Физическое воспитание детей
СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
- Закаливание………………………………………………………………... 4
- Быть в движении – значит укреплять здоровье……………….. 5
- Нужно ли развивать у ребенка мышечную силу?....................
10
- Формирование правильной осанки – одна из важнейших
Задач
физического воспитания детей…………………………… 11
- Примерные комплексы упражнений……………………………… 16
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 17
ПРЕДИСЛОВИЕ
На современном этапе развития социалистического общества
по-новому ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых людей,
обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения
этой задачи важно, как говорится, «беречь
здоровье смолоду». Девиз этот отражает необходимость укрепления здоровья
ребенка с первых дней его жизни.
Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности
детей является закаливание организма. Солнце, воздух и вода —
факторы, при систематическом воздействии
которых повышается устойчивость
организма к меняющимся погодным условиям (холод, жара, дождь и др.).
Закаливание
— это не только обтирание или обливание, но и повседневные
обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного
времени: нахождение в помещении и на воздухе
в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при. открытой
форточке, окне, активные занятия физкультурой
на площадке.
Воздух
действует как комплексный раздражитель, усиливая процессы обмена веществ, увеличивая количество гемоглобина и эритроцитов, укрепляя нервную систему.
Благоприятное его воздействие проявляется и в настроении ребенка — он
становится бодрым, жизнерадостным. Использовать свежий воздух в целях закаливания необходимо постоянно, в любое время
года. Особенно благотворно влияет
холодный зимний воздух в сочетании с
активными физическими упражнениями и играми. Для правильного развития ребенка важно, чтобы он находился на
воздухе зимой 4—5 часов, а летом почти весь день (рекомендации для средней полосы). Организуя прогулки детей на
воздухе, взрослые должны создавать
условия для их активной деятельности.
Хорошее средство
укрепления здоровья — закаливание водой. Дети любят играть с нею; такие занятия
улучшают настроение, вызывают у него
радостные эмоции. Это надо использовать для оздоровления организма.
Начинать водные процедуры лучше в теплое
время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.
Одним
из эффективных способов закаливания является контрастное обливание ног:
сначала холодной водой —24—25°, затем теплой —36° и вновь холодной.
Наиболее сильным оздоравливающим и закаливающим средством является
купание в водоеме. Для здорового ребенка оно допустимо в возрасте от 2 лет при
температуре воздуха 25—28° и воды не менее 22°.
Надо помнить, что закаливающий эффект применяемых воздействий
зависит от систематичности, непрерывности использования, постепенно
нарастающей интенсивности процедур, учета индивидуальной чувствительности ребенка1.
Важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление
детского организма, является физическая культура. В условиях реализации
школьной реформы особенно актуальными задачами являются привитие детям стойкого интереса к
занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигательным умениям. Усиливается внимание к организации
физической культуры во дворах жилых
домов, на площадках при ДЭЗах. Родители проявляют большую заинтересованность в
том, чтобы в режиме дня детей
ежедневно предусматривалась их двигательная активность.
Более полное использование всех возможностей физической культуры
достигается в совместной работе дошкольных учреждений и семьи. Если меры по укреплению
здоровья ребенка, проводимые в детском
саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях (с учетом индивидуальности ребенка, использования разнообразных
упражнений), у него развиваются
индивидуальные склонности и интересы.
Семья во
многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их
интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное
общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной
жизни страны, переживания при
просмотре телевизионных спортивных передач,
иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.). Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению
отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому воспитателю необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды среди родителей, вовлекать их в активный
педагогический процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной
работе по воспитанию детей.
БЫТЬ В ДВИЖЕНИИ — ЗНАЧИТ
УКРЕПЛЯТЬ ЗДОРОВЬЕ
Каждый
родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически
развитым. Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела,
удовлетворении потребностей в пище крайне необходимо обеспечить и потребность в движениях. С
момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале
эти движения беспорядочны.
Однако постепенно они начинают приобретать более координированный и целенаправленный характер: хочет достать игрушку, дотянуться до мамы, поднять рукой свою ногу.
Формирование этой важной для
жизнедеятельности потребности в значительной
степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребенка взрослые
создают необходимые условия,
способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние
неизмеримо выше для растущего и развивающегося детского организма.
Интенсивная
работа большого количества мышц при выполнении
движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время
оказывает на них тренирующее влияние.
Под воздействием движений улучшается
функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется
опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических,
дыхание углубляется, улучшается
легочная вентиляция.
Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям,
вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. И
напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной
нервной и эндокринной системе, которые могут
привести к эмоциональной
напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме, а также к уменьшению
функциональных возможностей
сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности организма.
Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных
способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и
временных представлений. Дети должны усвоить показанное взрослым движение и суметь
действовать в соответствии с образцом так
же ловко, быстро, технически правильно. Например, при прыжке с разбега рассчитать так, чтобы в нужном месте оттолкнуться и перепрыгнуть препятствие.
Во время выполнения движений детьми воспитатель активно формирует у них
нравственно-волевые качества, целеустремленность, настойчивость, выдержку,
смелость и др. Особенно важно поддерживать в детях желания и умения
преодолевать препятствия (обежать, перепрыгнуть, перелезть и т.п.),
самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от тех конкретных условий,
которые сложились в данный момент. Например, неширокую канавку можно
перепрыгнуть с места или с разбега, а вот в широкую надо
спуститься с одной стороны и вылезти с другой, или обежать, если она короткая; над
речкой по доске легко пройти, ставя ступни
обычно, по двум параллельным жердочкам
придется ноги расставить пошире, а по круглому бревну безопаснее пройти боком, делая приставные шаги.
При
выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при овладении двигательными действиями
энергии, от раскованности и свободы
их выполнения. Дети воспринимают красоту совместных дружных действий —
прошли ровной колонной, согласованно
выполнили подскоки. Богатая разнообразными движениями деятельность детей делает
их пребывание на воздухе интересным и длительным.
Для разностороннего развития функций организма особую ценность
приобретает сочетание разнообразных видов движений, использование их
дошкольниками. Прыжки и метание, совершенствуя координацию движений, в то же время
относительно мало влияют на развитие
выносливости. Вместе с тем упражнения в
ходьбе и беге, способствующие, при определенных условиях, формированию
важного для жизни качества — выносливости, мало содействуют образованию
координации, связанных со сложными
движениями рук. Свобода применения достаточно освоенных навыков в разных ситуациях создает большие
возможности для проявления детьми
активности, инициативы и творчества.
Исследованиями
доказано влияние разнообразных физических упражнений
на становление и развитие речи ребенка в период формирования у него
второй сигнальной системы. Однако чрезмерное
увлечение движениями, беспрерывные активные действия оказывают неблагоприятное
воздействие на ребенка. Все функциональные системы перенапрягаются, если их
деятельность превышает возможности детского организма. Правда, у детей
обычно происходит как бы саморегуляция — активные движения чередуются с более спокойными. Например, ребенок быстро
прибежал к игрушке, остановился,
побежал уже с ней, присел, перешагнул. Чередование
движений с участием различных групп мышц позволяет давать передышку и тем самым увеличивает длительность двигательной
деятельности, не создавая перегрузки. Такое чередование стимулирует развитие двигательных качеств, необходимых в игре, жизненных ситуациях, трудовых
процессах.
В
силу большой подражательности детей дошкольного возраста велика роль
постоянного примера окружающих его взрослых — родителей, воспитателей, старших
братьев и сестер — для поддержания
стремления заниматься ежедневно физическими упражнениями, зарядкой, закаливанием.
Младших детей интересует сам процесс движения, действия в игре,
поэтому они, например, и не убегают от ловушки, а бегут ему навстречу. Пример
взрослого лучше всего воспринимается ими в совместной деятельности,
например при катании и бросании мяча старшему, пролезании в обруч, который держит мама. Важным для малышей оказывается мотив эмоциональной
привлекательности — красивый яркий обруч, звучащая погремушка.
Старшие дошкольники интересуются результатами своих действий: научился
долго отбивать мяч, прыгать через скакалку, попадать битой в городки. Здесь важен и
наглядный результат — попал в корзину,
подпрыгнул и достал до ленточки, влез до верха лестницы.
Опираясь на такие первоначально возникшие у ребят интересы, взрослые должны
стремиться их закрепить. Своим положительным отношением,
справедливой оценкой возбудить у ребенка желание физического совершенствования.
Поддерживаемый взрослыми интерес, их
внимание к достижениям детей стимулируют дальнейшие стремления их к активной деятельности, к возможности попробовать свои силы в новых движениях.
Расширяющийся
двигательный опыт, неоднократное повторение
упражнений прибавляют детям уверенности, смелости, решительности. Увеличивается умение детей
самостоятельно организовывать игры и упражнения, найти себе занятие по душе, в
соответствии со своими желаниями и
возможностями.
Имеет значение отношение родителей к физическим упражнениям.
Их положительный пример существенно влияет на формирование у ребят
стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы здесь
разные — туристские походы пешком и на
лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях «Всей семьей — на
старт». У некоторых детей рано проявляются
определенные способности к координации движений, умение быстро овладевать
новыми движениями, чувство ритма, прыгучесть. Нередко возникает стойкое
желание заниматься только любимыми упражнениями. Роль взрослого — не дать
ребенку ограничиться каким-то одним
движением, например ездой на самокате,
игрой с мячом, прыжками со скакалкой.
Особое
внимание следует уделять малоактивным детям, стимулировать их двигательную деятельность,
предлагать им интересные упражнения, чаще
включать в веселые игры сверстников, словом,
помочь каждому ребенку проявить имеющиеся у него способности.
Другого
подхода требуют дети, двигательная деятельность которых ограничивается после
перенесенных заболеваний. Их нельзя исключать из веселых упражнений и игр,
сажать на скамейку,
запрещать всякие движения, что может привести к снижению у них потребности в активной деятельности. Следует посоветоваться
с врачом и найти доступную форму участия, например раздать и собрать мелкие физкультурные пособия (платочки, флажки),
выполнять упражнения в невысоком темпе, выбрать считалочкой водящего в игре. Постепенно включать их в те движения,
которые не вызывают большой нагрузки: ходьба, перешагивание, метание, передача мяча и др.
Родители
и другие взрослые, принимающие участие в воспитании малыша, должны
знать примерный объем тех умений и особенностей их выполнения, которыми может и
должен владеть их ребенок.
Исследования
доказали, что у детей на втором году жизни формируется и
совершенствуется ряд двигательных умений. У них еще сохраняется
стремление ползать, особенно если надо быстро к чему-то
приблизиться. Это движение полезно для укрепления мышц, не следует запрещать
ребенку его использовать. Малыш уже ходит, не присаживаясь, вначале 3—6 м, затем 10 м и более.
Может пройти по дорожке, доске шириной 30—25 см, способен перешагнуть через невысокое препятствие. При
ходьбе широко расставляет стопы,
наклоняется вперед, стараясь удержать равновесие. Руки в движении почти не участвуют, малыш поднимает их в стороны. Ребенок второго года жизни с большим
удовольствием влезает на ящик,
ступеньку или другое какое-либо возвышение,
перелезает через лежащее на полу препятствие, лазает на невысокую стремянку. Последнее движение он
выполняет неуверенно. Некоторые дети
боятся высоты, не решаются подняться выше одной-двух ступенек.
Малыши
очень любят бросать мяч или любую другую игрушку вниз на пол, маленький
мяч пробуют забросить в корзину или ящик. Большой мяч дети бросают двумя руками, маленький — одной
рукой.
Для того
чтобы ребенок мог овладеть этими движениями, необходимо создать ему
соответствующие условия дома, а в теплое время года — на свежем воздухе. Для
этого надо освободить помещение, где будет
двигаться малыш, от лишних предметов: убрать вещи (вазы и пр.), которые
могут упасть от толчка. Ходить ему удобнее
не по мягкому ковру, а по полу или жесткому паласу с коротким ворсом. Пол не следует натирать или
покрывать лаком. Такой же ровной
должна быть дорожка или площадка на участке дачи, во дворе. Малейшая ямка, бугорок, выступающие корни дерева мешают ребенку двигаться.
К концу второго года жизни дети ходят свободнее, легче справляются с
возникающими на пути препятствиями: обходят или обегают дерево,
перешагивают через камешек, ветку. Часто бег предпочитают ходьбе. Надо стимулировать желание ребенка
преодолевать некоторые затруднения: положить на его дороге небольшую палочку, предложить подлезть под ветку,
войти на бугорок и спуститься с него, посоветовать (показать), как лучше
действовать, влезая на лесенку — переставлять ноги вслед за движениями рук.
Если нужно, помочь малышу двигаться: например,
вытягивая слегка его руки и поворачивая ладони внутрь для ловли мяча или переставляя его ноги со
ступеньки на ступеньку стремянки.
Надо знать, что малышу свойственно многократное повторение движений как
во время овладения ими, так и после уже появившегося двигательного
умения. Без устали ребенок влезает на ящик и слезает с него,
бесконечное число раз бросает на пол игрушку, мяч, погремушку и
требует, чтобы ему подавали. Взрослые должны терпеливо относиться к этим
стремлениям малыша, помогать ему созданием условий, своим неподдельным
интересом к его попыткам действовать, к его достижениям в двигательной
деятельности. При
необходимости показывать разные способы использования пособия, находящегося в распоряжении малыша: через надувное бревно можно
переползать, перешагивать, его можно покатать, присесть на него. Мяч можно бросать на пол, взрослому, катать по полу, скатывать с горки, забрасывать в корзину
или ящик.
Страницы: 1, 2
|