Меню
Поиск



рефераты скачать Физическое воспитание детей

Физическое воспитание детей



СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………           3
  2. Закаливание………………………………………………………………...           4
  3. Быть в движении – значит укреплять здоровье………………..          5
  4. Нужно ли развивать у ребенка мышечную силу?....................        10
  5. Формирование правильной осанки – одна из важнейших

Задач физического воспитания детей……………………………        11

  1. Примерные комплексы упражнений………………………………         16
  2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..         17



ПРЕДИСЛОВИЕ

На современном этапе развития социалистического общества по-новому ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно, как говорится, «беречь здоровье смолоду». Девиз этот отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни.

Эффективным средством укрепления здоровья, снижения за­болеваемости и повышения уровня работоспособности детей яв­ляется закаливание организма. Солнце, воздух и вода — факто­ры, при систематическом воздействии которых повышается устой­чивость организма к меняющимся погодным условиям (холод, жара, дождь и др.).

Закаливание — это не только обтирание или обливание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при. открытой форточке, окне, активные занятия физ­культурой на площадке.

Воздух действует как комплексный раздражитель, усиливая процессы обмена веществ, увеличивая количество гемоглобина и эритроцитов, укрепляя нервную систему. Благоприятное его воздействие проявляется и в настроении ребенка — он становится бодрым, жизнерадостным. Использовать свежий воздух в целях закаливания необходимо постоянно, в любое время года. Особен­но благотворно влияет холодный зимний воздух в сочетании с активными физическими упражнениями и играми. Для правиль­ного развития ребенка важно, чтобы он находился на воздухе зимой 4—5 часов, а летом почти весь день (рекомендации для средней полосы). Организуя прогулки детей на воздухе, взрос­лые должны создавать условия для их активной деятельности.

Хорошее средство укрепления здоровья — закаливание водой. Дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у него радостные эмоции. Это надо использовать для оздоровления организма. Начинать водные процедуры лучше в теплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.

Одним из эффективных способов закаливания является кон­трастное обливание ног: сначала холодной водой —24—25°, затем теплой —36° и вновь холодной.

Наиболее сильным оздоравливающим и закаливающим средст­вом является купание в водоеме. Для здорового ребенка оно допустимо в возрасте от 2 лет при температуре воздуха 25—28° и воды не менее 22°.

Надо помнить, что закаливающий эффект применяемых воз­действий зависит от систематичности, непрерывности использова­ния, постепенно нарастающей интенсивности процедур, учета индивидуальной чувствительности ребенка1.

Важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление детского организма, является физическая культура. В условиях реализации школьной реформы особенно актуальными задачами являются привитие детям стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигатель­ным умениям. Усиливается внимание к организации физической культуры во дворах жилых домов, на площадках при ДЭЗах. Родители проявляют большую заинтересованность в том, чтобы в режиме дня детей ежедневно предусматривалась их двигатель­ная активность.

Более полное использование всех возможностей физической культуры достигается в совместной работе дошкольных учрежде­ний и семьи. Если меры по укреплению здоровья ребенка, про­водимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнения­ми и подвижными играми в семейных условиях (с учетом индиви­дуальности ребенка, использования разнообразных упражнений), у него развиваются индивидуальные склонности и интересы.

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их сов­местная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.). Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому воспита­телю необходимо совершенствовать методы педагогической про­паганды среди родителей, вовлекать их в активный педагогиче­ский процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.


БЫТЬ В ДВИЖЕНИИ — ЗНАЧИТ УКРЕПЛЯТЬ ЗДОРОВЬЕ

     Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потреб­ностей в пище крайне необходимо обеспечить и потребность в движениях. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспоря­дочны. Однако постепенно они начинают приобретать более коор­динированный и целенаправленный характер: хочет достать иг­рушку, дотянуться до мамы, поднять рукой свою ногу. Формиро­вание этой важной для жизнедеятельности потребности в значи­тельной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребенка взрослые создают необ­ходимые условия, способствуют своевременному освоению доступ­ных по возрасту движений. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающегося детского организма.

Интенсивная работа большого количества мышц при выпол­нении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улуч­шается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятель­ность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция.

Активные движения повышают устойчивость ребенка к забо­леваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, по­вышают деятельность лейкоцитов. И напротив, недостаток дви­жений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональ­ной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена ве­ществ в организме, а также к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, сле­довательно, к снижению работоспособности организма.

Физические упражнения способствуют развитию у детей умст­венных способностей, восприятия, мышления, внимания, прост­ранственных и временных представлений. Дети должны усвоить показанное взрослым движение и суметь действовать в соответ­ствии с образцом так же ловко, быстро, технически правильно. Например, при прыжке с разбега рассчитать так, чтобы в нужном месте оттолкнуться и перепрыгнуть препятствие.

Во время выполнения движений детьми воспитатель активно формирует у них нравственно-волевые качества, целеустремлен­ность, настойчивость, выдержку, смелость и др. Особенно важно поддерживать в детях желания и умения преодолевать препятст­вия (обежать, перепрыгнуть, перелезть и т.п.), самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от тех конкретных условий, которые сложились в данный момент. Например, неши­рокую канавку можно перепрыгнуть с места или с разбега, а вот в широкую надо спуститься с одной стороны и вылезти с дру­гой, или обежать, если она короткая; над речкой по доске легко пройти, ставя ступни обычно, по двум параллельным жердоч­кам придется ноги расставить пошире, а по круглому бревну безопаснее пройти боком, делая приставные шаги.

При выполнении движений обогащается эмоциональное со­стояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения. Дети воспринимают красоту совместных дружных действий — прошли ровной колон­ной, согласованно выполнили подскоки. Богатая разнообразными движениями деятельность детей делает их пребывание на воздухе интересным и длительным.

Для разностороннего развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных видов движений, использование их дошкольниками. Прыжки и метание, совершен­ствуя координацию движений, в то же время относительно мало влияют на развитие выносливости. Вместе с тем упражнения в ходьбе и беге, способствующие, при определенных условиях, формированию важного для жизни качества — выносливости, мало содействуют образованию координации, связанных со слож­ными движениями рук. Свобода применения достаточно осво­енных навыков в разных ситуациях создает большие возмож­ности для проявления детьми активности, инициативы и твор­чества.

Исследованиями доказано влияние разнообразных физических упражнений на становление и развитие речи ребенка в период формирования у него второй сигнальной системы. Однако чрез­мерное увлечение движениями, беспрерывные активные действия оказывают неблагоприятное воздействие на ребенка. Все функ­циональные системы перенапрягаются, если их деятельность пре­вышает возможности детского организма. Правда, у детей обычно происходит как бы саморегуляция — активные движения чередуются с более спокойными. Например, ребенок быстро прибежал к игрушке, остановился, побежал уже с ней, присел, перешагнул. Чередование движений с участием различных групп мышц позволяет давать передышку и тем самым увеличивает длительность двигательной деятельности, не создавая перегрузки. Такое чере­дование стимулирует развитие двигательных качеств, необходи­мых в игре, жизненных ситуациях, трудовых процессах.

В силу большой подражательности детей дошкольного возрас­та велика роль постоянного примера окружающих его взрослых — родителей, воспитателей, старших братьев и сестер — для поддер­жания стремления заниматься ежедневно физическими упражне­ниями, зарядкой, закаливанием.

Младших детей интересует сам процесс движения, действия в игре, поэтому они, например, и не убегают от ловушки, а бегут ему навстречу. Пример взрослого лучше всего воспринимается ими в совместной деятельности, например при катании и бросании мяча старшему, пролезании в обруч, который держит мама. Важ­ным для малышей оказывается мотив эмоциональной привлека­тельности — красивый яркий обруч, звучащая погремушка.

Старшие дошкольники интересуются результатами своих дей­ствий: научился долго отбивать мяч, прыгать через скакалку, попадать битой в городки. Здесь важен и наглядный результат — попал в корзину, подпрыгнул и достал до ленточки, влез до верха лестницы.

Опираясь на такие первоначально возникшие у ребят интересы, взрослые должны стремиться их закрепить. Своим положитель­ным отношением, справедливой оценкой возбудить у ребенка же­лание физического совершенствования. Поддерживаемый взрос­лыми интерес, их внимание к достижениям детей стимулируют дальнейшие стремления их к активной деятельности, к возможнос­ти попробовать свои силы в новых движениях.

Расширяющийся двигательный опыт, неоднократное повторе­ние упражнений прибавляют детям уверенности, смелости, реши­тельности. Увеличивается умение детей самостоятельно организо­вывать игры и упражнения, найти себе занятие по душе, в соот­ветствии со своими желаниями и возможностями.

Имеет значение отношение родителей к физическим упражне­ниям. Их положительный пример существенно влияет на форми­рование у ребят стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы здесь разные — турист­ские походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях «Всей семьей — на старт». У некоторых детей рано проявляются определенные способности к координации движений, умение быстро овладевать новыми движениями, чувство ритма, прыгучесть. Нередко возникает стойкое желание заниматься только любимыми упражнениями. Роль взрослого — не дать ребенку ограничиться каким-то одним движением, например ездой на са­мокате, игрой с мячом, прыжками со скакалкой.

Особое внимание следует уделять малоактивным детям, сти­мулировать их двигательную деятельность, предлагать им инте­ресные упражнения, чаще включать в веселые игры сверстников, словом, помочь каждому ребенку проявить имеющиеся у него способности.

Другого подхода требуют дети, двигательная деятельность которых ограничивается после перенесенных заболеваний. Их нельзя исключать из веселых упражнений и игр, сажать на ска­мейку, запрещать всякие движения, что может привести к сниже­нию у них потребности в активной деятельности. Следует посове­товаться с врачом и найти доступную форму участия, например раздать и собрать мелкие физкультурные пособия (платочки, флажки), выполнять упражнения в невысоком темпе, выбрать считалочкой водящего в игре. Постепенно включать их в те дви­жения, которые не вызывают большой нагрузки: ходьба, переша­гивание, метание, передача мяча и др.

Родители и другие взрослые, принимающие участие в воспи­тании малыша, должны знать примерный объем тех умений и особенностей их выполнения, которыми может и должен владеть их ребенок.

Исследования доказали, что у детей на втором году жизни формируется и совершенствуется ряд двигательных умений. У них еще сохраняется стремление ползать, особенно если надо быстро к чему-то приблизиться. Это движение полезно для укрепления мышц, не следует запрещать ребенку его использовать. Малыш уже ходит, не присаживаясь, вначале 3—6 м, затем 10 м и более. Может пройти по дорожке, доске шириной 30—25 см, способен перешагнуть через невысокое препятствие. При ходьбе широко расставляет стопы, наклоняется вперед, стараясь удержать равно­весие. Руки в движении почти не участвуют, малыш поднимает их в стороны. Ребенок второго года жизни с большим удоволь­ствием влезает на ящик, ступеньку или другое какое-либо возвы­шение, перелезает через лежащее на полу препятствие, лазает на невысокую стремянку. Последнее движение он выполняет неу­веренно. Некоторые дети боятся высоты, не решаются подняться выше одной-двух ступенек.

Малыши очень любят бросать мяч или любую другую игрушку вниз на пол, маленький мяч пробуют забросить в корзину или ящик. Большой мяч дети бросают двумя руками, маленький — одной рукой.

Для того чтобы ребенок мог овладеть этими движениями, необходимо создать ему соответствующие условия дома, а в теп­лое время года — на свежем воздухе. Для этого надо освободить помещение, где будет двигаться малыш, от лишних предметов: убрать вещи (вазы и пр.), которые могут упасть от толчка. Ходить ему удобнее не по мягкому ковру, а по полу или жесткому паласу с коротким ворсом. Пол не следует натирать или покрывать лаком. Такой же ровной должна быть дорожка или площадка на участке дачи, во дворе. Малейшая ямка, бугорок, выступающие корни дерева мешают ребенку двигаться.

К концу второго года жизни дети ходят свободнее, легче справляются с возникающими на пути препятствиями: обходят или обегают дерево, перешагивают через камешек, ветку. Часто бег предпочитают ходьбе. Надо стимулировать желание ребенка преодолевать некоторые затруднения: положить на его дороге небольшую палочку, предложить подлезть под ветку, войти на бугорок и спуститься с него, посоветовать (показать), как лучше действовать, влезая на лесенку — переставлять ноги вслед за движениями рук. Если нужно, помочь малышу двигаться: напри­мер, вытягивая слегка его руки и поворачивая ладони внутрь для ловли мяча или переставляя его ноги со ступеньки на ступень­ку стремянки.

Надо знать, что малышу свойственно многократное повторение движений как во время овладения ими, так и после уже появивше­гося двигательного умения. Без устали ребенок влезает на ящик и слезает с него, бесконечное число раз бросает на пол игрушку, мяч, погремушку и требует, чтобы ему подавали. Взрослые должны терпеливо относиться к этим стремлениям малыша, помогать ему созданием условий, своим неподдельным интересом к его попыт­кам действовать, к его достижениям в двигательной деятельности. При необходимости показывать разные способы использования пособия, находящегося в распоряжении малыша: через надувное бревно можно переползать, перешагивать, его можно покатать, присесть на него. Мяч можно бросать на пол, взрослому, катать по полу, скатывать с горки, забрасывать в корзину или ящик.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.