальный фашистский институт
культуры, и полностью отрицать существование явления фашистской культуры нельзя [5; с.444].
Джованни Джентиле возглавил созданный им в 1925
году Национальный фашистский институт культуры и стал разрабатывать идею
собственно фашистской культуры как неотъемлемого элемента нового общества. По
мнению Джентиле, новая, фашистская культура должна естественным образом стать
компонентом нового, тоталитарного общества, в рамках которого неразрывно
интегрированы политика, наука, культура, образование и т. д. Идея
фашистской культуры как явления приобрела, с точки зрения итальянского
руководства, такое значение, что в декабре 1936 года Национальный
фашистский институт культуры был преобразован в Национальный институт фашистской
культуры. Тем самым фашистский режим стремился подчеркнуть наличие собственно
фашистской культуры как нового явления в итальянской социально-культурной
среде.
Страницы: 1, 2, 3
|