Меню
Поиск



рефераты скачать Факторы, определяющие поведение потребителя на рынке

Факторы, определяющие поведение потребителя на рынке




КУРСОВАЯ РАБОТА





НА ТЕМУ: ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА РЫНКЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................................................................ 3

ГЛАВА 1. Потребности общества и их виды................................................. 5

ГЛАВА 2. Потребительский спрос на рынке благ....................................... 8

2.1 Кейнсианский вариант.............................................................................. 8

2.2 Гипотеза относительного дохода........................................................... 11

2.3 Гипотеза перманентного дохода............................................................ 12

2.4 Современная функция потребления......................................................... 14

2.5 Неоклассический вариант....................................................................... 17

ГЛАВА 3. Влияние цены на спрос.................................................... 22

Заключение............................................................................................... 24

Список литературы.............................................................................. 26

Введение

Экономика — хозяйственная деятельность семьи, предприятий, населения страны в целом. Она обеспечивает людей жизненно необходимыми благами.

С чего началась хозяйственная жизнь людей? Этот вопрос стал камнем преткновения для ученых, создававших в XVII в. основы экономической теории. В то время историческая наука еще не имела достоверных данных о первобытном состоянии человечества. Многие полагали, что сначала люди жили в «естественном состоянии». По представлениям экономистов, «дикие народы» состояли из охотников и рыбаков, которые добывали себе пищу и обменивались ею между собой. А кто и как сейчас обеспечивает жизнь и благополучие жителей нашей страны?

Существует важное жизненное мерило: сколько человек получает для себя различных благ от семьи, общества и сколько он им возвращает. В разном возрасте соотношение между тем, что лично присваивается и что отчуждается в пользу других, неодинаково. Ученые провели среди занятых в производстве обследование и при помощи статистики подсчитали, сколько национального дохода (вновь созданного общественного продукта) каждый ежегодно создает и сколько потребляет. И пришли к выводу, что с чисто экономической точки зрения, за второй и третий периоды жизни (20 – 50 лет) человек как бы возвращает семье и обществу «долги», которые естественным путем образовались в пору его детства и частично — юношества. Кроме того, он «авансирует» (заранее дает средства, за счет которых будет позже жить) свое материальное благополучие в старости. Значит, за трудоспособный период (с 16 лет и до пенсионного возраста) работник создает доход такой величины, который значительно (почти вдвое) превышает объем использованных им жизненных благ (полезных вещей). Таково решающее экономическое условие существования семьи и непрерывной эстафеты поколений. Если бы каждый взрослый человек не мог произвести больше, чем сам потребляет, то человечество не смогло бы существовать.

Решающее условие улучшения жизни отдельного работника, его семьи и общества в целом — это все более высокая выработка продукции, которой человек достигает в трудоспособном возрасте. Благодаря такому результату каждый работник получает от общества все большее количество материальных благ для удовлетворения своих потребностей. Иначе говоря, современного человека никак нельзя уподобить одиночке Робинзону. Ведь сейчас подавляющая часть людей совместно работает в трудовых коллективах на предприятиях и в учреждениях. А условия жизни каждого (обеспечение пищей, одеждой, обувью, жильем, электричеством и иными услугами, культурными и духовными благами) зависят от результатов труда всех занятых в народном хозяйстве страны.

Важно отметить следующее жизненно важное условие. Первичной ячейкой экономики является домашнее хозяйство.

Домашнее хозяйство — группа лиц (или одно лицо), которые проживают (или проживает) в одних и тех же помещениях, объединяют свои доходы и материальные ценности и совместно осуществляют расходы на жилье и продукты питания.

Главными источниками богатства этого хозяйства являются два канала поступлений:

а) оплата труда, доход от предпринимательской деятельности;

б) пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты и льготы.

Как видно, благополучие каждого человека и его семьи прямо и в решающей мере зависит от результатов личного труда и совместной хозяйственной деятельности множества людей, а также от общего состояния экономики общества. Этим определяются жизненные интересы граждан.

Курсовая работа состоит из трех глав, заключения-вывода и списка используемой литературы.


ГЛАВА 1. Потребности общества и их виды

Экономические вопросы, волнующие людей, например: куда при необходимости пойти на работу после окончания учебного заведения? какую заработную плату в этом случае он будет получать? в какой мере возрастут цены на продовольствие и другие товары и будут ли компенсированы потери населения от роста цен? Если человек окажется безработным, то кто ему поможет? позволяют сделать следующий вывод.

Во-первых, вся жизнедеятельность человека возбуждает у него разнообразные экономические интересы, требующие удовлетворения.

Во-вторых, эти интересы толкают людей к определенной созидательной деятельности, так или иначе связанной с экономикой.

В-третьих, индивидуальные интересы членов общества удовлетворяются в наибольшей мере, если народное хозяйство страны процветает. Последнее обстоятельство порождает заинтересованность граждан в непрерывном увеличении общественного богатства.

Общественное богатство — совокупность материальных и культурных благ, которыми располагает общество. К ним в первую очередь относятся природные ресурсы, вовлеченные в хозяйственный оборот (освоенные земли, недра и леса), а также все продукты, созданные в результате трудовой деятельности людей. Экономический и социальный прогресс общества во все возрастающей мере зависит от количества и качества этих благ.[1]

Рост общественного богатства и увеличение его разнообразия непосредственно связаны с изменением человеческих потребностей.

Потребности — недостаток или нужда в чем-то, необходимом для жизнедеятельности людей.

Человеческие запросы развиваются вместе с изменением экономики и культуры общества. Так, создание полезных вещей способствует удовлетворению разнообразных нужд людей. Научно-технический прогресс на предприятиях обновляет предметный мир и уклад жизни членов общества, вызывает у них качественно иные потребности. Например, когда впервые выпустили и стали продавать видеомагнитофоны, то у многих людей появилось желание их приобрести.

Всю историю экономики мы можем в определенном смысле рассматривать как историю формирования потребностей. Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает несколько уровней потребностей (рис. 1).

 








Рис. 1. Пирамида потребностей современного человека

                - физиологические нужды (в пище, воде, одежде, жилье и др.);

- потребности в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);

  -потребности в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви);

- потребности в уважении (уважении со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения);

 - потребности в саморазвитии (в совершенствовании возможностей и способностей человека).[2]

Пирамида потребностей в какой-то мере отражает ступени становления и развития отдельной личности. Одно дело — появившийся на свет младенец, испытывающий преимущественно физиологические нужды. И совершенно другое — например, студент ВУЗа, у которого формируется весь комплекс нормальных человеческих запросов.

Социально-экономический прогресс общества проявляется в возвышении потребностей. Этот процесс идет по двум направлениям.

Во-первых, по горизонтали. Сложившиеся запросы распространяются среди все большей массы населения, например, автомобиль перестает быть «предметом роскоши» и становится «средством передвижения».

Во-вторых, потребности изменяются по вертикали. В этом случае происходит переход от низшего их уровня к качественно более высокому.

Однако возвышение потребностей не состоит в простом пропорциональном росте всех их видов. Быстрее всего насыщаются и имеют определенный предел развития нужды низшего порядка. Запросы высшего порядка — социальные и интеллектуальные по существу безграничны.

Уровень потребностей очень заметно возрастает при смене поколений. Возьмем людей, живших в начале нынешнего столетия. Они и понятия не имели о том, что нашим современникам кажется обыденным: о телевизорах, магнитофонах, холодильниках, метро, реактивных самолетах, космических ракетах и многом другом.

Поэтому вся совокупность общественных потребностей является конкретным ориентиром созидательной хозяйственной деятельности. При этом приходится учитывать как традиционные, так и вновь возникающие виды запросов людей.

ГЛАВА 2. Потребительский спрос на рынке благ

Совокупный спрос - сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Из этого вытекает также следующее: совокупный спрос - модель, представляющая различные объёмы товаров и услуг (т.е. реальный объём производства), которые потребители могут и готовы приобрести при любом уровне цен.

Покупателями на рынке благ являются четыре макроэкономических субъекта: домохозяйства, фирмы, государство и заграница. Следовательно, необходимо определить объём спроса каждого из них.

Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится объём больше половины конечного совокупного спроса. Выделяют следующие факторы, определяющие спрос домохозяйств на рынке благ:

1)    доход от участия в производстве,

2)    налоги и трансфертные платежи,

3)    размер имущества,

4)    доход с имущества,

5)    степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества,

6)    численность населения.

Два первых фактора объединяются в понятие «располагаемый доход». Два последних в коротком периоде являются экзогенными параметрами. В зависимости от того, какой фактор считать наиболее значительным, можно построить различные виды функции спроса домашних хозяйств на рынке благ, которые называются «функцией потребления». Рассмотрим некоторые виды функции потребления.

2.1 Кейнсианский вариант

Кейнс вывел четыре правила совокупного потребления:

1) Он исходил из так называемой гипотезы абсолютного дохода, в соответствии с которой потребление домашних хозяйств зависит от абсолютной величины их текущего дохода.

2) Величина предельной склонности к потреблению (Су) показывает, на сколько увеличится потребление при увеличении текущего дохода на единицу и находится в пределах от 0 до 1, т.е. 0<Cу< 1.

3) По мере роста располагаемого дохода снижается средняя норма потребления (доля потребления в доходе – С/У) (рис. 2). Отсюда следует, что расширение производства потенциально содержит в себе возможность возникновения перепроизводства, так как уменьшение средней нормы потребления означает, что всё меньшая часть произведённой продукции потребляется домохозяйствами.

 
 









Рис. 2. График средней нормы потребления как функции от дохода

4) С ростом дохода предельная склонность к потреблению падает.

Таким образом, характер зависимости потребления от величины текущего дохода Кейнс выводит из «основного психологического закона», который он формулирует так: «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растёт доход». И эта функция имеет вид:

C = C0 + Cу y;  C0 > 0;  0 < Cу < 1,                        (1)

где С0 - величина автономного (независимого от текущего дохода) потребления (при у = 0 автономное потребление осуществляется за счёт сокращения имущества), которое зависит от изменения процентной ставки и от инфляционных ожиданий, (численные значения С0 и у, как правило, однопорядковые величины); Cу - предельная склонность к потреблению.

Для упрощения записи в формуле (1) и последующих формулах вместо уv (располагаемый доход) используется «у» (весь доход) на том основании, что при заданной ставке подоходного налога (Ту) существует пропорциональность между этими величинами: уv =(1 - Ту) у.

Практическая проверка функции (1) показала, что она хорошо аппроксимирует статистические данные о доходах и потреблении домашних хозяйств в коротком (2-4 года) периоде. Так, в России зависимость между потреблением и доходом в период между 1985 и 1990 гг. выражалась формулой (в млрд. руб.):

С = 80,35 + 0,62 у.

В то же время расчёты по фактическим данным, проводившимся за более продолжительные промежутки времени, не показывают снижения средней нормы потребления. Так, С. Кузнец получил следующие результаты по США:

              1869-1898 гг.        1884-1913 гг.        1904-1930 гг.

    С/у         0.867                     0.867                      0.879

Выходит, что функция потребления должна иметь вид: С = Су у, не соответствующий «основному психологическому закону».

По мнению сторонников абсолютного дохода, функция потребления c постоянной средней формулой есть статистический мираж, проистекающий из того, что «действительная» функция потребления типа (1) с течением времени сдвигается вверх (рис. 2). Точки M, N, L относятся к разным функциям потребления, а луч OL, соответствующий выражению: С= Су у, не является графиком функции потребления.


 
 










Рис. 2. Временные сдвиги графика функции потребления.


2.2 Гипотеза относительного дохода

По-другому решается «загадка С. Кузнеца» на основе гипотезы относительного дохода Дж. Дьюзенбери (1949), в соответствии с которой потребление отдельного домашнего хозяйства (Сi) определяется покупками его ближайших соседей, т.е. не его абсолютным доходом (уi), а отношением его дохода к среднему доходу (`у) того социального слоя, к которому принадлежит данный субъект. Формально это выглядит так:

Сti / уti = а0 + а1 уt / уti ;   a0 > 0;   a1 > 0.                 (2)

Если растёт доход  i-го субъекта, то его средняя норма потребления снижается; если доход растёт у всех в одинаковом темпе, то доля потребления в доходе у субъекта не меняется. Кроме того, Дьюзенбери включил в число аргументов функции потребления привычку субъекта к достигнутому уровню потребления, в результате чего изменение в потреблении не находится в постоянной пропорции к доходу в коротком периоде.

Если для иллюстрации сути гипотезы относительного дохода воспользоваться рис. 2, то линии Ct+i представляют собой краткосрочные функции потребления, а луч OL - долгосрочную. Переход с одного вида функции на другой описывается следующим образом (рис. 3). Исходный объём потребления равен С1 при доходе у1. При снижении дохода до у0 на первых порах потребление снижается незначительно: с С1 до С0. Но если окажется, что доход надолго стабилизировался на уровне у0, то потребление снизится до СL0. При увеличении дохода до у2 потребление в коротком периоде возрастёт до С2, а в длительном - до СL2.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.