Неудовлетворительно осуществляется пропаганда среди населения последствий наркомании,
особенно в школах, училищах, других учебных
заведениях, с использованием телевидения, радио, печати.
К четвертой
группе условий, способствующих иным незаконным
операциям с наркотиками, относятся недостатки в деятельности
правоохранительных органов.
Исследования показали, что в эту группу условий входят: крайне
слабое выявление лиц, занимающихся незаконным выращиванием
наркотикосодержащих культур, изготовлением, перевозкой
и сбытом наркотиков; отсутствие должных мер по сохранности наркосредств от хищений, соответствующего централизованного учета сбытчиков наркотиков, с межрегиональными связями, дифференцированного
подхода в применении мер
государственного принуждения и общественного воздействия к лицам, занимающимся незаконными операциями с наркотиками; неудовлетворительный таможенный
контроль, в связи, с чем
увеличивается контрабанда и транзит наркотиков через территорию России. К уголовной ответственности привлекаются
лишь мелкие сбытчики, а расхитители и крупные сбытчики уходят от ответственности. Перечисленные
группы условий тесно связаны с
обстановкой, способами совершения исследуемых преступлений, видами наркосредств как предметов преступного посягательства,
особенностями личности преступника и другими элементами криминалистической характеристики.
Первая группа условий, способствующих совершению хищений наркосредств,
тесно связана с объектом (предприятие, организация, учреждение), где
производится заготовка, переработка и хранение наркосредств, а также способом
их хищения. Если наркосредства хранятся в аптеке или другом медицинском
учреждении, технически плохо укрепленном, то эти условия облегчают
проникновение преступника
в помещение. Если в медицинском учреждении отсутствует строгий учет и контроль за использованием наркосредств, то это создает
возможность совершать их хищения различными способами.
Эта группа условий неразрывно связана с некоторыми особенностями личности преступника,
например, склонность к употреблению наркотиков,
беспечность, наличие судимости и т. д. Так, многие медицинские сестры совершают
хищения лекарственных наркосредств для потребления и сбыта с целью
наживы.
Вторая группа условий связана, прежде всего, с местом произрастания
наркосредств и их видами. Так, преступники высеивают наркотикосодержащие
растения (мак, конопля) на своих участках или собирают в
известных местах произрастания. Изготавливают наркотики в
основном в жилищах или в подсобных помещениях. Заготовка наркотика
зависит от времени его произрастания и происходит в мае-июне,
августе-сентябре. Приобретение и изготовление лекарственных
наркосредств от времени года не зависит.
Третья группа условий тесно связана с личностью наркомана, который
не только сам участвует в незаконных операциях с наркотиками
(изготавливает, хранит, потребляет), но и способствует распространению
наркотиков. Знание сведений об употреблении определенного
наркотика конкретным наркоманом позволит прогнозировать его поведение,
определить направление лечения и профилактической работы с ним.
По
рассматриваемому вопросу необходимо сделать вывод
Общая профилактика (общепредупредительная деятельность) – система
процессуальных мер, направленных на реализацию уголовно-правовой и
уголовно-исполнительной превенции и осуществление предупредительного
воздействия всем комплексом процессуальных действий и правоотношений,
составляющих уголовно-процессуальную деятельность: (меры пресечения, иные меры
уголовно-процессуального принуждения, уголовно-процессуальный контроль, меры
уголовно-процессуальной ответственности, следственные действия и решения, меры
воспитательного воздействия). Иначе говоря, общепредупредительная деятельность
нацелена на удержание от совершения преступлений лиц, попавших в сферу
уголовного судопроизводства.
Вопрос 2.
Специально-предупредительная деятельность субъектов,
ведущих
уголовное судопроизводство
Сущность
специально-предупредительной деятельности субъектов, ведущих уголовное
судопроизводство, выражается в анализе установленных обстоятельств,
способствующих совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.
Обстоятельства, подлежащие
устранению, исходя из связи с совершившим его лицом (лицами), можно четко
разграничить на две группы:
а) связанные с
лицом, совершившим преступление, констатация которых обусловлена его наркозависимостью;
б) существующие
независимо от лица, совершившего преступление, и связаны с событием
преступления, объективными условиями, способствовавшими его совершению.
Установление 1-й
группы обстоятельств в соответствии с п. 35 Постановления Пленума Верховного
Суда РФ от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях,
связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и
ядовитыми веществами» и в силу положений ч. 5 ст. 73 УК РФ, при назначении
условного осуждения лицу, нуждающемуся в лечении от наркомании, суд может
возложить на него обязанность по прохождению курса лечения от наркомании.
При решении
вопроса об устранении обстоятельств, способствующих совершению преступлений 2-й
группы, субъектам, ведущим уголовное судопроизводство, необходимо
руководствоваться положениями ст. 158 ч.2, ст. 29 ч. 4 УПК РФ. Суть указанных
правовых предписаний закона заключается в том, что субъекты, ведущие уголовное
судопроизводство вправе внести в соответствующую организацию или должностному
лицу представление о принятии мер по устранению обстоятельств или других нарушений
закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением
о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.
Вместе с тем,
анализ ч. 2 ст. 73 и ч. 2 ст. 158, ч. 4 ст. 29 УПК РФ позволяет сделать вывод о
том, что если выявление обстоятельств, способствовавших совершению
преступлений, является обязанностью субъектов, ведущих уголовное судопроизводство,
то внесение представления – не более чем право (в отличие от ранее действующей
ст. 21 УПК РСФСР). В этой ситуации необходимо руководствоваться разъяснениями
Пленума ВС РФ № 14 от 15 июня 2006 г. (п.36), который указал, что, учитывая
высокую общественную опасность преступлений, связанных с незаконными оборотом
наркотиков, следует во всех необходимых случаях реагировать путем внесения
частных определений, постановлений (представлений) на обстоятельства,
способствовавшие совершению преступлений.
Представление является
процессуальным решением властного характера, облекаемым в форму процессуального
документа (приложение № 165 УПК РФ).
Поэтому даже
тогда, когда предложенные в нем меры по устранению обстоятельств,
способствовавших совершению преступления, носят рекомендательный характер,
устранение этих обстоятельств является обязанностью для соответствующих
организаций и должностных лиц.
Сам факт внесения
представления является юридическим основанием для осуществления
профилактической деятельности соответствующей организацией или должностным
лицом, которые обязаны сообщить следователю (суду на частное определение,
постановление) о результатах своих действий.
В случае
умышленного игнорирования требований суда (судьи) следователя, дознавателя,
прокурора о необходимости принятии мер по ликвидации негативных обстоятельств,
обусловивших совершение преступления, должностные лица должны привлекаться к
административной ответственности, которая предусмотрена ст.ст. 17.4, 17.7 КОАП
РФ и влечет наложение административного штрафа (5-10 МРОТ , 20-30 МРОТ).
В виду того, что
представление является юридическим основанием для привлечения лица, создавшего
благоприятные условия для совершения преступления к административной,
дисциплинарной, а в ряде случаев к уголовной ответственности, представление
должно быть обоснованным, основанным на доказательственной информации.
В ходе уголовного
судопроизводства по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом
наркотиков, могут выявляться:
1. Лица, склонные
к потреблению наркотиков:
- несовершеннолетние
и молодежь из групп повышенного риска, неформальных объединений молодежи (в
т.ч. культтуристских, религиозно-сектанских), ориентированных на потребление
наркотиков и иных психоактивных веществ;
- представители
творческой интеллигенции и спортсмены, употребляющие психоактивные вещества для
стимуляции творческой и физической активности;
- лица,
страдающие психическими заболеваниями, онкологическими заболеваниями при
лечении которых используются лекарственные наркосредства;
- подростки, проживающие
в семьях, где имеются лица, потребляющие (потреблявшие) наркотики, больные
алкоголизмом, наркоманией;
- подростки,
проживающие в так называемых неблагополучных семьях, «постояльцы» детских
приемников-распределителей, убегающие из дома, общающиеся со сверстниками
цыганской диаспоры;
- несовершеннолетние,
поддерживающие дружеские отношения с лицами, ранее судимыми за преступления,
связанные с незаконным оборотом наркотиков, либо известными как потребители
наркотических или иных одурманивающих средств;
- подростки,
периодически приобретающие психотропные средства в аптечных учреждениях;
ацетон, ангидрид уксусной кислоты, растворители в хозяйственных магазинах,
иных торговых точках;
- увлекающиеся
наркогенной литературой (Дж. К. Лили, Ст. Гроффа, К. Кастанеды), из которых
первые два автора преподносят философское и «медицинское» обоснование приема
ЛСД, а последний – псилобицина как средства шаманизма);
- дети
криминальных предпринимателей и представителей элитных кругов общества,
посещающие дискотеки, бары, дорогостоящие притоны разврата.
Указанные
обстоятельства обусловливают необходимость внесения представления в оперативные
подразделения правоохранительных органов с целью постановки на соответствующий
оперативный учет, осуществление наблюдения и контроль за их поведением и
образом жизни, а также окружающих их лиц.
2. В случае установления «зон
риска», выявления мест сбыта, приобретения и потребления наркотиков, иных
психоактивных веществ в образовательных учреждениях и на прилегающих к ним
территориях, субъекты, ведущие уголовное судопроизводство, вправе внести
представление в органы управления образования и общеобразовательных
учреждений:
- о необходимости
принятия мер по обеспечению охраны территорий образовательных учреждений,
ограничению свободного входа и пребывания на территории образовательных
учреждений некоторых лиц;
- о необходимости
организации правовой пропаганды, информационно-просветительной работы с
обучающимися, учителями, родителями обучающихся по вопросам предупреждения и пресечения
правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
- о необходимости
проведения индивидуальной профилактической работы с обучающимися, потребляющими
психоактивные вещества и (или) совершающими иные правонарушения, связанные с
НОН, в целях оказания им педагогической, психологической, социальной,
медицинской помощи, предупреждения антиобщественных действий.
В процессе
уголовного судопроизводства необходимо принимать меры и к искоренению условий,
способствующих приобщению лиц к приему наркотиков, совершению их хищений. Обращать
внимание должностных лиц на выявленные недостатки в учете рецептурных бланков и
наркотических средств, на нарушения установленных правил хранения, учета,
отпуска наркотиков в лечебно-профилактических учреждениях, на предприятиях
химико-фармацевтической промышленности, в научно-исследовательских институтах,
лабораториях и требовать их устранения.
В соответствие с
ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8.01.1998 г.
представление (частное определение, постановление) субъектов, ведущих уголовное
судопроизводство, является юридическим основанием для отказа в выдаче лицензии
юридическому лицу на вид деятельности, связанной с оборотом наркотических
средств и психотропных веществ, при установлении обстоятельств, свидетельствующих
об отсутствии условий для обеспечения учета и сохранности наркотических средств
и психотропных веществ (ст. ст. 10, 11 ФЗ РФ).
В случае
повторного нарушения юридическим лицом положений ст. 46 ФЗ РФ «О наркотических
средствах и психотропных веществах», запрещающей пропаганду и ограничивающую
рекламу в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, и непринятии мер по представлению субъектов, ведущих уголовное
судопроизводство, деятельность юридического лица может быть приостановлена или
прекращена по решению суда.
В случае
установления обстоятельств, дающих основание полагать, что юридическое лицо
осуществило финансовую операцию в делах легализации (отмывания) доходов,
полученных в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных
веществ в силу ст. 52 ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществ»
представление следователя является юридическим фактом для предъявления в суд
требования о ликвидации указанного юридического лица.
Практика
расследования преступлений в сфере незаконного оборота психоактивных веществ
выработала два основных направления реализации субъектами, ведущими уголовное
судопроизводство, специальную предупредительную деятельность:
1. Предупреждение по материалам,
конкретного дела (группе дел) в соответствии со ст. 158 ч. 2 УПК РФ.
2. Предупреждение преступлений в
районе, регионе, когда профилактические меры выходят за рамки конкретного
уголовного дела.
При анализе и
обобщении причин и условий по уголовному делу (группе дел), а также прекращенным
уголовным делам и отказным материалам, можно выявить, какие виды преступлений
наиболее характерны в данном регионе, какая категория лиц в большей степени
привлекается к уголовной ответственности (ранее судимые, наркоманы, несовершеннолетние),
констатировать такие факты, как появление мест открытого потребления
психоактивных веществ, появление новых и, соответственно, увеличение числа и
разнообразия видов наркотических средств, распространение культивирования
наркотикосодержащих растений в физически труднодоступных местах, и рост числа подпольных
лабораторий по производству наркотических средств, увеличение количества
случаев приобретения, в том числе хищений, наркотических средств в медицинских
учреждениях, усиление степени организованности совершения преступлений в сфере
незаконного оборота наркотиков, появление новых каналов наркотрафика.
Анализ указанных
обстоятельств может послужить основанием для внесения обобщенного представления
в адрес руководителей компетентных правоохранительных структур о необходимости
проведения комплексных общепрофилактических операций «Мак», «Допинг», «Канал»,
а также специализированных операций «Подросток-игла», «Подросток-«школа».
По второму
вопросу необходимо констатировать следующий вывод:
Специальное
предупреждение – система процессуальных средств, направленных на выявление
причин наркопреступлений и условий, им способствующих, и принятие мер к их
устранению.
В этом аспекте
дается толкование следственно-судебной практики Пленумом Верховного суда РФ №
14 от 15 июня 2006 года «О судебной практике по делам о преступлениях,
связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и
ядовитыми веществами». Если в ходе судебного разбирательства дел о
преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными,
сильнодействующими и ядовитыми веществами, будут выявлены обстоятельства,
способствующие совершению преступления, то суд вправе в указанных и иных
необходимых случаях реагировать путем вынесения частного определения (постановления),
обращая внимание соответствующих организаций и должностных лиц на указанные
обстоятельства и факты нарушения закона, требующие принятия необходимых мер
(часть 4 статьи 29 УПК РФ).
Вопрос 3. Иные
меры, используемые органами предварительного
расследования
в профилактической деятельности
Помимо
внесения представлений на практике встречаются и иные (непроцессуальные) формы
деятельности по устранению причин и условий, способствовавших совершению
преступления. Их выбор обусловливается материалами уголовного дела; обстановкой
совершенного преступления, а также обстоятельствами, сложившимися на момент
принятия решения профилактического характера; особенностями личности
обвиняемого, иными факторами.
Наиболее
распространенными среди них являются:
-
выступления (доклады) в трудовых коллективах, в учебных заведениях и средствах
массовой информации;
-
письма (сообщения) руководителям организаций, предприятий и учреждений, а также
личные беседы с должностными лицами;
-
публикации статей, заметок в печати;
-
лекции.
Подготовка к проведению выступлений, бесед должна строиться с учетом
контингента аудитории. Рамки антинаркотической пропаганды и общей профилактики
в целом нельзя ограничивать так называемыми группами риска, т.е. наиболее
уязвимые для наркотизации, к которым обычно относят подростков, молодежь,
безработных. Опыт показывает, что профилактическая работа среди подростков дает
гораздо больший эффект, если сочетается с разъяснительной работой с родителями
(например, на родительских собраниях в школах), дедушками и бабушками
(пенсионеры по месту жительства).
Особого внимания заслуживает работа с представителями власти,
хозяйственниками, видными общественными деятелями. Обладая властными и
финансовыми полномочиями, авторитетом, они в силу загруженности часто не
обладают объективной информацией по проблеме. Своевременно и полно
информируя таких лиц о наркоситуации, ее влиянии на жизнь людей, социально
экономическое развитие территории, можно оказать влияние на профилактику
наркомании в более широком общесоциальном аспекте.
Формирование атмосферы всеобщего неприятия наркотиков у населения имеет
своей целью преодоление пассивности и равнодушия к проблеме наркомании и
осуществляется посредством:
- постоянного информирования общественности о состоянии оперативной обстановки
по линии незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими;
- создания системы научно-информационного обеспечения пропаганды
здорового образа жизни как необходимости нормальной жизнедеятельности,
самореализации и самовыражения человека.
Наибольшей эффективности в решении этих вопросов можно добиться, опираясь
и активно используя возможности средств массовой информации, которые служат
основным, а порой и единственным источником информации для большинства
населения.
Средства массовой информации, учитывая их огромную ежедневную аудиторию,
могут внести существенный вклад в дело предупреждения наркомании.
Устанавливая деловые контакты с работниками телевидения, радио, газет,
журналов и предоставляя им необходимую информацию о состоянии наркоситуации,
необходимо добиваться, чтобы в основе сообщений в СМИ лежала объективность, а
не сенсационность. Вполне вероятно, что именно стремление к сенсациям, желание
бросить вызов обществу и необходимость повысить рейтинг и объясняют тот факт,
что некоторые телевизионные компании, газеты передают значительно больше
информации в поддержку требований изменить существующее законодательство в
области наркотиков или даже легализовать некоторые из них, чем информации, в
которой рассматриваются последствия такой политики и связанный с этим вред.
Используя огромный потенциал СМИ следует проводить мероприятия в области
профилактики и просвещения, направленные на объективное информирование широкой
общественности о последствиях применения наркотиков и злоупотребления ими, что будет
способствовать формированию более рационального подхода к проблемам наркотиков
и позволит избежать сенсационности.
Свободный от наркотиков образ жизни должен быть представлен в позитивном
свете. Польза отказа от наркотиков должна подчеркиваться также, как и вредные
последствия, связанные с их употреблением. Обязательна объективность, точность
и достоверность информации, ее следует подкреплять другими позитивными
аргументами в пользу здорового образа жизни. При этом субъектам, ведущим
уголовное судопроизводство, следует учитывать, что представители СМИ,
специализирующиеся на проблемах освещения наркоситуации, должны в ней
разбираться. Для этого необходимо активно сотрудничать с:
- руководителями печатных изданий (газет, журналов и т.п.), в которых
создаются постоянные рубрики по проблемам незаконного производства,
оборота и злоупотребления наркотиками;
• журналистами и корреспондентами, специализирующимися на указанной
тематике;
• администрацией региона, организующей транслируемые по кабельному
телевидению циклы передач об опасности злоупотребления наркотиками с
привлечением педагогов, психологов, медицинских работников и т.д.;
• молодежными лидерами, спортивными кумирами подростков и молодежи,
пропагандирующими здоровый образ жизни.
Стратегия, основанная на использовании средств массовой информации,
составляет лишь часть стратегии общей профилактики, направленной на сокращение
спроса на наркотики.
В связи с тем, что основную массу потребителей наркотиков составляет
молодежь, она должна также включать в себя меры по предупреждению
злоупотребления наркотиками путем формирования атмосферы их неприятия в школах,
по месту работы молодежи, в местах проведения досуга. Необходимо создавать и
поддерживать условия, при которых выбор здорового образа жизни становится
привлекательным и доступным.
Программы просвещения в образовательных учреждениях являются весьма
эффективным средством профилактики злоупотребления наркотиками среди
подрастающего поколения, в связи с чем, субъекты, ведущие уголовное
судопроизводство, вправе вносить предложения руководству школ о разработке
таких программ и оказывают помощь в их осуществлении.
В последние годы несколько активизировалась деятельность
неправительственных организаций: общественных, религиозных, благотворительных,
направленная на разработку и реализацию различных профилактических программ в
данной области. Их значение и сила заключаются в неординарности и гибкости
подхода к проблеме злоупотребления наркотиками, что позволяет использовать их
потенциал в более широком масштабе.
Мероприятия по разъяснению населению антинаркотического законодательства,
негативных последствий немедицинского употребления наркотиков способствуют
повышению уровня информированности и осведомленности общественности об
опасности злоупотребления ими и их незаконного оборота, предупреждению
совершения действий, подпадающих под действие уголовного и административного
законодательства.
В своих выступлениях субъектам, ведущим уголовное судопроизводство, важно
не допустить крайности - непродуманных и утрированных оценок, чрезмерного
морализирования и запугивания молодежи. В ходе общения с населением необходимо
также учесть, что, если наркотики будут определяться как зло или нечто
ядовитое, антисоциальное, ведущее к саморазрушению, конечный результат может
привести к отчуждению аудитории. Тактика насаждения страха не работает даже в
качестве составной части деятельности по профилактике.
Как говорилось выше, сведения, получаемые молодежью и подростками из
различных источников (телепередачи, художественные и документальные фильмы,
книги, газетные и журнальные статьи), должны быть точными и достоверными.
Именно поэтому важно, чтобы информация, предоставляемая в ходе личного общения
с аудиторией, не противоречила и не расходилась с полученной ранее. В противном
случае на подростков оказывается неоднозначное влияние, что лишь усиливает их
интерес к проблеме.
В связи с этим требуется квалифицированный подход и подготовка к лекции,
беседе или выступлению (изучение необходимой литературы, действующих
нормативных актов, консультации у врачей психиатров-наркологов об особенностях
протекания заболевания наркоманией). При этом в качестве основы необходимо
использовать Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных
веществах".
Вместе с тем, информация должна быть доступна той аудитории, на которую
рассчитана. Так, студенты юридического факультета знакомы с Уголовным кодексом
Российской Федерации и юридической терминологией, тогда как учащиеся
общеобразовательных школ нет. При общении с последними необходимо помочь им
обрести ориентиры на будущее, включающие продолжение их образования и
ответственное отношение к себе и другим; подыскать конкретные причины для
отказа от приема наркотиков (здоровье, достижения в спорте, карьере и т.п.).
В лекциях, выступлениях и беседах следует разносторонне показывать
опасность наркомании для личного здоровья и генофонда нации в целом, освещать
меры предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических веществ.
Необходимо развенчивать мифы о сугубо личном "безвредном" характере потребления
наркотических и психотропных средств, формировать самостоятельную
активно-негативную жизненную позицию у подростков и молодежи по отношению к
любым попыткам одурманивания, стимулировать желание у слушателей помогать
работникам органов внутренних дел и здравоохранения в предупреждении и
пресечении немедицинского потребления указанных средств.
Использование
любой из вышеперечисленных профилактических мер не означает, что в процессе
расследования по этому же уголовному делу не может быть внесено представление.
Так, например, следователь (дознаватель), судья может направить представление
соответствующему руководителю и договориться с ним о выступлении перед трудовым
коллективом, а также провести профилактическую беседу с потерпевшим, виктимное
поведение которого обусловило совершение преступления. Такой комплексный подход
к деятельности по устранению обстоятельств, способствовавших совершению
преступного деяния, на наш взгляд, будет способствовать наиболее эффективному
решению профилактических задач.
Заключение
Общая
профилактика (общепредупредительная деятельность) – система процессуальных мер,
направленных на реализацию уголовно-правовой и уголовно-исполнительной
превенции и осуществление предупредительного воздействия всем комплексом
процессуальных действий и правоотношений, составляющих уголовно-процессуальную
деятельность: (меры пресечения, иные меры уголовно-процессуального принуждения,
уголовно-процессуальный контроль, меры уголовно-процессуальной ответственности,
следственные действия и решения, меры воспитательного воздействия). Иначе
говоря, общепредупредительная деятельность нацелена на удержание от совершения
преступлений лиц, попавших в сферу уголовного судопроизводства
Специальное
предупреждение – система процессуальных средств, направленных на выявление
причин наркопреступлений и условий им способствующих, и принятие мер к их
устранению
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.
О
наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон РФ от 8
января 1998 г.//СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 2198.
2.
Комментарий
к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (научно-практическое
издание) / Под общ. ред. В.В. Мозякова, С.И. Гирько, Г.В. Мальцева, И.Н.
Барцица. - М., 2003.
3.
Методические
рекомендации по профилактике злоупотребления наркотическими средствами,
психотропными веществами и их незаконного оборота. /УБНОН МВД России, ВНИИ МВД
России. № 9/2 – 625 от 6.04 2000.
4.
Безруких Е.С., Мешков В.М. Расследование
преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков: Научно-практическое
пособие. – Калининград: КЮИ МВД России, 2003. – 64 с.
5.
Брылев В.И. Некоторые проблемы раскрытия и
предупреждения преступлений в сфере наркобизнеса. – Екатеринбург: УВШ МВД РФ,
1994. – 193 с.
6.
Жуков
А.М. Предупредительная деятельность следователя по уголовному делу. - Саратов,
1990.
7.
Жуков
А.М. Судебная профилактика преступлений. – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1992.
8.
Иванов
И.И. Оптимизация профилактической функции уголовного судопроизводства //
Правоведение. 2002. № 4. С. 70-78.
9.
Михайлов
Б.П. Профилактика наркомании и незаконного оборота наркотиков: Монография. М.:
Издательский дом «Граница», 2003. – 360 с.
10. Наркотики в России:
преступления и расследование. - СПб., 1999. - 425 с.
11.
Химичева Г.П. Общие условия производства
предварительного расследования: Фондовая лекция. - М., 1997.
12. О судебной практике по делам
о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными,
сильнодействующими и ядовитыми веществами: Постановление Пленума Верховного
Суда РФ № 14 от 15 июня 2006 г.// Российская газета. 2006. 28 июня
[1] Состояние
правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов
внутренних дел и внутренних войск в 2005 году. Аналитические материалы. – М.,
2005.
[2] См.: Собрание законодательства Российской
Федерации. 1998. №2. Ст.219.
[3] См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 27. Ст.3360.
Страницы: 1, 2, 3
|